Федерация альпинизма и скалолазания украины альпиниз м учебнаяпрограмм а подготовкиальпинисто в - 4

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

3.2.3.

В процессе многолетней подготовки в организме спортсменов происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, связанные с реакциями на тренировочные нагрузки (биологическая адаптация), которые определяют уровень тренированности спортсмена, его физической и психологической готовности к достижению поставленной цели, состояние спортивной формы.

Учитывая, что спортивная форма не может удерживаться в продолжение всего года, весь период подготовки альпинистов определяется четкой цикличностью. Структура годичного макроцикла имеет свои особенности. Каждый из периодов строится на основе запланированных мезо— и микроциклов.

Подготовительный период отмечается использованием упражнений, направленных на развитие физических качеств, которые отстают в общем развитии, на усвоение технических элементов. Основное внимание уделяется развитию общей и специальной выносливости, силовым, скоростно-силовым качествам и техническим навыкам. Для развития нужной выносливости применяются интервальный и повторный методы тренировок. Совершенствование анаэробных возможностей организма, которые базируются на силовой выносливости спортсмена, нужно проводить на фоне высокого уровня общей выносливости (для этого используется бег, плавание и т.д.).

Продолжительность разгрузочного периода 2-3 недели. На протяжении первой половины периода спортсмены используют упражнения иных видов спорта (гимнастика, плавание, спортивные игры). Вторая половина отмечается разнообразной тренировочной работой с малыми объемами нагрузок.

3.2.4.

В соответствии с общими требованиями к спортивным школам определяются основные задачи работы с каждой учебной группой:

а)

уровень начальной подготовки (НП):

— спортивно-оздоровительные группы — выявление способной молодежи и предварительный отбор; воспитание заинтересованности к занятиям альпинизмом, трудолюбия и дисциплинированности; всесторонняя физическая подготовка и овладение основами техники; развитие двигательных качеств, гибкости, координации, общей выносливости, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— группы начальной подготовки — всесторонняя физическая подготовка; развитие выносливости, силы, изучение снаряжения и приемов лазанья и страховки, выполнение общих и специальных упражнений; воспитание трудолюбия и волевых качеств; несложные походы и восхождения;

б)

уровень спортивной подготовки (СП):

— учебно-тренировочные группы — развитие специальных физических способностей; повышение работоспособности путем постепенного повышения тренировочных нагрузок; изучение тактики в альпинизме; воспитание волевых качеств, самостоятельности и дисциплинированности;

в)

уровень спортивного совершенствования (СС):

— группы спортивного совершенствования — построение базы общей и специальной физической подготовки для сложных восхождений; развитие специальных физических качеств и технических навыков; повышение интенсивности и объема тренировок; достижение стабильности;

г)

уровень спортивного мастерства (СМ):

— группы высшего спортивного мастерства — значительное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок; достижение высоких результатов; дальнейшее развитие специальных физических качеств; усовершенствование физической, технической, психологической и тактической подготовленности; теоретическое и практическое освоение методики спортивных тренировок.

3.3. Общая и специальная физическая подготовка (для всех групп)



3.3.1.

Общая физическая подготовка

А. Упражнения без предметов для общего развития:

для мышц рук и плечевого пояса — движения руками в различных положениях (стоя, сидя, лежа); сгибание и разгибание, круговые движения, маховые движения, в том числе во время ходьбы, бега и т.п.;

для мышц шеи и туловища — наклоны и повороты головы; наклоны туловища вперед, назад, вбок, круговые движения, сочетание наклонов и поворотов туловища; упражнения на растяжки и на координацию движений, формирование правильной осанки;

для мышц ног — подъемы на носках; разнообразные движения прямыми и согнутыми ногами, махи перед собою и в стороны; выпады вперед и в сторону, с пружинистыми движениями; подпрыгивание с различных положений, прыжки на месте и в движении.

Б. Упражнения с предметами:

со скакалкой — прыжки на одной и двух ногах, с одной ноги на вторую; прыжки со скакалкой, двигаясь прямо и по кругу;

с мячом — сгибание и разгибание рук, круговые движения руками и туловищем; перекидывание мяча в парах и в круге с различных положений (стоя, на коленях, сидя) различными способами — толчком от груди, от плеча одной рукой, броском двумя руками через голову, между ног; соревнование на дальность броска одной и двумя руками; эстафеты с мячами.

В. Упражнения на гимнастических снарядах:

на гимнастическом мате — сидя, наклоны и повороты туловища, подъем ног или туловища, сведение и разведение ног, круговые движения;

на гимнастическом канате — лазанье по канату с помощью рук и ног, без помощи ног, подъем ног в висе на двух руках, висы на одной руке;

на брусьях — упор на руках; стойка на прямых руках; сгибание и разгибание рук; постановка прямых или согнутых ног под различным углом к туловищу в упоре на руках;

на перекладине — подтягивание различными хватами (узким, широким, обратным); в висе подъем прямых или согнутых ног к перекладине, подъем с переворотом; соскок;

на гимнастической стенке — в висе подъем и опускание прямых ног, удержание прямых ног под различным углом к туловищу, круговые движения ногами; стоя возле стенки, наклоны назад.

Г. Упражнения других видов спорта:

акробатика — перевороты вперед и назад; мост из положения лежа и наклоном назад; стойка на руках; переворот колесом;

легкая атлетика — бег на короткие (30, 60, 100 м) и средние дистанции; кроссовый бег на 2000 и 5000 м; прыжки в длину и высоту; тройной прыжок;

плавание — усвоение техники одного из способов плавания (для новичков); заплыв на дистанции 25, 50 м на время, на 500-1000 м без учета времени; игра на воде; способы спасения утопающих;

спортивные игры — волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, теннис (на выбор); игры на развитие внимания и координации движений (с учетом возраста учеников); эстафеты с преодолением препятствий;

туризм — загородные путешествия, походы «выходного дня».

3.3.2.

Специальная физическая подготовка

А. Упражнения для развития скоростных качеств:

— бег на скорость 30, 60 и 100 м; бег с внезапным изменением направления; бег с ускорением по сигналу;

— скоростное ведение мяча (баскетбольного, волейбольного) одной рукой; быстрые передачи мяча в парных упражнениях, во время ходьбы или бега;

— прыжки со скакалкой; прыжки в длину с разбега или с места;

— скоростные подтягивания на перекладине за интервал времени (10 с);

— скоростной подъем на руках по наклонной гимнастической лестнице.

Б. Упражнения для развития ловкости и равновесия:

— жонглирование теннисными мячами, иными небольшими предметами;

— перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках;

— броски баскетбольного мяча с поворотами; ведение мяча с обходом партнера;

— ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и натянутому тросу;

— подвижные и спортивные игры с мячом; барьерный бег;

— жонглирование футбольным мячом ногами.

В. Упражнения для развития силы:

— подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на брусьях различной высоты (одна рука выше другой); подтягивание на планках различной ширины; удержание в конечной точке подтягивания на двух и одной руке;

— подъем и висы на одной и двух руках с отягощением;

— лазанье по коротким и сложным трассам (болдеринг);

— сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на одной и двух ногах.

Г. Упражнения для развития выносливости:

— бег по пересеченной местности 1-3 км;

— плавание разнообразными способами 1000 м;

— висы на прямых и согнутых руках на перекладине и зацепах;

— удержание тела в конечной точке подтягивания на двух руках.

Д. Упражнения для развития гибкости:

— маховые движения ногами в различных плоскостях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой;

— наклоны туловища вперед, назад, в сторону из различных положений;

— мост из стойки на руках, из положения лежа на спине, наклоном назад;

— шпагаты и полушпагаты; хатха-йога (“плуг”, “лотос”).

Е. Упражнения для развития координации:

— спортивные игры, акробатика, прыжки на батуте.

4. НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА



Начальная подготовка — комплекс теоретических и практических занятий, проводимых с альпинистами, направленных на развитие знаний и умений, соответствующих 1-му и 2-му квалификационным уровням и достаточных для совершения участником восхождений 1-й и 2-й категорий сложности. Учитывая различную стартовую подготовленность альпинистов для этих восхождений, различным является и содержание соответствующих учебных программ. Возраст начинающего заниматься альпинизмом не моложе 16 лет.

4.1. Первый квалификационный уровень (НП-1)



Как следует из раздела 2, первый КУ (НП-1) ориентирован на начинающих альпинистов и является низшим уровнем подготовленности альпиниста. Его освоение начинается в течение подготовительного периода в спортшколах, секциях альпинизма и альпклубах по месту жительства. Это позволяет спортсмену по прибытии в горы (в основной период учебно-тренировочного цикла) пройти практические занятия на горном рельефе и совершить первое зачетно-экзаменационное восхождение 1Б к.с. в составе учебного отделения под руководством инструктора альпинизма, т.е. завершить обучение на КУ НП-1. При положительной аттестации считается, что альпинист имеет достаточную подготовку для безаварийного восхождения по маршрутам 1Б к.с. под руководством инструктора альпинизма и для выполнения разрядного норматива “Альпинист Украины”.

При достижении КУ НП-1 альпинист

должен:



ЗНАТЬ:



— особенности альпинизма как вида спорта;

— историю альпинизма;

— географию горных районов мира;

— особенности климата горных районов;

— опасности в горах и меры по снижению риска;

— правила альпинизма;

— основы доврачебной медицинской помощи;

— снаряжение альпиниста и его особенности.

УМЕТЬ:



— организовывать страховку и самостраховку на простом скальном, ледовом и снежном рельефе;

— передвигаться по травянистым склонам, крутым тропам и осыпям;

— передвигаться по скалам 1-3 к.с. с верхней страховкой, по перилам с перестежкой, в связке;

— передвигаться по несложному ледовому рельефу, производить само-задержание при срыве, производить задержание партнера по связке при срыве;

— передвигаться по снежным склонам при подъеме, траверсе и спуске индивидуально, в связке, с использованием перил, вытаптывать ступени, само-задерживаться при проскальзывании и срыве;

— переправляться по наведенным переправам через горные реки;

— транспортировать легко пострадавшего с использованием простейших приемов;

— готовиться к походу в высокогорье;

— ориентироваться в горно-лесной зоне;

— организовать бивуак в горно-лесной зоне, на травянистых склонах, на моренах и готовить пищу в условиях похода;

— соблюдать правила личной гигиены в походе;

— предупреждать загрязнение окружающей среды в зоне бивуака.

СОВЕРШИТЬ:



― Восхождение 1Б к.с. под руководством инструктора альпинизма;

― Выполнить норматив «Альпинист Украины».

4.1.1.

Отбор на уровне НП-1

4.1.1.1.

Отбор начинающих альпинистов производится тренерами спортшкол, секций альпинизма и альпклубов, которым поручен этот раздел подготовки спортсменов. Критерии отбора:

— в учебные группы могут быть зачислены, по их желанию, юноши и девушки с 16 лет; не достигшие этого возраста гражданской дееспособности представляют письменное согласие родителей;

— обязательно наличие медицинской справки о том, что по состоянию здоровья кандидату-новичку не противопоказано занятие альпинизмом.

Порядок отбора: изучение документов и собеседование.

4.1.2.

Подготовка на уровне НП-1

4.1.2.1.

В учебных группах проводятся занятия по теоретической, общефизической, специальной и технической подготовке.

4.1.2.2.

Теоретическая подготовка осуществляется в форме лекций, а также самоподготовки. Содержание теоретической подготовки приведено в табл. 4.1.1.

Таблица 4.1.1



Содержание теоретической подготовки на КУ НП-1





№ п/п



Тема занятий

Количество часов занятий, час.

Подготовительный период

Основной период


Всего

лекции

самостоятельно

Лекции

1



2



3



4



5



6



11.

Особенности альпинизма как вида спорта

1

-

-

1

2.

История альпинизма

1

6

-

7

3.

География горных районов

1

4

-

5

4.

Климат горных районов

1

2

-

3

5.

Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры по снижению риска

2

2

-

4

6.

Правила альпинизма

1

-

-

1

7.

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой доврачебной помощи

2

-

-

2

8.

Снаряжение альпиниста, его особенности

2

-

-

2

9.

Гигиена, закаливание, режим питания

1

-

-

1

10.

Общая и специальная физическая подготовка альпиниста

1

-

-

1

11.

Основные средства и приемы организации страховки и самостраховки на простом скальном, ледовом, снежном рельефе

2

-

-

2

12.

Индивидуальная техника передвижения на скалах и страховка

1

-

-

1

13.

Географический обзор высокогорного района места базирования

-

-

1

1

14.

Транспортировка пострадавшего подручными средствами

-

-

1

1

Итого, час.

16

14

2

32