Раздел дисциплины 4. Содержание дисциплины - Пояснителья записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»

Раздел 1.

4. Содержание дисциплины



4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел дисциплины


Лекции

ПР

(или СМ)

Всего

ДО

ДО

ДО

Раздел 1.

Девиантное поведение как единица изучения психологических наук.

4

2

6

Раздел 2.

Девиантное поведение как проблема образовательного пространства.

14

12

26

Раздел 3.

Система профилактики девиантного поведения.

10

14

24

Всего:



28



28



56




4.2. Содержание разделов дисциплины



4.2.1. Лекционный курс




Семестр





лекции



Раздел, тема учебного курса, содержание лекции



Количество часов



9






Раздел 1. Девиантное поведение как единица изучения психологических наук.



4



1.1.

Введение в учебный курс «Психология девиантного поведения»

2

1.2.

Основные теории отклоняющегося поведения.

2




Раздел 2.

Девиантное поведение как проблема образовательного пространства.



14

2.1.

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

4

2.2.

Причины девиантного поведения.

2

2.3.

Типология отклоняющегося поведения.

4

2.4.

Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

4




Раздел 3. Система профилактики девиантного поведения.



10



3.1.

Аддиктивное поведение.

4

3.2.

Тема 8. Система профилактики девиантного поведения.

4

3.3.

Тема 9. Психологическая технология коррекции девиантного поведения.

2


4.2.1. Лекционный курс





лекции



Содержание лекций



Кол-во



часов






Раздел 1. Девиантное поведение как единица изучения психологических наук.



Тема 1. Введение в учебный курс «Психология девиантного поведения»



Цели и задачи учебного курса. Определение отклоняющегося поведения, девиантное и делиннквентное поведение. Социальные нормы, природа, виды, функции. Проблема определения социальных норм для оценки «нормальности» поведения.


2

1


2.

Тема 2. Основные теории отклоняющегося поведения.



Краткий исторический очерк подходов изучающих девиантное поведение. Биологические подходы: Ч.Ламбразо, П.Б.Ганнушкин, У.Шелдон. Социологические подходы: теории аномии Э.Дюркгейма, теория этикирования Д.Уолкса, подход на основе культурального релятивизма, отечественные социологические походы: В.Ядов, Клейберг. Психологические подходы - традиции изучения девиантного поведения в рамках понятия «агрессия». Классификация агрессии. Теория влечения З.Фрейда. Этологическая теория К.Лоренца. Теория агрессивного поведения Э.Фромма. Отечественные подходы к изучению девиантного поведения: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Н.Узнадзе, А.Е.Личко.


2




Раздел 2. Девиантное поведение как проблема образовательного пространства.



Тема 3. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.



Понятие «нормальной» и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии.

«Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения.

Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированной личности. Девиантный паттерн самореализации.

Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.

Характеристика деструктивного поведения и его форм. Агрессивность т конфликтность как проявление девиантного поведения.

4


3.


4.

Тема 4. Причины девиантного поведения.



О причинности в психологии. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.

Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.

Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Характеристика социально-культурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся поведение человека.

Кризис духовности, ценностный вакуум, девальвация навыков и норм – источники девиантного поведения.

2


25.

Тема 5. Типология отклоняющегося поведения.



Типологии отклоняющегося поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

Локус контроля девиантного поведения личности.

Основные типы девиантного поведения и его характеристика. Детская и молодежная преступность. Основные виды. Внутренние причины.

Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.

4

66.


Тема 6. Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.



Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения; ее состояние, назначение, функции, характеристика; воспитательные возможности. Уровни, виды и типы социально-культурной среды молодежных субкультур.

Взаимосвязь статуса личности и социальной роли. Механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях.

Ценностные ориентации и установки личности, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение. Осознанная и неосознанная девиация.

4




Раздел 3. Система профилактики девиантного поведения.



Тема 7. Аддиктивное поведение.



Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, аддиктивное состояние. Основные подходы к изучению аддиктивного поведения. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Виды аддикций: химические аддикции, пищевая аддикция, сексуальная аддикция, трудоголизм. Риски перехода аддиктивного поведения в наркологическое заболевание. Алкоголизм, наркомании. Стадии, проявления, диагностика, коррекция.



4

7


7.

8.

Тема 8. Система профилактики девиантного поведения.



Общая и специальная профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования.

Основные подходы к диагностике девиантного поведения. Методы диагностики. Неспецифическая диагностика - диагностика аномального развития личности.

Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

Перспективы развития служб социально-психологического реагирования, их функциональная характеристика.

4


9.

Тема 9. Психологическая технология коррекции девиантного поведения.



Коррекция отклоняющегося поведения. Формы и методы коррекции. Принципы проведения психокоррекционных мероприятий. Индивидуальная и групповая работа. Принципы организации психотерапевтических групп девиантных подростков.

Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Педагог-психолог как корректор девиантного поведения. Профессиональный опыт и компетентность специалиста.

2

* содержание лекций (см. УМК, приложение 1)




4.2.2. Практические (семинарские) занятия2





занятия



Наименование темы практического занятия.



Раздел, тема дисциплины



Кол-во часов



Раздел 1. Девиантное поведение как единица изучения психологических наук.



1



1.

Проблема отклоняющегося поведения в психологии

Тема 1. Введение в учебный курс «Психология девиантного поведения»

Тема 2. Основные теории отклоняющегося поведения.

2

Раздел 2. Девиантное поведение как проблема образовательного пространства.




2.

Основные подходы к проблеме человеческого развития, критерии и условия нормального и аномального развития

Тема 3. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

4

3.

Психологические факторы девиантного поведения

Тема 5. Типология отклоняющегося поведения.

4

54.

Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Тема 6. Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Тема 7 Аддиктивное поведение.

Тема 8. Система профилактики девиантного поведения.

4

Раздел 3. Система профилактики девиантного поведения.



5.

Основные подходы к диагностике профилактике и коррекции отклоняющегося поведения




4

6.

Аддиктивное поведение

Тема 7 Аддиктивное поведение.

2

57.

Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Тема 6. Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Тема 7 Аддиктивное поведение.

Тема 8. Система профилактики девиантного поведения.

4

8.

Суицидальное поведение

Тема 7 Аддиктивное поведение.

2

9.

Система профилактики девиантного поведения.

Тема 8. Система профилактики девиантного поведения.

2

10.

Психологическая технология коррекции девиантного поведения.

Тема 9. Психологическая технология коррекции девиантного поведения.


4

**Развернутые планы практических занятий представлены в УМК (Приложение 2)




4.2.3. Задания для самостоятельной работы



Тема 1. Особенности психолого- педагогической помощи трудным детям (семинар)



Содержание семинарских занятий по теме



Литература



  1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно – методическое пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 240с.

  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2005.-445с.

  3. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272с.

  4. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 528 с.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 336 с.

  6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. Пособие для студентов вузов и практических работников.- М: ТЦ «Сфера», 2000.- 448с.

Задания для самостоятельной работы студентов



  1. Изучить рекомендуемую литературу и подготовить тезисы на вопросы темы.

  2. Составить схему «Формы психолого- педагогической помощи детям с девиантным поведением»

Активные формы работы студентов на семинаре

Студенты в течение нескольких занятий работают в подгруппах. В ходе совместной деятельности подгруппа собирает все имеющиеся варианты требований к построению работы по оказанию помощи трудным детям, классифицируют их; изучают подготовленные к занятию схемы. Затем лидер от подгруппы представляет результат их работы всем студентам.


Тема 2. Профилактика у несовершеннолетних отдельных форм девиантного поведения.



Основные вопросы темы



glava-tretya-metodi-prezentacii-edinic-specialnoj-nominacii-v-yazike-prava-na-materiale-angloyazichnih-tekstov.html
glava-tretya-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-shkolnogo-monitoringa-zadachami-monitoringa.html
glava-tretya-metodologiya-imagogiki-uchebnoe-posobie-po-interpretacii-obrazov-i-snovidenij-nnbf-ontopsihologiya.html
glava-tretya-mezhdunarodnogo-instituta-vremya-zhatvi.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат