1. Методологические основы прогнозирования - страница 3


Рис. 1.7. Изменение функциональной направленности прогнозов
Рис. 1.2. Изменение уровня определенности информации в зависимости от вида предсказания
На рис 1.2 показана связь, позволяющая на принципах снижения уровня неопределенности информации конкретизировать и обосновать цель, которую необходимо достичь в будущем.
Хотя гипотеза носит наиболее общий характер, без нее никакое научное управление и планирование невозможны. Гипотеза оказывает воздействие на этот процесс через прогноз, являясь важным источником информации для его составления. Во многих случаях гипотеза играет ту же роль и непосредственно при разработке планов. Например, при разработке бизнес-плана на выпуск новой продукции результаты окупаемости строятся на основании выдвинутой гипотезы о наличии рынка сбыта, спроса именно на этот товар и т.п.
^ 1.5. Классификация прогнозов. Одной из важнейших теоретических проблем экономического прогнозирования является построение типологии прогнозов. Она может строиться в зависимости от различных критериев и призна­ков — целей, задач, объектов, методов организации прогнозирова­ния и т.д. К числу наиболее важных из лих относятся:
а)масштаб прогнозирования;
б)время упреждения;
в)характер объекта;
г) функция прогноза.
^ По масштабу прогнозирования выделяют:

  1. макроэкономический и структурный прогнозы;

  2. прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.);

  3. прогнозы отраслевые и региональные;

4) прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы — предприятий, производственных объединений, а также отдельных производств.
По времени упреждения прогнозы подразделяются на оператив­ные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные:

Перечисленные типы прогнозов отличаются друг от друга также по своему содержанию и характеру оценок исследуемых процесса.
Оперативные прогнозы основаны на предположении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте, как количественных, так и качественных. В них преобладают детально-количественные опенки ожидаемых событий. Краткосрочные прогнозы предполагают только количествен­ные изменения. Оценка событий соответственно дается количественная. Средне- и долгосрочные прогнозы исходят как из количествен­ных, так и качественных изменений в исследуемом объекте, причем в среднесрочных прогнозах количественные изменении доми­нируют над качественными. В среднесрочных прогнозах оценка со­бытий дается количественно-качественная, в долгосрочных — ка­чественно-количественная. Дальнесрочные прогнозы исходят только из качественных изменений, причем речь идет преимущественно об общих закономерностях развития исследуемого объекта. Форма оценки прогнозируемых событий качественная.
Отличия прогнозов по содержанию и оценкам приведены в табл. I .I.
Социально-экономическое прогнозирование осуществляется в единстве также и с другими видами прогнозирования: социальным. политическим, демографическим, научно-техническим, естественных ресурсов и др. Результаты этих прогнозов учитываются в социально-экономическом прогнозировании. В свою очередь, социально-экономический прогноз — непременная составляющая прогнозирования и планирования развития всех общественных процессов. Связь различных видав прогнозов получает свое выраже­ние также в последовательности их разработки. Так, экономические прогнозы разрабатываются вслед за прогнозами научно-технического прогресса, естественных ресурсов, демографических процессов и т.д.
Таблица 1.1.
Отличия прогнозов по содержанию и оценкам

Прогнозы и их отличия

Оперативный


дол 1 года

Краткосрочный


1—3 года

Среднесрочный


5—10 лет

Долгосрочный


10—20 лет

Дальнесрочный


более 20 лет

По содержанию

Нет существенных количественных изменений

Количественные изменения

Количественные и качественные изменения

Качественные изменения

По характеристике оценок

Детальные количественные изменения

Количественные изменения

Количественно-качественные изменения

Качественные изменения на уровне общих закономерностей


22-zakona-sozdaniya-brenda-izdltelstyu-stranica-9.html
22-zakona-sozdaniya-brenda-izdltelstyu.html
22-zakonomernosti-obucheniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-pedagogicheskih-uchebnih-zavedenij-rekomendovano.html
22-zakonoproekt-o-zaprete-propagandi-gomoseksualizma-i-netradicionnaya-seksualnaya-orientaciya.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат