Finam.Ru, 11.07.2016, Достигается ли сбалансированность при замораживании расходов федерального бюджета?

Finam.Ru, 11.07.2016, Достигается ли сбалансированность при замораживании расходов федерального бюджета?

По информации газеты «Ведомости», на прошедшем 4 июля совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было одобрено предложение Минфина по заморозке расходов федерального бюджета на 2017–2019 гг. на уровне 15,78 трлн руб. Оценим эту стратегию с позиций бюджетной сбалансированности.
Для прогнозирования бюджетных доходов мы использовали макроэкономические показатели базового варианта прогноза Минэкономразвития на 2017-2019 годы с экспортной ценой на нефть 40 долл. за баррель. Несмотря на то, что средняя цена нефти с февраля 2016 г. имела тенденцию к повышению (в июне 2016 г. она составила 47 долларов за баррель) использование цены 40 долл. за баррель в качестве базовой в течение ближайших трех лет оправдано, учитывая волатильность 2014-2016 гг. и неопределенность перспектив нефтяного рынка. (При проведении расчетов мы использовали среднегодовую цену на нефть 40 долл. за баррель и для оценок на 2016 г.) Расходы федерального бюджета на 2017-2019 гг. соответствуют представленным выше проектировкам Минфина (табл. 1). В дальнейших расчетах мы исходим из того, что на начало 2017 г., в соответствии с заявлением Министра финансов РФ А. Силуанова на ПМЭФ -2016, в Резервном фонде останется около 1 трлн руб.
1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета в 2016-2019 гг. (в трлн руб. и в % ВВП)

 2014
 2015
2016
2017
 2018
2019

 трлн руб.
Доходы ФБ
 14,5
 13,7
 12,9
 13,4
 14
 14,6
Нефтегазовые доходы ФБ
 7,4
 5,7
 4,9
 4,9
 5
 4,9
Расходы ФБ
 14,8
 15,6
 16,1
 15,8
 15,8
 15,8
Баланс
 -0,3
 -1,9
 -3,2
 -2,4
 -1,8
 -1,2
% ВВП
Доходы ФБ
 18,6
 16,9
 15,3
 15,0
 14,7
 14,4
Нефтегазовые доходы ФБ
 9,5
 7,3
 5,8
 5,5
 5,2
 4,9
Расходы ФБ
 19,0
 19,3
 19,1
 17,6
 16,5
 15,6
 Баланс
 -0,4
 -2,4
 -3,8
 -2,7
 -1,8
 -1,2
Расходы ФБ
в реальном выражении
в % к 2014 году
 100
 91,2
 87,4
 81,2
 77,5
 74,3
Источник: Минэкономразвития, Минфин, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ. В 2016 г. не учтены «разовые» доходы от прибыли ЦБ и продажи пакета акций Роснефти.
В соответствии с нашими оценками, при цене на нефть 40 долл. за баррель, сохранении экспортной пошлины на нефть на уровне 2016 г. и некотором повышении ставки НДПИ на нефть, в соответствии с действующим налоговым законодательством, доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг. составят соответственно 13,4 трлн руб., 14 трлн руб. и 14,6 трлн руб. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составит 2,4 трлн руб. (2,7% ВВП). В 2018 и 2019 гг. дефицит снижается соответственно до 1,8 трлн руб. и 1,2 трлн руб.
Как видно из Табл. 1, при «заморозке» расходов на ближайшие три года в 2019 г. в реальном выражении они составят менее 75% от уровня 2014 г. даже при оптимистичном прогнозе инфляции, предложенном Минэкономразвития (к 2019 г. она должна сократиться до 4,2%). Реальное (а по сравнению с планом 2016 г. и номинальное) сокращение расходов обостряет проблему выбора бюджетных приоритетов, к тому же, ряд расходов все равно придется увеличивать в номинальном выражении. Судя по информации СМИ, это относится к расходам на пенсионную систему, разумеется, к процентным расходам, ряду других направлений. Увеличение расходов на пенсионную систему означает, что кардинальных реформ в этой сфере пока не происходит. С другой стороны, сокращению будет подвергнуты расходы по большей части госпрограмм, вероятно, это коснется и оборонных расходов. О конкретных параметрах этого сокращения говорить, видимо, преждевременно.
Из приведенных данных следует, что Резервный фонд в 2017 г. будет полностью израсходован, и для финансирования бюджетного дефицита придется привлекать средства Фонда национального благосостояния (табл. 2). По данным Минфина России на 1 июля 2016 г. объем ФНБ составлял 4,7 трлн руб. (5,9% ВВП). Средства ФНБ частично вложены в первоклассные валютные активы, другая часть средств ФНБ вложена в соответствии с действующими нормативными документами в «иные разрешенные активы». Последние состоят из инвестиций в инфраструктурные проекты, ресурсов, переданных на увеличение банковского капитала ряда российских банков, долговых обязательств стран, не имеющих инвестиционных рейтингов ведущих рейтинговых агентств и др. На настоящий момент вложения в «иные разрешенные активы» составляют 1,6 трлн руб., или 33% от общего объема ФНБ, эти средства невозможно использовать для финансирования бюджетного дефицита. Соответственно, ликвидная часть ФНБ составляет в настоящее время 3,2 трлн руб. Заметим, что в соответствии с законодательством, в «иные разрешенные активы» может быть вложено до 60% средств ФНБ.
2. Расходы и ресурсы суверенных фондов в 2016-2019 гг., млрд руб.

2016
 2017
 2018
2019

Резервный Фонд
на конец года
 1000
 0
 0
 0
Средства ФНБ,
направляемые на покрытие
дефицита бюджета
при заимствованиях в 1 трлн руб.
 0
 400
 759
 173
Ликвидная часть ФНБ
на конец года
при заимствованиях в 1 трлн руб.
 3 189
 2 789
 2 030
 1 856
Средства ФНБ,
направляемые на покрытие
дефицита бюджета
при заимствованиях в 0,5 трлн руб.
 0
 900
 1 259
 673
Ликвидная часть ФНБ
на конец года
при заимствованиях в 0,5 трлн руб.
 3 189
 2 289
 1 030
 356
Источник: Минфин, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Снова сошлемся на выступление Министра финансов на ПМЭФ-2016. Предполагается, что в 2017-2019 гг. объем внутренних заимствований возрастет до 1 трлн руб., при том, что в 2016 г. этот показатель должен составить всего 300 млрд руб. Если такой сценарий осуществим, то расходы ФНБ на финансирование бюджетного дефицита за 2017-2019 гг. составят в сумме 1,3 трлн руб. и еще останется «ликвидная подушка» в объеме 1,9 трлн руб. Негативным побочным явлением станет существенное увеличение процентных расходов бюджета. По нашим оценкам, доля этих расходов в общем объеме расходов вырастет с 4% в 2016 г. до 5% в 2019 г.
Если оставить за скобками возможные в ближайшие три года негативные изменения мировой конъюнктуры, реализация представленного сценария сопряжена с рисками двух видов. Во-первых, в период кризиса ликвидные ресурсы ФНБ могут быть направлены на затыкание различных дыр прежде всего в финансовом секторе экономики, например, на увеличение капитализации ВЭБ, ВТБ и других банков и финансовых институтов. Нельзя исключить использование этих средств и для финансирования масштабных инфраструктурных проектов. При таком развитии событий средств для финансирования бюджетного дефицита может и не оказаться.
Другой риск заключается в необходимости ежегодно привлекать с российского рынка внутренние заимствования в объеме 1 трлн руб. В Табл. 2 приведен сценарий, при котором внутренние заимствования в 2017-2019 гг. составят не 1 трлн, а 500 млрд руб. (в нынешних условиях это также был бы неплохой результат). При таком уровне заимствований ликвидная часть ФНБ будет практически исчерпана к концу 2019 г.
Таким образом, планы Минфина по бюджетной консолидации в 2017-2019 г. потребуют существенных усилий от всего общества. Во-первых, заморозка расходов федерального бюджета негативно скажется на темпах экономического роста и уровне жизни населения. Во-вторых, необходимо будет решить сложную задачу резкого увеличения внутренних заимствований. И наконец, нужно удержаться от соблазнов потратить ФНБ на какие-нибудь грандиозные проекты. Но, по-видимому, этим тернистым путем необходимо пройти.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
uchebnik-podgotovlen-v-psihologicheskom-institute-rao-isbn-5-7695-0084-0-bbk-88ya73-a-v-petrovskij-1996-izdatelskij-centr-akademiya-stranica-12.html
uchebnik-podgotovlen-v-psihologicheskom-institute-rao-isbn-5-7695-0084-0-bbk-88ya73-a-v-petrovskij-1996-izdatelskij-centr-akademiya-stranica-13.html
uchebnik-podgotovlen-v-psihologicheskom-institute-rao-isbn-5-7695-0084-0-bbk-88ya73-a-v-petrovskij-1996-izdatelskij-centr-akademiya-stranica-14.html
uchebnik-podgotovlen-v-psihologicheskom-institute-rao-isbn-5-7695-0084-0-bbk-88ya73-a-v-petrovskij-1996-izdatelskij-centr-akademiya-stranica-15.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат