4.4. Связь социально-экономических характеристик с частотой и объемом потребления алкогольных напитков

4.4. Связь социально-экономических характеристик с частотой и объемом потребления алкогольных напитков


Отметим, что далее везде частота и объем потребления рассчитаны в расчете на ВСЕХ потребителей алкоголя, а не каждого алкогольного напитка в отдельности. Это было сделано, так как нас в данном случае интересует структура потребления в целом, а не характеристики потребления внутри каждой группы алкогольных напитков.

Пол



Важным показателем потребления алкоголя является частота потребления. Женщины пьют пиво реже: так, если большая доля мужчин – 21,8 % - пьет пиво 2-3 раза в неделю, то у женщин наиболее распространенная частота потребления – 2-3 раза в месяц (13,3 % женщин). Женщины чаще пьют шампанское и ликеры. 10,7 % женщин пьет вино не реже 1 раза в месяц, в то время как 10 % мужчин пьют вино реже раза в месяц. Большая доля мужчин пьет водку 2-3 раза в месяц (16 %), в то время как большая доля женщин (15,6 %) пьет водку реже 1 раза в месяц. Для джина, виски, коньяка, бренди и рома частота потребления практически равна, зато вермут женщины пьют чуть чаще: 1 раз в месяц его пьет меньше 1 процента мужчин и 2 % женщин.

Таблица 1

Средний объем потребления различных видов алкоголя по полу, л/мес.

Напиток



Мужчины



Женщины



Пиво

5,66

3,18

Коктейли

2,91

1,81

Шампанское

0,24

0,22

Вино

0,50

0,32

Водка, настойки

0,53

0,27

Коньяк, бренди

0,22

0,14

Текила

0,21

0,11


Также существуют различия между полами в объемах потребления спиртного (Таблица 1). Так мужчины потребляют за месяц на 2,5 литра больше, чем женщины. Также у мужчин выше средний объем потребления готовых слабоалкогольных коктейлей (2,9 против 1,8 литра в месяц). Что более важно, несмотря на то, что среди женщин больше доля потребителей вина и частота потребления, средний объем потребления вина у мужчин выше, чем у женщин (500 граммов против 320 граммов в месяц). Это говорит о том, что средняя разовая доза этого напитка для мужчин выше, чем для женщин. В среднем, по всем напиткам средний месячный объем потребления у мужчин выше, исключением является шампанское, среднемесячный объем потребления которого для мужчин и женщин приблизительно равен (240 и 220 граммов соответственно).

Возраст



Возрастная структура потребления алкоголя крайне неоднородна. Исключив из рассмотрения напитки, доля которых в структуре потребления не превышала 1,5 %, мы получили следующие результаты (таблица 2).

Для потребителей пива частота потребления соответствует нашей гипотезе: до возраста 25-34 года частота потребления увеличивается до уровня, при котором раз в неделю или чаще пиво пьют 42,8 % всех потребителей алкоголя. В последующих возрастных группах частота потребления пива уменьшается. Для крепкого алкоголя (водка и горькие настойки, коньяк и бренди) частота потребления также увеличивается с возрастом до уровня, когда раз в неделю или чаще их потребляют 12,8 % (водка и горькие настойки) и 2,3 % (коньяк и бренди). Специфическая возрастная структура потребления у готовых слабоалкогольных коктейлей и вина. Первые наиболее часто потребляются самой молодой возрастной группой: 7,5 % всех потребителей алкоголя в возрасте 16-19 лет потребляют готовые слабоалкогольные коктейли раз в неделю или чаще. Для вина характерно увеличение частоты потребления с возрастом, однако, высокая частота потребления сохраняется в последующих возрастных группах: 5,4-5,5 % всех потребителей алкоголя в последующих возрастных группах потребляют вино раз в неделю или чаще.

Таблица 2

Доля потребителей, которые пьют алкоголь один раз в неделю и чаще


Напиток



16 - 19 лет



20 - 24 лет



25 - 34 лет



35 - 44 лет



45 - 54 лет



55 - 64 лет



65 лет и более



Пиво

32

38,9

42,8

33,8

29,8

23,7

15,1

Готовые слабоалкогольные коктейли

7,5

3,1

2,6

2

1,8

1

0,6

Вино

2

2,7

4,2

5,4

5,5

5,4

5,5

Водка, горькие настойки

1,9

2,3

6

10,1

12,5

12,8

10,8

Коньяк, бренди

0,7

0,7

1

1,8

2,3

1,7

1,8



Таким образом, гипотеза о параболической форме зависимости частоты потребления алкоголя от возраста подтверждается для пива, водки и коньяка. В случае готовых слабоалкогольных коктейлей частота потребления алкоголя убывает, в случае же потребления вина – доходит до наивысшего уровня и остается такой во всех последующих возрастных группах.

Также следует описать различия среднего количества выпиваемого в рамках возрастной структуры потребления алкоголя. Как можно заметить (Таблица 3), возрастные различия в количестве потребляемого алкоголя проявляются слабо. Исключение, пожалуй, составляет возрастная группа 65 лет и более, в которой количество потребляемого алкоголя в среднем ниже по всем напиткам.

Таблица 3

Средний объем потребления различных видов алкоголя по возрасту, л/мес.

Напиток



16 - 19 лет



20 - 24 лет



25 - 34 лет



35 - 44 лет



45 - 54 лет



55 - 64 лет



65 лет и более



Пиво

5,03

5,32

5,86

5,41

4,96

4,19

2,96

Гот. слаб. коктейли

3,16

2,55

3,03

3,13

2,35

2,33

2,18

Шампанское

0,31

0,31

0,35

0,34

0,30

0,26

0,22

Вино

0,35

0,39

0,49

0,49

0,46

0,42

0,30

Водка, горькие настойки

0,39

0,44

0,51

0,53

0,51

0,47

0,39

Коньяк, бренди

0,22

0,24

0,24

0,23

0,20

0,18

0,15

Текила

0,18

0,22

0,28

0,18

0,21

0,23

0,13


Образование



Группа людей с неполным средним образованием выделяется на фоне остальных, поскольку доля людей, которые потребляют пиво 2-3 раза в неделю в этой группе выше (19,9 % против 15 и 11,6 % для среднего и высшего образования соответственно). Коктейли, ликеры и шампанское потребляются реже, чем 1 раз в месяц всеми группами. Зато вино выделяется из этого ряда: кандидаты и доктора наук пьют вино чаще, чем группы с более низким уровнем образования. Так 17,5 % кандидатов и докторов наук пьют вино 2-3 раза в месяц, в то время как доля людей из других групп с такой же частотой потребления едва превышает 10 % (10,2 % для высшего и неоконченного высшего образования). С увеличением уровня образования уменьшается доля людей, которые употребляют водку и горькие настойки несколько раз в день: доля таких людей среди тех, кто имеет неполное среднее образование, составляет 1 %, постепенно снижаясь до 0 % для кандидатов и докторов наук. В то же время, наибольший процент кандидатов и докторов наук (3,6 %) потребляют водку и горькие настойки один раз в день, в отличие от других категорий, где доля потребления такой частоты не превышает 1 %. Наибольшая доля потребителей джина (7,1 %), виски (7,4 %) и рома (6,5 %) представлена среди кандидатов и докторов наук также.

Также существуют различия в среднем объеме потребления алкоголя между людьми, имеющими различный уровень образования. Так с повышением уровня образования уменьшается среднемесячный объем потребления пива, водки и горьких настоек (Таблица 4). В остальном средние объемы потребления не различаются существенно среди индивидов с различным уровнем образования.

Таблица 4

Средний объем потребления различных видов алкоголя по уровню образования, л/мес.

Напиток



Неполное среднее образование



Среднее, среднее специальное образование



Высшее или неоконченное высшее образование



Ученая степень кандидата или доктора наук



Пиво

5,45

5,02

4,22

3,82

Коктейли

2,97

2,46

2,03

3,52

Шампанское

0,24

0,22

0,23

0,23

Вино

0,46

0,38

0,38

0,45

Водка, настойки

0,55

0,46

0,41

0,38

Коньяк, бренди

0,17

0,19

0,18

0,18

Текила

0,21

0,14

0,16

0,20


Доход



Однозначная связь дохода и частоты потребления спиртных напитков отсутствует (Таблица 5). Так, доля потребителей пива, которые пьют его чаще, чем раз в неделю, варьируется в пределах от 38 до 37 процентов (за исключением 23,4 % для категории населения с доходом 2 – 5 тыс. рублей), не демонстрирую какого-либо однозначного тренда. В то же время, частота потребления вина с ростом доходов увеличивается монотонно: если для группы с доходом менее 2 тыс. руб. доля пьющих вино раз в неделю или чаще составляет 2,1 %, то для группы с доходом более 60 тыс. руб. эта доля равна 11,3 %, что является максимальным значением для всех доходных групп.

Также однозначная связь отсутствует между средними объемами потребления спиртных напитков и доходом индивида. Так для текилы разница в потреблении самой низкодоходной (менее 2 тыс. руб.) и самой высокодоходной (более 60 тыс. руб.) составляет всего 80 граммов, что едва ли можно назвать существенным различием. По остальным напиткам также прослеживается отсутствие каких-либо существенных различий.

Таблица 5

Средний объем потребления различных видов алкоголя по доходу, л/мес.

Доход



Пиво



Коктейли



Шампанское



Вино



Водка,



настойки



Коньяк,



бренди



Текила



Менее 2 тыс.

5,04

1,86

0,23

0,27

0,45

0,12

0,04

2 – 5 тыс.

4,43

1,99

0,21

0,37

0,49

0,17

0,31

3 – 4 тыс.

5,23

2,43

0,18

0,30

0,49

0,20

0,08

4 – 5 тыс.

4,84

2,34

0,23

0,34

0,44

0,17

0,16

5 – 7 тыс.

4,60

2,64

0,19

0,33

0,40

0,14

0,19

7 – 9 тыс.

4,28

1,49

0,23

0,35

0,40

0,15

0,19

9 – 15 тыс.

4,56

2,25

0,21

0,37

0,45

0,18

0,14

15 – 20 тыс.

5,12

2,86

0,25

0,44

0,48

0,19

0,22

20 – 25 тыс.

5,15

2,32

0,27

0,42

0,45

0,20

0,20

25 – 30 тыс.

4,76

1,89

0,24

0,42

0,45

0,21

0,13

30 – 40 тыс.

4,65

3,28

0,20

0,40

0,48

0,20

0,16

40 – 50 тыс.

4,46

2,36

0,29

0,49

0,50

0,22

0,27

50 – 60 тыс.

4,82

3,26

0,27

0,50

0,48

0,17

0,14

Более 60 тыс.

4,38

2,16

0,28

0,47

0,49

0,17

0,12


Статус занятости и тип труда



Также существует связь статуса занятости и типа труда и частоты потребления алкоголя. Так среди тех, кто работает 30 и более часов в неделю, выше доля индивидов, которые потребляют пиво раз в неделю или чаще: она составляет 36,5 %, в противовес 30,8 % для тех, кто работает менее 30 часов в неделю, и 22,6 % для тех, кто не работает. По остальным напиткам частота потребления указанных групп схожа. Что касается типа работы, то в случае индивидов, занятых физическим трудом, наблюдается более высокая доля тех, кто потребляет пиво раз в неделю или чаще (43,5 % против 28,8 % для тех, кто занят трудом умственным). Также для работников физического труда доля потребляющих водку и горькие настойки раз в неделю или чаще выше (11,6 % против 7,4 % для людей умственного труда). В противовес этому, для людей умственного труда характерна большая частота потребления вина. Так среди людей, занятых умственным трудом, потребление вина раз в неделю или чаще свойственно 5,9 % против 3,4 % для людей, занятых физическим трудом. В остальном частота потребления спиртных напитков для этих категорий схожа.

Что касается среднемесячных объемов потребления различных алкогольных напитков, они не демонстрируют каких-либо различий между индивидами с разным статусом занятости. Исключением можно считать среднемесячный объем потребления пива теми, кто не имеет работы: у данной группы этот показатель на 0,75 – 1 литра меньше, чем у тех кто работает меньше и больше 30 часов соответственно. Также отсутствуют различия между работниками умственного и физического труда, за исключением чуть меньшего среднемесячного объема потребления всех напитков в случае работников умственного труда (Таблица 6).

Таблица 6

Средний объем потребления различных видов алкоголя по
статусу занятости и типу работы, л/мес.


Напиток



Не работают



Работают менее 30 часов в неделю



Работают 30 или более часов в неделю



Физическим трудом



Умственным трудом



Пиво

4,03

4,79

4,90

5,50

4,26

Коктейли

2,46

2,16

2,32

2,70

1,82

Шампанское

0,20

0,23

0,24

0,24

0,24

Вино

0,33

0,40

0,40

0,43

0,39

Водка, настойки

0,40

0,45

0,46

0,51

0,40

Коньяк, бренди

0,16

0,15

0,19

0,21

0,18

Текила

0,17

0,16

0,18

0,21

0,16



Семейное положение (с учетом пола)



Результаты анализа демонстрируют отсутствие существенной вариации в частоте потребления различных видов алкоголя по данному признаку. Так значения частоты потребления у женатых и свободных мужчин не различаются более чем на 3 п.п., для женщин же аналогичная разница не превышает 2,5 п.п. Существенных различий женатых и свободных мужчин по среднемесячным объемам потребления разных алкогольных напитков также не выявлено.


harakteristika-zao-kolos-belgorodskoj-oblasti-krasnenskogo-rajona-32-8.html
harakteristika-zao-kolos-belgorodskoj-oblasti-krasnenskogo-rajona-32-9.html
harakteristika-zavdan-olmpadi-z-rosjsko-movi-ta-lteraturi-navchalno-metodichnij-posbnik-dlya-pdgotovki-do-olmpadi.html
harakteristika-zdanij-i-sooruzhenij-po-sostoyaniyu-na-01-01-2013-g.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат