2.Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Гимназисты. М.: Эксмо, 2009 - О. С. Задорина художественная педагогическая литература

2.Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Гимназисты. М.: Эксмо, 2009. 




Модуль2.



Тема № 2. 1.

"

Педагогическая поэма" А.С. Макаренко



Вопросы для обсуждения

1.А.С. Макаренко как педагог и писатель.

2.Постулаты педагогической теории А.С. Макаренко.

3.История создания "Педагогической поэмы" (1933).

4.Идейно-художественный анализ произведения.

Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1.Прочитайте книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».

2. Познакомьтесь с разными отзывами на книгу Макаренко в сети Интернет. Прочитайте в Интернете статью «Вечная молодость "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко. Поспорьте или согласитесь с автором.

3.Составьте 3 вопроса к викторине по «Педагогической поэме».

4. Составьте таблицу

Положение педагогической теории

Художественное отражение теории - Отрывок из «Педагогической поэмы»

1.

n.




5. Найдите речевые признаки времени в поэме.

6. Выпишите из книги А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» конкретные примеры воздействия на воспитанников в коллективе на первой, второй и третьей стадиях.

Литература



1. Макаренко, А.С. Собрание сочинений: в 4 т./ А. С. Макаренко. - Москва: Правда. - (Библиотека "Огонек". Отечественная классика) Т. 2: Педагогическая поэма; Честь. – 1987.

2.«Вечная молодость "Педагогической поэмы" А.С. Макаренко. http://www.litra.ru/composition/get/coid/

Тема №2.2.

"Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.



Вопросы для обсуждения

1.Повесть Г. Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД) (1926). История создания повести.

2.Смешное и серьезное в

"Республике ШКИД".

3.Напряженная эпоха первых лет революции, творчество новых форм жизни в повести. Ростки гражданственности в героях.

4.Типология педагогов в «Республике ШКИД».
Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1.Прочитайте повесть "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

2.Разработайте план и содержание семинара "Уроки великих педагогов в работе с трудными подростками", опираясь на идеи книги.

3. Придумайте темы контрольных работ с педагогической тематикой по произведению.

  1. Дайте характеристику деятельности образовательного заведения России ХХ в., которое отражено в литературе под названием Республика ШКИД.

5. Посмотрите фильм «Республика Шкид». Сформулируйте педагогические задачи, решению которых может способствовать просмотр фильма. Чем он вам запомнился?

Литература



  1. Пантелеев Л. (Собрание сочинений: в 4 т./ Пантелеев; Л. Ленинград: Детская литература Т. 2: "Республика ШКИД" ; Шкидовские рассказы ; Рассказы для маленьких. - 1970.

Тема №3.1. Образ учителя и школы в литературе советского периода


Семинар проходит в виде дискуссии по прочитанным книгам: "Первый учитель" (1962) Ч. Айтматова, "Уроки французского" (1973) В.Г. Распутина, "Ночь после выпуска" (1974) В.Ф. Тендрякова, "Завтра была война" (1984) Б.Л. Васильева.
Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1.Прочитайте одну из книг обозначенного периода

1.Поразмышляйте над творческой лабораторией воспитателя, учителя по одной из книг анализируемого периода.

2.Охарактеризуйте образ одного из педагогов (произведение выберите самостоятельно) по критериям: профессиональная компетентность, педагогическая культура, направленность и качества личности, педагогическое мастерство.

3.Составьте аннотации к 3 книгам указанного периода.

4.Проанализируйте с педагогической точки зрения результаты социологического опроса «Образ учителя: герой какого литературного произведения или фильма Вам наиболее симпатичен», проведенного среди покупателей Московского дома книги и опубликованные в Интернете.

Учитель из рассказа В.Астафьева

 - 

5.03%

Нестор Петрович из фильма

 - 

17.14%

Надежда Георгиевна из повести А.Лиханова

 - 

.90%

Лидия Михайловна из рассказа В.Распутина

 - 

17.65%

Куркуреу Дюйшене Таштанбеков из повести Ч.Айтматова

 - 

3.09%

другое

 - 

17.78%

Илья Семёнович Мельников из киноповести Г.Полонского

 - 

14.82%

Виктор Сергеевич из романа А.Иванова

 - 

3.22%

Виктор Николаевич Сорокин-Викниксор из повести

 - 

10.57%

Антон Семенович из 'Педагогической поэмы' А.Макаренко

 - 

5.54%

Алесь Иванович Мороз из повести В.Быкова 'Обелиск'

 -

2.45%

Ксения Андреевна из рассказа Л.Кассиля

 - 

1.80%

Какой образ учителя запомнился вам?












Литература



1. Айтматов Ч. Первый учитель: повесть/ Чингиз Айтматов. - Москва: Детская литература, 1968.

2. Распутин В.Г. Уроки французского: Рассказы, повесть, публицистика/ Распутин В. Г.; Общест. редкол. А. Алексин, И. Бахмутская, В. Ганичев и др. - Москва: Художественная литература. - ("Роман-газета" для юношества). Т. 1. - 1989.

3. Тендряков В.Ф. Собрание сочинений: в 4 т./ В. Ф. Тендряков. - Москва: Художественная литература. Т. 4: Повести. 1968-1974. - 1980.

4. Васильев Б.Л. Завтра была война. М.: Патриот, 1991.

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины






    1. Задания для самостоятельной работы студентов



Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный

подход к подготовке специалистов предполагает способность, готовность и осознание необходимости использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса студенту предлагается большое количество и разнообразие видов самостоятельной работы по каждой теме курса.
Таблица 5

Задания для самостоятельной работы студентов (ОДО)




темы



Формы



самостоятельной работы



Форма отчетности



Рейтин-говые очки (баллы)



Кол-во



часов



1.1.



Подбор информации из педагогических источников (в том числе Интернет-ресурсов) по теме. Подготовка к обсуждению в форме дискуссии.

Составление таблицы «Образ педагога в русской художественной литературе до 1917 года».

Анализ статьи

Участие в дискуссии.
Таблица.

Анализ


0-8


0-6


0-6


(0-20)



4



1.2.



Составление таблицы «Образ педагога в русской художественной литературе после 1917 года».

Чтение произведений

Подготовка к дискуссии

Таблица

Участие в дискуссии

0-6


0-9


(0-15)



3



2.1.



Чтение книги

Анализ отзывов

Подготовка вопросов к викторине

Составление таблицы

Анализ текста

Анализ, его обсуждение на семинаре.

Вопросы

таблица


0-5


0-5



0-5



0-5



(0-20)



4



2.2.



Чтение книги

Разработка плана и содержания семинара

Подготовка тем контрольных работ с педагогической тематикой

Составление характеристики деятельности ОУ

Устные сообщения.

план и содержание семинара

темы контрольных работ

характеристика


0-5



0-5


0-5


0-5



(0-20)



4



3.1.



Чтение книги

Анализ творческой лаборатории педагога

Аннотации к 3 книгам

Участие в дискуссии

Анализ

Аннотации

0-8



0-6



0-6



(0-20)



4



Итого



баллов



часов









100



19



Итоги СРС подводятся во время контрольных недель, сроки которых определяются графиком учебного процесса.

Критериями оценки СРС могут являться:



    1. Примерная тематика контрольных работ



В соответствии с темами курса студент может выбрать тему контрольной работы.
1.Жанры педагогической литературы.

  1. Педагогическая литература ХIХ века.

  2. Педагогическая литература ХХ века.

  3. Идеи А.С.Макаренко, отраженные в его литературном творчестве.

  4. Современный взгляд на «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко.

  5. Темы беспризорничества, становления личности и поиски адекватного решения ее в прозе 2030-х гг.

  6. Разработке детских характеров в «Республике ШКИД».

  7. Типология педагогов в «Республике ШКИД».

  8. Школа Дюйшена и современная школа (по повести Ч. Айтматова «Первый учитель»).

  9. Образы педагогов в повести Б. Васильева «Завтра была война»

  10. «Школа как место, где формируются души (по повести Тендрякова В.Ф. Ночь после выпуска»

  11. «Что объединяет и что разъединяет учителей в повести Тендрякова В.Ф «Ночь после выпуска»

  12. Образ советского учителя в литературе.

  13. Уроки доброты (по повести "Уроки французского" В.Г. Распутина).

Методические рекомендации для подготовки контрольной работы



Выполнение контрольной работы обеспечивает закрепление и творческое освоение знаний. В процессе подготовки работы под руководством преподавателя студент осмысливает, «пропускает через себя» новые сведения, новый опыт, получает возможность проверить их эффективность в практике повседневной жизни. Такая работа способствует формированию собственной внутренней позиции по отношению к самому себе и окружающему миру, что повышает качество освоения и других учебных дисциплин, как теоретических, так и практических. Общая цель выполнения контрольной работы по проблемам образования и обучения – развитие исследовательской культуры и профессионально-педагогической компетентности студента.

Основные задачи:

-закрепление и систематизация полученных на аудиторных занятиях знаний;

-формирование умений анализировать педагогические явления с использованием научных понятий;

-формирование готовности к профессиональной деятельности.

Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников.

Введение в контрольную работу должно содержать описание проблемы и оценку ее современного состояния, формулировку объекта и предмета исследования, актуальности темы и проблемы,  цели и задач исследования.

Основная часть работы раскрывает вопросы, предусмотренные в плане контрольной работы. Вначале описываются теоретические положения, раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы, анализируются собранные материалы, характеризующие практическую сторону объекта исследования. Этот раздел работы следует иллюстрировать таблицами, схемами (диаграммами) и другими материалами. При раскрытии выбранной темы необходимо использовать методы педагогического исследования. При использовании материалов из других источников следует делать сноски с указанием автора, названия и год издания книги или других материалов. В конце раздела подводятся итоги по основной части работы.

Заключение должно состоять из выводов и предложений, которые получены в результате работы. Их следует формулировать четко и по пунктам.

Объем контрольной работы должен составлять около 15-20 страниц. Шрифт № 14 через 1,5 интервала. Страницы должны иметь поля и быть пронумерованы. В приложениях страницы не нумеруются.

По результатам контрольной работы студент может выступать на конференциях, семинарах по рассматриваемой проблеме.

Контрольная работа оценивается на основании следующих критериев:

-актуальность темы исследования и умение студентом ее продемонстрировать;

- соответствие содержания работы теме;

- продуманность структуры работы;

- соответствие содержания основной части работы задачам, заявленным во введении;

- правильность и полнота использования литературы;

- обоснованность выбора источников;

- глубина проработки теоретического и практического материала;

- умение студента занять дистанцию по отношению к источникам, самостоятельность мысли;

- обоснованность и значимость полученных результатов;

- качество языка, отсутствие ошибок и опечаток;

- соответствие оформления работы стандартам;

- умение студента выступить с докладом и ответить на вопросы в ходе защиты работы;

- оценка, рекомендуемая научным руководителем.

Более подробные рекомендации по написанию и процедуре защиты курсовой работы можно получить у научного руководителя на кафедре общей и социальной педагогики.

    1. Вопросы для промежуточной аттестации



(ориентировочные формулировки вопросов к зачету)



1.Возникновение педагогической литературы, ее основные жанры.

2.Роман Ж.Ж. Руссо "Эмиль, или О воспитании".

3.Педагогическая публицистика. Российские педагогические журналы и газеты.

4.Научные книги, посвященные труду учителя.

5.Художественная литература как ресурс педагогического знания в профессиональной подготовке учителя.

6.«Очерки бурсы» Н. Помяловского: педагогическая система, быт и нравы духовного училища.

7.Повесть "Гимназисты" Н.Г. Гарина-Михайловского: осмысление первых гимназических впечатлений и потрясений ребенка как рубеж в его духовном развитии и судьбе.

8. А.С. Макаренко как педагог и писатель.

9."Педагогическая поэма" А.С. Макаренко – золотой фонд художественной педагогической классики.

10."Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

11."Первый учитель" Ч. Айтматова.

12."Уроки французского" В.Г. Распутина.

13."Ночь после выпуска" В.Ф. Тендрякова.

14. "Завтра была война" Б.Л. Васильева.

8.Образовательные технологии



Общими для данной основной образовательной программы являются следующие формы организации обучения: лекции, семинары, практические работы, самостоятельная аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, консультация.

Во время лекции педагог рассматривает и достраивает до целостного теоретического обоснования педагогические проблемы. Здесь же происходит сопоставительное рассмотрение понятий, категорий или систем, соответствующих образовательной реальности. Особую роль в обеспечении продуктивности курса играют практические занятия. Их оргдеятельностная основа позволяет максимально реализовать творческие ресурсы студентов. Публичное сопоставление различных педагогических позиций на семинарских занятиях вызывает у студентов палитру чувств и ощущений, побуждающих к их самоопределению относительно изучаемого материала. Результаты групповых обсуждений во время семинаров облекаются в форму практических разработок, которые студенты тут же осуществляют и анализируют.

Для придания занятиям личностно-значимой формы студентам предлагаются открытые педагогические задания - не имеющие однозначных, заранее известных решений. Эти задания ориентированы не на поиск правильных ответов в тексте книги или периодического издания по педагогике, а на эвристическую деятельность студента по разработке собственных версий, позиций, представлений, методических решений.
Открытые задания служат началом поиска нестандартных путей и способов дидактического решения учебных ситуаций.

При освоении курса студентам предлагаются различные виды самостоятельных, практических работ: составление таблиц, развернутых планов, написание сочинений и эссе и др. Рефлексивные операции выполняются на протяжении всего изучения курса, охватывая любые кратковременные этапы деятельности.

Предполагается развитие умений студентов по работе с нормативной, справочной и специальной литературой; качественного освоения, анализа, оценки и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; применения полученных знаний на практике;

Выступления на семинарах, участие в коллективных дискуссиях способствуют совершенствованию речевых способностей студентов, развивают активность и творческую инициативу, самостоятельность и ответственность, навыки межличностных отношений.

Задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, предусматривают как репродуктивную деятельность (прочтение, просмотр, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д.), так и поисковую – выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям и тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; составление планов, конспектов, аннотаций, решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.).

Предполагаются и работы творческого характера: проекты, эссе. С собственными исследованиями по отдельным аспектам проблем, обсуждаемых на аудиторных занятиях, студенты могут выступать на студенческих научных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области педагогики.

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


9.1.Основная литература



1.Айтматов Ч. Первый учитель: повесть/ Чингиз Айтматов. – М.: Детская литература, 1968.

2. Васильев Б.Л. Завтра была война. М.: Патриот, 1991.

ekzamenacionnaya-programma-po-istorii-drevnej-cerkvi-dlya-uchashihsya-1-go-kursa-sektora-zaochnogo-obucheniya-moskovskoj-duhovnoj-akademii.html
ekzamenacionnaya-programma-po-obshej-cerkovnoj-istorii-dlya-postupayushih-v-moskovskuyu-duhovnuyu-akademiyu.html
ekzamenacionnaya-programma-po-obshestvennomu-zdorovyu-i-zdravoohraneniyu-dlya-inostrannih-studentov-5-kursa-lechebnogo-fakulteta-obshestvennoe-zdorove.html
ekzamenacionnaya-programma-po-obshestvennomu-zdorovyu-i-zdravoohraneniyu-dlya-studentov-5-kursa-pediatricheskogo-fakulteta-obshestvennoe-zdorove.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат