Государственный университет высшая школа экономики - 28

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

91 Ormsby W. The Emergence of Federal Concept in Canada. - Toronto - Buffalo, 1969. – P.27, 29.

92Federalism in Canada and Australia. Early Years. Ed. by Hodgins B. – Waterloo (Ont.), 1988. – P. 97, 100, 114; Johnson W. A Canadian Myth. Quebec Between Canada and Utopia. – Montreal, 1994. – P. 50; Trudeau P. With a Bang, Not a Whimper. Pierre Trudeau Speaks Out. - Toronto,1990. - P. 29.

93 Шарлоттаун - столица Острова Принца Эдуарда. Название данной конференции условно. Участники «Шарлоттаунской конференции» периодически заседали еще в трех городах - Галифаксе (Новая Шотландия), Сент-Джоне (Нью-Брансуик) и Торонто (Онтарио). См.: Swinton K. The Supreme Court and Canadian Federalism. Toronto - Calgary, 1990. – P. 101.

94 Роль британского министра колоний Э.Булвер-Литтона в формировании АБСА была столь незначительной, что большинством канадских конституционалистов она давно и безвозвратно забыта ( The Canadian and American Constitutions in Comparative Perspective. Ed.by McKenna M. – Calgary,1995. – P. 185; Williams D. et al. Op.cit. –P. 24 - 27).

95 Около 20 статей АБСА к настоящему времени отменено или утратило силу. Однако они по-прежнему воспроизводятся (с соответствующими комментариями) во всех современных изданиях Акта. В соседних США подобный обычай, способствующий поддержанию минимума правовой преемственности, соблюдается в отношении конституционных поправок.

96 «Обладающие самой широкой автономией английские колонии - Канада, Капская земля, Австралия не суть государства», - провозглашал в начале ХХ в., через 30 лет после создания доминиона, крупнейший германский юрист-конституционалист Г.Еллинек (1850 – 1911). Правда, в другом разделе той же монографии, говоря о статусе субъектов различных федеративных государств, Еллинек, в противоположность Дюги и Орландо, все же причислил Канаду к категории государств (Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПБ.:Юридический пресс-центр, 2004. - С. 473, 626 – 627).

97 Smith M. The Invisible Crown. The First Principle of Canadian Government. –Toronto, 1984. – P.VII-VIII. Однако в тексте АБСА Канада прямо не названа монархией. В дальнейшем это дало отдельным авторам возможность заявлять, что в Kанаде в ходе ее историко-правовой эволюции сложилась гибридная форма правления: «не королевство и не республика» (см.: Оliver M. Op.cit. – P. 342 ).

98 Ormsby W. Op.cit. – P. 226 - 230; Peacock A. et al. Rethinking the Constitution. Perspectives on Canadian Constitutional Reform, Interpretation and Theory. - Oxford, 1996. – P. 6-7, 10.

99 Federalism in America and Europe… P.41; Gilbert C. The Australian and Canadian Federalism 1867 – 1984. – Melbourne, 1986. – P. 32.

100 Jovell J. Op.cit. – P. 168.

101 См.: Parliamentary Debates on the Subject of the Confederation of the British North American Provinces. – Quebec City, 1865. – P. 33, 59, 486 .

102 Canada. A Consolidation of the Constitution Acts 1867 – 1982. – Ottawa, 2001. – P.1. В совокупности четыре провинции доминиона охватывали не более одной шестой части современной Канады. Еще три колонии – тихоокеанская Британская Колумбия, приатлантические Ньюфаундленд и Остров Принца Эдуарда - войти в состав федерации после предварительных переговоров отказались. Причины отказа имели не конституционно-правовой, а отчетливый экономический характер. Британская Колумбия в качестве условия вхождения в федерацию требовала соединения ее территории с доминионом трансконтинентальной железнодорожной магистралью (которой не было даже в проекте). Финансовый характер носили требования Ньюфаундленда и Острова Принца Эдуарда, которые настаивали на предварительном погашении доминионом всех колониальных долгов частным лицам и корпорациям.

103 Ibid. - P.37.

104 Canada. A Consolidation… - P. 4, 42, 46.

105 Barnett H. Op. cit. – P. 307, 310; Phillips O. Op. cit. – P.422 - 424 ; Turpin R. Droit constitutionnel. -Paris, 2001 – P. 328.

106 Canada. A Consolidation… - P.27.

107 См. подробнее: Bourgault P. Now or Never. Manifesto for Independent Quebec. – Toronto, 1995; Vadeboncour P. Op.cit.; Whyte J., Lederman J., Burr M. Op. cit.

108 См.:Королева-Бородич Н.В. Основы конституционного права Швейцарии. – Киев: Юстиниан, 2009.- С.42 – 57.

109 Canada. A Consolidation… - P. 11- 12, 17 -18, 23.

110 Turpin R. Op.cit. – P. 226- 227. Напомним, что Конституция США (даже взятая в совокупности с Биллем о правах) закрепляет еще меньшее количество прав и свобод.

111 Bradley A., Ewing K. Op.cit. – P. 112; Phillips O. Op. cit. - P.499. В этой связи ссылок на Великую хартию вольностей и Петицию о праве в современной литературе приводится на порядок меньше.

112 Сook C. et al. Op.cit. – P. 58; Peacock A. et al. Op.cit. - P.

113 Возглавлял делегацию Онтарио на всех конституционных конференциях, предшествовавших созданию доминиона. После образования доминиона стал его первым премьер-министром.

114 Hogg P. Op.cit. - P. 312.

115 Canada. A Consolidation… - P. 40-41.

116 Денека И.М. Канадский федерализм: взаимоотношения федерального центра и провинций. – М.-Пятигорск, 2004. – С.29. Там же ошибочно сказано, что ст.24 АБСА будто бы предусматривает право каждой канадской провинции «отказаться от юрисдикции в пользу федерального Парламента» (Указ соч., с.43). Между тем в данной статье АБСА такой нормы нет

117 Canada. A Consolidation… - P. 44.

118 Этой участи избежали только Новая Шотландия и Остров Принца Эдуарда.

119 Canada. A Consolidation… - P.19 – 20.

120 Banks M.-F. Op.cit. – P. 29; Stevenson G. Op. cit. – P.312. Можно согласиться с мнением И.В.Ившиной об уникальности форм созданного в 1867 г. государства (Ившина И.В. Указ. соч. –С.14).

121 Canada. A Consolidation… - P.35.

122 Canada. A Consolidation… - P. 38.

123 Ibid. – P. 28, 30.

124См.: The Canadian and American Constitutions in Comparative Perspective… - P.190 ; Peacock H. et al. Op.cit. – P. 215; Russell P. Op. cit. - P.438.

125 См.: Качанов В.А. Указ. соч. – С.88; Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – С. 28 -29.

126 Canada. A Consolidation… - P. 34 – 35.

127 Robert J.- C. Op.cit. - P.81.

128 В дальнейшем сенаторские квоты провинций, кроме Онтарио и Квебека, неоднократно перекраивались. В настоящее время в Сенате имеется 104 места. По условиям АБСА (ст. 28) «количество сенаторов никогда не будет превышать 112» (Canada. A Consolidation… - P.11, 13).

129 Brown B. Op .cit. – P. 66; Forbes H. Op.cit. – P. 180.

130 См.: Forsey E. Op. cit. – P.103; Scott F. Op.cit. – P. 257.

131 Jovell J. Op.cit. – P. 395.

132 Canada. A. Consolidation… - P.21 -22, 25.

133 Williams C. et al. Op.cit. – Р.164.

134 Banks M.-F. Op.cit. – P. 315 – 316; Reconciling the Solitudes… - P. 189, 192, 357 .

135 Canada. A Consolidation… - P. 40.

136 Fitzmaurice J. Op.cit. – P. 154; Vadeboncour P. Op.cit. – P.15. См. также: Федерализм в России и Канаде. Курс лекций. – М.: Формула права, 2009. - С.37-39.

137 Строго говоря, в англоязычном первоисточнике АБСА не содержится термина «конфедерация». Использован термин «union» (Canada. A Сonsolidation…- P.2,44, 46) который в середине XIX в. мог обозначать любую из форм административно-территориальной государственной организации –от конфедерации до унитаризма. «Юнионистами» в США эпохи Гражданской войны называли сторонников Севера, т.е. твердых федералистов. Главным образом для обозначения конфедерации термин стали применять позже - к ХХ в. (Turpin R. Op.cit. – P. 200). Юристы-конституционалисты и политологи подвергают аргументированной критике «темный» язык АБСА, отягощенный редакционными шероховатостями. В современных правительственных публикациях отмечается:»Отцы-основатели доминиона использовали термин «конфедерация» очень вольно» (Government of Canada. Notes on Canadian Federalism. - Ottawa, 1982. – P.5; Laselva S. Op.cit. – P.51 - 55).

138 Scott F. Op. cit. - P. 390, 397; см. также: Dufur T. Op.cit. – P. 165, 184; Turpin N. Op.cit. –P. 387.

139 Сanada. A Consolidation…. – P. 28.

140 Правомерен в данной связи вопрос: а могут ли некоторые, отдельно взятые статьи писаной части неконсолидированной федеральной конституции, разбросанные по ее разделам являться в то же самок время составными частями конституций субъектов федерации? Дискуссию на указанную тему нельзя считать законченной (см.: Hogg P. Op.cit. – P.68 – 70, 809).

141 В основном это американские и французские историки и журналисты. См., например:Dufur G. Op.cit. –P.49, 60; Fitzmaurice J. Op.cit. – P. 121.

142 См., в частности: Barrett D. Reminiscences of a Premier form Pacific Coast.- Toronto, 1995; Blakeney A. Canada: Its framework, Its Foibles, Its Future. - Kingston, 1988; Bouchard L. Op.cit.; Doern R. Wednesdays are Cabinet Days. Memoirs of a Provincial Cabinet Minister. – Winnipeg, 1982; Douglas T.C. Making of a Socialist. My Recollections. – Edmonton, 1992; Johnson D. Egalite ou independance. – Montreal, 1965; Levesque R. Memoirs. - Toronto, 1986; idem. My Quebec. – Toronto, 1985; Smallwood J. I Chose Canada. Memoirs of Hon. Joey Smallwood. - Toronto, 1983; Wood D. The Lougheed Legacy. - Edmonton, 1987.

143 Magnet J. Op. cit. - P. 215.

144 Сanada. A Consolidation… - P. 39.

145 Рассчитано по: Forbes H. Op.cit. - P. 300.

146 Reesor B. Canadian Constitution in Historical Perspective. - Scarborough (Ont.), 2000. - P.49 - 50.

147 Swinton K., Chandler M. Op.cit. – P. 25. АБСА впрямую не предусматривает возможности назначения кем-либо главы органа правительства – федерального или провинциального. Однако по смыслу ст.ст.10 и 65 -67 АБСА назначить главу правительства провинции вправе только лицо, олицетворяющее корону – генерал-губернатор Канады или лейтенант-губернатор провинции. Премьер-министр Канады таким лицом не является (подробнее см.: Smith M. The Invisible Crown. The First Principle of Canadian Government. - Toronto, 1984).

148 Smiley D. Op.cit. – P. 128; Ившина И.В. Указ. соч. – С.32.

149 Canada. A Consolidation… - P. 11.

150 Например, ст.24 АБСА устанавливает:»Время от времени от имени Короны путем издания акта с приложением большой печати Канады Генерал-губернатор призывает в Сенатлиц, обладающих необходимыми квалификациями; и при условии соблюдения положений настоящего Акта каждое лицо, таким образом призванное, становился членом Сената» (Ibid. –P. 12,13 ).

151 Canada. A Consolidation… - P. 46.

152 Smiley D. Op.cit. - P.84; Williams W. et.al. Op.cit. – P. 324.

153 Cheffins R., Johnson P. Op.cit. - P. 27; Legislative, Executive and Judicial Governance in Federal Countries. – Ed. by Stevenson G. – Montreal - Melbourne, 2006. – P.290.

154  По «Большому ордонансу конфедерации», принятому Конгрессом в 1787 г., всякая территория была вправе ходатайствовать о приеме в состав США, если ее население достигло 60.000 душ мужского пола и организовало «свободные институты» власти и управления. Манитоба к 1870 г. отвечала всем перечисленным требованиям (см.: Federalism in Canada and Australia. Early Years… - P.100, 102).

155 Whyte J. et al. Op. cit. – P. 114.

156 Power Divided. The Theory and Practice of Federalism… - P. 300 – 302.

157 Magnet A. Op.cit. - P. 456.

158Leading Constitutional Decisions. Ed. by Russell P. - Toronto, 1997. – P. 48; Whyte J., Lederman J., Burr P. Op.cit. – P.122.

159 По результатам выборов в Законодательную ассамблею острова.

160 Boyer P. Op. cit. – Р. 69; Verney D. Op.cit. - P. 411.

161 Народным волеизъявлением образование данных провинций, в отличие от Манитобы и Ньюфаундленда, не сопровождалось ( Davis L. Op.cit. – P. 88 ).

162 Banks M.-F. Op.cit. - Р.270; Reesor B. Op.cit. - Р.429.

163 Подробнее см. параграф 2 главы 4.

164 Whitley S. Criminal Justice and the Constitution. – Scarborough (Ont.), 1989. – P. 71.

165 The Canadian and American Constitutions in a Comparative Perspective… - P. 106.

166 Необходимо отметить, что Канада является первой в мире федерацией, учредившей федерально-субъектные конференции. Соединенные Штаты последовали канадскому примеру на полстолетия позже.

167 Crosscurrents… - P.112; см. также: Magnet A. Op. cit. – P. 343; Tardif A. Op. cit. –P. 199. Некоторые отечественные авторы между тем характеризуют подобный порядок вещей («уравнивание голоса федерации с голосом одного субъекта федерации») как «грубейшее отступление от принципов федерализма» (см.: Федерализм в России и Канаде. Курс лекций. – С.33).