Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 - страница 6

Глава 1. Определение области действия креативности
Вот три основных вопроса: Как вы решили, что именно будете делать? ,' Как вы определили, что закончили работу? Были ли вы довольны ею? Что вы делали для того, чтобы творить? Каким был ваш когнитивный креативный процесс?

Как вы начали?
Как вы воплотили
Как вы определили.
Как вы сформировали
идею/карту?
что закончили работу?
" исходную идею/карту?
Что вы делали
По каким признакам

в процессе
вы поняли, что ваша

творчества?
идея выражена доста-


точно хорошо?
Цель
Действие
Результат
«Мечтатель»
«Деятель»
«Критик»
Рис. 1.1
Помните, что это — общее исследование; исследование-упражнение. Его задача — узнать кое-что новое о вашем личном креативном процессе и начать создавать референтный опыт для ключевых понятий, которые мы будем использовать позднее. Установка для этого упражнения должна быть следующей: открытость к исследованию или изучению; желание узнать побольше о собственном креативном процессе. Именно с этой установкой вы извлечете максимум пользы из упражнения. Попробуйте.
После упражнения
Подумайте о том, как вы использовали свои органы чувств. Какой тип стиля мышления вы задействовали? В НЛП считается, что вы можете работать с проблемами на визуальном уровне. Возможно, в процессе работы вы осознали, что создаете мысленные картинки. Могло быть и так, что у вас не возникало никаких образов, вы просто смотрели на вещь и изменяли ее.
Кроме того, результат вашей работы может быть скорее тактильным, или физическим. Вы могли вести с собой внутренний диалог и задавать себе вопросы, например: «Как лучше поступитьмсделать что-нибудь полезное или что-то такое, что можно будет показать другим?»
Часть I. Личная креативность
Итак, ваш креативный процесс мог быть в большей степени визуальным, или вербальным, или логическим. В него могли войти эмоциональные реакции — ощущение относительно чего-либо. К примеру, креативность художника во многом есть попытка выразить ту ил и иную эмоцию.
Разумеется, не исключена и комбинация чувств. Подумайте — как именно вы использовали органы чувств, чтобы решить, что именно делать, затем определить степень законченности продукта и то, насколько вы довольны результатом.
Цель этой части упражнения — исследовав структуру собственного креативного мыслительного процесса, убедиться в том, что когнитивные стратегии обладают определенной структурой. Следует признать также, что ментальные процессы и стратегии различаются в зависимости от типа продукта или полученных результатов.
Важно осознать, что различные люди проявляют креативность по-разному, даже при выполнении простейшего задания. Можно соотнести эти различия с типом конечного продукта. Результат использования «физической» стратегии отличается от результата вербального или визуального процесса. Любая стратегия может усиливать креативность или потенциально ограничивать ее. К примеру, вербальные стратегии могут оказаться чрезвычайно эффективными для достижения определенных результатов. Однако Альберт Эйнштейн утверждал, что крайне редко прибегал к словам или математике при создании теории относительности, а в первую очередь использовал визуальные стратегии. По его словам, теория относительности выросла из своего рода юношеской фантазии. Эйнштейн задал себе вопрос: «Как выглядела бы реальность, если бы я сидел верхом на световом луче?» И затем попытался создать четкую картину этого воображаемого путешествия. Эйнштейн утверждал, что именно этому типу мышления обязан всеми своими открытиями. Разумеется, его родители могли считать подобный опыт совершенно непродуктивным, однако именно он лег в основу теории относительности.
Кроме того, существует различие между осознанными и неосознаваемыми процессами в том, что касается оппозиции «процесс/продукт». Вероятно, намного проще осознать что вы делаете, чем то, как вы это делаете. Можно также начать осознавать существование различных стадий креативности, даже в очень простом креативном акте, и существование различных комбинаций стилей мышления в психических процессах.
Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА А




Упражнение







Фаза1 1. Использование подручного или легкодоступного материала. 2. Совершение каких-либо креативных действий с ним

Фаза 2 Ответ на три вопроса:
1. Как вы решили, что именно нужно делать? 2. Как вы определили, что справились с задачею Что показалось вам достаточно удовлетворительным, чтобы закончить работу? 3. Как вы приступили к работе и как выбирали последующие действия?
1?








+


Цель: осуществить креативный акт с помощью индивидуальных психических паттернов или принципов


Цель: обнаружить психические процессы, которые используются в креативности, и органы чувств, задействованные в креативном процессе

Ключевые положения
Упражнение «на открытие» преследует следующие цели:
Физически создать что-либо простое, но конкретное из окружающих вас предметов и проследить психические и поведенческие процессы, с помощью которыхвы это создали.
На опыте изучения собственного креативного мыслительного процесса убедиться в том, что когнитивные стратегии обладают определенной структурой.
Заметить, что даже в обычном мыслительном процессе есть паттерны и последовательности микроповедения.
Начать осознавать собственные внутренние креативные стратегии.
Практикум
Что показалось вам особенно интересным в этом эксперименте? Что удивило вас больше всего? Легким или трудным было для вас задание?
Как бы вы охарактеризовали тип креативного мышления,*: помощью которого выполнили это упражнение? Можно ли назвать это хорошим примером вашей собственной креативности?
Довелось ли вам столкнуться с теми или иными затруднениями в ходе выполнения задания? Если да, какого рода были эти затруднения: внешние или внутренние?
Если вы столкнулись с внутренним сопротивлением или помехами, касались ли они того, «что» нужно было делать? «Как» это делать? «Желания» это делать? «Возможности» это делать?
Часть I. Личная креативность
Какие убеждения, установки или ценности вы вынесли из этого переживания? Какие из них помогли вам в новаторстве? Какие помешали вам?
Легко ли вамудалось осознать внутренние процессы? Какие аспекты вашего мышления легче всего поддаются осознанию?
Удалось ли вам почувствовать интуитивную структуру собственных мыслительных стратегий?
Как способ выполнения этого задания характеризует ваш креативный процесс?
Удалось ли вам осознать наличие разных стадий креативного процесса и переход с одной на другую?
^ Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА Б

- Мыслительные «режимы» "' и стили креативного процесса можно подробно исследовать " применительно к конкрет-: ному заданию

Методика изучения креативного процесса. Три вопроса: 1. Как вы решили, что будете делать? 2. Как вы определили, что закончили работу? Ощутили ли вы удовлетворение от этого? 3. Как вы приступили к работе и как выбирали последующие действия?

Дополнительный вопрос: как вам кажется, вы совершили креативный акт?




—i
Для каждого вопроса определите, как вы - использовали свои органы чувств, в каком стиле?







Эта последовательность является структурой психического процесса

Определяет стратегию или психический паттерн
Ключевые положения
Даже для самого простого креативного акта можно выделить различные этапы креа-Гивности. Психические процессы включают в себя комбинацию различных стилей Мышления.
Практикум
Сделайте заметки о том, что вы узнали о структуре собственного креативного мысли-Йельного процесса.
Часть I. Личная креативность
Р^ АЗДЕЛ 1.4. КАРТА В

События, выявляющие креатимость.
Иногда креативность берет начало
Психические процессы, обеспечивающие креативность в одной

Психические процессы следует отличать от их содержания.
не всегда напрямую связаны с самим заданием
в мышлении или чем-то другом
области, могут помочь решению проблем в других областях

Один и тот же психический процесс можно применять

в различных окружениях и контекстах


Любой креативный акт/действие инициирует нерв-
Согласно учению НЛП, проблему можно решить с помощью различных
Люди используют различные стили и мыслительные

Пример такой комбинации:
ную систему за счет использования органов чувств - сенсорных модальностей
модальностей/чувств. Например: • внутренние коммуникации с самим собой (сообщение себе о чем-либо); • внутреннее применение визуальных модальностей (визуализация чего-либо)
процессы: • визуальный; • аудиальный; • вербальный; • тактильный/ физический; • эмоциональный и их комбинации и последовательности/связки

произведения искусства как метод выражения эмоций



Ключевые положения
Психические процессы и стратегии различаются в зависимости от типа конечных продуктов или достигнутых результатов.
Разные люди по-разному проявляют креативность даже при решении самых простых задач.
Практикум
Попросите другого человека проделать это упражнение и сравните креативные процессы.
В чем ваши креативные стратегии наиболее различаются?
В чем сходство ваших креативных процессов?

plan-provedeniya-massovih-meropriyatij-v-kosh-5-.html
plan-provedeniya-meropriyatij-dlya-shkolnikov-vo-vremya-kanikul.html
plan-provedeniya-meropriyatij-po-organizacii-i-provedeniyu-obshestvennih-slushanij-po-voprosu-o-sozdanii-obshegorodskogo-pamyatnika-parka-maksimova-dacha-pp.html
plan-provedeniya-meropriyatij-po-povisheniyu-kvalifikacii-prepodavatelej-russkogo-yazika-rabotayushih-v-vuzah-rossijskoj-federacii.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат