1. Управление социально-экономическими системами (организациями). Система

СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ


Вплоть до конца 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.



Система государственной монополий внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ, главной же его целью было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа, Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.



Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям—95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже—Министерства внешних экономических связей).



На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.



Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, — все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта и импорта.



В 70-е годы негативные тенденции были в определенной степени нейтрализованы благоприятными для страны изменениями конъюнктуры на мировом рынке. Это выразилось прежде всего в значительно более высоких темпах роста цен на топливно-энергетические товары, составлявшие основу экспорта бывшего СССР, по сравнению с ценами на импортируемые машины и оборудование.



В конце 80-х годов ситуация на внешнем рынке изменилась в худшую сторону. Темпы роста объема внешней торговли сравнялись с темпами роста национального дохода. В результате сократились поступления от внешней торговли в бюджет и снизилась ее роль в формировании национального дохода.



Реагируя на изменившуюся экономическую ситуацию государственные власти предприняли попытку реорганизовать систему внешнеэкономического регулирования, либерализовать условия внешнеторговой деятельности.



В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений. Право ведения внешнеторговых операций получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального обменного курса рубля.



Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговой политаможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.



Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.



Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ' ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ. В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши. Пошлины на легковые автомобили возросли до 30%, на другие транспортные средства—до 46%. Введение нового тарифа привело к увеличению ставок пошлин на комплектующие для электронной техники (до 20—60%), бытовую электронику (20—30%), сигареты (до 30%).



Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за «физическую единицу ввозимого, т. е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.



Вводится также налог на добавленную, стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.



Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистских правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.



Особенностью таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта ^России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т. е. являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины.



Ставки экспортных пошлин постоянно менялись в течение 1992—1994 гг. 'Изменения касались также систем и условий льготного налогообложения. Например, в середине 1992 г. был проведен пересмотр в сторону увеличения системы прямых экспортных налогов. В число товаров, облагаемых экспортными пошлинами, были включены продовольственные и фармацевтические товары, химические продукты. По существу, запретительные ставки дополнительных налогов на экспортную торговлю увеличились с 15 до 30%.



Очередные изменения ставок пошлин были проведем в 1994 г в связи с принятием нового таможенного тарифа Под давлением промышленных .групп были увеличены импортные пошлины на промышленные товары, конкурирующие с национальным производством (автомашины, ковры и т. д.). Уровень налогообложения повысился до 25—30%.



Основным методом определения таможенной стоимости товара закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции «однородными»)



по расчетной цене товарами.



Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. В действительности проверка такой оценки крайне затруднена, поскольку государственные органы в состоянии проконтролировать лишь весьма ограниченное число внешнеторговых сделок (нужно сравнить таможенную стоимость, указанную в декларации, с данными банка или банков по оплате фирмой декларированного товара) На практике реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно проходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически является нормой.



Таможенные чиновники далеко не всегда хорошо разбираются в товарной номенклатуре: в ряде случаев провозится иной товар, нежели тот, что указан по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Так, часто под видом деревянных срубов вывозят лес Могут также возникнуть конфликтные ситуации, когда цены на широко известные товары уменьшены по вполне законным причинам, например, при ввозе бывшей в употреблении техники, товаров с нестандартной или нарушенной упаковкой и т. д.



Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная задача— пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных отраслей. В связи с предполагаемой активизацией роли России в международных экономических организациях следует ожидать последующей корректировки тарифных ставок.



Среди других мер, призванных непосредственно воздействовать на цену импортированных товаров, нужно' отметить акцизные сборы, налог на добавленную стоимость и, наконец, импортные субсидии.



Акцизные сборы и налог на добавленную стоимость идентичны аналогичным сборам, взимаемым с национальных товаров. Исключение составляет дискриминационная практика взимания с иностранных товаров налога на добавленную стоимость на базе совокупной стоимости товара, включая и пошлину.



Система таможенно - тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования.



Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешний и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость—все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения. Для избежания негативных последствий, вызванных дорогостоящим импортом, российское государство субсидирует ввоз жизненно важных для населения и экономики страны товаров.



Спектр товаров, охватываемых импортными субсидиями, достаточно широк и включает такие товары, как продовольствие, запасные части, медицинские товары и лекарства. Основанием для предоставления субсидий служат доводы гуманистического характера (медикаменты для больных, пенсионеров и участников войны), необходимость замены износившегося оборудования (части для амортизированного оборудования, закупленного ранее), задача подъема жизненно важных для экономики отраслей (сельскохозяйственное оборудование) и т.д.



Источниками субсидирования обычно являются получаемые правительством от иностранных государств банков или международных организаций. На практике система субсидирования далеко не всегда выполняет свои задачи и оправдывает вложенные в нее средства. Минуя намечаемых потребителей, товары попадают в коммерческую торговлю, где продаются, по рыночным ценам. Это особенно часто происходит с продовольственными товарами и медикаментами. Что касается станков, оборудования и запасных частей, то их распределение не по назначению менее типично, однако и здесь зачастую происходит перепродажа импортных товаров на биржах.



Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.



Наиболее значимый из перечисленных методов— квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров при которой экспорт осуществлялся только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение, необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта.



Квоты распределяются Министерством внешних экономических связей. Непосредственное осуществление поставок на экспорт производится Росконтрактом через общероссийские объединения. Вырученные средства используются для оплаты централизованного импорта и выплаты государственного долга. Главными источниками поступления валюты по линии Росконтракта служат нефть и газ, обеспечивающие около 40% всего экспорта на России, некоторая часть квот передается регионам. Такие квоты обычно выделяются местному руководству и используются в качестве средства стимулирования со стороны центрального правительства отдельных регионов.



В дополнение к перечисленным задачам лицензионная система России контролирует вывоз запрещенных международными организациями товаров (наркотиков» расщепляющихся материалов, товаров военного назначения). Россия согласилась подчиняться правилам Координационного Комитета по контролю за экспортом (КОКОМ), накладывающим ограничения на экспорт и лицензирование продукции двойного назначения. Лицензии на экспорт вооружения предоставляются Министерством внешних экономических связей после одобрения Министерством экономики.



Еще одной формой нетарифных ограничений является предоставление права на экспорт стратегически важных товаров только зарегистрированным экспортерам. Около 200 наиболее крупных внешнеторговых организаций и предприятий обладают правом экспорта товаров, значащихся в официальных списках. Все другие экспортеры стратегически важных товаров обязаны осуществлять экспорт по линии 'этих официально зарегистрированных экспортеров, взимающих комиссию, не превышающую 2% стоимости товара. Официально такая практика объясняется необходимостью обеспечить контроль за получаемой экспортерами валютой и помочь мелким предприятиям, стремящимся выйти на внешний рынок, но не обладающим соответствующими возможностями» получить Информацию о специфике рынка. Фактически же такая система приводит к ограничениям в развитии рыночных структур, стимулирует монополию и концентрацию производства. В результате система сбыта концентрируется в руках небольшого числа экспортных организаций и не обеспечивает создание рыночной структуры, которая могла бы гибко реагировать на изменение цен.



Экспортное квотирование поставок нефти, дополненное системой «зарегистрированных» экспортеров, .представляет собой наиболее одиозный рудимент бывшей государственной монополии. Оно вызывает вполне обоснованную озабоченность сторонников развития рыночных отношений в России, а, также представителей международных организаций, ведающих распределение программ финансовой поддержки реформам в России. Вопросы внешнеторгового, регулирования стали камнем преткновения в переговорах о кредитах международных \финансовых организаций на начало 1995 г.



Отменив под нажимом международных органов систему экспортных квот на нефть, российской правительство фактически снова вернулось к этой системе через месяц, поставив этот экспорт в зависимость от баланса производства и потребления нефти на внутреннем рынке».



Что касается системы лицензирования импорта, то она Ориентирована не столько на ограничение импорта как Лакового, сколько на защиту здоровья и жизни граждан. Лицензионная система контролирует ввоз промышленных отходов и химикалий. Лицензии выдаются Министерством сельского хозяйства и охватывают около 3% импорта. Однако в ряде случаев требуется сертификат качества ввозимого товара (особенно это относится к продовольственным товарам).


Общий вывод, касающийся системы государственного регулирования внешней торговли в России

,

заключается в том, что она охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации.

Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный Допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.



Отечественные производители защищены не столько высокими импортными пошлинами, сколько дешевизной сырья и действенным экспортным контролем за его вывозом. Такая поддержка производителей требует дотаций на импорт машин и оборудования, ведет к значительным государственным расходам.

Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса.


3. РОССИЯ И ГАТТ



(

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ)

В отношениях предшественника России Советского Союза с ГАТТ первоначально определяющую роль играл климат «холодной войны» и конфронтации. Мало способствовали налаживанию плодотворного сотрудничества и идеи максимальной либерализации внешней торговли, декларированные ГАТТ, его неприятие госмонополии. Например, в соответствии с положениями ГАТТ деятельность государственных структур в сфере внешней торговли допускалась лишь постольку, поскольку она не нарушала общий режим свободной конкуренции. Такая постановка вопроса вряд ли могла быть приемлемой для бывшего СССР.



Окончание «холодной войны», изменение политической обстановки в 60-х годах привели к первым неформальным контактам между чиновниками секретариата ГАТТ и представителями миссии СССР при ООН В Женеве. Однако особенного успеха эти попытки не имели. Аналогично неудачно закончились контакты 1979— 1980 гг. Активная работа по установлению стабильных связей между ГАТТ и Советским Союзом началась лишь в середине 80-х годов.



В 1983 г. СССР была предпринята первая попытка получить статус наблюдателя. Этот статус не дает права на участие в голосовании, но позволяет присутствовать на заседаниях, выступать на них и получать в свое распоряжение все рабочие документы организации. Перспектива участия СССР даже в качестве наблюдателя в ГАТТ встретила более чем прохладное отношение со стороны США и их западных союзников.



Страны Запада опасались, что участие СССР в качестве активного члена организации усилит конфронтационность и приведет к политизации ее деятельности. Такое изменение представлялось Западу тем более опасным, что в этот период велись переговоры о принятии в ГАТТ ряда восточноевропейских государств.



Окончание периода «холодной войны» и конфронтации, изменение общеполитического климата по-новому поставили вопрос об официальном участии СССР в ГАТТ. В декабре 1989 г. американский президент Дж. Буш заявил о том, что США поддержат просьбу СССР о предоставлении ему статуса наблюдателя. В марте 1990 г. была подана соответствующая официальная заявка о предоставлении СССР статуса наблюдателя с последующим переходом в полноправные члены.



Позиция ГАТТ определялась двумя противоречивыми обстоятельствами. Неучастие Советского Союза в качестве полноправного члена организации автоматически означало регионализацию и дифференциацию торговых правил, что было нежелательно. Такая тенденция уже проявлялась в рамках заключенных «Общим рынком» особых соглашений, с третьими странами, с одной стороны, и США, Мексикой и Канадой между собой—с другой. «Выталкивание» России и вновь образовавшихся независимых государств из системы многостороннего регулирования ГАТТ могло привести к созданию еще одной региональной системы торговли и дополнительного» барьера в мировой торговле.



Страны Запада также считали, что во взаимоотношениях с СССР неприемлем принцип взаимности уступок, являющийся основой ГАТТ. Традиционные тарифные уступки, - считает большинство членов ГАТТ, не обеспечат существенных новых возможностей для расширения поставок экспортных товаров в Россию. Такая же проблема возникала и в период дискуссий о возможности участия в ГАТТ Венгрии, Румынии и Польши. Значимость ее еще более возрастает, когда речь идет о таких крупных государствах, как Россия, Украина, Казахстан и др.



Правительства развитых стран Запада считали, что прогресс в России по пути рыночных реформ еще недостаточен для того, чтобы можно было использовать. . адекватные взаимные уступки на основе РНБ.



Что касается России, то для нее невозможность участия в выработке международных норм и правил внешней торговли приводила ко все возрастающим издержкам в сфере международных экономических отношений.



Превращение ГАТТ в международную организацию, регулирующую сферу услуг, качественным образом изменило положение России в сфере международного регулирования внешнеэкономических связей. До начала перехода ГАТТ к регулированию нетарифных барьеров. как СССР, так и его преемница Россия могли особенно не опасаться дискриминационных мер:, значительная часть внешнеторговых поставок из страны приходилась. на сырье, импортируемое в основном беспошлинно. Предоставление же режима наибольшего благоприятствования обеспечивалось в большинстве случаев за счет заключения двусторонних договоров.



Ситуация начала меняться со времени открытия Токийского раунда и кардинально изменилась в 1994 г. в связи с созданием Всемирной торговой организации-(ВТО) с более широкой сферой деятельности.



Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложившийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении; спорных и конфликтных вопросов. Необходимость в таком механизме для страны ощутимо выросла в 1992— 1994 гг. В ответ на открытие своего рынка Россия не только не получила ответных льгот, но, наоборот, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами -за рубежом как раз по тем товарам, где она обладает сравнительными преимуществами.



Угрозу внешнеторговым интересам России представляют антидемпинговые правила, позволяющие ускоренными темпами вводить повышенные пошлины на импортируемое дешевое сырье. Необходимой представляется взаимная координация практики демпинговых поставок сельскохозяйственной продукции из стран Западной Европы и минерального сырья, в частности алюминия и урановой руды, из России.



Дальнейшее неучастие в ГАТТ—ВТО практически ликвидирует возможность для России при необходимости на равных контролировать и противодействовать дискриминационным мерам со стороны развитых стран .в сфере транспорта, банковской деятельности и др.



Задержка с вхождением в ГАТТ затрудняет ее участие в интеграции, поскольку вынуждает Россию признавать и соблюдать все предшествующие нормы и правила, принятые без ее активного участия.



Оборотной стороной такого участия России во Всемирной торговой организации может стать требование либерализовать на только таможенные тарифы, неоднократно повышавшиеся за последние годы, но и допустить иностранные фирмы в такие до сих пор «заповедные» сферы, как банковское и страховое дело.



Такова, по предварительным оценкам, минимальная цена, которую придется заплатить России за полноправное включение в систему всемирного регулирования международных экономических отношений.

Положительным моментом станет укрепление стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России.



55.Современные тенденции изменения конкурентоспособности



Конкурентоспособность товара

- это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных па­раметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рын­ке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная ха­рактеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организа­ционных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия обще­ственным потребностям с учетом затрат на их удовлетворе­ние, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе про­изводительного и (или) личного потребления.

Технические показатели товара определяются оцен­кой соответствия его технического уровня, качества и на­дежности современным требованиям, которые выдвигают­ся потребителями на рынке. Эти требования наиболее пол­но отражают их общественные и индивидуальные потреб­ности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социаль­но-экономического развития и научно-технического прогрес­са как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим по­казателям находят отражение в национальных и междуна­родных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установ­ление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым опреде­ляется (нормируется) стандартизируемый предмет, назы­вается стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат техничес­кие условия на его изготовление, правила приемки, сорти­ровки, упаковки, маркировки, транспортировки и хране­ния. При оценке качества товара прежде всего определяет­ся его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.



Качество товара

- это степень достижения установ­ленного технического уровня при производстве каждой еди­ницы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием прибо­ров, аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров

- по­казатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ве­дущих мировых производителей той или иной продукции.

Коммерческие условия.

К основным показателям, оп­ределяющим коммерческие условия конкурентоспособнос­ти товаров, относятся:

• ценовые показатели;

• показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

• показатели, характеризующие особенности действу­ющей на рынке производителей и потребителей на­логовой и таможенной системы;

• показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий

. Уровень цены производства непосредственным обра­зом определяет ценовую конкурентоспособность товара. По­нятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой про­дукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уро­вень цены снижает ценовую конкурентоспособность това­ров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение кон­курентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гиб­кие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и на­дежности.



Организационные условия приобретения и использо­вания товара потребителями обеспечивают реальное выпол­нение коммерческих показателей его конкурентоспособнос­ти. К ним относятся:

обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на сниже­ние издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями че­рез складские предприятия. В основе экономичной достав­ки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспор­тными уставами, кодексами, правилами перевозок, тран­спортными тарифами и другими основополагающими до­кументами в этой области;

расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслу­живанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента рынка;

2) умелое использование рекла­мы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;

3) четкая система поставки запчастей/комплектующих;

4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;

5) обу­чение персонала, связанное с доведением до каждого ис­полнителя стандартов обслуживания.

Сервис подразделяется на предпродажный и после­продажный, а последний - на гарантийный и послега­рантийный.



Предпродажный сервис заключается в устранении не­поладок, вызванных транспортировкой продукции, в приве­дении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегаран­тийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупре­дительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает за­пасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя произ­водятся модернизация проданной продукции и дополни­тельное обучение персонала. Задача послегарантийного ре­монта - сократить простои оборудования, увеличить меж­ремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и в конечном счете завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции;

развитие рекламы и технической информации на высоком качественном и организационном уровнях. Необ­ходимо помнить, что главным элементом рекламы, опреде­ляющим ее эффективность для товара производственного назначения, является прежде всего содержательность рек­ламного текста, его информативность и доказательность, безусловная достоверность в отличие от рекламы для това­ров индивидуального потребления. В ней рекламный текст более эмоциональный, несложный для восприятия, зачас­тую приукрашенный, а "имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими свойствами. Глав­ная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность;

формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС как ключевое направление в конкурентной борь­бе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирова­ние спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить по­тенциальному покупателю о существовании товара, осве­домить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со сто­роны покупателей и довести до них гарантии защиты инте­ресов покупателей в случае, если они не будут удовлетво­рены покупкой. Главная задача организации ФОС - введе­ние на рынок нового товара, обеспечение его конкуренто­способности и намеченного объема продаж.

Задача же стимулирования сбыта (СТИС) - побужде­ние покупателя к последующим покупкам данного това­ра, к приобретению больших партий, регулярным коммер­ческим связям. Деятельность по организации стимулиро­вания сбыта особенно важна, когда на рынке имеется мно­го конкурирующих между собой товаров, мало отличаю­щихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обе­щает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, ре­гулярности покупок определенного числа изделий ("бонус­ные" скидки). При стимулировании сбыта часто использу­ются послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплат­ное распространение образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на пробу" за реализа­цию крупных партий товара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь. Большое значе­ние имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.



Экономические условия потребления. По экономи­ческим условиям потребления конкурентоспособность то­вара включает большое число показателей, к основным из которых следует отнести: в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

55.Современные тенденции изменения конкурентоспособности

Конкурентоспособность фирм на рынке проявляется через конкурентоспособность товаров. Фактически конкурентоспособность фирмы является индикатором конкурентоспособность  фирмы, но и всей цепочки конкурентоспособности .

Конкурентоспособность фирмы определяется ею на основе 10 факторов, каждый из которых, в свою очередь, оценивается по нескольким критериям

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособность фирмы, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства.

На ближайшие 10-15 лет многие крупные компании уже выбрали ту конкурентоспособные товары, которые позволят в кратчайшие сроки обеспечить условия для резкого повышения уровня конкурентоспособность фирмы.

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособность фирмы. В экономической литературе понятие конкурентоспособность фирмы имеет различные интерпретации, по-разному анализируется конкурентоспособность фирмы.

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности.

В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма.

Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью - это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

56.Формы международной кооперации и перелива капиталов

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики.



Сущность, основные черты и цели международной кооперации.

В промышленности индустриальных капиталистических стран появился высокоразвитый сектор отраслей, подотраслей, предприятий с подетальной и технологической специализацией, неразрывно связанный с деятельностью производственных подразделений, выпускающих готовую, конечную продукцию. Деятельность этого сектора перерастает национальные границы, он устанавливает широкие кооперационные связи с зарубежными отраслями, изготавливающими конечные изделия.



Основные формы международной кооперации.

В соответствии с концепцией ЕЭК ООН среди форм промышленного сотрудничества выделяются:




Международное движение научно-технических знаний

Международное движение научно-технических знаний, растущее очень быстрыми темпами, — это еще один фактор интернационализации производительных сил. Это движение — одна из быстро развивающихся форм вывоза капитала. Характерная черта данного этапа развития НТР — растущая интернационализация науки и научно-технических знаний. Передача научно-технических достижений между отдельными странами происходит прежде всего путем обмена новой научно-промышленной продукцией, внесения прямых технических инвестиций за границей и продажи патентов и лицензий.

Международное движение научно-технических знаний развивается и некоммерческим путем. В этих целях используются международные научные конференции, публикации новых научно-технических достижений, подготовка высококвалифицированных специалистов за границей и т.п.

Главной формой международного обмена научно-техническими достижениями между капиталистическими странами является продажа лицензий. Это означает, что владелец определенного научно-технического достижения (изобретения, охраняемого патентом) разрешает другой стороне пользоваться им за вознаграждение или за определенные обязанности.

Основная часть новых технологий направляется в новые, наиболее прогрессивные отрасли, какими являются электротехническая, химическая, металлургическая и машиностроительная промышленности. Научно-технические отношения между странами, ставшие интегральной и весьма значительной составной частью международных экономических и политических отношений, являются фактором, вызывающим техническую, экономическую и политическую зависимость от крупнейших мировых экспортеров лицензий и технологий.

Возникновение и реализация новых технологий продолжают оставаться важными факторами, влияющими на международную торговлю, экспорт и импорт капитала — на их объем, структуру, качество и цену.

Немаловажное влияние на международный обмен научно-техническими достижениями имеют военно-политические аспекты, что не следует недооценивать в общем анализе проблемы. Становится очевидным, что разработка новых научно-технических достижений и международный обмен ими будут оказывать растущее влияние как на развитие отдельных национальных экономик, так и на всю область международных экономических и политических отношений.1

Расходование средств на закупку материалов, оборудования и наем рабочей силы внутри одной страны не всегда эффективно. В современном мире предприятия выработали различные формы организации совместного производства с участием иностранных партнеров из нескольких стран. Партнеров связывает структура подобных объединений, основанная на распределении программ выпуска продукции, единстве коммерческих условий сотрудничества, взаимной гарантии рисков, защите зарубежных инвестиций и промышленных секретов. На практике в рамках таких объединений идут не только процессы международной кооперации, но и процессы перелива капиталов

Международный бизнес. ТНК в мировой экономике

В последнее десятилетие необычайно усилился процесс переплетения хозяйственных связей разных стран рыночной экономики. Причем географический фактор, связанный с отдаленностью от центров мировой экономики, заметно потерял свое значение. Переплетение хозяйственных связей перерастает в переплетение хозяйственных структур. Основным организующим началом в этом процессе выступает транснациональная корпорация (ТНК), воплощающая в себе современный международный бизнес. Причем не всегда речь идет о транснациональных компаниях гигантских размеров — наоборот, часто эти ТНК, как показывает опыт 80-х годов, бывают сравнительно небольшими по масштабам операций, но необычайно гибкими, исключительно эффективными с точки зрения производства и прибыли (особенно в сфере наукоемкой технологии, обслуживания и др.).

Феномен ТНК. Международные монополии — отнюдь не новое явление: уже в 1939 г. в мире было около 300 транснациональных корпораций, а в 1986 г. — более 12 тыс. с более 85 тыс. заграничных филиалов. На долю ТНК приходится примерно половина капиталистического мирового промышленного производства, около 70% свободных валютных и ликвидных средств. Это в два раза больше свободных средств, которыми располагали государства, государственные банки и международные организации несоциалистического мира.

Вывоз капитала как ведущая форма международных экономических отношений капитализма

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части капитала из процесса национального оборота в одной стране и включению в производственный процесс или иное обращение в других странах и в различных формах. В результате за рубеж в этом случае переносится уже не акт реализации прибавочной стоимости, заключенной в экспортируемых товарах, а сам процесс его создания.

Мировой рынок, создав систему устойчивой зависимости национального расширенного воспроизводства от мирового хозяйства, сыграл исторически непреходящую роль. Но в домонополистическую эпоху нации втягивались в обмен товаров, но еще не в капиталистическое производство. Экспорт товаров — характерная форма зарубежных операций эпохи свободной конкуренции. Империализм это изменил. Империализм обусловлен, между прочим, вывозом капитала. Неоимпериализм (понятие, введенное профессором Р.И. Хасбулатовым) в какой-то мере способствовал «снятию» политико-идеологического аспекта с вывоза капитала. Почему? Потому что вывоз капитала — это усиливающаяся функция народных хозяйств всех стран, в том числе развивающихся и стран с переходной экономикой. Это становится общей нормой для любой национальной экономики

Причины вывоза капитала

Первопричиной и необходимой предпосылкой вывоза капитала выступает относительный «избыток» капитала, когда в целях прибыльного инвестирования он устремляется за границу. В послевоенные десятилетия объем экспорта капитала развитых капиталистических стран непрерывно растет. С его помощью частично решаются противоречия воспроизводства товаров, увеличивается товарный экспорт стран, в результате увеличивается внутренний спрос на оборудование и, таким образом, нейтрализуется тенденция понижения нормы прибыли. Экспорт капитала опережает по своим темпам как ВНП, так и товарный экспорт капиталистических стран. Один лишь объем прямых зарубежных инвестиций составил к середине 80-х годов более 600 млрд. долл. На основе этих инвестиций в капитало-экспортирующие страны ежегодно переводилось в 80-е годы более 40 млрд. долл. прибылей.

Вывоз капитала в международных экономических отношениях связан с крупными изменениями, происходящими внутри национальных экономик, что проявляется, как уже было сказано выше, прежде всего в снижении удельного веса производственной сферы и в повышении удельного веса услуг, т.е. сферы обслуживания.

Хотя соотношение непроизводственной и производственной сфер внутри национальных экономик промышленно развитых капиталистических стран в целом намного выше (примерно 60:40) соотношения международного обмена услуг и товаров (около 17:83), налицо факт, что эти внутренние изменения в растущей степени отражаются в международном обмене. В то же время следует принять во внимание, что объем международных потоков «обменных» услуг намного выше, чем показывает официальная статистика, поскольку целый ряд экспортируемых услуг (составляющие экспорт капитала) в отличие от экспорта товаров (торговли) трудно проследить в статистических и отчетных данных фирм.

Американский прогноз, названный «Экономика 90-х годов», опубликованный в 1987 г. в журнале «Форчун», предполагает, что включение американской экономики в будущее международное разделение труда в растущей степени будет базироваться именно на экспорте услуг, или, иными словами, на доходах от зарубежной деятельности американских банкиров, бухгалтеров, инженеров, юристов, консультантов по вопросам управления, рекламных агентов предприятий, предоставляющих услуги в области обработки данных, от продажи лицензий, предоставления концессий и т.п. Таким образом, речь идет о необходимости дальнейшей интеграции американской экономики в систему мирового хозяйства с учетом возрастания роли собственно непроизводственных видов деятельности. Так, в этом прогнозе указывается, что приблизительно в 2000 г. доля рабочей силы в сфере обслуживания в США достигнет 88-96%, причем 90-96% всех новых рабочих мест должен будет создать именно этот сектор. К числу наиболее динамично развивающихся отраслей будут относиться службы дальней связи, конторские и финансовые услуги, здравоохранение, рекреационные услуги и развлечения, услуги в области иностранного туризма и обработки данных. Одновременно это означает значительное повышение зависимости США от импорта продукции обрабатывающей промышленности. По-видимому, в этом аспекте восточно-европейские страны могли бы существенно расширить деловые связи с США

Особенности вывоза капитала

Растущая взаимоувязка национальных экономик проявляется не только в области экспорта и импорта товаров и услуг, но и (в растущей степени) в области производства, о чем говорит быстрое увеличение объемов экспорта капитала. Объем вывезенного за границу производительного капитала в виде прямых зарубежных капиталовложений увеличился с 51 млрд. долл. в 1945 г. до примерно 600 млрд. долл. в середине 80-х годов и продолжает возрастать быстрыми темпами.

Именно экспорт капитала является главным источником создания так называемой международной продукции, т.е. продукции, реализованной зарубежными филиалами международных монополий. С начала 70-х годов объем этой международной продукции составляет около четверти валового национального продукта промышленно развитых капиталистических стран. Продукция американских зарубежных филиалов превышает объем экспорта товаров США более чем в 4 раза.

Вторая форма увязки национальных экономик в области производства — межфирменная кооперация, когда отдельные юридически самостоятельные предприятия разных стран устанавливают тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической и подетальной специализации. В отличие от первой формы, где увязка в области производства происходит путем межфирменной кооперации в рамках транснационального капитала, предприятия во втором случае являются юридически самостоятельными, но технологически взаимозависимыми. Они становятся звеньями того же технологического процесса, который проходит в международном масштабе. Экспорт капитала, который уже в момент своего возникновения стремился завоевать монопольное положение в добывающей промышленности отсталых стран и использовать относительный избыток капитала за границей с целью достижения наибольшей прибыли, после второй мировой войны получил новые стимулы и новые формы.

Один из наиболее значительных факторов, наряду с продолжавшей существовать мотивировкой в виде прибыли, — нараставшее в 50-е и 60-е годы ускорение темпов экономического роста. Ускоренные темпы экономического роста оказывали давление на рост внутренних ресурсов накопления, нехватка которых проявилась в оказании давления на импорт капитала из других стран. После второй мировой войны в некоторых экономически развитых капиталистических странах долгое время существовала абсолютная нехватка капитала, смягчавшаяся поступавшими к ним зарубежными ресурсами. Эта нехватка явилась причиной того, что страны, более пострадавшие от войны (Германия, Италия, Япония и др.), позднее приступили к экспорту капитала. В послевоенные годы практически единственным экспортером капитала были США. Лишь во второй половине 50-х годов экспорт капитала стал более заметным и в других промышленно развитых капиталистических странах.

Давление на экспорт капитала оказывают и развивающиеся страны, стремящиеся получить внешние источники накопления и таким образом ускорить темпы своего экономического роста. Перемещение части производственных мощностей за границу посредством прямых и косвенных инвестиций в то же время мотивировалось стремлением экономически развитых капиталистических стран получить под свой контроль регионы со стратегическим сырьем, но на собственно экономической базе, втягивая эти страны в глобальную систему рыночного хозяйства. Сильным стимулом для экспорта капитала являются и экологические факторы. Промышленно развитые капиталистические страны стремятся перемещать в развивающиеся страны такие производственные мощности, которые в значительной степени ведут к загрязнению окружающей среды. Эта тенденция стала проявляться в наиболее отчетливых формах в 70-е годы и укреплялась на всем протяжении 80-х годов.

Строительство производственных мощностей за границей позволяет обойти систему внешней экономической защиты страны и прочно укорениться в структуре рынка и производства данной страны. Это создает намного более стабильную и прочную базу для овладения зарубежными рынками, чем экспорт товаров, который легче регулировать с помощью таможенных и других ограничений.

Далеко не в последнюю очередь вывоз капитала обусловлен высоким уровнем производительных сил, дальнейшее развитие которых в современных условиях требует более высокой концентрации ресурсов и капитала, более глубокой увязки и использования научно-технических достижений как на национальном, так и на международном уровне. Путем координации поступления отдельных национальных капиталов удается преодолеть его нехватку в разных частях мирового капиталистического хозяйства. А это, в свою очередь, создает более широкий простор для развития производительных сил.1

Удовлетворение устойчивых потребностей, которые нельзя осуществить за счет внутренних ресурсов, становятся сферой интересов контрагентов других стран. Торговые отношения, возникающие в результате этого, приводят к образованию связей, которые представляют собой, с точки зрения отдельного государства, внешнюю торговлю страны. Эти связи, являясь сферой международных товарно-денежных отношений, выражаются в разнообразных формах, описываемых ниже. Интерес для конкретной страны имеют, конечно же, выгоды, получаемые от участия в международной торговле, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.


57.Основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли

Сегодня международная торговля, с одной стороны, стала мощным фактором экономического роста национальных государств, с другой - способствует росту их  зависимости от мирового рынка.

    Теоретические объяснения причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами появились позже возникновения самого международного обмена.

    Существует два основных подхода к международной торговле.


Фритредерство - политика государства, обеспечивающая полную свободу внешнеторговых операций. По-настоящему се научные основы, как и теории международной торговли в целом, были заложены в конце XVIII - начале XIX в. классиками английской политической экономии, прежде всего Д. Рикардо. Последний рассмотрел проблему преимуществ, которые получают страны в результате внешнеэкономической специализации, реализуемых в процессе внешней торговли.

Классики исходили из того, что определяющей в экономике является не торговля, а производство, благоприятные условия для осуществления которого обусловлены наличием ресурсов. Последние диктуют его специализацию, а следовательно, и основные направления экспорта и импорта.



Протекционизм - политика государства, направленная на стимулирование экспорта национальных товаров и ограничение импорта. Теоретически впервые она была обоснована в трудах представителей меркантилизма (А. Моикретьена и др.), исходивших из постулата об определяющей роли сферы обращения в экономике.

Меркантилисты, которые, как известно, вообще были представителями первой научной экономической школы, считали богатством исключительно деньги и требовали, чтобы государство поощряло их приток в страну за счет обеспечения положительного сальдо внешнеторгового баланса.



58.Теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорема Рыбчинского



Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина

Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений – это различия в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами) , что в одной стороны ведет к международному разделению труда, а с другой стороны, - к перемещению этих факторов между странами.Вследствие разной наделенности факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются на производстве ограниченного набора продукции. При этом они достигают высокой производительности труда в ее изготовлении, но одновременно вынуждены обмениваться этой продукцией. Разделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страны и весь мир. Факторы производства ( капитал, труд, предпринимательские способности, знания. )

Международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстве товаров и услуг, которыми она обмениваются между собой. До промышленного переворота (18-19 в) МРТ базировалось на наделенности стран природными ресурсами, затем усиливается специализация, основывающаяся на различиях в наделенности стран капиталом, трудом, предпринимательскими способностями, знаниями. )

Движение факторов производства

Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа, избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах, государства с развитой наукой вывозят технологию туда, где такой собственной технологии нет. Международное движение факторов производства зависит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но и от их мобильности, различных барьеров на пути движения факторов и многих других моментов, которые мешают этому движению. Тем не менее объем международного движения факторов производства вполне сопоставим с объемом международной торговли.На этой основе строятся теории международной торговли и международного движения факторов производства.

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ Рикардо является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды В этом — огромное достижение рикардианской теории, которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита о выгодности разделения труда для всех его участников. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.

На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и подробно изложенная в книге последнего под названием «Межрегиональная и международная торговля» (1933). Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера—Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера—Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.



Использование теории Хекшера-Олина для объяснения движения факторов производства

В теории Хекшера—Олина оба фактора — труд и капитал — мобильны и могут перемещаться между странами. Тем самым они дополняют, а иногда и заменяют международную торговлю, как это происходит, например, с международным движением капитала, на базе которого за рубежом организуется производство тех товаров, которые иначе могли бы быть туда экспортированы.

Другим выводом из теории Хекшера-Олина, который был сделан американским экономистом Полом Самуэльсоном, является то, что перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах. Подобный вывод нередко называется теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона.

Большой вклад в развитие неоклассической теории международного движения капитала внесли Хекшер и Олин в рамках своей теории соотношения факторов производства. Так, Олин указывал на дополнительные моменты, которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для организации производства товаров на месте), стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия или близость между странами (в качестве примера Олин приводил большой приток французского капитала в Россию перед Первой мировой войной). Он первым из экономистов указал на вывоз капитала в целях ухода от высокого налогообложения и при резком снижении безопасности инвестиций на родине. Наконец, Олин провел границу между экспортом долгосрочного капитала и краткосрочного (последний, по его мнению, носит обычно спекулятивный характер), между которыми расположен вывоз экспортных кредитов.



Парадокс Леонтьева

Теория Хекшера-Олина разделяется большинством современных экономистов. Однако она не всегда дает прямой ответ на вопрос, почему именно тот или иной набор товаров преобладает в экспорте и импорте страны. Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина:

более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьева объясняли по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших .объемах импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства (опять же из США). Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина, которая, как показало последующее ее тестирование, срабатывает в большинстве, но не во всех случаях.

Россию можно отнести скорее к типичному для теории Хекшера—Олина случаю: изобилием природных ресурсов, наличием больших производственных мощностей (т.е. реального капитала) по переработке сырья (металлургия, химия) и ряда передовых технологий (преимущественно в производстве вооружения и товаров двойного назначения) объясним больший экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции, военной техники и товаров дойного назначения. В то же время теория Хекшера-Олина не дает ответа на вопрос, почему из современной России с ее огромными сельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственной продукции, а наоборот, она импортируется в огромных количествах; почему при наличии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна мало экспортирует, но много импортирует гражданской машиностроительной продукции. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.

Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта) была разработана американцем Раймондом Верноном. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла жизни (иногда их насчитывают пять): I — внедрение на рынок; II — рост продаж; III — зрелость (IV — насыщение рынка); IV (V) — спад продаж.

Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иначе: I — монопольное производство и экспорт нового продукта; II — появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III — выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; IV — выход конкурентов на рынок страны-пионера (как возможная стадия).

Передовая в технологическом отношении фирма может начать внедрение другого продукта к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей, возможно даже продав им патент на производство своего старого продукта. Однако существует и иной выход при усилении угрозы экспорту — самому наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.

Американский экономист Джеймс Тобин выдвинул концепцию портфельной ликвидности, согласно которой поведение инвестора определяется желанием диверсифицировать свой портфель ценных бумаг (в том числе за счет иностранных Ценных бумаг), взвешивая при этом доходность, ликвидность и риски. Еше один американский экономист — Чарльз Киндлебергер, развивая эту концепцию, дополнил ее предположением, что в разных странах для рынков капитала характерно разное предпочтение ликвидности и поэтому возможен активный обмен портфельными инвестициями между странами

Модель монополистических преимуществ была разработана американским экономистом Стивеном Хаймером и далее развита Ч. Киндлебергером и другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические (т.е. присущие только ему) преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск (о которой писали Милль и Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).

Для иностранного инвестора монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной конкуренции на местных товарных рынках (если у него есть оригинальный




Теория конкурентных преимуществ ПОРТЕРА

Во многом именно вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Майкла Портера. В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.



Факторы конкурентоспособности национальной экономики

Центральное место в концепции М. Портера занимает идея «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства («детерминанты») экономики, формирующих конкурентную макросферу, в которой действуют фирмы изучаемой страны

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны.

Определим эти детерминанты.

Параметры факторов (факторов производства) представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет также стратегия фирм, их структура и соперничество между ними. Если конкурентная среда или соперничество между фирмами отсутствуют, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то у таких фирм на внешнем рынке конкурентного преимущества обычно не возникает.

Параметры спроса— это, прежде всего, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация по видам продукта, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса получают апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Далее, наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией, является необходимым условием создания и поддержания конкурентных преимуществ в мировой экономике для фирм соответствующих отраслей.

В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (как это имело место в 1997—1998 гг.) или в валютных курсах (изменение курса российского рубля после 17 августа WS г.), всплески мирового или местного спроса, политические Решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства.

Наконец, роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба». Причем это влияние может быть как положительным, к и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует своей экономической политикой включая, естественно, внешнеэкономическую

В частности, правительство во многих странах оказывает содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортоориентированными отраслями.

Характеристика протекционизма и свободы торговли.

Современное государство регулирует торговлю с другими странами. Известны две противоречивые формы торговой политики – протекционизм и (защита) и свобода торговли.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые из-за рубежа товары, а также через систему нетарифных ограничений (количественные и валютные ограничения импорта товаров, сложная для них таможенная процедура — таможенная очистка, высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортные товары, жесткое антидемпинговое законодательство и т.п.)

На ранних этапах развития мирового рынка многие государства придерживались протекционизма для стимулирования национальной экономики, обеспечения активного торгового баланса так Дж. Миль признавал необходимость протекционизма в качестве временной меры на период становления какой-либо отрасли. В 19 в. одним из главных защитников протекционизма был немецкий экономист Ф Лист.

Принципы свободной торговли отстаивал Д.Рикардо. Протекционизм выгоден монополиям, так как конкуренция иностранных товаров мешает удерживать монопольные цены, к тому же приходится следить за качеством своих товаров . В протекционизме заинтересованы некоторые группы неквалифицированных работников, опасающихся потерять рабочие места, присутствие на внутреннем рынке импортных товаров усиливает конкуренцию и способствует оздоровлению нерентабельных отраслей национальной экономики, что нередко протекает в болезненной форме. Несомненно, что возникающие новые отрасли напротив требуют протекционизма, государственной поддержки, основная масса населения выигрывает от свободной торговли, когда на внутреннем рынке много разнообразных товаров по доступным ценам.

Парадокс Леонтьева

— наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.

Леонтьев предположил, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоемких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. В этом и состояла суть парадокса.

Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоемкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Нужно добавить, что доля трудоёмких поставок в экспорте США с 1947 г. растёт опережающими темпами, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США (по данным Министерства труда США, на февраль 2007 года в промышленном секторе занято 22,475 миллиона человек из 137,410 мил. занятых в несельскохозяйственном секторе). Это приводит к росту трудоемкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Большая часть импорта США потребительская, об этом говорит и высокий дефицит (более 130 миллиардов долларов в 2006) в торговле с Китаем и странами АТР (Азиатско-Тихоокеанский Регион). Общий импорт в США составил в 2006 г. 2 831 миллиардов долларов, при этом более 2, 5 триллионов приходится на товарно-сырьевой импорт. Цены товарного импорта в среднем (за исключением сырья) растут ниже внутренних цен США (в феврале 2007 внутренние цены выросли на 0,4%, цены не сырьевого импорта снизились на 0,1%), что обусловлено высоким потенциалом трудовых рынков стран поставщиков США. Такая ситуация приводит к росту капиталоёмкости Американской промышленности и снижению инфляции. До 1971 года (года отмены привязки доллара к золоту) масштабный импорт в США был связан с оттоком золота из резервов ФРС (страны импортёры меняли доллары на золото), это приводило к разгону инфляции и тормозило развитие экономики (высокой стоимости кредита, и за счёт необходимости производства многих товаров на территории США с высокой занятостью местной рабочей силы и низкой капиталоёмкостью продукции). «Ямайская» валютная система, - с 1971 года, нетоварных денег (ничем не обеспеченных, гарантированных лишь законом) позволила США, комфортно наращивать дефицит торгового баланса (с 1975 г. нарастающее дефицитный, - с 9 миллиардов в 1976 до 836 миллиардов долларов в 2006 гг.) без инфляции и с высоким ростом благосостояния населения (за счёт низкой стоимости потребительских товаров к цене труда в США).




3731-zaharova-v-a-pedagogchna-bblografya.html
3731671-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-bibliograficheskij-ukazatel-mahachkala-2009-bbk-78-5-l-52-udk-002-letopis.html
3737-priobretenie-biletov-i-oplata-prozhivaniya-razrabotchiki.html
374-dannie-o-pravonarusheniyah-prestupleniyah-nesovershennoletnih-za-3-goda.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат