А. Ю. Турченков (Одесса)

А. Ю. Турченков (Одесса)


ОСОБЕННОСТИ АНТИВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА


 
Данная статья посвящена проблемам рассмотрения художественной литературы Европы и Северной Америки, которая имеет антивоенную направленность, и на основании исследования которой мы можем сформировать взгляд на тематику отношения к войне европейской и американской интеллигенции в первой половине ХХ века.
ХХ век отразился в исторической памяти человечества великими потрясениями связанными с двумя Мировыми войнами. В указанный период эти события стали достаточно важными для формирования психологического и нравственного сознания общества, которое было вовлечено в военный процесс. Художественная литература всегда являлась отображением не только определенных социальных реалий, но и стремилась изобразить мировоззрение, психическое и моральное состояния, как отдельного индивида, так и целого общества. В данной статье на примере художественного материала некоторых европейских и североамериканских писателей первой половины ХХ века, мы попытаемся проанализировать особенность пацифистских взглядов тогдашней интеллектуальной элиты, а также рассмотреть степень влияния Мировых войн на душевный и моральный разлад европейского общества.
Формирование европейской антивоенной литературы проходило длительный период и некоторые авторы вошедшие в историю литературы как писатели-пацифисты, такие как Герман Гессе и Томас Манн, еще накануне Первой Мировой войны находились в некоей романтической эйфории по поводу того как же замечательна будет для родного им немецкого народа эта война (в победоносности которой для Германии они несколько не сомневались). И лишь после того как Герман Гессе своими глазами увидел все ужасы войны, отслужив несколько лет в санитарном корпусе на фронтах Первой Мировой, он моментально изменил свою точку зрения на это явление1. И позже в своих статьях он достаточно много внимания уделял критике стремлений человечества уничтожать друг друга. Так в статье «Наступит ли мир?»2 Герман Гессе указывает на то, как война влияет на упадок духовности в обществе и это выражается в серьезных социальных проблемах, кризисе морально-нравственного облика, развитии в искусстве направления цинично-грубого декаденства, нахождения общества в состоянии полнейшей злости и отчуждения к своему ближнему. В этой статье Гессе изображает вполне пессимистическую картину будущего Европы указывая на скорое загнивания её цивилизации в том случае если она захочет продолжать жить в постоянной войне. Эта статья была посвящена именно Первой Мировой Войне которая очень больно отразилась на судьбе писателя, по её окончанию он уехал из Германии и до конца своих дней прожил в Швейцарии, не желая жить в государстве стремящемуся к господству в мире и к постоянной борьбе. Такой же путь от сторонника Первой Мировой войны до её противника прошел и другой немецкий писатель Томас Манн, но на нем мы не будем останавливаться, отметим только что как и Герман Гессе он известен более своей антивоенной публицистикой нежели пацифистской прозой. Так мы рассмотрели тенденцию военной критики у европейских писателей через публицистические сочинения теперь же перейдем к анализу произведений художественной литературы.
Антивоенная, пацифистская тенденция очень рано проявляется в литературе Франции, Англии и Германии. Уже в самом начале войны в 1914 году появляются статьи, художественные произведения, отображающие идеи гуманистического пацифизма в Европе. Одним из первых романов этой тематики стало произведение французского писателя Ролана Доржелеса « Деревянные кресты»3 вышедшее в 1919 году. Весь роман строится на отображении взглядов французского общества на как таковой предмет войны. Повествование ведется от третьего лица, автор передает свои основные мысли лишь через уста основных персонажей романа. Точка зрения автора, проясняющаяся в основных эпизодах, сводится к отрицанию войны, поскольку она мучает, унижает и убивает человека, предварительно доводя его до животного состояния.
В «Деревянных крестах» также разрабатывается концепция «потерянного поколения», показывается проблема адаптации человека к условиям войны, а также психологический надлом европейцев которые не смогли вынести всех ужасов Первой Мировой. Роман пестрит образными метафорами, отображающими тему низведения человека до животного уровня в ходе войны: «Из канав, из ям выходит большое измученное стадо, полк, облепленный засохшей грязью, и врассыпную идет по полям». На наш взгляд, такие сравнения, направленные на то что бы вызвать неприязнь и отвращение к армии у читателей, являются совершенно не корректными, ибо если автор желает показать всю свою ненависть к войне, то он никогда не должен проецировать её на обычных солдат, уважение к ним как к людям должно присутствовать в его сочинениях.
В антивоенной литературе ХХ века автор не всегда являлся лично участником сражений, очень часто как известно, такие произведения писались со слов настоящих очевидцев войны4. Но романы такого рода теряют глубину своего повествования, в них присутствует некая документальность и теряется эмоциональность описываемых событий, без которой на наш взгляд невозможно прочувствовать всю трагедийность произведения, и правильно определить позицию автора по отношению к представленной проблематики.
Но в данной статье не рассматриваются художественные произведения такого рода, далее мы обратимся к книге Людвига Ренна «Война» упоминание про данное произведение мы находим в монографии советского литературоведа С. Динамова5. Роман вышел в свет в 1928 году, интересен он тем что показывает, как медленно и неуверенно зреет у обманутого солдата отвращение к войне, протесту против неё. Эта книга является автобиографией самого ефрейтора Ренна, в ней он рассказывает о собственной военной службе, красочно описывая батальные сцены и давая читателю возможность прочувствовать страх который испытывает солдат находящийся в самом бою. Когда ефрейтора Ренна отправляют на фронт, он искренне радуется, так как всей душой стремится выполнить свой долг. Отрезвление наступает очень медленно, после участия в боях, ранений, гибели друзей. События на фронте в романе представлены происходящими как бы самими собой, в силу каких-то стихийных сдвигов, они лишаются смысла, целенаправленности, не зависят больше от человека, а подчиняют его себе и влекут за собой.
Итак, немецкая литература на примере Людвига Ренна и некоторых других писателей этого времени, уже сформировала опыт антивоенного романа, когда в 1929 году вышла книга Э. М. Ремарка « На западном фронте без перемен»6. Данная книга мгновенно завоевала популярность и была переведена на многие языки, достаточно быстро став шедевром антивоенной прозы. Этот роман рисует потрясающую картину гибели целого поколения молодежи, и на наш взгляд объективно отображает протест против тех кто допустил Мировую войну.
Роману предшествует эпиграф: « Эта книга не является ни обвинением, не исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Но как бы там ни было это произведение, стало и исповедью и обвинением. Чувствуются великие потрясения, пережитые автором. В романе на примере главного героя Пауля Боймера показаны потрясения, которые выпали на долю немецкой молодёжи в годы войны, им еще далеко до зрелости, но жизнь уже раскрыла перед ними все свои бездны унижения, отчаяния и смерти. Книга Э. М. Ремарка наполнена величайшим гуманизмом и отобразила нам огромную силу чувства, направленного против войны и за человека.
И в завершении следует также сказать пару слов про еще одно произведение ставшее классикой антивоенного жанра роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!»7. В сентябре 1929 года произведение вышло в свет, художественное произведение содержит в себе не так некую пацифистскую тенденцию протеста против войны, как скорее историю человека стремившегося в годы потрясений, создать свой «рай на земле». Главный герой лейтенант Генри дезертирует с итальянского фронта Первой Мировой, так как не хочет более воевать за чуждые ему интересы, он бежит вместе со своей невестой и такой шаг показывается здесь как единственно верный. Разнообразными и тончайшими художественными средствами писатель, не так броско как возможно другие уже упомянутые нами авторы, но также достаточно проникновенно показывает нам своё отношение к войне как к бесчеловечной трагической силе, определяющей обреченность своих героев.
Так мы попытались вкратце рассказать про развитие антивоенной литературы в период между мировыми войнами, данная проблематика конечно же заслуживает более широкого исследования, и на наш взгляд изучать представленную тематику следует не только в рамках филологии и литературоведения, но и в рамках исторической науки, так как такого рода литература может служить потрясающим источником для исследования пацифистских взглядов европейского общества и особенностей духовной культуры послевоенного социума.
 

ПРИМЕЧАНИЯ:


1 Герман Гессе. Детство волшебника. Воспоминания. М. - 1978. с. 34-56.
2 Герман Гессе. Письма по кругу. Наступит ли мир! М. - 1978. с. 67-72.
3 История французской литературы. Т, IV, М. - 1963. с. 18.
4 Там же. с 22.
5 С. Динамов. Зарубежная литература ХХ века. М. - 1960. с. 324.
6 Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен. Л. - 1959. 217 с.
7 Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! М. - 1995. 320 с.
 Добавить документ в свой блог или на сайт
lipidi-variant-1.html
lipidnij-profil-bolnih-s-ozhireniem-i-ms-v-zavisimosti-ot-stepeni-virazhennosti-fibroza-pecheni-metavir-po-rezultatam-elastometrii.html
lipiki-konspekt-1-a-avalokiteshvara-guan-shi-in.html
lipin-andrej-markyanovich-abbasov-abdula-abbas-ogli.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат