6. Назовите время и историческое событие, описанное в произведении И.А. Крылова «Ворона и курица». Перечислите произведения на ту же тему. (макс. – 4 б.)


6. Назовите время и историческое событие, описанное в произведении И.А. Крылова «Ворона и курица». Перечислите произведения на ту же тему. (макс. – 4 б.)


Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил:

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен Московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов – «Теория трех стилей». (макс. – 6 б.)



Ключ



8 класс


1. Анализ художественного произведения – макс. 20 б.
2. Макс. – 5 б.

Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

В.А. Жуковский баллада «Светлана»

Н.А. Некрасов поэма «Русские женщины»

И.А. Крылов басня «Кукушка и петух»

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
3. Макс. – 6 б.

Стихотворение А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой» написано в 1836 г. к 25-летию со дня открытия Царскосельского лицея. Он был открыт по указу Александра I 19 октября 1811 г. Пушкин был принят в лицей. Для него это было золотое время молодости. Пушкин на протяжении жизни часто писал стихотворения к этому дню. «Была пора...» стало последним стихотворением, посв. лицейской годовщине.

...

наш праздник молодой

– празднование лицейской годовщины

металися смущенные народы

– военные события 1804-1805 гг.

игралища таинственной игры

– сложные дипломатические отношения между Россией и Францией

и высились и падали цари

– по условиям Тильзитского мира карта Европы перекраивалась и перераспределялись сферы политического влияния.

Когда возник лицей

– 1811 г.

Куницын

Александр Петрович – преподаватель нравственных, юридических и политических наук в Царскосельском лицее.

царь для нас открыл чертог царицын -

19 октября 1811 г. в Екатерининском дворце Царского села состоялась церемония открытия лицея. Присутствовал сам Александр I.

...

кто умирать Шел мимо нас

– лицеисты наблюдали, как уходили солдаты участвовать в войне 1812 г.

...

и племена сразились

– война 1812 г.

И заревом московским озарились

... – московский пожар 1812 г.

Агамемнон

– так именем древнегреческого героя в стихотворении назван Александр I.

И нет его

– и Русь оставил он – Александр I умер в 1825 г.

И новый царь, суровый и могучий

– Николай I, взошедший на престол в 1825 г.

Стихотворение осталось незаконченным.

4. Макс. – 4 б.

а) Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

б) Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри»

в) Василиса Егоровна в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

г) Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
5. Макс. – 5 б.

а) Гоголь

б) Чехов

в) Жуковский

г) Лермонтов

д) Л.Н. Толстой
6. Макс. – 4 б.

Оставление Москвы во время войны 1812 г. Л.Н. Толстой «Война и мир», 7-я глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, Крылов «Волк на псарне», Лермонтов «Бородино», Цветаева «Генералам двенадцатого года».
7. Макс. – 6 б.

Теория трех стилей – классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). М. В. Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову:

Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.

Всего 50 б.



Олимпиада по литературе – 2013.



Муниципальный этап



9 класс


1. Прочитайте внимательно стихотворения и проведите сравнительный анализ их поэтической образности (мак. 20 б.)



А.С. Пушкин



Предчувствие



Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне...
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду...
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.

Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.

1828

М.Ю. Лермонтов



Тучи


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840


2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. – 6 б.)



Державин

Беглец

послание

Пушкин

Путешествие Гулливера

поэма

Жуковский

Снегирь

Просветительский роман

Гоголь

К Чаадаеву

Стихотворная эпитафия

Лермонтов

Лесной царь

повесть

Свифт

Ночь накануне Ивана Купала

баллада


3. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам: (макс. – 4 б.)



а) «Если когда-нибудь, — сказал он, — сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! — откройте мне вашу тайну! — что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...»
б) «Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?»
в) «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» .
г) «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту саблю? Во ваша матерь!».

4. По фактам биографии узнайте писателей (макс. – 5 б.)



а) Родился на Украине, в Полтавской губернии. Под псевдонимом В. Алов опубликовал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен». Мечтал стать преподавателем истории в университете. Жил в Риме. Дружил с русским художником А.И. Ивановым, автором картины «Явление Христа народу».

б) Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

в) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

г) Он полагал, что его предки происходят из Шотландии. Его воспитала бабушка, которую он беззаветно любил. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Служил корнетом в гусарском полку. Важное место в его биографии имел Кавказ.

д) У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

5. Назовите время и историческое событие, описанные в произведении И.А. Крылова «Ворона и курица». Перечислите произведения на ту же тем (макс. – 4 б.)



Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил:

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен Московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

6. Кому посвящает А.С. Пушкин следующие строки:



1. «Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,...»

2. «Любезный именинник,

О ….. дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;»

3. «Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.»

4. «Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

5. «Питомец мод, большого света друг,

Обычаев блестящий наблюдатель,…»

Языкову, Жуковскому, Дельвигу, Пущину, Горчакову, Чаадаеву (выберите правильные ответы)

7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов – «Баллада». Приведите примеры (макс. – 6 б.)



Ключ 9 кл.




  1. За анализ мак.

    20 баллов.



  2. 6 б



Державин- Снегирь – стихотворная эпитафия; Пушкин – К Чаадаеву – послание; Жуковский – Лесной царь – баллада; Гоголь – Ночь накануне Ивана Купала – повесть; Лермонтов – Беглец – поэма; Свифт – Путешествие Гулливера – просветительский роман

  1. 4 б.



а) Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

б) Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри»

в) Василиса Егоровна в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

г) Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

4.

5 б



а) Гоголь

б) Чехов

в) Жуковский

г) Лермонтов

д) Л.Н. Толстой

5.

4 б.



Оставление Москвы во время войны 1812 г. Л.Н. Толстой «Война и мир», 7-я глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, Крылов «Волк на псарне», Лермонтов «Бородино», Цветаева «Генералам двенадцатого года».

6

. 5 б.

Жуковскому., Пущину, Дельвигу, Чаадаеву, Горчакову,
7.

6 б.



Балла́да

 — лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, античной мифологии. Известностью пользуются баллады Жуковского (пусть назовут), Р. Бёрнс, Шиллер, Гете, Уланд, Пушкин,, Лермонтов, Фет…

Всего – 50 б.



Всероссийская олимпиада по литературе – 2013.



Муниципальный этап



10 класс


1. Прочитайте внимательно стихотворения и проведите сравнительный анализ их поэтической образности (мак. 20 б.)




А.А. Фет

После бури

Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.

Спит, кидаясь, челн убогой,
Как больной от страшной мысли,
Лишь забытые тревогой
Складки паруса обвисли.

Освеженный лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнется.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеется.

(1870)




К.Д. Бальмонт

Челн томленья

                Князю А.И.Урусову
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

(1894)


2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. 6 б.)




Островский

Беглец

роман

Фет

Накануне

сборник стихов

Жуковский

Портрет

комедия

Гоголь

Лирический пантеон

поэма

Лермонтов

Ивиковы журавли

повесть

Тургенев

Бедность не порок

баллада


3. По портрету узнайте героя, назовите произведение и автора (макс. 6 б.)




  1. «Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей…»

  2. «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.»

  3. «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары»

  4. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.»

  5. «…на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке».

  6. «Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб…»


4

.

Объясните значение слов и выражений, встречающихся в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (макс. 6 б.):



манкировать, желтый билет, колодник, Анна в петлице, чухонцы, вояжировать, ретроградный, фаланстера, шиллеровская душа, лития, верить в Новый Иерусалим, буффон
ivan-kozhedub-vernost-otchizne-chast-komsomolci-na-samolet-volnie-prostori-stranica-15.html
ivan-kozhedub-vernost-otchizne-chast-komsomolci-na-samolet-volnie-prostori-stranica-16.html
ivan-kozhedub-vernost-otchizne-chast-komsomolci-na-samolet-volnie-prostori-stranica-18.html
ivan-kozhedub-vernost-otchizne-chast-komsomolci-na-samolet-volnie-prostori-stranica-2.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат