Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины экономическая и социальная география зарубежных стран - страница 3

Великобритания - родина капитализма, бывшая «мастерская мира», высокоиндустриальная страна; ее роль в экономике, политике и культуре Европы и мира. Ослабление и потеря многих: позиций после второй мировой войны, особенно после краха Британской империи. Великобритания и возглавляемое ею Содружество.

Состав территории Великобритании, национально-культурная и религиозная самобытность ее историко-географических частей с элементами регионализма. Политико - и экономико-географическое положение Великобритании, его изменения после второй мировой войны. Форма правления и административно-территориальное устройство.

Природные условия и ресурсы. Ограниченность земельных и лесных площадей, средние возможности для земледелия, лучшие - для животноводства и морского рыболовства. Богатство недр каменным углем, важность открытия 60-х гг. значительных месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря, бедность остальными минеральными ресурсами. Обилие водных источников. Влияние океанического климата на жизнь Великобритании. Проблемы природопользования.

Население. Особенности этнического состава, нерешенность национального вопроса, особенно в Северной Ирландии (Ольстере). Демографическая ситуация Великобритании и в разных ее частях. Резкое изменение географии внешних миграций во второй половине XX в.. Великобритания как вербовщик иностранных "умов". Основные черты сельского и городского расселения и урбанизации, в том числе сдвиг на юг и юго-восток из депрессивных районов. Важнейшее место приморских городов: нарастание субурбанизации. Значение Лондона для Великобритании и в международной жизни.

Хозяйство. Общая характеристика. Особенности формирования хозяйства Великобритании, его развитие после второй мировой войны: воздействие НТР и европейской интеграции. Структура экономики: соотношение производственной и непроизводственной сфер. Государственное вмешательство в хозяйство.

Промышленность Великобритании как основа ее хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли, особенности их развития. Особенности отраслевой структуры промышленности. Изменения в топливно-энергетическом хозяйстве: развитие атомной энергетики, нефтяной и газовой промышленности. Обрабатывающая промышленность Великобритании и ее отраслевой состав. Создание новейших наукоемких отраслей. Упадок: текстильной промышленности. Основные черты размещения промышленности Великобритании.

Особенности сельского хозяйства Великобритании. Аграрный строй, фермерство и наемная рабочая сила. При очень небольшом числе занятых в отрасли - ее высокая интенсификация и обеспеченность страны продовольствием более чем наполовину. Преобладание высокотоварного животноводства (издавна - «королевство пастбищ») в том числе молочного и мясного на влажных лугах западной части Англии, овцеводства - в горных районах. Пшеница, ячмень, картофель - на востоке Англии и Шотландии, в Ольстере, огороды, сады, цветоводство - на юго-востоке и юге Англии. Значение рыболовства.

Основные черты структуры и географии транспорта Великобритании. Решающая роль морского флота и портов для развитая Великобритании. Потеря ею места "владычицы морей". Густота внутренних путей сообщения. Отсталость железных дорог, старейших в мире, при постоянном сокращении их длины, а также речного транспорта, первенство - автомобильного. Значение сооружения Евротуннеля.

Развитие и размещение отраслей непроизводственной сферы. Основные черты географии науки, туризма и рекреации.

Исключительная роль внешних экономических связей в экономике Великобритании. Активное участие страны в мировой торговле. Неизменное преобладание в экспорте машин, оборудования, химикатов, текстиля, новое: нефть, газ вместо угля, в импорте - минерального и сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Главные торговые партнеры - США, страны Европейского Союза. Экспорт капитала в десятки стран, особенно Содружества наций.

Территориальная структура хозяйства. Расселение и высокая концентрация хозяйства, особенно промышленности в городах в широкой полосе - от Ирландского моря, Ливерпуля, Лидса на юго-восток до Лондона, Дувра, пролива Па-де-Кале. Крупные "пятна" также на северо-востоке Англии, побережье Северного моря, на юге Шотландии - от Глазго до Эдинбурга, в Южном Уэльсе. Соседство угольно-металлурго-машиностроительной "Черной Англии" с текстильными районами Ланкашира и Йоркшира. Исторически "привязанность" индустрии к морским портам. Сдвиги в географии промышленности: развитие приморских районов в Англии и Шотландии в связи с добычей нефти и газа в Северном море, усиление ориентации на порты. Прогрессирующие районы новых отраслей на востоке и юго-востоке Англии, особенно с электроникой и нефтехимией; депрессивные угольные в Южном Уэльсе и Шотландии, текстильные (большая часть Шотландии, Ольстер). Большие площади городских территорий, британские конурбации как часть европейского мегалополиса. Высокоокультуренные сельскохозяйственные ландшафты многоотраслевого земледелия и животноводства в южной половине Великобритании. Главные районы туризма и рекреации. Особенности конфигурации транспортной сети.

Основные направления региональной политики в Великобритании.

Внутренние различия. Южная Англия - главный район экономики, культуры и политики Великобритании. Столичная Лондонская агломерация - самое крупное ядро большинства отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемких, важнейший порт, узел всех видов транспорта, сферы обслуживания, центр науки и культуры мирового значения. Саутгемптон - первый пассажирский порт и «колониальный поезд Британии». Оксфорд, Кембридж - всемирно известные университетские города. Южная Англия - житница, "главный огород и сад" страны.

Мидленд - центральная Англия, главный район тяжелой индустрии страны, центральная конурбация Мидленда во главе с Бирмингемом - "Черная страна" с давними и наиболее острыми экологическими проблемами. Припеннинская Англия - старые текстильные районы Ланкашир и Йоркшир. Манчестер, классически известный центр производства текстиля. Порт Ливерпуль. На юге района - продолжение "Черной страны" во главе с Шеффилдом. Уэльс - старый угольно-металлургический район, край рыбаков. Самобытность его населения - валлийцев, потомков древних кельтов. Северная Англия - в течение веков район добычи каменного угля, черной металлургии, портов и судостроения, ныне - "сухопутный плацдарм" нефтедобычи в Северном море с крупной переработкой нефти.

Шотландия - гористый район, самый большой по площади в стране, слабо заселенный, стойко сохраняющий свою национальную самобытность (в том числе религиозную). Добыча угля, производство стали, морских судов и текстиля, ныне - "лицом к нефти" на Северном море. Глазго и Эдинбург как главные центры Шотландии. Северная Ирландия - в основном аграрный придаток Великобритании. Район с острыми политическими, религиозно-этническими и социально-экономическими проблемами.

б) Южная Европа

Общие сведения. Политико - и экономико-географической положение. Состав субрегиона, условность его границ. Политическая карта; изменения на ней в итоге второй мировой войны и в последующее время.

Историко-географические особенности Южной Европы. Древние Греция и Рим - важнейшие очаги мировой цивилизации. Влияние культуры эпохи Возрождения на жизнь Европы. Решающее участие стран Южной Европы в колонизации Латинской Америки, многосторонние традиционные связи с ней. Тесные отношения с соседним арабским миром с древности и поныне. Современное политико - и экономико-географическое положение субрегиона.

Природные условия и ресурсы. Приморское положение в Средиземноморье, средиземноморский климат и преимущественно горный рельеф - факторы, определявшие многие особенности жизни субрегиона. Бедность лесами, нехватка сельскохозяйственных земель, постоянно напряженный водный баланс, особенно в связи с орошением. Ограниченность природной энергетической базы субрегиона при большом разнообразии полезных ископаемых в целом, особенно в Испании. Природа Средиземноморья, а также множество всемирно известных историко-архитектурных памятников древности и средневековья, развитая рекреационно-курортная сфера сервиса - широкие возможности для туризма.

Население. Однородность его этнического состава по странам; многонациональная Испания. Резкое преобладание католической религии, православие -в Греции. Демографическая ситуация - выравнивание до западноевропейского уровня. География эмиграции после второй мировой войны: вместо заокеанской - в основном рабочие миграции в страны западной Европы.

Особенности расселения, концентрации в приморских и столичных районах. Древняя городская культура Средиземноморья. Высокие темпы урбанизации, но более низкий уровень ее по сравнению с другими субрегионами Европы. Культурное наследие и культурное своеобразие субрегиона.

Хозяйство. Общая характеристика. Место Южной Европы в мировой экономике. Значительное отставание стран субрегиона от западноевропейских, несмотря на их быстрый прогресс (прежде всего Италии, Испании) после второй мировой войны. Изменения в структуре экономики, рост сферы услуг, причины и последствия этого. Относительно высокое место сельского хозяйства. Проблемы участия стран Южной Европы в европейской экономической интеграции. Резкие различия уровней экономического и социального развития отдельных районов этих стран.

Особенности развития и размещения промышленности Южной Италии. Изменения в ее структуре после второй мировой войны; перевес тяжелой индустрии, первенство машиностроения и химической промышленности. Относительно большая доля легкой промышленности (Италия - "мировой обувщик" и главный конкурент Франции как "модный портной") и многоотраслевой пищевкусовой, в основном на местном сырье. Отрасли, опирающиеся на местное и импортное сырье. Главные промышленные районы и центры, тяготение их к приморским районам.

Особенности развития и размещения сельского хозяйства Южной Италии. Исключительное разнообразие продукции растениеводства благодаря использованию природных условий, многовекового опыта и традиций земледелия. Крупный объем продукции отрасли: первое место среди районов земного шара по производству субтропических культур, а также винограда, овощей и бахчевых. Второстепенное положение животноводства. Экономическая и социальная (остатки феодализма) отсталость стран субрегиона по сравнению с западноевропейскими. Концентрация высокотоварного растениеводства, ориентированного на экспорт, на орошаемых землях, прежде всего в приморских районах Италии, Испании, Греции. Экстенсивное земледелие и овцеводство на сухих землях и в горах в глубине полуострова, на Сицилии, Сардинии.

Исторически первостепенная роль морского транспорта как объединяющего "стержня" субрегиона. Возрастание значения авиационного транспорта; транзитное положение главных аэропортов для связей Европы с другими регионами мира. Первенство автотранспорта во внутренних перевозках. "Кайма" железных дорог вдоль побережий, их связь со столицами и главными центрами в глубине территории. Важнейшее место внешней торговли в жизни стран Южной Европы с глубокой древности.

Территориальная структура хозяйства. Территориальная расчлененность Южной Европы и черты единства: географического положения на Средиземном море, сходные черты природы и хозяйственной деятельности, переплетение исторических судеб, близость языков, религии, культуры, традиций, современных тенденций политического развития. Расселение, размещение наиболее крупных городов, большинство - морских портов в многофункциональных центрах - в приморской полосе субрегиона. Приморские промышленные районы Италии, Испании, Греции. Общность экологических бед Средиземноморья, особенно приморских районов - загрязнение морей и пляжей нефтью, задымленность, ущерб памятникам культуры. Международный "Голубой план" спасения Средиземноморья.

Италия. Общие сведения. Политико - и экономико-географическое положение. Италия - типично южноевропейская страна, на севере - с многими экономико- и социально-географическими чертами Средней Европы.

Важнейшие этапы территориального (государственного) формирования Италии - от древней римской империи, отдельных разнородных государств в течение столетий до объединения страны в 1870 г.

Современная политическая карта Апеннинского полуострова. Всемирное значение Ватикана. Политико- и экономико-географическое положение Италии, ее частей как яркий пример историзма явления. Расположение страны в центре Средиземноморья, вблизи "стыка" материков, его оценка.

Форма правления и административно - территориального устройства.

Природные условия и ресурсы. Особенности Италии - страны субтропической, морской и горной. Высокая изученность и освоенность территории с древности - преобладание антропогенного ландшафта. Большая бедность нефтью и углем, железной, марганцевой, хромовой рудами; крупные залежи бокситов. Мощные гидроресурсы, особенно в Альпах. Природные предпосылки для развития туризма и рекреации. Проблемы природопользования.

Население. Изменение демографической ситуации после второй мировой войны, связь с внешними миграциями. Итальянцы за рубежом, в том числе на работе в странах ЕС. Рабочая эмиграция в Южную Италию из стран Африки и Азии. Особенности географии внутренних миграций. Изменения национального состава населения Италии при его прежней этнической однородности. Роль католичества в жизни итальянцев. Темпы и уровень урбанизации. Многие города Италии как мировые центры культуры, искусства и архитектуры. Видная роль Италии в географическом наследии.

Хозяйство. Общая характеристика. Быстрое экономическое развитие Италии после второй мировой войны. Кардинальные перемены в хозяйственном и социальном облике Италии в целом при резких различиях отдельных частей, прежде всего Севера и Юга. Место Италии в семерке ведущих стран Запада, в ЕС, в западноевропейской интеграции. Серьезные сдвиги в структуре экономики: первое место сферы обслуживания.

Место Италии в мире по объему промышленного производства. Резкий перевес обрабатывающей индустрии, слабое развитие горнодобывающей. Крайняя зависимость многих отраслей от импорта нефти. Топливно-энергетический комплекс, его состав и размещение. Полное использование гидроресурсов, фактически - отказ от АЭС. Черная металлургия - вторая по мощности в зарубежной Европе: ее привязанность к портам и ГЭС в Альпах. Важнейшая отрасль-машиностроение, особенно автомобилестроение ("ФИАТ" и т.д.), точная и тонкая электроника. Химическая - в первую очередь - нефтехимия, размещение в портах - выгоды и ущерб морям. Многоотраслевые легкая и пищевкусовая промышленность: их повсеместное размещение. Концентрация индустрии на севере и в центре Италии: ее "пятна" на картах юга.

Особенности сельского хозяйства Италии. Сочетание культур умеренного пояса и субтропиков. Более высокотоварное хозяйство Севера. Мировое место Италии по сборам винограда, цитрусовых, олив, овощей. Второстепенное положение животноводства. Важная роль рыболовства, особенно на Юге и островах. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, пережитки феодализма на Юге. Отсталость по сравнению со странами Средней Европы, конкуренция в ЕС.

Основные черты структуры и географии транспорта Италии. Господство автотранспорта, слабость железнодорожного. Важнейшая роль портов, прежде всего Генуи, Триеста, Неаполя, и морского флота, особенно танкерного, для внешних торговых связей, как Италии, так и ряда стран Средней Европы. Создание развитой сети нефтепроводов. Италия как главный "пункт" мирового транзита нефти в Среднюю Европу.

Исключительно важное значение внешней торговли для Италии; открытость ее экономики. Состав экспорта и импорта. Главные торговые партнеры - ЕС (особенно ФРГ и Франция), США, арабские страны. Большая роль неторговых экономических связей: иностранного туризма, денежных переводов от итальянских рабочих за рубежом, фрахта итальянских морских судов.

Территориальная структура хозяйства. Концентрация населения, городов, промышленности, посевов, оросительной сети и путей сообщения - в северной части Италии, особенно на Поданской низменности. Размещение населения, городов (Неаполь, Таранто, Бари, Палермо и др.) и хозяйства на Аппенинском полуострове, островах Сицилии и Сардинии - в основном в приморской полосе; отдельные промышленные центры в глубинных районах на фоне аграрного Юга. Особенности конфигурации транспортной сети Италии: густота ее Севера, направленность многих сухопутных дорог в страны Средней Европы через Альпы. Острова экологической ситуации, в том числе в наиболее престижных рекреационных районах страны: Лигурийской Ривьеры в Неаполитанском Заливе. Региональная политика в Италии.

Экономические районы. Экономическое районирование Италии. Север - главный индустриальный район Италии, средоточение крупных капиталистических монополий и концентрация рабочего класса. Ядро района - "промышленный треугольник" - Милан ("индустриальная столица Италии") - Турин - Генуя. Быстрое развитие в последние десятилетия восточной части Севера. Северная Италия - житница страны с многоотраслевым сельским хозяйством. По уровню экономического и социального развития Север - близнец Средней Европы.

Центральная Италия - столичный район (Рим), сыгравший огромную роль в истории страны, в том числе в ее культуре (особенно Рим и Флоренция), первый по иностранному туризму. Разнообразная обрабатывающая промышленность, особенно машиностроение, электроника и нефтехимия. Земледелие с чертами как умеренной, так и субтропической зон.

Юг - район, наименее развитый в экономическом и социальном отношении.

Первенство сельского хозяйства, в основном экстенсивного. Легкая и пищевкусовая промышленность. Отдельные центры и крупные предприятия тяжелой промышленности, созданные после второй мировой войны: комбинаты нефтехимические в Бари, Неаполе и др.; металлургические - в Таранто и Баньоли, автозаводы в Неаполе и Палермо.

Испания. Общие сведения. Выдающаяся роль Испании в эпоху Великих географических открытий, особенно в освоении Латинской Америки. Особенности политико - и экономико-географического положения Испании, ее территория как "'трамплин" на пути в Северную и Латинскую Америку, в Западную Африку. Давний спор с Великобританией из-за Гибралтара.

Природные условия и ресурсы. Преимущественно горный рельеф, в том числе Пиренеи, отгораживающие страну от Западной Европы. Сухость климата. Испания - "наиболее африканская" страна среди стран Европы. Широкий выход к морям. Многообразное влияние этих факторов на жизнь Испании. Богатство недр страны металлорудами, крайняя бедность нефтью и газом.

Население. Сложность национального состава при полной однородности религиозного (католики). Роль церкви. Унитарное королевство с широкой автономией национальных областей. Относительно благополучная демографическая ситуация. Резкая неравномерность расселения - большая часть в приморских районах. Древние традиции городской жизни. Черты современной урбанизации, в том числе быстрый рост больших городов. Трудовые миграции испанцев в страны Средней Европы

Хозяйство. Высокие темпы развития экономики за последние десятилетия.

Превращение Испании в индустриально-аграрную страну. Выдвижение сферы обслуживания, особенно иностранного туризма. По-прежнему серьезная отсталость сельского хозяйства при большой доле занятых в нем работников. Включение Испании в западноевропейскую интеграцию; последствия этого для страны. Заметное технико-экономическое отставание Испании от стран Западной Европы. Крупные размеры производства в ведущих отраслях тяжелой индустрии: важная роль добычи многих видов сырья, относительная слабость топливно-энергетического хозяйства. Роль текстильной и пищевкусовой промышленности. Основные черты географии промышленности.

Особенности сельского хозяйства Испании, его аграрного строя. «Влажная Испания» и «сухая Испания». Специализация растениеводства - главной отрасли сельского хозяйства страны. Высокое место Испании в мире по сбору и экспорту винограда, виноградных вин, олив, цитрусовых, фруктов, а также овощей. Меньшее развитие животноводства.

Особенность транспорта Испании, значение железных дорог, лидерство автотранспорта, новые разветвленные автострады. Первостепенное значение для Испании многочисленных морских портов и флота. Туризм и рекреация как одна из ведущих отраслей в стране, доходы от иностранного туризма. Быстрый рост внешних экономические связей в последние десятилетия. Значительное повышение доли промышленной продукции и сырья, как в экспорте, так и в импорте. Главное место среди торговых партнеров стран ЕС, снижение доли США и Латинской Америки.

Сосредоточение большей части крупных городов, промышленности и высокотоварного сельского хозяйства Испании в приморских зонах. Концентрация тяжелой индустрии, прежде всего в наиболее развитых национальных (Каталония, Страна Басков) районах. Ведущая роль приморских районов, а также Балеарских и Канарских островов в туристско-рекреационном хозяйстве страны. Политика развития внутренних староиспанских (кастильских) центров, особенно Мадридской агломерации. Радиальная конфигурация сети наземных дорог. Экономические районы Испании: Центральный, Северный (Прибаскийский, Арагон, Левант), Восток (Андалуэия, Канарские острова).

в) Северная Европа.

Общие сведения. Политико - и экономико-географическое положение. Состав субрегиона, его политическая карта. Владения стран субрегиона за пределами Зарубежной Европы. Политическая и хозяйственная стабильность Северной Европы, занимающей одно из первых мест в мире по уровню экономического и социального развития. Главные черты политико - и экономико-географического положения. Широкие связи, как с Западной Европой, так и с США и Канадой.

Намного повысившееся значение Северной Европы для России, в том числе и как ее "окна" в Европу.

Основные формы правления и административно-территориального устройства
trudnoe-zadanie-tolko-yasnost-celi-nastojchivost-v-dele-dostizheniya-celi-i-tverdost-haraktera-lomayushaya-vse.html
trudnomu-godu-osobuyu-zabotu-d-a-medvedev-i-dr-ekonomika-selskogo-hozyajstva-rossii-2012-s-7-13.html
trudnost-dokazatelstva-proekciya-astralnogo-tela.html
trudnost-kritiki-vashej-raboti-kitajskaya-klassicheskaya-kniga-peremen.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат