3. ДОСТИЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3. ДОСТИЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 3.1.Образ будущего Азнакаевского муниципального района
Стратегические приоритеты социально-экономического развития Азнакаевского муниципального района формируются в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан 2030, поэтому основные ориентиры будут осуществляется в трех основных направлениях. Взаимоувязка приоритетов представлена в таблице14.
Таблица 14

Согласованность со Стратегией РТ 2030


Приоритетные направления Стратегии Республики Татарстан 2030


Приоритетные направления Программы «Развитие и размещение производительных сил РТ до 2020г. и на период до 2030г.»


Приоритетные направления Стратегии Азнакаевского муниципального района


Человеческий капитал
Приоритетные направления и перспективы развития социальной сферы
Рост человеческого капитала
Пространственное развитие
Приоритетные направления и перспективы пространственного развития Республики Татарстан
Создание эффективной пространственной среды развития муниципального района
Экономика и управление
Приоритетные направления и перспективы развития производственной сферы
Формирование системы социально-экономических условий повышения качества жизни населения

Основной ценностью

Стратегии является человек и образ будущего развития района формируется вокруг системы его интересов, связанных, преимущественно, с повышением качества жизни. Главным фактором развития станет человеческий капитал, а не эксплуатация ресурсов. Процесс социально-экономического развития района будет заключен в активизации человеческого потенциала, развитии и защищенности личности, расширении производства знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг, что, в конечном итоге, приведет к значительному повышению качества жизни населения.
Успешная реализация стратегической цели и решение связанных с ней задач сформирует Азнакаевский муниципальный район как территорию инициативных, патриотичных людей, обеспечивающую стабильные и комфортные условия жизни, ведения бизнеса, развития личности, со сбалансированным, динамичным развитием производства, сельского хозяйства, социальной сферы, рационально использующая свои природно-сырьевые и земельные ресурсы- перспективный центр развития производства модульных объектов и индустрии игрушек.
    1. Возможные варианты и сценарии развития муниципального района

Принимая во внимание факторы, влияющие на развитие и размещение экономики, их изменчивость под влиянием различных внешних и внутренних условий, конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков и т.д., возможны три варианта сценария перспективного развития инерционный, базовый и оптимистический.

Инерционный вариант

предполагает сохранение существующего состояния экономики в качестве базы социально-экономического роста на предстоящую перспективу, консервацию методов и форм использования ресурсов, сложившейся отраслевой структуры экономики и, следовательно, осуществления каких-либо крупных инвестиционных проектов.
При данном варианте развития необходимо учесть, что значительные расходы на содержание не эффективного и не квалифицированного административного аппарата сельских поселений, а также невозможность выполнения им своих обязанностей в виду отсутствия финансового обеспечения реализации его полномочий, значительно снижают возможности органов местного самоуправления района по оперативному решению различных задач.
Данное обстоятельство будет обуславливать и невысокий уровень инвестиционного климата в муниципального районе, приведет к отсутствию инициативы со стороны органов местного самоуправления поселений в поиске внутренних инвестиционных ресурсов и внешних инвесторов, приведет к появлению иждивенческих настроений и нежеланию исполнять свои обязанности.
Основной отраслью специализации муниципального района останется добыча полезных ископаемых, в которой не произойдет кардинальных сдвигов, а некоторый рост объемов производства будет обусловлен только изменениями цены на нефть и курса доллара, сохранением существующей производительности труда.
В результате низкого технологического уровня сельскохозяйственного производства можно прогнозировать дальнейшее снижение плодородия почвы, уменьшение плодородия почвы, уменьшение урожайности в растениеводстве и кормовой базы в животноводстве, и, как следствие снижение объемов производства животноводческой продукции.
Существующие ИП, малые и средние предприятия, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства столкнутся с проблемами в организации сбыта производимой продукции. Что в результате приведет к частичному свертыванию производственной деятельности. Возрастет уровень безработицы.
В результате ухудшения экономической ситуации и снижения доходов от налогов произойдет уменьшение доходной части консолидированного бюджета района. Соответственно снизится затратная часть бюджета, связанная с развитием образования, культуры, спорта и социальной сферы, произойдет дальнейшее ухудшение состояния материально-технической базы в этих направлениях.
Произойдет и ухудшение общего состояния системы здравоохранения, поскольку отсутствие финансирования или систематическое недофинансирование ФАП в сельских поселениях может привести к их ликвидации из-за существенного износа материально-технической базы. Снизится уровень диспансеризации, повысится показатель смертности населения, снизится уровень продолжительности жизни.
Структура ЖКХ при инерционном сценарии развития не претерпит существенных сдвигов в сторону ее оптимизации и дальнейшего внедрения инновационных технологий. Доминирующее положение будет занимать деятельность по обеспечению населения энергоресурсами и водой. Наряду с этим будут нарастать проблемы с переработкой мусора, поскольку существующие полигоны имеют ограниченную ёмкость и требуют их постепенного вывода из эксплуатации. Данная проблема может привести к серьёзному осложнению экологической обстановки в районе. Кроме того, будет продолжаться дальнейший износ основных фондов общественной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение и пр.). В результате повысится отток молодежи и трудоспособного населении из сельской местности, произойдет снижение численности населения муниципального района и увеличение количества жителей пенсионного возраста.
Существующие малонаселенные сельские поселения столкнутся с проблемами административной и хозяйственной несостоятельности.
В результате стагнации и низких темпов роста экономики может последовать отставание муниципального района в развитии от других муниципальных образований и изолированности от рынков сбыта.

Оптимистический сценарий

развития экономики возможен при осуществлении коренных преобразований в производительных силах муниципального района, которые позволят увеличить объем сельскохозяйственной и промышленной продукции на основе новых и новейших технологий.
При данном варианте развития необходимо увеличить эффективность управления муниципальным районом по двум направлениям: оперативности принятия и реализации решений, связанных с эффективностью затратной части бюджета района, а также необходимо способствовать развитию инициативы и заинтересованности руководства района в поиске внутренних резервов и привлечения инвесторов.
Реализация оптимистического варианта развития предусматривает масштабное привлечение инвестиций в профильные отрасли экономики района и прежде всего, в сельское хозяйство, перерабатывающую и пищевую промышленность. Необходимо изыскивать возможности для формирования высокоэффективного сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающей промышленности, поскольку данные виды производства ориентированы на использование собственных природных и социально-экономических ресурсов и конкурентных преимуществ.
Основным направлением в развитии должен стать перерабатывающий сектор экономики с различной дифференциацией производств (производство пищевых продуктов на базе как растениеводческой, так и животноводческой продукции и пр.).
Реализация оптимистического варианта развития предусматривает масштабное привлечение инвестиций в профильные отрасли экономики района, прежде всего, в перерабатывающую и пищевую промышленность АПК, а также в формирование высокоэффективного сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающей промышленности.
Необходимо отметить, что реализация этого сценария в первую очередь должна сопровождаться формированием нормативно-правовой и законодательной базы, которая позволит параллельно развивать малые и крупные сельскохозяйственные предприятия, позволяющие изменить существующий технологический уклад в сельском хозяйстве. При наличии соответствующий базы в районе можно сформировать крупные сельскохозяйственные предприятия (кластеры), обеспечивающие замкнутый цикл производства, переработки и сбыта продукции.
Выполнение оптимистического сценария развития приведет к значительному росту уровня жизни населения муниципального образования, вырастут реальные доходы, повысится средняя заработная плата. Будет создана необходимая экономическая база для выполнения социальных обязательств, доминирующее положение в деятельности органов муниципальной власти будет занимать деятельность по совершенствованию инфраструктуры муниципальных образований района.
Осуществление оптимистического варианта развития позволяет муниципальному району трансформироваться в интенсивно развивающееся и самодостаточное муниципальное образование с высоким уровнем и качеством жизни населения. Необходимо учитывать и возможности ведущих предприятий, как возможных соинвесторов при реализации крупных инвестиционных проектов в сфере государственно-частного партнерства или при формировании кластера предприятий по производству и переработке продукции сельского хозяйства. Инновационное развитие промышленного производства позволит увеличить стоимость произведенного валового продукта на территории муниципального района, что приведет к значительному росту уровня жизни населения муниципального района. Вместе с тем параллельно начнет активизироваться строительный комплекс и множество малых предприятий в рекреационной сфере, торговле и услуг.

Базовый сценарий

выступает в качестве одного из наиболее вероятных и в целом приемлемых вариантов перспективного развития экономической системы.
Он выступает в качестве промежуточного между инерционным и оптимистичным вариантами развития. Его показатели не стоит рассматривать как средние арифметические величины между высокими и низкими прогнозными оценками, а скорее как реалистические и разумные пределы роста экономики до 2030 года.
Реализация этого сценария не предполагает кардинальных изменений в системе местного самоуправления.
В рамках данного сценария не предусматривается создание крупных сельскохозяйственных предприятий (кластеров). Предприятия самостоятельно принимают решение о развитии того или иного направления животноводства или развития промышленных мощностей.
Направлением в развитии хозяйственного комплекса должна стать модернизация и расширение существующей экономической базы сельского хозяйства и перерабатывающих промышленных предприятий на основе внедрения современной системы земледелия и создания сырьевой базы для формирования животноводческих комплексов с использованием ресурсосберегающих технологий. Одной из задач, стоящей перед экономикой муниципального района, станет расширение сети малых и создание новых производств в переработке продукции сельского хозяйства, а также в других перспективных областях экономической деятельности.
Создание новых производств и реконструкция имеющихся потребует от потенциальных инвесторов разработки продуманной производственной программы, обоснованной серьезными маркетинговыми исследованиями и с обязательным учетом реализации их продукции на рынке. В связи с этим потребуется разработка новых целевых программ направленных на развитие производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
В обязательном порядке необходимо учитывать и то, что по многим видам продукции рынок уже полностью занят действующими предприятиями или импортом. Развитие малого и среднего предпринимательства не только позитивно воздействует на занятость и деловую активность населения, удовлетворение спроса населения на повседневные товары и услуги, но и будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Увеличения численности субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличения доли участия субъектов малого предпринимательства в формировании валового продукта можно достичь только путем активизации механизмов поддержки малого предпринимательства в части решения вопросов, находящихся в полномочиях муниципального района. Этому будет способствовать муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрев возможные варианты развития при разработке плана мероприятий на рассматриваемый период за основу развития может быть принят базовый вариант развития с дельнейшим переходом развития событий по оптимистическому сценарию.
Научно-технический и технологический прогресс, а также изменения во внутренней и внешней среде, могут внести весьма существенные корректировки в намечаемые прогнозные параметры и направления развития. Поэтому прогнозы, предназначенные для выработки соответствующих мер и мероприятий по реализации стратегии, должны периодически пересматриваться и координироваться в соответствии с меняющимися перспективами.
Таким образом, комплексная оценка и анализ состояния территории, ресурсов, экономики, социальной и инженерной инфраструктуры Азнакаевского района позволили установить, что наиболее вероятным сценарием развития будет базовый.
4 5 6 7 8 9 ... 16
endiletov-fedor-grigorevich-pamyat-svyashenna.html
endiletov-petr-ivanovich-est-na-vojne-zhestokaya-primeta.html
endiletov-semen-dmitrievich-est-na-vojne-zhestokaya-primeta.html
endiletov-sergej-dmitrievich-pamyat-svyashenna.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат