«Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное»: Питер; спб.; 2009 isbn 978-5-388-00653-0 - страница 9

^

Глава 3

Психическое развитие детей дошкольного возраста


Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.
Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом личностном развитии.
Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника:
♦ социальная ситуация развития дошкольника;
♦ игра – ведущий вид деятельности дошкольника;
♦ структурные компоненты сюжетно–ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре;
♦ продуктивные виды деятельности – изобразительная и конструктивная (по образцу, условиям, замыслу);
♦ учебная деятельность;
♦ познавательные интересы;
♦ трудовая деятельность;
♦ сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
♦ наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;
♦ логическое мышление;
♦ речевая деятельность;
♦ познавательные психические процессы дошкольника;
♦ эмоциональные, волевые процессы;
♦ типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
♦ притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.
Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы–заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения.
Исполнение ребенком какой–либо роли в игре дает ему возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.
Взрослому необходимо:
♦ учитывать уровень психического развития детей дошкольного возраста;
♦ уметь встать на позицию ребенка;
♦ сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;
♦ создавать условия для оптимального развития дошкольника;
♦ развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.

3.1


Ситуация.

Место, занимаемое дошкольником (3–7 лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста.
? ^ Назовите особенности социального развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений.

Решение.

В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые выражаются:
♦ в осознании собственного «Я»;
♦ в осознании своего поведения;
♦ в интересе к миру взрослых.
Эти изменения особенно проявляются в сюжетно–ролевых играх школьников.
Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия для развития и обучения их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.

3.2


Ситуация.

В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника.
1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли.
2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает за мамой, а затем обращается к ней: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».
3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори никому, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше не буду!»
4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих коллег, рассказала о своей работе, о взаимопомощи, взаимовыручке. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов.
? ^ Каково содержание мотивов поведения дошкольников? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

Решение.

Мотивы поведения дошкольников в приведенных примерах вызваны различными причинами.
1. Воспитатель создал условия для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры.
2. Поведение ребенка связано с осознанием им своего собственного «Я».
3. В приведенном примере ребенок осознал свое поведение.
4. Основной мотив поведения детей в этой ситуации – проявление интереса к миру взрослых.

3.3


Вопрос.

В каких видах деятельности происходит психическое развитие дошкольника?

Ответ.

Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности.
Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.

3.4


Вопрос.

Какова социальная природа детской игры?

Ответ.

Согласно концепции Д. Б. Эльконина, ролевая игра является выражением связи ребенка с обществом. Она социальна по своему происхождению и по своей природе.
Игра возникла не в результате действия внутренних инстинктивных сил, как утверждали некоторые ученые (К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер и др.), а с действием определенных условий в жизни ребенка.
Включение детей в производительный труд, необходимый для дальнейшего развития общества, затруднено из–за усложняющихся орудий труда, которые недоступны ребенку. В связи с удлинением периода детства (что стало объективной необходимостью) и с изменением места ребенка в обществе, возникла необходимость в ролевой игре как средстве подготовки ребенка к взрослой жизни.
Согласно культурно–историческому подходу Л. С. Выготского, мир ребенка – это взрослый человек. Только через общение с ним ребенок приобретает свой собственный мир. Взрослый необходим ребенку, чтобы почувствовать свою независимость.
Специфика жизни ребенка заключается не в противостоянии миру взрослого (Ж. Пиаже), а в способах существования в нем и в его освоении. Детская игра – способ вхождения в мир взрослых.

3.5


Ситуация.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп в игру с одним и тем же сюжетом вносят разное содержание.
Что составляет основное содержание сюжетно–ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный:
а) освоение свойств предметов и действий с ним;
б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли;
в) восприятие отношений между людьми;
г) высвобождение лишней энергии ребенка;
д) получение удовольствия.

Решение.

В сюжетных играх детей старшего дошкольного возраста основным содержанием становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, и воспроизведение отношений между людьми (пункты «б» и «в»).

3.6


Вопрос.

Почему необходимо формировать сюжетно–ролевую игру с раннего возраста?

Ответ.

Уже на втором году жизни игровые действия отделяются от предметно–практических. Постепенно дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу, укладывают спать и т. д. Для выполнения таких действий достаточно обозначить его «внешнюю картинку» (приложить ложку к лицу куклы – значит, кормить).
Игровые действия возникают в определенной последовательности:
♦ тесно связаны с конкретными действиями на основе действий со взрослыми;
♦ те же действия переносятся на другие похожие предметы;
♦ ребенок переносит действие с одного предмета на другой (с настоящего на игрушечный); при этом происходит отделение действия от самого предмета. Ребенок обобщает действие и таким образом «играет»;
♦ игровые действия только формально переходят одно в другое – суть игры в процессе действия, поэтому ее называют процессуальной;
♦ содержание игровых действий – подражание действиям взрослого;
♦ ребенок действует с реалистическими игрушками, которые отображают реальные предметы, находящиеся в его поле зрения;
♦ для детей характерна слабая эмоциональная включенность в игру.
И хотя эти действия не являются игрой, они необходимы, чтобы ребенок смог перейти к ролевой игре.
На третьем году жизни игра, по данным Л. Н. Галигузовой, существенно изменяется:
♦ усиливается игровая мотивация и эмоциональная включенность;
♦ существенно меняется структура игровых действий: появляется последовательность и самостоятельная переработка схем одного сюжета;
♦ ребенок использует предметы–заместители, дает им соответствующие названия, начинает активно работать воображение.

3.7


Вопрос.

Каковы основные показатели, характеризующие сюжетно–ролевую игру?

Ответ.

Структурные компоненты сюжетной игры – цель и мотив – в игре совпадают. У ребенка проявляется желание подражать взрослому, быть как взрослый. Мотив существует как внутреннее побуждение, следуя которому ребенок берет на себя роль. При этом интересен сам процесс отображения роли, а результат не важен.
У ребенка, играющего со строительным материалом, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, то есть в содержании самого действия. Не выиграть, а играть – такова общая формула мотивации игры (А. Н. Леонтьев).
Сюжет, который ребенок берет из жизни:
♦ бытовой;
♦ общественный. Содержание игры:
♦ действия взрослых;
♦ взаимоотношения взрослых.
Роли, усваиваемые ребенком, разнообразны:
♦ эмоционально–привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.);
♦ значимые для игры, малопривлекательные для ребенка (директор школы, магазина и др.).
Правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, при игре в «школу» дети договариваются, что «учитель» не бегает на перемене.
^ Игровые действия являются обязательными компонентами игры. Они могут быть выражены символически (как будто, понарошку). Например, тушить пожар, водить машину и т. д. можно и без обязательных атрибутов этих действий.
Игрушки, используемые в игре, разнообразны:
♦ готовые;
♦ самоделки;
♦ предметы–заместители.
Дети могут играть и без игрушек, прибегая к воображению.

3.8


Ситуация.

Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо, особенно у Вити. Он всегда был последним, что его очень огорчало. Воспитатель сказал мальчику, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать.
? ^ Проанализируйте действия воспитателя.

Решение.

Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.

3.9


Ситуация.

Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. «Капитан, – обратился Клим к Саше, своему товарищу, выполнявшему роль капитана, – разрешите мне уйти с корабля?» Саша запретил. Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
^ Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Решение.

Игра «Моряки» способствует воспитанию таких качеств личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Воспитатель напомнил Климу, что в игре самый главный – капитан и все должны ему подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.

3.99


Ситуация.

Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь.
Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я – бабушка». Витя, не хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?» «Конечно, бабушки всегда старенькие», – ответила Таня. «Ну, тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю», – рассудительно заметил Витя. Воспитатель похвалил мальчика: «Молодец, Витя, хорошо поступил».
^ Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?
? Проанализируйте действия воспитателя.

Решение.

В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим. Воспитатель косвенно (похвалой) повлиял на игру, вызывая у детей желание поступать правильно.

3.11


Ситуация.

Детскую игру хорошо дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов, расширяет сферу познания «необыденного», помогая ребенку осваивать творческий опыт человечества. Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребенка на сущностные принципы строения и развития вещей и явлений.
^ Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни?

Решение.

Это возможно:
♦ через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения (приобщение к сказочно–эмоциональной культуре народа);1
♦ через создание сказочного образа, когда происходит его преобразование на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.);2
♦ на основе игрового опыта (но не наоборот), способствующего развитию собственно творческой деятельности (лучше, если игра режиссерская, поскольку в ней ребенок занимает позицию разработчика сюжета, постановщика и исполнителя ролей).

3.12


Вопрос.

Как изменяется сюжетно–ролевая игра на протяжении дошкольного детства?

Ответ.

Основные особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников представлены ниже (табл. 4).

Таблица 4


Особенности игровой деятельности дошкольников

3.99


Вопрос.

Каковы основные виды взаимоотношений детей в игре?

raspisanie-apparata-parlamenta-stranica-3.html
raspisanie-apparata-parlamenta-stranica-4.html
raspisanie-apparata-parlamenta-stranica-5.html
raspisanie-apparata-parlamenta-stranica-6.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат