Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя


Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

Франке У.


Когда я закрываю глаза, я вижу тебя

. — М.: Институт кон­сультирования и системных решений, 2007. —182 с.
Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и
преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором.
В своей книге Урсула Франке показывает, как метод системной расстановки можно с успехом использовать в индивидуальной тера­пии и консультировании.
При этом она превосходным образом соединяет базовые теоре­тические знания с наглядными и интересными случаями из практи­ки. Живые детальные описания поясняют процессы, которые во вре­мя расстановки оказывают влияние на мышление и решения тера­певта или консультанта.
Эта хорошо структурированная и понятная книга дает терапев­там, консультантам, клиентам, а также всем, кто интересуется пси­хотерапией, великолепный обзор и множество разнообразных сове­тов и подсказок по ориентированной на решение индивидуальной терапевтической работе. Тем специалистам, которые хотят приме­нять подход Берта Хеллингера, в том числе и в индивидуальной ра­боте, данная книга поможет интегрировать этот метод в свою по­вседневную практику. Кроме того, она способствует подготовке к расстановочной работе в группе.
ISBN 978-5-91160-011-2
© 2002 byCarl-Auer-Systeme
© Институт консультирования и системных решений, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


Напутствие...................................................................................9
Благодарность..............................................................................10
Предисловие.................................................................................11
Вступление...................................................................................13

Развитие метода расстановки.......................................................15


Что такое расстановка?................................................................19


^ Расстановки: в индивидуальной работе или в группе?

..................22
Преимущества расстановок в групповом
и индивидуальном сеттинге..................................................23
Расстановки в индивидуальной терапии..............................24

Сеттинг

..........................................................................................26
Временные рамки...................................................................26
Помещение, оборудование и вспомогательные средства.... 27
Текущая индивидуальная терапия и расстановка................29
Интервалы между встречами.................................................30
Дальнейшие расстановки.......................................................31

^ Техники расстановки в индивидуальной работе

............................33
Расстановка с напольными якорями: листами бумаги,
шаблонами, кусками фетра....................................................34
Экскурс: морфическое поле..................................................35
Как мы получаем информацию о других людях?................37
Расстановки в воображении..................................................39
Расстановки с фигурами........................................................42

^ Симптомы, чувства и внутренние движения

..................................46
Движение навстречу, движение прочь — первичные,
вторичные, перенятые чувства и метачувства......................46
Симптомы правильны...........................................................48
Первичные чувства и внутреннее движение навстречу.......49
Вторичные чувства, внутреннее движение прочь
и «прерванное движение любви»..........................................51
Как в терапевтическом процессе распознать
вторичные чувства?................................................................53
Модели, перенятые из системы: чувства, действия, мысли... 57 Как определить, что клиент перенял что-то из системы?... 57
Противоположные движения................................................60
Метачувства............................................................................61

^ Тело и дыхание

..............................................................................62
Научение.................................................................................63
Что происходит, когда вы глубоко выдыхаете?....................65
Физическое напряжение и упражнения на расслабление... 68
Восприятие тела и расстановка.............................................70
Небольшое упражнение на телесное восприятие................72

^ Что помогает?

.................................................................................73
Объяснения.............................................................................74
Предложения..........................................................................75
Неопределенность..................................................................76
Вопросы, вопросы, вопросы.................................................78
Язык........................................................................................79
Тело.........................................................................................81

^ Противопоказания и помехи

.........................................................83
Основания для прерьшания или прекращения расстановки... 83
Проверка.................................................................................83
Терапевтическое сопровождение...........................................84
Отношения клиента с терапевтом.........................................85
Контрперенос как указание..................................................88
Экскурс: контрперенос..........................................................88
Оставаться конкретным.........................................................90
Физическая реакция..............................................................91
Гипервентиляция и паническое дыхание..............................92
«Сопротивление»...................................................................93
«Медлительные» клиенты......................................................94
Если клиент перестал реагировать........................................95
Меры предосторожности.......................................................97
Пройти до конца...................................................................98
Прекращать или нет?.............................................................98

^ Расстановка в индивидуальной терапии

.......................................101
«Разогрев»..............................................................................101
Описание симптоматики и прояснение запроса.................102
Записи и заметки...................................................................103
Запрос....................................................................................105
Проект хорошего будущего..................................................106
Симптомы, проблемы, вопросы..........................................111
Как понять симптом?............................................................111
Два уровня интервенций......................................................113
Что клиент может сделать для того,
чтобы симптом прекратился, и что должно быть
вместо этого?.........................................................................114
Симптомы как указания.......................................................

^ 115


Семейный и биографический анамнез

..........................................

119


Экскурс: первое впечатление и восприятие атмосферы.....120
Биографический анамнез, история
и обстоятельства жизни клиента..........................................121
Семейный анамнез................................................................1.23
Кто относится к системе?......................................................124
Особенности собственной или семейной истории.............126
Ресурсы клиента и системы..................................................127

Расстановка

.................................................................................129
Расстановка с листами бумаги...............................................129
Расстановка в воображении..................................................132
«Помехи»...............................................................................135
Неизвестные члены семьи....................................................137
Предложения........................................................................143
Поклон и согласие.................................................................145
^ Маленькое упражнение для терапевта...................................150
Фразы....................................................................................151
Как мы находим правильные фразы?...................................151

^ Разрешающий образ

....................................................................155
Как образы развиваются дальше?.........................................156
Реальность разрешающих образов.......................................158

^ Упражнения и домашние задания

.................................................162
Изменение и упражнение....................................................162
Модели..................................................................................163
Содержание тренировочных заданий.................................164
Восприятие своего тела и физического состояния..............165
Наблюдение за поведением и внутренними процессами.... 166
Выработка альтернатив.........................................................167
Эксперименты с альтернативными возможностями..........168
Как выбирать, разрабатывать и проверять?.........................169
Первые маленькие тренировочные задания........................169
Упражнения в ходе терапии.................................................170
Задания после расстановок...................................................171

Упражнения и вопросы для терапевта...........................................

173

Об авторе

.....................................................................................175

Литература

...................................................................................176
^ Посвящается моей маме

НАПУТСТВИЕ


Дорогая Урсула,читая эту книгу, я часто закрывал глаза, чтобы под твоим ру­ководством посмотреть и наконец увидеть то, что до сих пор было вытеснено. Я не мог оторваться от нее от начала до конца. Ты осторожно, шаг за шагом увлекаешь читателя за собой, и вот он уже в самом центре приключения — исследовательской экспеди­ции в свою душу, свою семью, свое прошлое и, самое главное, в более свободное будущее. Но в этом состоянии ведомости он словно бы играючи учится распутывать и приводить в порядок что-то давно запутанное, принося освобождение себе и другим. При этом он легко забывает, что в первую очередь речь идет о книге, написанной для того, чтобы люди, которые при помощи семейной расстановки хотят открывать другим новое видение и новые возможности в трудных, а иногда и безвыходных ситуа­циях, могли использовать этот метод и в защищенных рамках индивидуальной терапии.
Ты предлагаешь удивительный репертуар, который к тому же всегда ясно и понятно объясняешь на многочисленных приме­рах. Это замечательная, полезная книга, которую вместе со мной уже давно ждали многие. Я поздравляю тебя.Берт Хеллингер

БЛАГОДАРНОСТЬ


Я благодарю Берта Хеллингера, открывшего мое сердце и взгляд для новых, широких перспектив — теперь я чувствую себя спокойно и уверенно как в жизни, так и в повседневной работе; Гунтхарда Вебера, который с самого начала меня поддерживал, поощрял и, в конце концов, пригласил написать эту книгу; Мука Бермуда, который никогда не сомневался во мне и моей работе и оказывал мне поддержку во время всех моих творческих кризи­сов; Хантера Бомона, у которого я так много узнала о терапии и о себе, который научил меня спрашивать, оставаться невозму­тимой и спокойно смотреть.
Также я благодарю моих подруг: Марианну Франке-Грикш, работая с которой, я много узнавала про чувства, чувства и еще раз чувства и получала при этом огромное удовольствие; Лизету Табачник, Са Кристину Винтер и Еву Крошель — они первыми познакомили меня с практической терапией, а их знания и опыт много дают мне и по сей день; Зиглинду Шнайдер, Ингу Вильд, Барбару и Ганса Эберхард Эбершпехер, которые по-дружески открыто делились со мной своими личными разработками в об­ласти расстановок. Спасибо моей семье и всем тем, кто вдохнов­лял меня в беседах, приглашал пообедать и был рядом, когда мне это было необходимо.
Отдельное спасибо Еве Маделунг, Бритте Штаудер-Янке, Кат­рин Вилле и не в последнюю очередь Петре Кирхманн за под­держку и советы, которые они давали мне во время переработки рукописи.
И, прежде всего, спасибо всем моим клиентам и ученикам, которые вместе со мной переживали удивительное приключе­ние терапии. Ваши вопросы, биографии и жизненные планы всякий раз будили во мне новый интерес, чтобы вместе с вами разрабатывать интервенции и согласовывать их с вашими потреб­ностями и внутренними движениями до тех пор, пока не насту­пит мир.

ПРЕДИСЛОВИЕ


По окончании факультета психологии свою работу психоте­рапевтом я начала, естественно, с индивидуальной терапии. За­нявшись изучением телесно-ориентированной терапии по Джор­джу Даунингу, я училась на телесном, когнитивном, эмоциональ­ном и образном уровнях исследовать и анализировать внутрен­ние процессы в биоэнергетических упражнениях. Нас приучали внимательно наблюдать и в общем терапевтическом процессе очень медленно двигаться вперед. Мы видели, как легко спрово­цировать драматические взрывы эмоций, и в первую очередь учи­лись отслеживать влияние интервенций, объяснять и понимать его на всех уровнях структуры личности клиента. Проходя обуче­ние поведенческой терапии, я познакомилась с другим важным аспектом психотерапевтической реальности — необходимостью систематического и ясного структурирования, чтобы понимать учебные процессы и мочь говорить о повторениях моделей.
Когда я впервые, почти десять лет назад, столкнулась с семей­ной расстановкой, глубочайшее впечатление на меня произвел опыт участия в ней в качестве заместительницы. Я вдруг почувствовала себя непривычно другой, у меня появились мысли, которых ни­когда раньше не было, я испытывала большую симпатию и привя­занность к совершенно чужому для меня человеку. Но, как только меня отпустили из роли, эти ощущения исчезли. Уже в тот момент я знала, что в своей профессии пойду за притяжением этого чуда.
Мне повезло войти в круг коллег, которые были так же «зара­жены» расстановками, и началось время экспериментов. В то время Берт Хеллингер еще не написал ни одной книги, и мы мог­ли исследовать действующие в системах правила и динамики под этим новым углом зрения, опираясь только на собственный опыт и представления. Поскольку наряду со своей индивидуальной практикой я работала в психиатрической клинике, там я имела возможность в узких рамках ежедневных индивидуальных сес­сий открывать для себя новые измерения, узнавая, как семейные системы, травмы и события биографии влияют на симпто­мы и их преодоление.
Несколько позже я выбрала системные семейные расстановки темой своей диссертации. Это была хорошая возможность занять­ся ими подробнее. Поскольку я еще не чувствовала себя готовой вести расстановочную группу, я занялась исследованием семейных систем клиентов и влияний, которым они подвергаются, в инди­видуальной работе. Благодаря техникам работы с воображением, с которыми я познакомилась во время учебы, в ходе собственной те­рапии и на курсах повышения квалификации, мне были хорошо знакомы внутренние образы, путешествия в воображении, ассоци­ативное развитие образов, сценарии и сны. Я экспериментировала с различными техниками и главным образом благодаря наблюде­нию и интервенциям, которым я научилась в телесной терапии, постепенно нашла способы связывать визуализированные образы с событиями биографии или системным контекстом.
Ключевой опыт я приобрела в тот день, когда собиралась про­вести с моей клиенткой небольшую расстановку при помощи на­польных якорей (с этим методом я познакомилась у Евы Маделунг). Я только предложила ей поставить перед собой отца — и вот она уже целиком погрузилась в свой внутренний образ, и хлынул поток чувств. Я не хотела прерывать ее в этом процессе визуализации и последовала за ней в ее внутренние простран­ства и динамики, которые одновременно возникали перед на­шими глазами. Мы с удивительной легкостью пришли к осозна­нию, объяснению и пониманию ее ситуации, ее вплетенности в систему семьи. Когда несколько недель спустя она вместе с му­жем принимала участие в семинаре, обнаруженные образы на­шли свое подтверждение в расстановке.
Мои сомнения в том, обладают ли другие клиенты такой же силой воображения и способна ли я идти за возникающими у них образами и развивать их дальше, быстро исчезли. Прежде всего оказалось, что трудности с обнаружением образа сами по себе можно понимать как указание на существующие в семей­ной системе динамики. С тех пор на индивидуальных сессиях я работаю практически только при помощи расстановок в вооб­ражении: все пространства здесь открыты, а все, кто нужен нам для процесса и решения, всегда с нами.

urok-okruzhayushego-mira-v-1-klasse-kto-takie-ptici.html
urok-okruzhayushego-mira-v-1-klasse-po-teme-kto-takie-zveri.html
urok-okruzhayushego-mira-v-1-klasse-tema-uchimsya-razlichat-derevya-i-kustarniki-zimoj-celi-i-zadachi-uroka.html
urok-okruzhayushego-mira-v-3-bklasse-zhivotnij-mir-zemli-zhivotnie-chast-prirodi.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат