А. А. Памовъ Очеркъ исторіи


Библюграфш.
А. А. Памовъ Очеркъ исторіи аападно-русскихь православныхь братствъ.Св. Троицкая Серііев і Лавра Собственная типоірафія.
-1900 юдь, іѣ 1-ЬХІГ ±291+22-\-ХХХІХ.
Въ настоящее время жизненным обстоятельства особенно выдви­нули вопросъ о ненормальности современна™ првходекаго строя,— съ нѣкоторыхъ поръ начали раздаваться голоса о необходимости возвра­титься назадъ еъ древне-приходскому началу. Книга г. Цапкова, посвя­щенная очерку исторіи заиадноруссквхъ братствъ, въ дѣательности ко- торыхъ особенно пышно расцвѣла древняя ириходская община,является такимг образомъ^какъ нель.°я болѣе кстати. Впрочемъ, и ном и но этого случайнаго обстоятельства, усиливающая ннтересъ къ книгѣ г. Пан­кова, она ииѣетъ полное право на вниманіе къ себѣ и потому, что яв­ляется первымь опытоыъ возможно полной и систематической исторін братствъ,—а такая исторія—трудъ давно желанный и необходимый. Къ соа&лѣнію только нужно замѣтить, что книга г. Папкова еще разъ убѣждаетъ въ тоиъ, что еще не пришло время писать полную исторію братствъ. Самъ авторъ въ нреднсловіи къ своей книгѣ яаав- ляетъ, что его изслѣдованіе написано только на основаніи обнародо­ван ныхъ документовъ,—что еще много есть неразработанныхъ нсточ- никовъ для исторіи братствъ въ различныхъ архивахъ центральныхъ (Вильва, Кіевъ, Ввтебскъ) о частиыхъ (м—рв, церкви...) нашихъ и галицкихъ ^Львовъ и др.); саііъ авторъ сознаетъ <все несовершенство выпускаемаго въ свѣтъ труда... п рѣшается на такой шагъ въ виду отеутстія... въ русской исторической литературѣ всеобщей исторіи братствъ»

.Не вдаваась въ подробный анализъ книги г. Пап нова, мысчп- таемъ необходим и мъ только вкратцѣ ознакомить нашихъ читателей съ содержпііемъ еа. ііодробный анализъ содержапія мы считаем* со­вершенно нзлншнимъ, такъ-какъ сама-то книга ничего существенно новаго и интереснаго не представляетъ, а является простымъ объеди- неніемъ до се л ѣ обнародованныхъ матеріаловъ.
Книга г. Оапкова раздѣляется на введеніе и пять главъ. Вве­дете (1—ЬХІѴ) посвящено характеристик ноложенія нравославія и русской народности въ Литвѣ до ХѴП в. Здѣсь авторъ очень подробно говорить о расиространеніи христіанства, о иостепеинонъ возвыше- иіа Литвы, о ея тягогѣніи кь Россіи и іюстеаеннопъ обрусѣвіи, объ усііленіи Москвы и Польши, о насильственномъ водвореніи католи­чества въ иредѣлахъ Литвы велпк. кн. Ягайломъ (въ ІЗйб г.), о пра- вительственныхь .мѣрахъ, ваправлениыхъ во вредъ нравославію п русской народвости, о мужественной защнтѣ цреввихъ вародныхъ на- чалъ жизни знатными древними родами (Слуцкіе, Острожскіе, Сапѣги, Сангушки, Ходкевичи и др.), о люблинскомъ сеймѣ 1569 г. и послѣ- довавшвхъ за нимъ усиленныхъ гоневіяхъ на иравославвыхъ,—о разъ­единены древней русской митрополін и иоявлоніи въ Латвѣ іезу- итовъ,—объ изыѣнѣ иравославію многихъ енископовъ (Гедеовъ Балн- банъ, Діонисій Збируйскій, Бириллъ Терлеакій, Ипатій Потѣй) и н»- сильственномъ впеденіи уніи, о попыгкахъ борьбы со стороны пра- вославныхъ и о началѣ болѣе энергичной деятельности братствъ. Указавши положеніе нравославія и русской народности въ Литвѣ до ХУП в. и доведя свое повѣствованіе до того пункта, съ котораго вачвнается особенно энергичная дѣятельность братствъ, г. Паііковъ очень кратко касается предшествовавшей исторів собственно братствъ Начало нашихъ знаменитыхъ братствъ онъ видитъ въ такъ называ­ем ыхъ медовыхъ братсгвахъ, существовавшихъ еще въ XII в. Нельзя не пожалѣть и не попенять на автора за то, что въ дальнѣйшемъ своемъ изложеніи этой исторіи онъ совершенно онускаетъ четыре столѣтія (съ XII—поXVI) п не говорить совсѣиъ ничего о состоянін братствъ за. этотъ иеріодь. Между тѣмъ, по нашему мнѣнію, было- бы несравненно болѣе важно и интересно вмѣсто растя нута го очерка положевія православія въ Литвѣ до XVII в., которое всякому болѣе или менѣе образованному человѣку извѣство, ирослѣдить постепенное раз- ввтіе братствъ, показать, какимъ образомъ взъ медовыхъ братствъ вышли знаменит, братства, подробно воспроизвести тотъ путь, который привелъ медовыа братства къ аостеневному расшпренію своей, перво­начально очень скромной, программы дѣательности. Въ изложеніи вашего автора замѣчается скромный, непонятный ироиускъ: послѣ рѣча о медовыхъ братствахъ ХП в. онъ прямо говорить объ особен- номъ уеиленів ихъ въ XVI— ХѴД в. в.
Первая глава (\— 65 стр.) труда г. ІІапкова посвящена харак­теристик эпохи преобразованія заііадно-руссквхъ церковныхъ братствъ. Очертивши въ цѣсколькихъ словахъ деятельность князей К. Острожскаго а Курбскаго на пользу православіа, въ дальнѣйшемъ своемъ изложеніи онъ довольно подробио остананлпваетса на исто* рів преобразовавія братствъ: говорить о преобразованіи Львовскаго братства ирв участіи ант. патріарха Іоакима (быль на Украинѣ въ 1586 г.) в Константином.Іереыіп (въ 1588 —89 г.г.), излагаетъ уставъ этого братства, характеризуем его общее устройство и останавли­вается на нзобрааеніи его просветительной деятельности ('школа, ти- пографія). ЗатЬмъ онъ приходить къ исгоріи преобразованія Вилен - скаго Троицкаго братства (1584—1588 г. г.), — касается вкратцѣ сно- шеній этого братства съ Львовскимъ братствомъ в отиошеній къ нему короля Сигизмунда ПІ (далъ милостивую грамоту/ Изложивши исторію преобразованія двухъ важнѣйшихъ братствъ, г. Паиковъ пе­реходить къ исторіи другнхъ мелкихъ братствъ, которыя въ это вре>іа (особенно нослѣ Брестскаго собора 1596 ѵ.) начали во мвожествѣ по- явлатьса. Тутъ отмѣчаетъ онъ небольшіа братства въ с. Уличѣ, въ г. Люблнвѣ (въ 1586 г. ихъ утвердалъ патріархъ Іоавимъ^, въ г. г. Замостьѣ, Красноставѣ, Могнлевѣ, Бресгѣ, Минскѣ, Оргаѣ, Львовскіа братства и т. д. Весь конецъ первой главы книга г. Пан­кова содержитъ въ себѣ характеристику деятельности братствъ отъ 1592 но 1600 годъ, когда вравославію наиболѣе угрожала унія, когда сторонниками унів и врагами иравославія являлись не только іезуиты, но и измѣниики еиискоаы, съ митр. Рогозою во главѣ. Осо­бенно въ этомъ отношеніи оаъ отмѣчаетъ героическую дѣятельноеть Виленскаго братства, которому пришлось выдержать наиболѣе тяж­кую борьбу съ увіеВ за иравославіе. Восхваляя въ концѣ этой главы дѣятельность братствъ на пользу нравослакія, г. Паиковъ замѣчетъ, что <въ этотъ сравнительно короткій неріодъ времени (1586 г.— 1600 г.) братства настолько окрѣпли и организовались, что для нвхъ была уже не страшна та борьба, которая имъ предстояла... когда уніатскимъ митр, сдѣлался Иаатій ІІотѣй, од инь изъ создате­лей уніатскаго дѣла въ западной Россіи и наиболѣе ревностный го­нитель иравославія в церковныхъ братствъ» (65 стр.).
Вторая пава ^66 — 114 стр.) разсматриваемаго сочпненія г. Пан­кова: «Братство, какъ мощная защита православіа —вплоть до вовста- новленія иравославной іерархіи въ 1620 году (1600—1620 г.)> имѣетъ своею задачею обрисовать эту борьбу братствъ съ уніею и митр. Ипатіемъ ІІотѣемъ. Въ это время, особенно послѣ Люблинское уніи, иравославнымъ жилось очень тяжело,—ихъ угнетали в обижа­ли уніаты во главѣ съ м. Нотѣемъ. Въ эту то тяжелую годину брат­ства явились не только мощною защитою иравославіа, но и храни­телями національнаго народыаго самосознанія. Тяжела была эта борьба сравнительно малочисленныхъ и ночтв безиравныхъ братствъ съ многочисленными врагами, на сторонѣ которыхъ стояло и кото- рымъ помогало польское правительство. Къ счастью братства избра­ли віюлнѣ подходащій и надежный путь для борьбы: они не только строили церкви и монастыри и укрѣнлялн такимъ образомъ право­славную вѣру, но и будило въ массѣ здоровыя національныя чув­ства, устроня общественныя школы, гдѣ объединялись иередъ нау­кою и утверждались для борьбы съ страшными врагами пѣры и на­циональности дѣти и богачей, и бѣдняконъ, и вельможъ, и просты смертныхъ.—Очень важную роль въ этой великой борьбѣ играли и братскія типогрнфіи, которыя ежегодно выпускали не мало церков­ныхъ, полепическпхь и анологетпческихъ книгъ.
Въ третьей главѣ своего сочиненія («Охранительная деятель­ность иравославныхъ братствъ въ иослѣдніе годы царствонанія ко­роля Сигизмунда Ш (1620—1632 гг.)», нашъ авгоръ новѣст- вуетъ о томъ, какъ пугешествовалъ на Украину іерус. иатріархъ Ѳеофанъ, который хвалвлъ устройство братствъ, благословилъ дея­тельность ихъ и сдѣлалъ ихъ ставроиигіальнымн,—какъ своими гра­мотами этотъ иатріархъ далъ большую поддержку изнынавшииъ бор- цамъ и иробудилъ въ нихъ необыкновенный подъемъ религіознаго и національнаго духа, выразившійся въ основаніи так'ъ называемыхъ юношескихъ братствъ {Кіевское, Львовское, Луцкое и др.).
Наиболѣе энергичная и плодотворная деятельность братствъ началась съ тѣхъ поръ, какъ во главѣ ихъ сталъ вваменитый Кіев- скій митр. Петръ Могила. Объ этой усиленной дѣятельности братствъ авгоръ говоритъ въ четвертой главѣ своего труда: «Оживленная дея­тельность иравославныхъ братствъ въ эпоху м. Петра Могилы (1632—1647 г.)> (стр. 160—198). Въ это время дѣятельность братствъ достигла нанболыпаго разнптія, своего въ нѣкоторомь родѣ апогея: число братствъ значительно увеличилось (въ одной Львов­ской епархіи ихъ было больше 20), они получили гораздо болѣе силы и значенія, благодаря коифирмнцш пхъ универсалами короля Владислава (1633 г.),—съ этого времени братства дЬлаютсн непре­менными органами церковно-еиархіальноп жнзни иравославныхъ. Не набылъ авторъ отмѣгнть и глубокое просвѣтите іьпое зиачеиіе, какое н.мѣлв для всего края учрежденный Цетроиъ Могилою и др. дЬатс- лиин школы.
Въ иослѣдней (пятой) главѣ г. Паиковъ пабраеываетъ краткую картину <жнзаи и дѣятельности братствъ во второй ноловпнѣ ХѴП и въ ХѴШ в.в.» (199—291). Послѣ бурнаго неріода Хмѣлыіищікіы, нослѣ раздѣла Укранны иежду Россіею н Польшею, братства по прежнему защнщаюгъ и охраняютъ нравославную вѣру и національ- ность, но ихъ дѣятельность теперь ужъ не имѣетъ нрежняго значь нія и прежней шири. Іеіупты и уніаты теперь еще спльнѣе угнета- ютъ и нритѣсняюгъ ихъ, вслЬдствіе чего чисть братствъ совсѣмъ прекращаете свое существоваиіе, а часть (Львовская, наир.), иэиѣ- няетъ нравославію и иереходнтъ въ унію,
Такъ въ кратцѣ можно передать содержаніе интересной книги г. Панкова.
Въ зивлючепіе вашей замѣткп мы съ сожалѣніемъ повторяемъ, что йце далеко время, когда йожно будетъ наийсать полную, все­стороннюю и вііолиѣ объективную, внолнѣ научно безлрпетрастную исторію занадно-русскнхъ братствъ. Книга г. Панкова, не смотря на видающееся трудолюбіе автора и на обиліе изучеиныхъ нмъ магеріа- ловъ, только иодтвержіаетъ нише ынѣніе: этой книгѣ не достаетъ прежде всего того, что украшаетъ обыкновенно нзслѣдованіе, на­писанное во вііолііѢ ужъ исчерпанному матеріалу,—нед< стаетъ иол- нгіты изслѣдоианія и равномѣрносгн освѣіценія разлнчныхъ сгоронъ псторическаго нрошлаго нашихъ братствъ. Вслѣдствіе этого, наряду съ детально изслѣдованнымъ воиросомь, встрѣчаются ие рѣдко и вопросы съ чуть-чуть памѣченнымъ раирѣшеніемъ. Крояѣ того не вездѣ автору удается внолвѣ соблюсти строго объективное отноше- ніе къ событіамъ: горячее сочувствіе къ горестной судьбѣ ираво­славныхъ часто заставляешь его сильно сгущать краски при изібра- жевів враговъ православія. Бакоиецъ, вообще вся эта кии га не Том* 69.—Май, 1900. 1—И имѣетъ въ себѣ того духа живого, который, являясь результатом* иолнаго, всесторонняго и летал і. наго изученія предмета, такъ увле- каетъ насъ въ псторвчесвихъ пзслѣдованіяхъ,—сочпненіе это «о многихъ мѣстахъ производить впечатлѣвіе не переработай яыхъ авторомъ и чисто внѣшнвмъ, механическимъ образомъ связанныхь обрывковъ изъ разлвчныхъ бывшихъ у него аодъ руками иособігі. Однако все эго объясняется сравнительною новизною и трудностью пронятой на себя автороиъ задаче и все это съ избыткомъ иску­пается несомнѣнною полезностью книги, какъ справочнаго изданін. Надо отдать честь автору,—онъ много потрудился в собралъ въ своей кнвгѣ почти все, что было до него написано о братствахъ. Нельзя, поэтому, строго винить его, если по ыѣсгамъ не онъ вла- дѣлъ матеріаломъ, а матеріалъ руководилъ имъ,—
Отъ души желаемъ автору не оставлять начатаго труда на пол пути, а вслѣдъ за взученіемъ обнародованнаго магеріала проступить къ взученію не вполнѣ еще изслѣдованныхъ архивныхъ данныхъ, чтобы въ будущемъ напвсать столь необходоную полную, безпрм стрестную в обстоятельную исторію нашихъ братствъ.

kurs-russkoj-ritoriki-rekomendovano-uchebnim-komitetom-pri-svyashennom-sinode-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-duhovnih-uchebnih-zavedenij-predislovie-stranica-18.html
kurs-russkoj-ritoriki-rekomendovano-uchebnim-komitetom-pri-svyashennom-sinode-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-duhovnih-uchebnih-zavedenij-predislovie-stranica-4.html
kurs-russkoj-ritoriki-rekomendovano-uchebnim-komitetom-pri-svyashennom-sinode-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-duhovnih-uchebnih-zavedenij-predislovie-stranica-5.html
kurs-russkoj-ritoriki-rekomendovano-uchebnim-komitetom-pri-svyashennom-sinode-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-duhovnih-uchebnih-zavedenij-predislovie.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат