2.3. Необходимость поддержки предпринимательства и бизнеса в России - Курсовая работа на тему: Предпринимательство и бизнес в России


2.3. Необходимость поддержки предпринимательства и бизнеса в России


У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.
Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.
В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).
Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату.
Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.16
Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.
Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.
Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.
Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.
Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.
Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.
Мы предполагаем, что для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:
1) создание стабильного хозяйственного законодательства;
2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;
3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гражданский кодекс РФ. Ч. 1.
2.Гражданский кодекс РФ. Ч. 2.
3.Уголовный кодекс РФ.
4. Борисов Е.Ф. "Экономическая теория", Москва, 1996
5. Белов А. Субъекты предпринимательской деятельности. //Право и экономика - 1999. №6 – С. 20–27.
6. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс, 2002 -М.,1997
7. Грачев И. Развитие малого предпринимательства. Деньги и кредит . 2001. -№1 -С.15-21.
8. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 18-20.
9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 2003
10. Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 1997.
11. Жилинский С. З. Правовые основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998.
12. Жеребцов А. П. Проблемы квалификации незаконного предпринимательства // Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 40-50.
13. Зубко Н. М. Основы экономической теории. - Москва, 1999.
14. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М, 2003.
15. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.
16. Лапин М. С., Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица: практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1993.
18. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
19. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 72-80.
20. Никитин Е. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образо-вания юридического лица. //Российская юстиция.

2001. -№ 12. С.13-14.
21. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //Закон. 2003. № 6.
22. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика . 2002. - №2. -С.3-15.
23. Райзберг Б.А. "Курс экономики". М: Инфра-М, 1999
24. Семеусов В. А. Предпринимательство и право: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
25. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М: Прогресс, 1992
26. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М: 1993
27. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М: 1991
28. Черников Г.П. Предприниматель-кто он? М: Международные отношения, 1992
29. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
30."Экономика". Под редакцией к.э.н., доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.

1 Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 1997.

2 Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 1997.

3Жилинский С. З. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательс-кое право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998. С. 50.

4 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. - М., 1994, с. 61.

5 М. Моисеев. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки. Хозйство и право. 1997. № 3. С. 78-79.

6 Семеусов В. А. Предпринимательство и право: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. С. 46

7 Жилинский С. З. Правовые основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998.

8 Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

9 Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 2003

10 Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 72-80.

11 Белов А. Субъекты предпринимательской деятельности. //Право и экономика - 1999. №6 – С. 20–27.

12 Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика . 2002. - №2. -С.3-15.

13А. П. Жеребцов. Проблемы квалификации незаконного предпринимательства. Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 46.

14 Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М., 2000.

15 Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М., 2000.

16 Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. 2002.


dlya-inostrannih-studentov-kursa-farmacevticheskogo-fakulteta.html
dlya-intellektualnih-komand-instrukciya-dlya-sozdaniya-pesochnoj-kartini.html
dlya-intensifikacii-sotrudnichestva-s-delovimi-krugami-arabskih-stran-informaciya.html
dlya-intersticialnogo-cistita-harakterno-kakie-iz-ukazannih-prichin-ne-okrashivayut-mochu-v-krasnij-cvet.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат