Философская проблема смысла жизни

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»




Открытый урок



по основам философии



Тема: Философская проблема смысла жизни


Подготовил и провел преподаватель общественных дисциплин

Радькова Лариса Степановна

Сураж, 2011


Цели:

- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских направлений.

- Развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой, навыки сотрудничества, работы в группе.

- Формировать гражданскую позицию учащихся, ценностно-нравственное восприятие мира.




Оборудование урока:

1. Аудиозапись - песня «Я люблю тебя, жизнь».

2. Видеозапись (интервью).

3. Дидактический материал для работы микрогрупп.

4. Иллюстративный материал, философские словари.

5. Учебник основ философии (авт. В.Г.Горбачев).

6. Письма с войны.
Эпиграф: «Человек есть тайна» Ф.М.Достоевский

План урока



У:

Сегодня мы продолжаем философскую тему человека, которая остается одной из важнейших на протяжении многих веков, в том числе и в наше время.

И, по-прежнему, Человек есть тайна. - как сказал Ф.М. Достоевский.

- Мы познакомились с философской идеей соединенности в человеке двух начал - биологического и социального. Мы также знаем, в том числе из курса социологии, психологии, что человеком не рождаются, - человеком становятся в процессе социализации.

В

: Какие этапы становления человека вы выделите? (человек - индивид - личность).

Задание:

Определить, какому этапу соответствуют данные характеристики и разместить их в нужном месте.

(на доске карточки-задания, размещенные в беспорядке).



В:

Какие еще характеристики вы бы добавили?

Работа с иллюстрациями

(изображение человека на разных этапах жизни)

В:

Как вы думаете, какие этапы становления человека иллюстрируют данные изображения? Почему?


III. Изучение нового материала.




(Стихотворение Р. Рождественского из поэмы «Письмо в 30-й век»)

.

Плакат вывешивается на доску.


У:

Так поэт Роберт Рождественский помог обозначить тему сегодняшнего урока.

В:

Как бы вы ее сформулировали? Запишите.

У:

Каждый думающий человек, раньше или позже, задается этим вечным вопросом, ответ на который во многом определяет его жизнь.

Пример: Поль Лафарг: клятва, данная в молодости;

Юлия Друнина: последнее стихотворение.

Сейчас мы услышим людей, которым был задан этот вопрос. Они * разные, как и их ответы.


(Просмотр видеозаписи интервью; пометки в тетрадь).

Обратимся к этой проблеме сегодня и мы, и попробуем оценить позиции различных философов: в философской антропологии проблема смысла жизни - традиционная.

И так: что думают об этом философы?


Работа студентов в микрогруппах (20 мин.)


У:

Коррекция, контроль; проверка выполнения задания в виде отчетов микрогрупп.

Задание:



У:

Таким образом, жизненная позиция человека может быть как созидающей, так и разрушительной. Все зависит от того, как человек воспринимает окружающий мир: что он ценит и что отвергает, чем он согласен пожертвовать и ради чего готов на все. Это мир ценностей, который создает для себя каждый человек и общество в целом.

В философии сформировалось направление, занимающееся исследованием природы ценностей - аксиология (от греч. axia ценность и logos - учение, слово).


Сообщение студента «Аксиология как наука о ценностях»

(запись в тетради основных положений, характеристик).

У:

социализация человека предполагает принятие им ценностей, норм, сформировавшихся в обществе. Но каждый человек определяет и свое отношение к ним, составляет свою шкалу ценностей, определяя, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сейчас вы услышите голоса людей, погибших в годы Великой Отечественной войны.


Чтение писем с войны (несколько).


(Письмо артелириста-разведчика Аркадия Полуэктова другу.

Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненвижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечить.



И если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве.
Из завещания Бина Лурье (уроженец Латвии)

Прошло 2 месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьбы – борьба за Таллин. Отступления быть не может.



Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы…)

В:

Что они определяли как ценность? Что для них более значимо?

О:



У:

Великая Отечественная война - это не только борьба оружия; это была, в первую очередь, борьба ценностей, борьба двух мировоззрений, двух идеологий. И наши люди одержали победу в этой борьбе. Даже умирая, они побеждали...


Человеку свойственно ценностное отношение к миру. При этом каждый выбирает между добром и злом, истиной и ложью. Люди разные... И живут по-разному.

Просмотр фрагмента видеозаписи интервью.


В:

А что вы назвали бы главной ценностью в жизни?

У:

В современном обществе самой большой ценностью считается жизнь. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Аудиозапись песни «Я люблю тебя, жизнь»


В:

В чем актуальность темы сегодняшнего урока? (С учетом ситуации в мире).

О:




uchebnij-plan-gbou-sosh-949-departament-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
uchebnij-plan-gimnaziya-vid-obsheobrazovatelnogo-uchebnogo-zavedeniya-v-sisteme-neprerivnogo-obrazovaniya-orientirovannogo.html
uchebnij-plan-gksou-sostavlen-v-sootvetstvii-s-zakonom-rf-ob-obrazovanii.html
uchebnij-plan-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kadetskoj-shkoli-internata-10-moskovskij-kadetskij-korpus-policii-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-a-i-popryaduhina.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат