достойным учеником. Если письмо вас удовлетворит, пошли­те его. Если не получите ответа, то либо повторите попытку, либо поищите себе другого наставника


7*


достойным учеником. Если письмо вас удовлетворит, пошли­те его. Если не получите ответа, то либо повторите попытку, либо поищите себе другого наставника.


УазвибсшЛе ^ofMecKue па/г^пнфс^Яво и со/Я^уу/шчес/аво


Один из наиболее эффективных способов подклю­читься к творческой энергии других людей — установ­ление официальных партнерских отношений или союзов с одним или несколькими людьми для работы над кон­кретной творческой задачей. Творческое партнерство — обычное явление в искусстве, но оно существует и в мире бизнеса. Представьте себе, чем был бы наш мир, если бы не творческая энергия и изобретательность не­которых творческих дуэтов:

^ Фред Астер и Джинджер Роджерс


Джордж и Айра Гершвин


Орвил и Уилбур Райт


Пол Саймон и Арт Гарфанкел


Пенн и Теллер


Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский


Братья Стругацкие


Некоторые люди способны творить только в одиноче­стве. Им трудно делиться с кем-то мыслями, применять метод «мозговой атаки»*. Встречаются люди, которые сердятся или раздражаются, когда их просят принять участие в обмене мнениями или подчиниться условиям работы в коллективе. У коллективного творчества сло­жилась плохая репутация из-за многочисленных приме­ров психологической несовместимости, конфликтов из-за денег или личных амбиций.
* Метод создания новых идей и поиска альтернативных решений. Обычно провидится в группе 7-15 человек. Во время проведения «мозговой атаки» запрещена критика, записываются

все

идеи, кото­рые «выдаются на-гора».

77


К сожалению, усвоенная нами с детства идея конку­ренции приучила нас скорее действовать против всех, нежели сотрудничать с людьми. На своем семинаре я расставляю на столах коробки с «Play Doh» (различные материалы для конструирования костюма). Удивительно, но факт — мало кто притрагивается к ним, пока не полу­чит приглашения. Когда же я прошу участников семина­ра создать какой-то наряд по своему выбору, то сначала они несколько минут рассматривают, что же лежит в ко­робке, а затем начинают действовать строго индивиду­ально. Очень редко кто-то обращается с вопросом к сосе­ду — скажем, о выборе цвета или ткани. А встречаются и такие люди, которые даже не реагируют на вопросы тех, кто отважился на попытку сотрудничества.
Я и моя коллега Диана Берг полагаем, что такое отсут­ствие стремления к сотрудничеству — очень показатель­ное явление в коллективной работе американцев. Диана наблюдала поразительно интересные примеры коллек­тивной работы на тех семинарах, которые она проводила в Японии. В аналогичном случае все слушатели-японцы не­медленно открывали коробки и приступали к моделиро­ванию еще до того, как началось занятие. Они не только постоянно делились своими идеями, но и помогали сосе­дям. Они комбинировали цвета и создавали настоящие произведения искусства за то же самое время, которое американцы тратили только на то, чтобы изучить надписи на коробках. Причина ясна: способность к сотрудничеству является огромной ценностью в японской культуре. Япон­ские бизнесмены решают свои задачи коллективно.
Факт остается фактом — у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Человек редко бывает совер­шенен во всем. В результате вы можете достигнуть го­раздо большего, если будете работать с кем-то, кто до­полняет ваши сильные стороны и заполняет пробелы ваших недостатков.
У индейцев племени Хопи есть легенда, которая отра­жает ценность партнерского сотрудничества. Давным-давно племя вынуждено было покинуть свое селение из-

78


за внезапного пожара. В спешке люди забыли в селении двух мальчиков — слепого и хромого. Мальчики поняли, что неминуемо пропадут в покинутой деревне, — спас­тись в одиночку они не могли. И вот они решили объеди­нить усилия. Слепой посадил хромого к себе на плечи. Хромой высматривал дорогу, слепой шел — и они вмес­те догнали своих соплеменников.

^п/га&Аение со&иеоЯными е/еш^ивиями.


В течение нескольких лет в ходе своей работы я нео­днократно устанавливал творческие партнерские отно­шения, причем мне приходилось участвовать в работе нескольких коллективов одновременно. Есть один важ­ный фактор, который способствовал успеху этих коллек­тивов: мы потратили значительное время на то, чтобы разработать соглашение о совместной работе. Опыт по­казывает, что, если не было предварительного соглаше­ния, через какое-то время сотрудничество начинает «хромать» из-за разногласий по вопросам подходов к ра­боте, принятия решений и расходования средств. Ниже приводятся пять основных положений, гарантирующих успех ваших коллективных усилий:
^ Определите тип вашего союза или объединения. Каков диапазон сотрудничества? Как долго оно продлится? Разра­ботайте положение, приемлемое для каждого участника.
^ Гарантируйте каждому члену союза не только учас­тие в работе, но и получение равной доли преимуществ. Если один из участников вынужден нести непосильную эмоциональную или финансовую нагрузку, он начинает сердиться или раскаиваться, что ввязался в это дело. Со­здайте 'такую структуру вашего объединения, чтобы у каждого была возможность и давать и получать.
^ Не пренебрегайте структурой. Как правило, творчество не является продуктом хорошо структурированной среды, но порядок поможет вам сосредоточить ваши усилия.

79


^ Решайте проблемы по мере их возникновения. Самый лучший способ разрушить сотрудничество заключается в том, чтобы позволить недовольству, недоверию или гневу накапливаться без выхода. Вынесите все, что разделяет вас, на общее обсуждение и решите свои проблемы не­медленно.
^ Записывайте все. Соглашение о партнерстве очень важно даже тогда, когда вы вовсе не рассчитываете на получение прибыли, или даже если партнером является ваш близкий друг.

__________ МИНИ-СЕМИНАР


/бЯо вам. поШенцшиьный па^иЯне/г и cuiflfit/qmm?


Подумайте о том, какие творческие задачи будут более ус­пешно решаться в коллективе. Определите наиболее сильные стороны ваших познаний. В каких пяти областях вы наиболее осведомлены? Технология? Производство? Кулинария? Искус­ство? Оформление интерьеров? В каких видах рукоделия вы преуспеваете? Что вы умеете делать хорошо или даже отлич­но? Редактировать? Ткать? Руководить? Развлекаться? Воспи­тывать детей? Управлять автомобилем?


Решите, что вы хотите узнать и что вам надо узнать. Каких навыков вам не хватает для достижения ваших целей? Знаете ли вы человека, который владеет этими навыками? Выберите двух или трех человек, с которыми вы могли бы работать.


Решите, к кому из них вы можете обратиться с предло­жением принять участие в конкретном творческом предприя­тии. Вы можете выбрать что-то связанное с бизнесом или, напротив, занятие чисто развлекательного свойства. Попро­буйте поработать вместе в течение некоторого испытатель­ного срока (от двух до шести месяцев) и посмотрите, что дало вам ваше сотрудничество. Если результат вас удовлетво­ряет, продолжите совместную деятельность, привлеките к ней других людей. Если же предприятие не заладилось, вы всегда сможете прекратить деятельность по взаимному со­глашению. Какую бы цель вы ни наметили — получение при-


^ 80


были или удовольствие — вы должны сосредоточить свои усилия в первую очередь на взаимном обогащении своего творческого Я.Д.Р.О.


Уасши/гяшпе

свои связи



Возможно, вы знакомы с концепцией «шести степеней разделения». Если по линии своих контактов вы свяже­тесь с каким-либо человеком, а он, по роду своей деятель­ности, свяжется с другим человеком и так далее, то, со­гласно этой теории, шестой человек будет лично знаком с предметом ваших поисков. Создание сети контактов соответствует этой концепции. Это используют те, кто занят в торговле, владельцы небольших предприятий, ра­ботающие на дому, — то есть все те, кому необходимо постоянно пополнять число клиентов. И в то же время расшире­ние связей является важным аспектом твор­ческого стиля жизни. Создание сети контактов — это ис­пользование навыков самых разных людей и общего интеллекта в целях достижения творческих результатов.
Поиск людей, которые разделяют ваши идеи, дает грандиозные результаты. Подумайте о том, какие пре­имущества вы получите от общения с другими людьми:

дополнительная информация, обновляющая ваши по­знания


новый взгляд на проблемы


проверка и шлифовка идей, которые кажутся устарев­шими


вдохновение и новые идеи


стимул к совершенствованию и новым попыткам


положительная обратная связь


поощрение, необходимое для продолжения работы


критика и/или конструктивные предложения


связь с другими людьми, которые могут интересоваться тем же видом деятельности


^ 81


мудрость и философское понимание, которого вам не хватает


возможность новой работы, предприятия или новой любви


знания и навыки, компенсирующие ваши слабые сто­роны


«мозговая атака», помогающая пробить преграды мысли


психологическая поддержка


материальная помощь


Создание сети особенно эффективно, если вы хотите установить контакты с теми, кто занимает высокое поло­жение в сфере вашей деятельности. Автор песен с помо­щью связей должен постараться установить контакт с продюсером или рок-звездой. Предпринимателю для со­здания нового дела тоже требуются связи. Высказывание «Не важно, что ты знаешь, — важно, кого ты знаешь» особенно справедливо в творческой среде.

МИНИ-СЕМИНАР


/йьк выс/а^юшпь кошИсиаИш/ю сеШь


Нарисуйте картину сети ваших знакомств. Подумайте о трех-пяти лицах, которые оказывают особенно сильное влия­ние на вашу жизнь. Возьмите большой лист бумаги и в сере­дине в кружке запишите свое имя. Затем вокруг запишите имена своих знакомых и тоже обведите их кружками. Со­едините кружки линиями. Определите, кто из этих людей мог бы помочь вам в вашей творческой деятельности. Расширяя свою сеть, расширяйте и рисунок. Это продемонстрирует вам результаты ваших усилий.


Определите ту область, в которой вы можете создать сеть. Если вашим приоритетом является бизнес, начните с об­ращения в деловые или профессиональные ассоциации, узнай­те, какие встречи они проводят (завтраки, обеды, семинары). Многие торговые палаты и локальные деловые ассоциации сами проводят сетевые совещания.


82


Если вы интересуетесь деятельностью в области искусства, то, вращаясь в художественных кругах, вы получите шанс встретиться с известными продюсерами, композиторами, сценаристами. Но для этого вам следует начать с поиска про­фессиональных и любительских ассоциаций. На регулярных встречах этих групп вы можете познакомиться с людьми, которые помогут вам получить доступ в высшие сферы.


^ Если хотите, попросите какого-нибудь энергичного челове­ка первое время сопровождать вас.


Сломашне н^гег/ии/ы мемищ вами и (/ftifzuMu мо^ьма


Многие соглашаются с тем, что очень полезно общать­ся, сотрудничать, вступать в творческие союзы. Однако мало кто действительно так делает. Некоторым мешает робость, другим сложно преодолеть смущение и обра­титься к незнакомым людям или к тем, кто кажется им выше и влиятельнее по положению. Кто-то не любит пользоваться связями, считая, что это нечестно. Тем не менее знакомство с людьми и умение извлечь из этого пользу является существенным признаком творческого стиля жизни.
Вот четыре предложения, которые помогут вам раз­рушить преграды между вами и другими людьми:

ЦзменшИе свою /Коша/ з/гения


Посмотрите на свои действия и свои задачи под дру­гим углом зрения. Вариантов всегда несколько, и некото­рые из них оказываются более продуктивными, нежели остальные. Существует несколько способов изменить свой взгляд на ситуацию и оценить ее по-новому: в частности, вы можете прибегнуть к совету других людей.
Но всегда необходимо помнить том, что творчество — это стиль жизни. Воспринимая" свои творческие занятия как проявление вашего стиля жизни, вы тем самым разре­шаете себе проводить в жизнь свои идеи. Усиливая свое

83


творческое Я.Д.Р.О., вы ослабляете то давление, которое можете испытывать со стороны окружающих.
Помните также, что творческие люди всегда уважают тех, кто ведет творческую жизнь. Вместо того чтобы со­жалеть, что вам нечего им предложить, подумайте о том, что ваши мысли и вопросы могут вдохновить их и они будут вам за это благодарны. Иными словами, рассмат­ривайте свой поиск не как дорогу с односторонним дви­жением, а как взаимное обогащение и обмен мыслями, полезный для всех.
Наконец, поразмышляйте о том, какие возможности открываются перед вами. Не бойтесь, что вас могут не понять или подвергнуть критике, — лучше подумайте о той удаче, которая ждет вас в конце пути. Упорство То­маса Эдисона — один из наиболее ярких примеров сме­ны угла зрения. Он часто говорил, что свои многочис­ленные неудачные попытки создать электрическую лампу рассматривает не как провалы, а как испытания, которые показывают, какие именно способы не срабаты­вают. Вы тоже можете изменить угол зрения на ситуа­цию с негативного или пессимистического на позитив­ный и оптимистический. Если ваша просьба об обмене информацией не принята положительно, то значит, вы просто нашли неподходящий источник информации. Продолжайте поиски.

Л/геос/олейШе crilftox и повысьте самоси^еши/


Страх, что другие сочтут ваши идеи нестоящими и неинтересными, может серьезно осложнить вашу твор­ческую жизнь. Это ограничивает ваши способности обще­ния с другими творческими личностями и формирования положительной обратной связи.
Для того чтобы преодолеть эти барьеры, помните, что все остальные люди — всего лишь люди. У них нет власти над вами, вы ничем не рискуете, предлагая им общение. Самое страшное, что они могут сделать, — сказать вам, что их не интересует ваше искусство, или ваша система повышения производительности труда, или ваше изобре-

84


тение. Помните, что каждая встреча или разговор есть столкновение двух зон комфорта. Если кто-то говорит вам «нет», это значит, что он просто не готов к встрече с вами. Даже «Битлз» когда-то на заре своей карьеры услышали от недальновидного продюсера фирмы «Decca Records», что «время вокально-инструментальных групп прошло».

С/ЯаныНе M.acHlefWM. зшисймаИв


Повышение способности устанавливать контакты по­может вам преодолеть некоторые сложности. Умение ус­танавливать контакты — это искусство, подобное искус­ству публичных выступлений. Ему можно научиться. Вот несколько полезных советов:
^ Начинайте первым. Возьмите на себя смелость сде­лать первый шаг. Если вас мучает страх получить отказ, помните, что самое страшное, что может произойти, — вы получите вежливый, но твердый отказ.
^ Содержите информацию в порядке. Неважно, чем вы пользуетесь — картотекой или компьютерной базой дан­ных. Вся основная информация должна храниться в стро­гом порядке (адреса, телефоны, факсы, адреса электронной почты и т. д.) Соблю­дайте регулярность приглашений на зав­трак, обед или чашку кофе.

^ Поддерживайте контакты вне зави­симости от обстоятельств. Постоянно поддерживайте контакты с помощью те­лефонных звонков, открыток, факсов, визитов. Посылайте статьи, которые, по-вашему, могут оказаться интересны­ми для ваших корреспондентов. Приглашайте на вечера и приемы, лекции или семинары по интересующей вас теме.
^ Помогайте другим устанавливать контакты. Зна­комьте своих знакомых друг с другом. Станьте незамени­мым человеком, который всем помогает встретиться с нужными людьми.

scenarij-navstrechu-dnyu-znanij-shkola-3.html
scenarij-navstrechu-dnyu-znanij-uroki-nachinayutsya-135.html
scenarij-neposredstvenno-obrazovatelnoj-korrekcionno-dvigatelnoj-deyatelnosti-pahtaeva-yuliya-vladimirovna.html
scenarij-novij-halifat-s-v-kortunov.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат