Физические и химические явления (Учитель химии Крапивина Н. К. высшая кв кат.)

Физические и химические явления



(Учитель химии Крапивина Н.К. высшая кв. кат.)

Класс – 8



Тип урока: изучение нового материала, систематизация полученных знаний

Вид урока: комбинированный

Цели и задачи:

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

Средства обучения: магнитная доска, ноутбук, проектор, проекционный экран, видеозапись, слайды в презентации урока;

реактивы

оборудование



Демонстрационные опыты – спиртовка, бихромат аммония, порошок магния, лабораторные опыты: штатив с пробирками, сульфат меди (II), гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, соляная кислота


Методы и методические приемы: поисковая беседа, опыты, эксперименты, работа с таблицей, схемами.

Планируемый результат:

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, мои юные химики! Я рада вас снова видеть на уроке, и я не ошиблась, назвав вас, юные химики, так как в составленных вами синквейнах вы выразили свое отношение к этой науке эпитетами, которые я выписала на доску: удивительная, волшебная, изумительная, экспериментальная, значимая, полезная, умная, интересная.

Итак, мы продолжаем наш путь в эту науку.

II этап – вызов

Учитель: Химия – это наука…

Ученик: (продолжает фразу) о веществах, свойствах, составе



Учитель: А теперь я предлагаю вам осмыслить высказывание русского ученого М.В.Ломоносова

Слайд №1: Химия – наука об изменениях(явлениях) происходящих

в смешанном теле, поскольку оно смешанное.

М.В.Ломоносов. 1741 г.

Ученик: Я увидел новое словосочетание: наука об изменениях.

Учитель: Действительно, в природе, быту, производстве происходят различные изменения или явления физические и химические, и наша задача-научиться их отличать.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Физические и химические явления

Девиз урока:

Чтобы познать, надо ответить на четыре вопроса:



Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?

Исхак-аль-Кинди



Учитель: И начнем изучение новой темы с анализа выполненных дома экспериментов, алгоритмы которых были вам даны, и вы должны были вписать в таблицу свои наблюдения.

III этап – осмысление

На доске таблица; ученик заполняет графу «наблюдения».

Исходные вещества

Наблюдения

1. пищевая сода + уксусная кислота

- выделяется газ

2. крахмал + раствор йода

- черный цвет

3. молоко + уксусная кислота

- свернулось, выпал осадок

4. нагревание воды

- пар

5. сахар нагревая

- плавится, затем почернел


Учитель: Итак, вы наблюдали явления, запишем схему

Слайд № 2



явления

физические химические

(изменяется форма, (образуются

агрегатное состояние) новые вещества)



Учитель: Проанализируйте домашние эксперименты, где какие явления вы наблюдали.

Ученик: Выделение пара, плавление – это физические явления



Учитель: Теперь ваша задача- выявить признаки, по которым отличают физические и химические явления. Позвольте напомнить вам слова итальянского художника Леонардо да Винчи.

На доске

: Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок

Леонардо да Винчи

Следовательно, наша задача: выяснить признаки, проводя химический эксперимент.

Работаем в парах, соблюдаем инструкцию о ТБ и следуем алгоритму проведения опытов, в тетрадях записываем результат проведения.



На доске: 1 + 1а

изменился цвет – малиновый

2 + 2а выпал голубой осадок

3 + 3а выделился газ

Учитель: Ваши наблюдения?

Ученик: Изменился цвет, выпал осадок, выделился газ



Учитель: Теперь я вам продемонстрирую эксперимент, ваша задача выявить, есть ли другие признаки химических явлений или мы говорим-« химических реакций».

Демонстрационные опыты:

- первый опыт называется «извержение химического вулкана», во время опыта вы наверняка вспомните из географии понятие вулкан, а из жизни- ситуации, связанные с последствиями извержения вулкана в жизни человека.

Во время опыта ученики дают ответы на поставленные вопросы.

- второй опыт- «горение магния». На демонстрационном столе учителя приготовлена фильтровальная бумага, на которую наклеены опилки магния. С помощью лучины учитель поджигает исходное вещество, комментируя при этом происходящее явление.



Учитель: Какие новые признаки реакций мы наблюдали?

Ученик: В этих двух опытах я увидел яркое свечение. Это реакции горения, они сопровождались выделением света и тепла. Я делаю вывод, что признаками химических явлений также являются выделение тепла и света.



Учитель: Итак, подводим итоги, записывая их в тетрадях.

Ученик: Позвольте прокомментировать признаки химических реакций

слайд №3


  1. изменение цвета

  2. выделение газа

  3. выпадение осадка

  4. энергия

  5. появление запаха

Учитель: А сейчас, мы пронаблюдаем с вами виртуальные опыты с целью: уяснить, какие условия необходимы, чтобы химическая реакция прошла и пронаблюдать признаки химических реакций.

Учитель показывает виртуальные опыты:

- самовозгорание парафина

- «черная змея»



Учитель: Назовите условия химических реакций

Ученик: - Необходимыми условиями реакций является: соприкосновение веществ;

- температура

Учитель: Я хотела бы обратить внимание на химическую реакцию – самовозгорание. Оказывается создание условий приводит к химической реакции без вмешательства человека. Я приведу пример такой реакции, которая может случиться у нас в селе: когда стогуют сено, оно должно быть сухим, если в стоге будет сырое сено, то начнется реакция гниения с выделением энергии, и этой энергии может быть достаточно, чтобы началась реакция горения, т.е. стог сена загорится.

IV этап урока – рефлексия



Учитель: Я уверена, что вы хорошо усвоили тему урока и сейчас проверим полученные знания

Итак, игра « Третий лишний»

слайд №4

Проверь себя

«Третий лишний»

горение

окисление

плавление

ржавление

прокисание

кипение

разложение

подгорание

выпаривание

Ученик: Я считаю, что в каждой строке лишним приведено явление физическое: плавление, кипение, выпаривание.


Учитель: А сейчас я читаю высказывания поэтов, а вы пишите в тетрадях, о каких явлениях говорится.

  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

А.С.Пушкин

2. И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко.

И.Суриков

3. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре,

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

С.Я.Маршак

4. На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

А.Ахматова

5. Когда металл в крутые формы льем,

Мне верится, что оживут в металле

Горячие полдневные поля.

Кипит металл и ждут его дела.

А.Кравцов


Ученик: 1 высказывание – хим. явление

Признак: цвет

2 высказывание – хим. явление

Признак: энергия: световая, тепловая

3 высказывание – физическое явление

Переход агрегатного состояния воды

4 высказывание – хим. явление

Признак: цвет

5 высказывание – физическое явление

Кипение, плавление Me – не образуется нового

Вещества


Учитель: Сейчас сделайте самооценку своих знаний

«5» - не было ошибок в двух заданиях;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - более трех ошибок;

«2» - не понял тему.

Заключительная часть.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. В начале урока перед вами были поставлены задачи: изучить сущность физических и химических явлений, научиться анализировать, сравнивать, делать выводы.

Настало время подвести итоги: что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Ученик: На уроке мы разобрались в сущности химических реакций, с помощью опытов мы изучили признаки химических реакций.

Учитель: Ребята! Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, пригодятся вам при дальнейшем изучении химии.

Осталось записать домашнее задание

обязательный уровень: № 10 – таблица о значении явлений

тренировочный в жизни человека

№ 11, 13 – тестовые задания

Рудзитис Г.Е Химия: учебник для 8 кл..-М.:»Просвещение»,2008.-с.13 ,§ 3



творческий уровень: синквейн с опорным словом – явления,

вариативные карточки.

uchebno-metodicheskoe-obespechenie-po-predmetam-uchebnogo-plana-tekst-kompleksnoj-itogovoj-raboti-stranica-10.html
uchebno-metodicheskoe-obespechenie-po-predmetam-uchebnogo-plana-tekst-kompleksnoj-itogovoj-raboti-stranica-18.html
uchebno-metodicheskoe-obespechenie-po-predmetam-uchebnogo-plana-tekst-kompleksnoj-itogovoj-raboti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskoe-obespechenie-po-predmetam-uchebnogo-plana-tekst-kompleksnoj-itogovoj-raboti-stranica-26.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат