Физическая культура настольный теннис

Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в настольном теннисе


Теннисные умения для 1-го класса



Тест «Школа мяча»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

1. Броски мяча об пол и ловля двумя руками (количество раз за 30 сек)



до 15

15-20

20 и более

2. Подброс вверх и ловля мяча двумя руками (количество раз за 30 сек)



до 15

15-20

20 и более

3. «Чеканка» - отбивание мяча от пола ракеткой (количество раз за 30 сек)



до15

15-25

25 и более

4. Подбивание мяча на ракетке через раз об пол (количество раз за 30 сек)



до 10

11-15

15 и более

«Чеканка» - набивание мяча на ладонной и тыльной сторонах ракетки (количество раз за 30 сек)



до 20

20-40

40 и более

Для проведения тестов «школа мяча» дети делятся на пары. После сигнала учителя – один выполняет задание, второй считает. Попытка сразу фиксируется. Далее дети меняются ролями. В зачет идет лучшая из трех попыток.



Тест «Школа ударов срезкой»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Удар справа



1. Имитация удара срезкой с места



(баллы, экспертная оценка)



до 2

3-5

5

2. Игра срезкой в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов) 3 попытки



до 5

5 - 8

8 и более

Удар слева



3. Имитация срезкой с места (баллы, экспертная оценка)



до 5

6-10

11-15

4. Игра срезкой слева в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов) - 3 попытки.



до 5

5 - 8

8 и более

5. Поочередное выполнение ударов справа – слева срезкой с наброса учителя (количество отбитых ударов) - 2 попытки.



до 6

5 - 10

10 и более


* Имитация удара срезкой

оценивается по следующим критериям:

Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Правильный замах (на счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Выполнение ударного движения (удар,) (на счет «два»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Теннисные умения для 2-го класса



Тест «Школа ударов накатом»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Удар справа с лета



1. Имитация удара с места (баллы, экспертная оценка)*



до 2

3-5

5

2. Выполнение ударов накатом справа с наброса учителя (количество отбитых одиночных ударов из 10 раз) - 2 попытки



до 4

5 - 6

7 -10

Удар слева накатом



3. Имитация наката слева с места



(баллы, экспертная оценка)



до 2

3-5

5

4. Выполнение накатов слева с наброса учителя (количество отбитых одиночных ударов из 10 раз) - 2 попытки



до 4

5 - 6

7 -10


* Имитация удара накатом

оценивается по следующим критериям:
Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Правильный замах (счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Выполнение ударного движения (удар) (счет «два»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Тест «Школа подачи»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Подача справа ладонной стороной ракетки



1. Имитация подачи ладонной стороной ракетки



(баллы, экспертная оценка)*



до 2

3-5

5

2. Попадания подачи ладонной стороной ракетки в квадрат



(количество из 10 раз)



до 4

5 - 6

7 -10

Подача слева тыльной стороной ракетки



3. Имитация удара с места



(баллы, экспертная оценка)



до 2

3-5

5

4. Попадания подачи тыльной стороной ракетки в квадрат



(количество из 10 раз)



до 4

5 - 6

7 -10


* Имитация подачи

оценивается по следующим критериям:

Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Правильный замах (счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Выполнение ударного движения (удар) (счет «два»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Теннисные умения для 3-го класса



Тест «Школа направления ударов»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Удар накатом справа



1. Выполнение наката по диагонали (количество отбитых ударов из 10 раз) -



2 попытки



до 3

4-6

7-10

2. Выполнение наката по прямой (количество отбитых ударов из 10 раз) -



2 попытки



до 3

4-6

7-10

Удар накатом слева



3. Выполнение наката по диагонали (количество отбитых ударов из 10 раз) -



2 попытки



до 3

4-6

7-10

4. Выполнение наката по прямой (количество отбитых ударов из 10 раз) -



2 попытки



до 3

4-6

7-10


Тест «Школа управления мячом»



Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Длина удара



1. Выполнение длинного наката (срезки) с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки



до 3

4-6

7-10

2. Выполнение короткого наката (срезки) с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки



до 3

4-6

7-10

Удары с вращением мяча



3. Выполнение топ-спина справа с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) — 2 попытки



до 3

4-6

7-10

4. Выполнение топ-спина слева с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки



до 3

4-6

7-10



Теннисные умения для 4-го класса



Тест «Школа закрытых тактических комбинаций»




Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

1. Выполнение комбинации из 3 ударов:



- срезка слева, накат слева, накат справа



или



- срезка справа накат слева, накат справа -3 попытки


выполнен 1удар


выполнено 2 удара



комбинация выполнена полностью



2. Розыгрыш очка:



- подача, накат слева, накат справа, завершающий удар или топ спин справа - 3 попытки



выполнено 2 и менее ударов

выполнено 3 удара

комбинация выполнена полностью


Тест «Школа открытых тактических комбинаций»




Контрольные нормативы



Нормативная шкала



Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

1. Завершение розыгрыша очка с подачи в 3 удара - 3 попытки


ошибка после 1-го удара


ошибка после 2-го удара



комбинация выполнена полностью; розыгрыш завершен в 3 удара.

2. Завершение розыгрыша очка с приема подачи в 3 удара - 3 попытки


ошибка после 1-го удара


ошибка после 2-го удара



комбинация выполнена полностью; розыгрыш завершен в 3 удара.

В данном тесте дети демонстрируют игровые навыки, поэтому оценивается также умение видеть стол и игровую ситуацию, умение направлять мяч в пустой угол, перемещение к мячу, уровень эмоциональной вовлеченности в игру. Если ребенку удалость завершить розыгрыш (выиграть очко) на 3 удар, комбинация считается выполненной. Тесты проводит учитель. Также можно воспользоваться помощью хорошо играющего ребенка.




Приложение 2



ТЕОРИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА



Инвентарь для игры в настольный теннис



Стол настольного тенниса

. По правилам соревнований стол для настольного тенниса должен быть прямоугольным, длиной 274 см, шириной 152,5 см. Высота его 76 см.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста высота должна быть ниже 60—70 см. Промышленностью для детей выпускают специальные детские столы уменьшенных размеров (8 х 4 фута, или 244 х 122 см).

Игровая поверхность стола должна быть строго горизонтальной, гладкой, ровной, матовой, темного, желательно зеленого цвета. На поверхность стола наносят линии белого цвета шириной 2 см по краям и среднюю линию шириной 0,3 см для парной игры — параллельно боковым линиям (рис. 1).

Рис 1. Размеры теннисного стола

Игровая площадка, на которой, как правило, размещается стол, имеет размеры для российских соревнований 5 м х 7м и огорожена бортиками темного цвета высотой 75 см.

Сетка.

Над столом натягивается сетка длиной 183 см. Высота ее по всей ширине стола 15,25 см. Внутри верхней кромки сетки шириной 1,5 см (она белого цвета) натягивают шнур; нижний край должен вплотную примыкать к поверхности стола. Сетка плетеная, с квадратными клетками размером 1,3 — 1,5 см. Стойки сетки, которыми она крепится к столу, отстоят от боковой грани стола на 15,25 см.

Мяч

для настольного тенниса – шарик из матового целлулоида или подобной массы белого или оранжевого цвета. Мяч должен быть сферическим, диаметром 40 мм. Масса мяча – 2,7 г.

Ракетка

– спортивный снаряд, предназначенный для выполнения ударов по мячу. Ракетка состоит из деревянного основания и различных накладок. Может иметь любые размеры, форму и массу, но ее лопасть должна быть плоской и жесткой. При этом 85 процентов лопасти по толщине должно быть из натурального дерева.

Основание ракетки

- основа ракетки для игры в настольный теннис и имеющая ровную твердую поверхность, на которую наклеиваются накладки и «щечки» ручки ракетки. Основание ракетки может быть изготовлено из фанеры, содержащей несколько слоев или цельной древесины. В ракетке различают ручку, шейку, игровую поверхность, состоящую из ладонной стороны – со стороны ладони и тыльной стороны – со стороны внешней части кисти и ребро ракетки.

Накладка

– резиновый или губчатый материал, покрывающий игровую поверхность ракетки. Накладки могут быть однослойные (жесткая ракетка) или двухслойными – сэндвич (мягкая ракетка), нижнего слоя губчатой резины и слоя пупырчатой резины, который может быть наклеен пупырышками наружу (прямой сэндвич), или внутрь (оборотный сэндвич).

Обычная пупырчатая резина – это однослойная не ячеистая резина, натуральная или синтетическая, с пупырышками, равномерно распределенными по ее поверхности с плотностью не менее 10 и не более 50 штук на 1 см2. Отношение высоты пупырышек к их диаметру – не более 1х1.

Резина типа сэндвич – один слой ячеистой (пористой) резины, покрытой снаружи одним слоем обычной пупырчатой резины; толщина пупырчатой резины – до 2 мм включительно.

Правила игры в настольный теннис



Настольный т

еннис

- олимпийский вид спорта, в котором теннисисты перебивают мяч ракетками на столе через сетку натянутую посередине стола. Задачей игроков является при помощи специальной теннисной ракетки отправить теннисный мяч через сетку на сторону соперника таким образом, чтобы соперник не смог вернуть его обратно. При этом, требуется, чтобы мяч всегда попадал на стол. В теннис играют либо два игрока (одиночная игра), либо две команды по два игрока (парная игра).

Игра в настольный теннис ведется до выигрыша одной из сторон 11 очков на большинство из 3-х партий (для детей), 5-ти (игры в подгруппах) или 7-ми партий (финалы и главные соревнования).



Порядок

игры

. В одиночных встречах подающий должен первым выполнить правильную подачу, принимающий должен затем выполнить правильный возврат, после чего подающий и принимающий поочередно выполняют правильный возврат.

В парных встречах подающий должен первым выполнить правильную подачу, принимающий должен затем выполнить правильный возврат, после чего партнер подающего должен произвести правильный возврат, затем правильный возврат следует выполнить партнеру принимающего; в дальнейшем каждый игрок в такой же очередности должен выполнить правильный возврат.



Переигровка

. Розыгрыш переигрывается, если:

- при подаче мяч, пролетая "над или вокруг" комплекта сетки, коснется его (при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно) или принимающий (или его партнер) помешает мячу;

- подача выполнена, когда принимающий (пара) не готов к приему мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался отбить мяч;

- ошибка при выполнении правильной подачи, правильного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошла помимо воли игрока;

- игра прервана судьей или судьей-ассистентом.

Игра может быть остановлена:

- для исправления ошибки в очередности подачи, приема или смены сторон;

- введения правила активизации игры;

- предупреждения или наказания игрока;

- поскольку игровые условия изменились настолько, что это могло повлиять на исход розыгрыша.



Очко

. Игрок выигрывает очко, если:

- соперник не выполнил правильную подачу;

- соперник не выполнил правильный возврат;

- после его правильной подачи или правильного возврата мяч до удара его соперника коснется чего-либо, кроме комплекта сетки;

- мяч, пролетит позади его концевой линии, не коснувшись его стороны игровой поверхности, после того, как он был отбит соперником;

- соперник мешает полету мяча;

- соперник ударяет мяч дважды подряд;

- соперник ударяет мяч стороной ракетки, поверхность которой не соответствует требованиям правил;

- соперник или то, что он надевает или носит, сдвинет игровую поверхность, пока мяч в игре;

- соперник или то, что он "надевает или носит" коснется комплекта сетки, пока мяч в игре;

- соперник коснется свободной рукой игровой поверхности;

- в парной встрече кто-либо из его соперников ударяет по мячу не в порядке, установленном первым подающим и первым принимающим.



Партия

. Партию выигрывает игрок (пара), первым набравший 11 очков, если оба игрока (пары) набрали по 10 очков; то в этом случае партия будет выиграна игроком (парой), который первым наберет на 2 очка больше соперника (пары).

Встреча

. Встречу следует проводить на большинство из 3, 5, 7 или 9 партий. При этом если встреча проводится из 5 партий, то выигрывает игрок первый одержавший победу в 3 партиях. Во встрече из 7 партий выигрывает игрок, первый одержавший победу в 4 партиях. Игра должна быть непрерывной в течение всей встречи, за исключением разрешенных перерывов.

Парная встреча

. В парных встречах действуют следующие дополнительные правила. Подающий выполняет подачу справой "полуплощадки" подачи на своей стороне в правую "полуплощадку" на стороне принимающей пары (по диагонали). При нарушении этого условия подачу считают проигранной подающей парой. При этом мяч попавший в срединную линию засчитывается как поданный правильно.

Подающий выполняет подачу, принимающий отбивает мяч, затем мяч отбивает партнер подающего, после него отбивает партнер принимающего. Далее каждый из играющих поочередно отбивает мяч в указанной последовательности до конца розыгрыша очка. Мяч, отбитый не в очередь, считается проигранным.

Пара, начинающая партию, должна решать, кто из партнеров будет подавать первым, а затем принимающая пара решает, кто будет принимать подачи первым.

Расстановку участников для очередности приема подач в первой партии выбирает та пара, которая принимает.




История тенниса

Считается, что игра с ракеткой и маленьким мячом, отдаленно напоминавшая теннис, впервые возникла еще в Египте около 2,5 тыс. лет назад. Игры с мячом, который перебивали через сетку ракетками, были известны в Древней Греции и Древнем Риме.

Прообраз современного тенниса - игра, возникшая в XIII-XIV веках во Франции, Италии и Англии. В ней мяч отбивали через сетку надетой на руку рукавицей или деревянным щитом. Ракетки появились ближе к XVI веку, мячи делали из кожи, набивая их тряпками, опилками или травой. Современное название "теннис" происходит от французского "tenez", означающего "держи", "лови" и служащего для привлечения внимания принимающего игрока. Существует версия происхождения слова "теннис" и от измененного слова "tamis", что в переводе с французского означает "сетка".

Более похожая на современный теннис игра появилась в 1873 году и получила название "Сферистика". Ее придумал майор британской армии Уолтер Уингфилд (Walter Clopton Wingfield) для развлечения своих гостей на приемах в особняке в Уэльсе. Он же разработал площадку (корт) для этой игры. Годом позже, 23 февраля 1874 г. Уингфилд получил патент № 685 на этот корт. Эту дату принято считать датой появления тенниса. Чуть раньше, в декабре 1873 года, Уингфилд опубликовал брошюру "Сферистика или лаун-теннис" - правила игры в теннис.

Принято считать, что своим рождением настольный теннис обязан неустойчивой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, вот и появилась его миниатюрная копия для гостиных. Вначале играли на полу. Позднее стали играть на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Прошло еще немного времени, и столы были сдвинуты, между ними натянули сетку. Однако только в 1891 году англичанин Чарльз Бейкстер подал заявку на изобретение и получил патент за номером 19070 на игру, получившую название «пинг-понг». Это название произошло от характерного звука пробкового мяча, ударяющегося о стол и ракетку.

Простой инвентарь, а главное — небольшие размеры площадки позволяли играть везде, где угодно. Это предопределило популярность настольного тенниса, который в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой в Англии. Игра захватила. Современники пишут, что даже в английских ресторанах можно было стать свидетелем забавных сценок: молодые аристократы, вооружившись крышками от сигарных ящиков, весело перебрасывались со стола на стол пробками от винных бутылок, стараясь имитировать лаун-теннис. Вскоре там же были созданы и первые правила игры, по которым одна партия велась до 30 очков. Интересно, что играли в вечерней одежде: женщины — в длинных платьях, мужчины — в смокингах. Итак, как и многие другие спортивные игры, настольный теннис (или пинг-понг) пришел из Англии. Все большее число стран Европы, Азии, Африки захватывала пинг-понговая эпидемия.

Мощный толчок в развитии настольный теннис получил в 1894 году благодаря изобретению английского инженера Джеймса Гибса. Он ввел в игру целлулоидный мяч — легкий и упругий, что позволило значительно уменьшить вес ракетки. Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой. Затем фанеру стали покрывать слоем пробки, чтобы улучшить отскок мяча. Начали применять и новые материалы для оклеивания игровой поверхности: пергамент, кожу, велюр и другие. Потом на ракетку стали наклеивать резину.

Постепенно пинг-понг становился не просто салонным развлечением, а спортивной игрой. Начали проводиться официальные турниры. Первые официальные соревнования — чемпионат английской столицы состоялся в декабре 1900 года в Вестминстерском аббатстве в зале «Ройял Эквэриум». В турнире приняло участие 300 игроков, что само по себе уже свидетельствовало о большой популярности настольного тенниса. Затем, в 1901 году, в Индии прошло первое международное соревнование. Победил один из лучших игроков того времени индийский спортсмен Нандо.

В результате энергичной деятельности доктора Георга Лемана в Берлине в январе 1926 года была создана Международная федерация настольного тенниса, председателем которой стал Айвор Монтегю.

В декабре того же года в Лондоне состоялись международные соревнования, которые Международная федерация постфактум признала первым чемпионатом мира в связи с тем, что в них приняли участие индийские теннисисты. Чемпионами стали венгерские теннисисты: в мужском личном первенстве доктор Р. Якоби, у женщин — М. Меднянская. В конце XIX века настольный теннис появился в России.



Приложение 3



Основные удары в теннисе



КЛАССИФИКАЦИЯ УДАРОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ.

При классификации ударов в настольном теннисе выделяют четыре большие группы:

1 - удары без вращения;

2 - удары с нижним вращением;

3 - удары с верхним вращением;

4 - подачи.

К первой группе отнесены

удары без вращения.

При выполнении такого удара мяч, отскочивший от ракетки, не имеет вращения и летит по пологой траектории. К такому типу ударов относятся толчок, подставка, скидка. Движение при выполнении таких ударов выполняется в «лоб» шара.

Ко второй группе отнесены

удары с нижним вращением

. При выполнении такого удара мяч после соударения имеет нижнее вращение, т.е. его вращательная и поступательная скорости противоположны. К такому типу ударов относятся срезка, подрезка, свеча, скидка. Движение руки при выполнении такого типа ударов выполняется, как правило, сверху-вниз-вперед.

К третьей группе относятся

удары с верхним вращением

. При выполнении такого удара мяч, отскочивший после соударения от ракетки, имеет верхнее вращение, т.е. его вращательная и поступательная скорости совпадают. К такому типу ударов относятся накат, топ-спин, завершающий удар, свеча, скидка. Удар по мячу выполняется по касательной снизу-вверх вперед.

К четвертой группе относится –

подача.

Подача это начальный удар, при котором игрок набрасывает мяч сам и направляет его не через сетку, а первый удар выполняется в свою половину. Подачи сложны в исполнении и многообразны как по виду движений, так и по видам вращений.

В каждом из перечисленных ударов выделяют варианты их выполнения, отличающиеся по: - высоте точки удара (низкая, средняя, высокая);

- по вращению, придаваемому мячу (плоский, крученый, резаный);

- по направлению, в котором посылается мяч на сторону соперника (по прямой, по диагонали, в центр стола (полудиагональ) и косо (когда мяч вылетает за боковую линию стола);

Организация урока по настольному теннису



Структура урока



Урок состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной и заключительной.



Общая продолжительность урока – 45 мин.



Часть урока



содержание



длительность



подготовительная



Вынос и размещение инвентаря

Объяснение задач урока

Общеразвивающие упражнения

10 мин



основная



Решение основных задач урока:



- обучение и совершенствование техники, тактики

настольного

тенниса



- специальные игровые упражнения



25 мин



заключительная



Упражнения на восстановление



Подведение итогов урока



10 мин




Подготовка к занятию и его проведение.

Готовясь к занятию, учитель должен, прежде всего, определить его задачи, содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. Важным условием правильной организации урока является четко продуманное размещение учеников и расположение мини-игровых площадок с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения урока учитель должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений.



Обучение и техническая подготовка



Этапы обучения.

Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.

1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,

2-й этап – углубленное разучивание

3-й этап – совершенствование.

Создание предварительного представления опирается на следующие методы:

1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ движения.

2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.

Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. Показ осуществляется преподавателем. К показу предъявляются следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования. Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения.



Разновидности соревнований для детей



Настольный теннис со сменой.

Это система, при которой небольшие группы игроков меняются столами, после заранее определенного времени и выполняют различные задания. Например, стол №1 — игра срезками справа направо (разрешены только подача и удары срезкой справа); стол №2 — игра накатами слева (только подача и накаты слева); столё №3 — выполнение срезки слева и наката справа, стол №4 игра накатами по всему столу и т.п..



Кубок Большого шлема.

Игроки делятся на три уровня подготовленности. В каждой группе по 8-10 человек, разделенных на пары. Встречи проводятся в подгруппах в соответствии с уровнем подготовленности. Выигравшие играют с выигравшими, а проигравшие с проигравшими.



Настольный теннис на время.

Игра ведется за определенный период времени (например, 5 мин.), затем звучит свисток и игроки меняются.



Стоп.

Игроки делятся на две команды. Игроки обеих команд начинают одновременно матчи на всех площадках или столах. Как только на одном из столов матч закончился – дети поднимают руку вверх и говорят «Стоп». Все матчи прекращаются, подсчитывается общее количество очков, выигранных каждой командой.



Настольный теннис втроем.

Каждая команда состоит из трех игроков на каждой стороне игровой площадки начерченной на полу или (для 3-4 классов) играют на столе. Игроки отбивают мяч по очереди, заранее установленной в начале игры. Если очередь нарушается, команда проигрывает.



Приложение 4



Подводящие упражнения

Настольный теннис является сложнокоординационным видом спорта, поэтому для успешного обучения основным ударам необходимо освоить подготовительный этап с выполнением разнообразных подводящих упражнений. Для группы школьников с различным уровнем двигательной подготовленности рекомендуется предлагать 2-3 упражнения от простого к более сложному, чтобы каждый ребенок мог остановиться на наиболее интересном для себя варианте.

Роль подводящих упражнений на начальном этапе обучения настольному теннису заключается в укрепление мышц кистей рук, развитии чувства мяча, формировании первичных координационных связей глаз-рука, глаз-рука-ракетка. В период начального общения с мячом и ракеткой активно развивается зрительный анализатор и мышечное чувство с помощью которых в дальнейшем формируется контроль руки и ракетки.

Классификация подводящих упражнений:

А) Упражнения с мячом

Б) Упражнения с мячом и ракеткой

В) Подвижные игры с мячом

Г) Подвижные игры с мячом и ракеткой

Д) подводящие упражнения для освоения определенного удара (для удара справа, слева с отскока, удара справа и слева с лета, подачи, крученых и резаных ударов, ударов с различным направлением, высотой полета мяча).

По способу организации:



  1. Индивидуальные

  2. В парах

  3. Групповые

Все подводящие упражнения делятся на 5 видов:


А) Упражнения с мячом.



Упражнения с мячом, выполняемые рукой:



  1. Об пол правой или левой рукой.

  2. О стену, мяч отбивается правой или левой рукой после отскока от пола.

  3. Внутренней или тыльной стороной ладони.

  4. С чередованием двух сторон ладони.

  5. На уровне: середины голени, колена, середины бедра.

  6. Кинуть одной рукой мяч на раскрытую ладонь ведущей руки, отбить его вперед в стенку или сетку, поймать мяч.

  7. В парах с расстояния 1-2 м. Один аккуратно кидает мяч, чтобы тот отскочил от пола один раз, другой отбивает рукой. Первый ловит мяч и т.д..

  8. Правая рука играет с левой: отбивать мяч от пола из руки в руку, правой и левой руками попеременно, ладони раскрыты вверх.

  9. Отбивание от пола впереди себя поочередно правой и левой рукой, ладони развернуты в пол.

  10. То же под ногой.

  11. Отбивание мяча от стены ладонью после трех, двух или одного отскоков.




  1. Вверх через раз об пол. Одной рукой, чередуя правой и левой ладонью.

  2. Подбить мяч на ладони один, два, три, четыре или пять раз, дать упасть на пол и т.д..

  3. Только вверх отдельно правой или левой рукой, двумя руками попеременно.

  4. Подбивание с мягкой ловлей: подкинуть мяч вверх, дать упасть на пол, мягко поймать пальцами руки, отдельно правой или левой рукой, попеременно правой и левой руками.




  1. Отбивание мяча заданного цвета. (Только оранжевый или только красный).

  2. Руками: ладонью, локтем, плечом.

  3. Ногами: лодыжкой, коленом.

  4. Грудью, головой, спиной.

  5. Стоя, в прыжке, с ходу, лежа на спине.




  1. На полу ладонью круговыми движениями «раскатывать» мяч (печь пирожки) вправо или влево с усилием в руке.

  2. Ладонями катать мяч вправо – влево. (Мячик ходит в гости к правой и левой ладошке).

  3. Катить мяч, не отпуская с ладони по заданной траектории: линия, зигзаг, змейка.

  4. По кругу вокруг себя правой и левой руками поочередно.

  5. Катить мяч в заданную мишень: по линии, по диагонали в ворота из конусов, по гимнастической скамейке в корзину,

  6. Под дугой, оббегая и отбивая мяч ладонью то с одной, то с другой стороны.

  7. Покатить вперед сильно – добежать и поймать мяч.

  8. Стоя спиной, покатить мяч под ногами, развернуться 180°, добежать, поймать мяч, вернуться на место.




  1. Невысокий подброс вверх одной рукой, ловля поочередно правой или левой рукой.

  2. Высокий подброс мяча, ловля двумя руками, одной рукой.

  3. Невысокий подброс мяча вверх, ловля двумя руками с перемещением: бегом лицом и спиной, приставным шагом одним и другим боком, с круговыми вращениями, прыгая вперед двумя ногами.

  4. Подброс мяча: один, два или три хлопка, ловля двумя руками.

  5. Высокий подброс мяча – поворот 360°, ловля двумя руками.

  6. Отпустить мяч свободно падать вниз – поймать на лету, чтобы он не коснулся пола, ладонью вниз;

  7. Так же отпустить мяч, при ловле перевернуть ладонь вверх.

  8. В парах: с расстояния 2,5 м бросать друг другу мяч об пол – ловить в конус или двумя руками.

  9. В парах: с расстояния 1,5 м бросать мяч друг другу в руки, ловить в конус или двумя ладонями впереди себя на вытянутых руках.

  10. Ловля мяча от стены двумя руками: с двух отскоков (с 3 м), с одного отскока (с 2 м), без отскока (с 1 м).




  1. Закрутить на месте мяч, лежащий на полу, пальцами (как юла) правой и левой рукой.

  2. По стене вертикально вверх правой или левой рукой.

  3. По полу перед собой правой рукой влево или левой рукой вправо.

  4. По наклонной гимнастической скамейке вперед-вверх правой или левой рукой.

  5. Провести ладонью по поверхности большого фитнесс-мяча, прокатить мяч с ускорением ладонью по этой же поверхности.

  6. Прижать мяч к полу, движением вращения послать вперед. Правой и левой рукой. Можно в парах.




  1. Индивидуально. По кругу вправо или влево вокруг себя.

  2. Индивидуально. Передача мяча по восьмерке под ногами.

  3. В парах стоя лицом друг к другу. Передача мяча двумя руками из рук в руки.

  4. В парах стоя спиной друг к другу. Передача мяча двумя руками сбоку от себя, под ногами и над головой.

  5. В группе. Стоя по кругу передавать в одну сторону один, два или три мяча друг за другом. По хлопку смена направления передачи мячей.




  1. В парах. Каждый в паре удерживает мяч раскрытой ладонью, «прилипшей» к мячу. Вращение по кругу вправо и влево, перемещение вправо-влево, вперед-назад на 4-5 шагов. Задание – не потерять мяч.

  2. В паре. У одного мяч лежит на ладони, второй накрывает его сверху. Задание – перевернуть руки, не потерять мяч. То же другой рукой.




  1. В паре. Один передает мяч из руки в руку и показывает его справа или слева сбоку, снизу или сверху. Второй не теряет мяч глазами и касается его рукой в момент показа.

  2. В паре. Двое стоят спиной друг к другу, мяч лежит между ними посередине. По сигналу дети должны коснуться мяча.




  1. На дальность одной и другой руками.

  2. Выше - ниже: с заданным уровнем высоты (через веревочку, обруч, в одну или несколько вертикальных мишеней).

  3. Ближе - дальше: в мишень, лежащую на полу, в несколько горизонтальных мишеней разного размера расположенных ближе и дальше от линии бросков.

  4. Держать двумя руками один мяч и метать его вперед, назад, вбок, вверх, в наклоне под ногами назад.

  5. Двумя руками одновременно метать два мяча: вперед, назад, в стороны от себя и скрестно.

  6. Метание мяча из различных исходных положений: стоя спиной с поворотом 180°, боком, сидя ноги вперед и в приседе, в упоре лежа, лежа на спине.




  1. Бросание мяча двумя руками недалеко вперед, оббежать мяч на 180° и поймать его впереди себя двумя руками.

  2. Бросание мяча вперед броском средней силы. Побежать и поймать мяч двумя руками, пока он не докатился до заданной отметки (линии).

  3. Высокий подброс – ловля одной или двумя руками.

  4. Бросание мяча себе за спину – поворот 180° и ловля двумя руками.




  1. На месте: накрыть два мяча ладонями, «раскатывать» по полу круговыми движениями к центру и от центра.

  2. На месте: накрыть два мяча ладонями. Катать по полу вперед –назад, вправо-влево. Одновременно и попеременно.

  3. На месте: накрыть два мяча ладонями. Вращать мячи пальцами как колесики.

  4. На месте: катать два мяча из руки в руку перед собой.

  5. В движении: катить два мяча (не отпуская из рук) одновременно двигаясь лицом вперед, спиной, боком до заданной линии.

  6. Отпустить два мяча вниз – поймать, ладони наверх (как корзинка), вниз.

  7. Подбросить мячи невысоко (5 – 10 см) вверх – поймать.

  8. Подбросить два мяча выше (50 см) вверх – поймать.

  9. Подбрасывать и ловить два мяча двумя руками попеременно.

  10. Перекидывать мячи из руки в руку. Руки держать впереди чуть выше пояса.

  11. Покатить два мяча одновременно, поочередно вперед – поймать.

  12. Для более детальной проработки каждого упражнения все задания могут быть выполнены мячами разного размера (от поролонового теннисного до фитнесс-мяча), формы (надувные, овальные, массажные, веса (от облегченного красного теннисного до набивного весом 0,5-1 кг).



uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-menedzhment-organizacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-speckursa-politicheskie-sistemi-i-politicheskie-kulturi-stran-vostoka-38-ch.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-stavropol-2012-negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-severo-kavkazskij-gumanitarnij-institut-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-stavropol-2012-negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-severo-kavkazskij-gumanitarnij-institut-stranica-7.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат