Дополнительная часть – - Аналитические материалы к переговорному процессу по выработке нового соглашения «Копенгаген 2009»

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

Дополнительная часть –

offsets

, покупка разрешений на выбросы за рубежом.

США, Япония, Норвегия, в меньшей мере ЕС и другие развитые страны, готовы значительную часть сокращений купить в развивающихся странах. США намерены направлять до 5 млрд. долларов в год для механизма REDD. Япония обращает внимание на МЧР и, возможно, иные варианты международного сотрудничества.

Относительно стран Восточной Европы, прежде всего, России и Украины, имеющих большие излишки квот с периода обязательств Киотского протокола в 2008 -2012 гг., часто задается вопрос об учете или не учете данных излишков. В приведенных выше планируемых обязательствах учета подобных излишков не проводилось. Это совершенно оправданно, так как новое соглашение будет новым юридическим документом, где, строго говоря, не подразумеваются какие-либо переносы с прошлого соглашения. Что касается проектов, генерирующих разрешения на выбросы (МЧР, ПСО), то, вероятно, им предстоит перерегистрация в рамках нового соглашения, после чего они смогут продолжать работу.

Изменение уровней выбросы стран Приложения 1 - 2006 год по сравнению с
1990-ым годом

8





В Копенгагене ожидаются интенсивные переговоры: развивающиеся страны будут побуждать страны Приложения 1 взять более сильные обязательства. Но, вероятно, еще более сильные «баталии» будут идти относительно «визуализации» разделения обязательств на «домашнюю» часть снижения выбросов, LULUCF и покупку за рубежом. Развитым странам нужна большая гибкость, а значит отсутствие жесткого разделения. Развивающимся - хочется понять, сколько у них будет закупаться, чтобы соответствующим образом поделить деятельность между NAMA, REDD и МЧР.

Проблема развитых стран

– как распределить ресурсы между домашними мерами, закупками, поддержкой планов NAMA и финансированием мер по адаптации в развивающихся странах.

Проблема развивающихся стран

– как обеспечить и наибольшие закупки (для этого нужны более сильные обязательства стран-покупателей из Приложения 1), и максимальную поддержку своих NAMA и мер по адаптации (для этого страны-доноры из Приложения 2 должны иметь побольше свободных ресурсов).

4. Почему недостаточно снижения выбросов только в развитых странах?



Нельзя решить проблему изменения климата только усилиями развитых стран по снижению выбросов на их территории. В 2008 г. на промышленно развитые страны приходилось лишь 50% мировых выбросов парниковых газов9, причем выбросы в этих странах вышли на плато (еще до кризиса). В противоположность этому, выбросы развивающихся стран быстро растут, причем

вклад Китая – почти половина от выбросов развивающихся стран или четверть от мировых

10

.





Неудивительно, что США, Россия и другие страны так озабочены тем, что будет делать Китай. США провели с Китаем и Индией специальные переговоры, которые закончились успешно – было

объявлено о начале широкомасштабной деятельности в развивающихся странах.

В сентябре 2009 г. Китай выступил с программным заявлением о снижении роста выбросов. Запланированы меры по снижению потребления угля (эффект порядка 300 МтСО2/год), посадке лесов (эффект порядка 200 МтСО2/год), развитию ВИЭ и т.п. В ноябре 2009 г. Китай заявил о планах снижения удельных выбросов (СО2 на ед. ВВП) за 2005 -2020 гг. на 40-45%. Индия и США 24 ноября подписали специальный меморандум партнерстве в выполнении широкомасштабных мер по повышению энергоэффективности, развитию возобновляемых источников энергии, по адаптации к изменениям климата. Бразилия приняла новый Лесной кодекс и план прекращения сведения лесов на 38-42% к 2020 году. Индонезия также приняла аналогичные решения по прекращению сведения лесов. Именно эти 4 государства – главные эмиттеры парниковых газов среди развивающихся стран.

Глобальные выбросы СО2 от сжигания ископаемого топлива и производства цемента



Выбросы всех парниковых газов в целом больше примерно на 20%, сведение тропических лесов может давать еще около 20%, таким образом, суммарные выбросы в целом на 2008 г. оцениваются в 40-45 млрд. тонн СО2-эквивалента.



млрд. тонн



ЕС-15



Яп.



США



прочие страны Прил. 2 РКИК



Россия



прочие страны Прил. 1 РКИК



Китай



Браз., Мекс., ЮАР, С.Аравия, Ю. Корея



Индия



Др. не Прил. 1



Межд. бунк. Топл.



ВСЕГО






1990

3,30



1,13



4,94



0,82



2,50



2,54



2,44



1,21



0,66



2,31



0,65



22,5






2000

3,30



1,24



5,79



1,02



1,47



1,50



3,60



1,73



1,05



3,39



0,83



24,9






2005

3,39



1,28



5,88



1,08



1,52



1,58



5,89



1,92



1,27



4,09



0,96



28,9






2007

3,33



1,28



5,88



1,08



1,58



1,67



7,13



2,10



1,48



4,41



1,01



30,9






2008 (оценка)

3,28



1,28



5,69



1,07



1,58



1,68



7,55



2,18



1,58



4,55



1,01



31,4






Снижение (-) или рост (+) в 2008 -1990 гг.



-1%



13%



15%



31%



-37%



-34%



209%



80%



139%



98%



54%



 

40% рост в 1990-2008 гг.



Вариант на 2020 г.



-25% от 1990



-25% от 2005



-17% от 2005



-25% от 1990



-25% от 1990



-30% от 1990



рост на 45% слабее, чем в 2000-2008 г.



рост на 40% слабее, чем в 2000-2008 г.



рост на 20% слабее, чем в 2000-2008 г.



рост на 10% слабее, чем в 2000-2008 г.



рост на 20% меньше, чем в 2000-2008 г.



 

 

Млрд. т на 2020 г.



2,5



1,0



4,9



0,8



1,9



1,1



13,0



2,8



2,6



7,2



1,3



39,0



~24% рост в 2008 -2020 гг.



Вариант значений на 2050 год.



-80% от 1990



-80% от 2005



-80% от 2005



-80% от 2005



-50% от 1990



-50% от 1990



-50% от 2020



-50% от 2005



100% от 2020



100% от 2020



-50% от 2020



 

 

Млрд. т на 2050 г.



0,66



0,26



1,18



0,22



1,25



1,27



6,48



0,96



2,64



7,18



0,66



22,8



~75% от уровня 2007 г.



Эколог. цель на 2050 г.



-90% от 1990



-90% от 2005



-90% от 2005



-90% от 2005



-80% от 1990



-80% от 1990



-50% от 2008



-70% от 2005



-30% от 2020



-30% от 2020



-70% от 2020



 

 

Млрд. т на 2050 г.



0,33



0,13



0,59



0,11



0,50



0,51



3,77



0,58



1,85



5,02



0,39



13,8



~50% от уровня 2007 г.




Исходя из стратегической цели соглашения – снижения выбросов в мире на 50% к 2050 г. – автор обзора попытался сконструировать подобие глобальной «дорожной карты» на 2050 год. Показанные ниже варианты на 2020 и 2050 годы представляют собой лишь своего рода иллюстрацию, призванную показать при каких параметрах глобальные выбросы способны или не способны достичь поставленной учеными экологической цели. Соотношение процентных снижений между странами или группами стран также сугубо условно и не отражает какого-либо определенного мнения о «справедливом» распределении груза снижения выбросов. По сути дела, представленная ниже таблица, прежде всего, «калькулятор», призванный дать читателю возможность оценить ситуацию

11

.

Получается, что в любом случае к 2050 г. выбросы в развитых странах не будут определять ситуацию. С этой точки зрения новое

соглашение должно быть названо «соглашением о снижении роста выбросов в крупнейших развивающихся странах».



Какие из этого можно сделать выводы?

1) Печально, что

развитые страны

в целом в объявленных обязательствах не дотягивают до -25% (от 1990 г.), рекомендованных учеными. Пока они выходят на уровень «минус 15 – 18%» от 1990 г. Но

тренд задается правильный

и в целом за 12 лет (2008 – 2020 гг.) суммарные выбросы СО2 стран, сейчас входящих в Приложение 1, снизятся с 14,5 до 12 млрд. т СО2. В принципе, это открывает перспективу для 80% и более снижения выбросов к 2050 г. То есть обязательства слабоваты, но не трагичны.

2) Гораздо

важнее, чтобы соглашение «запустило торможение» роста выбросов в развивающихся странах

. Планы низкоуглеродного развития этих стран и начало их выполнения принципиально важны. Ни в коем случае нельзя допустить «повторения Киото» – заключения соглашения, фактически сводящегося к сокращению выбросов в развитых странах. То, что было нормально в 1997 году, в 2009-ом уже неприемлемо.

3) В краткосрочном плане

главное, что будет происходить в крупнейших странах

BIICS

(Китай, Индия, Индонезия Бразилия, ЮАР) и Мексике. Как видно из таблицы, к 2020 г. они могут давать ~20 млрд. СО2 в год (на 2/3 больше, чем все развитые страны), а все остальные менее развитые страны ~7 млрд. т СО2 в год.

Заметим, что в данной оценке не учтены добавочные 20% от иных, кроме СО2 газов, и порядка 20% от сведения тропических лесов. Предполагается, что по этим источникам, особенно по тропическим лесам, будут предприниматься столь же активные действия, как и по СО2. Поэтому на качественном уровне изложенные выше выводы, вероятно, применимы ко всем глобальным антропогенным выбросам парниковых газов в целом12.

, Покупка разрешений на выбросы за рубежом.