Чтение и формирование креативного мышления библиотекаря «Только творческий, креативный взгляд дает возможность осознавать присутствие нового в настоящем»

Чтение и формирование креативного мышления библиотекаря




«

Только творческий, креативный взгляд



дает возможность осознавать



присутствие нового в настоящем»


Эта мысль принадлежит канадскому социологу прошлого века Маршаллу Маклюэну. Сегодня о креативности не говорит только ленивый. Всюду слышишь: «креативные прически», «креативный менеджмент», «креативный процесс». Что же такое креативность, какова ее связь с нашей профессией и одной из составляющей большинства информационных процессов – чтением?

Современный мир давно потерял былую статичность. Он несется вперед все с большей и большей скоростью. Вы недавно прочли последнюю книгу модного автора. Пройдет совсем немного времени и на библиотечных полках появится новый бестселлер. Весной вы приобрели последнюю модель мобильного телефона. Зайдите в салон по продаже телефонов летом. Ваша новая модель уже совсем не новая, а ваш тариф устарел. Компании вынуждены постоянно совершенствовать свои технологии, выпускать на рынок новые продукты, порождать новые идеи.

Hewlett-Packard,

чьи принтеры стоят во многих библиотеках, получает большую часть прибыли на товарах, которые год назад еще даже не существовали. В 1996 году

Sony

выпустила

5000

новых изделий, что составляет более двух изделий в час, это даже представить себе трудно! Чтобы выжить в этом стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства, быть творцом жизненно необходимо менеджеру, программисту, маркетологу, библиотекарю… Все чаще работодатели указывают такое требование к кандидату как творческий подход, креативность. Креативность становится залогом успешной деятельности в нашем стремительно меняющимся мире.

Сегодня основой существования и развития цивилизации является информация. Базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность.

Итак - креативность. Что же это такое? Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В постсоветской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. Поэтому чаще всего креативностью называют способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения.

В "Путешествии в Икстлан" Карлоса Кастанеды есть такой диалог:

- Что он делает?


- Ищет машину.
- Господи, да не под камнем же!
- Господи, да отчего же не под камнем?!

Пожалуй, это самая наглядная картина того, что же такое креативность.

Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Если вы думаете, что креативность – это исключительно приятное и ценное качество личности, то это не совсем так. Некоторые ученые мужи считают, что креативность – это такая форма невроза, когда человек не способен управлять своим мышлением и контролировать его. Возможно, это и правда, но у меня она вызывыет большие сомнения и явное несогласие.



Первые тесты на креативность придумал Джой Пол Гилфорд. Именно он разработал все основные составляющие креативности. Вы можете попробовать соотнести каждый из нижеперечисленных элементов с собой, со своими умениями и творческими навыками, чтобы понять, насколько вам присуща та или иная составляющая креативности. Итак:

  1. Беглость мысли

    - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

  2. Гибкость мысли

    - способность переключаться с одной идеи на другую.

  3. Оригинальность

    - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

  4. Любознательность

    - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

  5. Способность к разработке гипотезы

    - здесь вроде бы все понятно. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

  6. Иррелевантность

    - то есть логическая независимость реакций от стимулов.

В настоящее время существует множество тестов креативности. Впрочем, каждый из вас может проверить свою креативность по самому простому тесту «Пустая бутылка». Придумайте как можно больше вариантов использования пустой бутылки и чем больше их (вариантов) будет, чем более нестандартно будут выглядеть ваши предложения, тем больший балл за креативность вы сможете себе поставить. Тут даже не столько важна цифра, которую вы получите и которая может очень высоко оценить вашу креативность, ваши творческие способности, сколько участие и проба себя в достаточно неожиданном формате – умении находить необычные решения для обычных предметов.

Почему сегодня так важна креативность

?

Постиндустриальное пространство перенасыщено информацией. Человеческое сознание не способно справиться с таким ее объемом. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. Если говорить о сегодняшнем дне, то очевидной становится прямая зависимость роста влияния информации и роста влияния тех креативных людей, которые этой информацией управляют. Стоит ли добавлять, что сегодня овладение инструментами управления информацией становится фактической необходимостью для человека, осознающего ценность непрерывного совершенствования, как в профессиональном, так и в личностном плане.


Информация, как продукт развития человеческой цивилизации, неоднороден по своей структуре. Она существует в разных формах и видах. Речь и письмо – одна из форм передачи информации. По утверждению известного русского психолога Михаила Михайловича Бахтина речь и письмо - это по преимуществу социальный способ коммуникации и мышления. К этому ряду можно смело отнести и чтение. Тексты, как письменная коммуникация, наиболее эффективно обеспечивают прогрессирующее накопление знаний.


Анализируя прошлое видно, что новые знания и новые способы познания прибавились к культурным ресурсам потому, что их авторы,

создавая те или иные текс

ты для

других, одновременно писали, чтобы учиться, и учились, чтобы писать

.

Как говорил Лев Семенович Выготский, выдающийся российский психолог, "

индивид развивается посредством того, что он создает для других

". Безусловно, письмо в большей мере захватывает человека, чем чтение, ибо ставит перед ним требования большей креативности. И все же нельзя принижать роль чтения. В ходе создания текста пишущему надо уметь читать - и для того, чтобы следить за написанным, и для того, чтобы представлять, что смогли бы сказать по поводу написанного другие участники диалога, и для отыскивания нужной информации.

Но текст – это не только источник и носитель новой информации, но и та почва, которая дает ростки мыслям, идеям, открытиям. Текст, чтение порождают ассоциативные ряды и цепочки, являющиеся, по своей сути, последовательным креативным процессом. Значит, качество и количество прочитываемой литературы, становятся одним из важнейших факторов развития креативной личности.

Чтение профессиональной, учебной, познавательной или художественной литературы – процессы разные по своему воздействию. Профессиональное или познавательное чтение в большей степени связано с воздействием на интеллект. Чтение художественной литературы вызывает эмоциональный отклик и воздействует на чувства человека. Особенно важно чтение для развития интеллекта и креативности в детском и юношеском возрасте. Ведь именно

до 25

лет происходит количественный рост мозговых клеток. Поэтому багаж, полученный в процессе обучения в школе, институте, намного объемнее, чем небольшой портфель знаний, приобретенных в течение всей последующей жизни. Но это не повод для отчаяния – с окончанием роста мозговых клеток не прекращается рост соединений между ними. Сохранение интеллектуальной активности на протяжении всей жизни – естественный процесс при условии постоянного тренинга. Одной из составных частей которого может и должно стать чтение.

Чтение – это в первую очередь расширение кругозора: общего, профессионального, эмоционального. Отложенная в кладовых мозга информация, при гибком креативном мышлении дает толчок для решения проблемы, рождает гипотезу, помогает вариатизировать мысль или идею.

Сегодня библиотечное дело потеряло привычную незыблемость и архаичность, благодаря стремительному внедрению новых технологий. Быть с веком наравне обязывает статус и степень вовлеченности в мировой информационный процесс. Идеи витают в воздухе, а мысли схватываются налету. Сегодня наша библиотека с гордостью говорит о блоке авторских мультимедийных изданий. А все началось с вскользь оброненной фразы об участии в конкурсе Сороса. До последней даты подачи материала оставалось 3 дня. Именно тогда родилась идея о детском электронном иллюстрированном каталоге. Прошло 2 года и на лекциях-тренингах, проводимых галереей Дешт-арт, где Гаухар Абушахмановна представляла уже готовый детский иллюстриованный каталог, появилась идея создания мультимедийных вернисажей. Потом была лаборатория «Ұшқын», затем проект создания полнотестовых баз данных о молодежи и для молодежи «Жарқын». Сегодня можно говорить о команде единомышленников, и не важно, кому первому приходит в голову идея, главное, что она приходит! В процессе своей эволюции она обрастает новыми идеями, трансформируется, иногда преображается до неузнаваемости, она напралена на позитивное изменение и в свою очередь может дать толчок новой интересной идее.

Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).

Иногда думают, что креативность — это когда изобретают что-то абсолютно новое. Полезнее представлять себе креа­тивность как процесс формирования новых соединений.

Является ли креативность врожденным качеством или ее развитие зависит от воспитания или обучения? Почему у одних людей креативность больше, а у других, соответственно, меньше? Какие причины влияют на формирование и развитие творческого потенциала?

Креативность во многом зависит от врожденных качеств, однако все же развитие у человека творческого мышления в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Дети обладают природной креативностью. Каждый из нас некогда был ребенком. То есть все мы имеем опыт креативности, даже если сейчас не осознаем, как это получалось. Дети проявляют свою креативность в том, как они открывают окружающий мир и по-своему осмысляют его. У многих детей есть воображаемые друзья, многие создают свои собственные миры с помощью своих игрушек и фантазий. Есть данные, что в период

между 6 и 7

годами креативность уменьшается на

50%

, а к зрелому возрасту еще на

30%.

Наш источник живой творческой энергии постепенно заносят пески здравого смысла, рационализма, стереотипов. Но источник-то есть в каждом из нас! Вопрос в том, чтобы снять барьеры и позволить ему вновь свободно течь в нашу жизнь.

Существуют, как правило, внутренние психологические ограничения, преграды креативности. Их называют барьерами креативности, среди них:



Сегодня работодатели все чаще обращают внимание на креативность своих сотрудников. Повышение креативности рассматривают как один из элементов повышения силы мозга, психологического и интеллектуального развития личности. Как же развить или усилить свою креативность?

Александр Поп, поэт XVIII века, сказал: «Ум укрепляют упражнения, а не отдых». Что же может служить хорошим упражнением для мозга? Масса разнообразных действий, чаще не входящих в наш повседневный обиход:


Креативность — отнюдь не вотчина гения. Эйнштейн, конечно, был великолепен, но большинству из нас совершенно не обязательно делать его своим эталоном.

В любой момент, когда у вас возникает сомнение в собственном потенциале креативности, напоминайте себе о том, что каждую ночь вы создаете пять или шесть совершенно новых снов, для которых вы являетесь одновременно сценаристом, режиссером, актером и зрителем, которые могут вовлекать все ваши органы чувств, произвольно менять время и место и, наконец, оказывать на вас длительное последующее влияние. Это творчество не требует усилий, и большинство людей даже не признает его как таковое!



Каждый из присутствующих здесь должен быть заинтересован в собственной креативности и в креативности своих коллег, особенно руководители разного уровня. Важно знать откуда берутся революционные идеи? Как руководители могут поддержать стимулы к креативности сотрудников и преодолеть барьеры, стоящие на ее пути?

Тереза Амабиле,

профессор

Гарвардской Бизнес-школы

, искала ответы на все эти вопросы на протяжении почти 30 лет своей исследовательской деятельности. Она провела огромное исследование, проанализировав примерно 12 тыс журнальных записей, сделанных 238 сотрудниками, работающими над креативными проектами более чем в 7 компаниях. При этом информанты Терезы Амабиле не знали, что предметом ее изучения является именно креативность. Собрав и проанализировав полученные сведения, Амабиле пришла к выводам, которые способны опровергнуть многие устоявшиеся представления о природе «креативности». Итак, вот шесть мифов о креативности, которые удалось разоблачить благодаря проведенному исследованию.

Креативность — естественная способность человечества. Её заботливая культивация и развитие — главный путь при нахождении новых решений старых проблем или новых направлений в жизни, для более приятного времяпровождения на досуге или более легкого и умелого выполнения профессиональных функций. Девизом нашего настоящего должны стать слова: «Прочь, серость и безликость, дорогу креативности!».





principles-and-practice-of-psyshopharmacotherapy-stranica-42.html
principles-and-practice-of-psyshopharmacotherapy-stranica-43.html
principles-and-practice-of-psyshopharmacotherapy-stranica-44.html
principles-and-practice-of-psyshopharmacotherapy-stranica-48.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат