Формирование икт-компетентности

формирование ИКТ-компетентности



управленческих кадров


Ушаков О.Н.



Администрация Куйбышевского района


Аннотация: В информационном обществе, когда происходит замена традиционного (бумажного) делопроизводства на электронное, управленцы должны в первую очередь овладеть основами создания официальных документов на компьютерах. В докладе освещаются вопросы необходимости единого квалификационного стандарта к освоению муниципальными служащими информационной грамотности, или, как ее еще иногда называют, — ИКТ-компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии – новая технология управления, влияющая на все стороны деятельности органов местного самоуправления. Развитие информационной компетентности муниципальных служащих является одним из условий ее осуществления. В условиях формирующегося российского информационного общества и перехода к электронному документообороту чрезвычайную важность приобретает профессиональная подготовка муниципальных служащих в области использования ИКТ и методика оценки их квалификации в этой сфере. Серьезным фактором, негативно влияющим на внедрение ИКТ в органы местного самоуправления, на мой взгляд, является недостаточная компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность муниципальных служащих, что наряду с другими причинами, приводит к торможению государственных инициатив по информатизации.

Информационная связь органов местного самоуправления с гражданами является одним из условий обеспечения правовой природы и демократичности, конструктивного диалога и их взаимодействия. В этой связи муниципальный служащий становится информационным посредником между населением муниципального образования и органами местного самоуправления и должен обладать необходимыми навыками и знаниями при использовании современной техники. Соответствие квалификационных требований к муниципальным служащим современным реалиям является важной гарантией реализации основных прав и свобод человека и гражданина при взаимодействии с органами местного самоуправления.

Президент РФ Дмитрий Медведев предложил в обязательном порядке проверять государственных и муниципальных служащих на компьютерную грамотность при их аттестации. По его мнению, нет реальных подвижек во внедрении межведомственного электронного документооборота. «Одна из причин такого положения дела в низком уровне компьютерной грамотности самих государственных и муниципальных служащих. Считаю, что чиновники, не владеющие элементарными компьютерными навыками, не могут эффективно работать. Они должны или учиться, или - до свидания, ищите другое место работы. Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать или писать. Надо не только организовать непрерывное обучение госслужащих, но и ввести этот критерий в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом»1, - отметил глава государства.

Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений2.

Во всем мире предпринимаются государственные инициативы по обеспечению всеобщего доступа к информационным ресурсам для широких масс населения. Согласно прогнозу Американского бюро трудовой статистики, в США в период до 2014 года пять наиболее дефицитных специальностей среди лиц с высшим образованием будут связаны с информационными технологиями. По данным аналитической компании IDC, сейчас дефицит сетевых специалистов на нашей планете составляет 210 тыс. человек, а через два года возрастет до 396 тысяч.

Выявление исходного уровня знаний кандидата на муниципальную должность при приеме на работу должно быть предусмотрено, по моему мнению, нормативно-правовыми актами, предметно регулирующими вопросы квалификации муниципальных служащих в области информационно-коммуникационных технологий. Выявление уровня таких знаний у лиц, замещающих муниципальные должности, должно проводиться в процессе их аттестации3. В настоящее время эти вопросы урегулированы недостаточно.

Главной задачей информатизации в последнее время было создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений, затем разработка порталов и сайтов. В настоящее время важно насколько хорошо сами муниципальные служащие могут использовать этот инструмент для предоставления населению качественных информационных услуг, а также, какой процент населения на подведомственной территории сможет этими ресурсами адекватно пользоваться.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определены статьей 3 Закона Новосибирской области от 30.10.2007 № 157-ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области» (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» регламентируется единство требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Исходя из ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ повышение квалификации муниципальных служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы. Соответственно основой для этого должны быть образовательные программы и государственные образовательные стандарты, которых сейчас для государственных и муниципальных служащих в области ИКТ не принято.

В своем выступлении Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О. Щёголев подчеркнул, что «помимо технологий хранения и обработки информации, помимо инфраструктуры доступа, помимо института интеллектуальной собственности и инвестиций в ИКТ существует более важный компонент национального информационного капитала. Это — люди, производящие информацию, поддерживающие ее инфраструктуру, внедряющие технологии, покупающие и продающие информационные продукты на внутреннем и мировом рынках. Все, что работает на людей и укрепляет кадровый ресурс будущего информационного общества»4.

Следует отметить, что ФЦП «Электронная Россия» предполагает «повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в области ИКТ». Но, несмотря на это, сегодня нет единого подхода к методике и измерителям знаний, разработка и внедрение отраслевых стандартов в области ИКТ существует лишь на уровне идей.

Европейский опыт на этот счет показывает о необходимости единого квалификационного стандарта. Разработка этого стандарта началась в 1995 году, а в 1997 году стандарт ECDL – European Computer Driving Licence (за пределами Европы сертификат называется ICDL - International Computer Driving License) – был представлен на рассмотрение в Еврокомиссию. Разработчиком стандарта стал международный Фонд ECDL – некоммерческая общественная организация, объединяющая более 1500 профессионалов в области ИКТ из 100 стран мира. Стандарт разрабатывался тремя интернациональным рабочими группами, состоящими из ИКТ-специалистов, методистов и пользователей. Специалисты давали рекомендации относительно программного обеспечения и тенденций развития рынка информационных технологий, методисты разрабатывали сертификацию, а пользователи служили фокус-группой для апробирования данного стандарта. В 2001 году стандарт ECDL был официально рекомендован Еврокомиссией в качестве квалификационного стандарта ИКТ грамотности для стран-членов ЕС, одновременно было принято решение не замыкаться только на госслужащих и дать всем гражданам возможность добровольно пройти сертификацию. Сегодня в таких странах как Великобритания, Германия, Эстония, Венгрия, Италия, Норвегия, Бельгия, Чехия, Румыния, Иордания, Саудовская Аравия, Австрия, Франция и целом ряде других стандарт ECDL официально признается, в т.ч. как требование к государственным служащим, а в Австралии, Австрии, Голландии, Венгрии, Италии, Иордании, Польши и Норвегии он используется в качестве образовательного стандарта для непрофильных специальностей.

Сертификация считается пройденной, если пользователь успешно сдал один теоретический и шесть практических модулей:

Движение в сторону интеграции с Европой предполагает сопряженность национальных и общемировых стандартов. Считаю, что использование в качестве типового решения международно-признанного стандарта позволит унифицировать процесс подготовки кадров и внедрения информационных систем, что поможет избежать дублирования разработок и обеспечит эффективность государственного управления.
Литература



1 Д.А. Медведев, 17 июля 2008 года, заседание президиума Госсовета РФ.

2 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

3 Бондаренко М. В. Правовое регулирование труда муниципальных служащих. – Обнинск.: Институт муниципального управления, 2001. – 109 с.

4 И.О. Щёголев,12-13 мая 2009 года, расширенное заседание Коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.

5 Международные стандарты компьютерной грамотности пользователей, http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-3-2004/mezhdunarodnye_standarty_kompyuternoi_gr_59/?print=yes.
Добавить документ в свой блог или на сайт
umozaklyuchenie.html
umozaklyucheniya-zamknutie-na-sebya-suhotra-svami-ten-i-realnost.html
umozrenie-f-a-brokgauz-i-a-efron-enciklopedicheskij-slovar-t-f.html
umozritel-ili-k-tomu-kto-udostoilsya-vedeniya.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат