Григорьев В. В., Таран П. Е. Из истории народного образования в Крыму в 20-е годы ХХ века

Григорьев В.В., Таран П.Е.
Из истории народного образования в Крыму в 20-е годы ХХ века.


После окончания гражданской войны система образования и культурное строительство Крыма находились в тяжелейших условиях. Наиболее сложное положении в сфере образования и культуры было у крымских татар.
Предыдущий Х1Х век был периодом политического и экономического притеснения татар со стороны царского правительства. Это привело к тому, что с 1860 по 1862 годы Крым вынуждены были покинуть более 140 тысяч крымских татар. Дискриминационная политика в отношении татарского населения полуострова проводилась и в сфере культуры и образования.
Анализ дореволюционного состояния системы просвещения Крыма дает нам следующую картину.
В 1914 г. сеть народного просвещения имела

:


- начальных школ – 698,
- школ повышенного типа – 48,
- учреждений профобразования – 18,
- учреждений внешкольного образования – 22.
Из общего количества начальных школ лишь 68 являлись школами для татар.
Основная масса татарских детей обучалась в мусульманских мектебах и медресе, которых в Крыму в 1914 году насчитывалось около 360. Всего в Крыму обучалось около 11 тыс. татарских детей школьного возраста.
В первые годы советской власти на систему образования выделялись мизерные суммы, только лишь в 1924-1925 годах ассигнование сферы образования достигло уровня 1914 года.
Начиная с 1927-1928 годов финансирование сферы культуры значительно увеличивается, рост бюджетных ассигнований продолжается и в последующие годы. 1930-1931 годы были временем введения всеобщего обязательного начального образования, полной ликвидации безграмотности, политехнизации школы. Это потребовало дополнительного финансирования сферы образования.
Сравним направления в сфере образования, на которые выделялись бюджетные средства в 1914 и 1926 – 1930 годы:1
1914 год:
- начальное образование – 37 %;
- среднее общее образование – 54 %;
- профессиональное образование – 6 %.
1926 – 1930 годы:


1926 – 1927 гг.
1927 –1928 гг.
1929 –1930 гг.
Соц. воспитание
65,3 %
60%
57%
Проф. образование
12,2%
22%
24%
Полит. просвещение
17,3%
9%
12%
Аппарат и пр.
5,2%
9%
7%
Всего
100%
100%
100%

Ассигнования, выделенные в 1927 – 1930 годы на систему образования, распределились следующим образом:

1927 – 1928 гг.
1929 – 1930 гг.
На школы І ступени
(нач. общеобразовательные школы)
50%
47%
На школы ІІ ступени
(проф. тех. образования)
41%
39%
На остальные учреждения соцвоспитания
9%
14%
На основании приведенных таблиц можно сделать следующие выводы:

В первые годы советской власти в Крыму серьезное внимание уделялось дошкольному воспитанию. В 1921 г. на полуострове уже работало 65 детсадов.
Декрет правительства РСФСР об обязательном всеобщем начальном обучении был издан 26 сентября 1929 года. Во исполнение этого постановления Крымское правительство 28 августа 1930 года наметило ряд конкретных мероприятий по созданию системы всеобщего обязательного обучения. Рассмотрим некоторые положения постановления правительства Крыма:2
1.В 1930-1931 г. всеобщее обязательное обучение вводилось по всей территории Крымской АССР в объеме 4-летней школы для детей в возрасте 8 - 11 лет; для коренного населения и остальных нацменьшинств – в объеме 5 - летней школы.
2. В фабрично-заводских районах устанавливалось обязательное обучение в объеме школы-семилетки для детей, окончивших в 1929-1930 г. школу І ступени.
3. Начиная с 1930-1931 г. охватывались обучением все неграмотные переростки в возрасте от 11 до 15 лет, как в городе, так и в деревне. Для них организовывались одногодичные и двухгодичные курсы, а также индивидуальное групповое обучение.
4. При введении обязательного всеобщего обучения должна быть обеспечена политехнизация школы.
5. Для усиления школьного фонда все школьные здания, использованные не по назначению, освобождались и перестраивались под школы.
6. Нагрузка на одного учителя должна была составлять не менее 42 учащихся.
Как же выполнялись эти постановления в первое десятилетие советской власти в Крыму? Что из себя представляла сеть начального образования?
Сеть школ 1 и 2 ступени в целом представляла следующую картину (по годам):3

Годы
1914
1920-21
1921-22
1922-23
1923-24
1924-25
Кол-во школ І ступени
689
1150
581
785
794
797
Кол-во школ ІІ ступени
48
82
57
49
52
53
Кол-во учащихся І ст.
36 010
58 681
36 490
40 127
43 306
46 271


Годы
1925-26
1926-27
1927-28
1928-29
1929-30
1930-31
Кол-во школ І ступени
822
687
963
972
1 040
1 015
Кол-во школ ІІ ступени
53
73
63
68
72
88
Кол-во учащихся І ст.
49 971
49 459
59 616
60 569
64 645
73 369
Кол-во учащихся ІІ ст.


10 736
11 774
12 731
12 897
Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что в первые годы советской власти в Крыму общее количество школ І ступени достигло 1150 и ІІ ступени – 82, против 698 начальных и 48 школ среднего образования, действовавших на полуострове в 1914 году. Охват детей системой образования возрос с 36 010 до 58 681 человека.
Состав учащихся по национальностям в школах І ступени до 1927-1928 учебного года можно рассмотреть на основании следующей таблицы:

Годы
Русских
Татар
Немцев
Евреев
Армян
Греков
Прочих
Всего
1914
-
-
-
-
-
-
-
36 010
1920 - 21
-
-
-
-
-
-
-
58 681
1921 - 22
19 046
11 178
3 701
1 500
480
201
385
58 681
1922 - 23
17 901
16 558
5 369
669
-
-
1 240
40 127
1923 - 24
19 274
16 502
4 640
612
473
800
1 005
43 306
1924 - 25
20 834
17 602
4 943
612
475
800
1 280
46 271
1925 - 26
22 248
19 406
4 615
519
526
900
1 757
49 971
1926 - 27
22 368
19 751
4 584
288
622
1 613
1 216
49 459
Сеть школ І ступени и национальный состав учащихся І ступени в 1927 - 1931 годах были следующими:

Годы
1927 - 1928
1928 - 1929
1929 - 1930
1930 - 1931

Кол-во
учащ.
Конт.
Кол-во
учащ.
Конт.
Кол-во
учащ.
Конт.
Кол-во
учащ.
Конт.
По Крыму
963
59 616
972
60 569
1 040
64 645
1 015
73 369
Из них по городам
176
24 478
174
24 633
175
24 878
176
24 095
В сельск.местности
787
35 138
785
35 936
865
39 767
839
49 274
По национальности

Татар
378
19 558
380
19 661
387
20 445

22 270
Украинцев
1
43
2
249
12
845

2,694
Немцев
149
4 564
133
4 303
96
4 292

4 648
Евреев
-
-
26
870
51
1 607

2 642
Армян
45
н/свед
17
898
17
945

1 053
Греков
-
-
19
1 134
45
1 220

1 615
Болгар
-
-
12
1 036
11
953

1 446
Русских и пр.
392
32 387
383
32 418
398
34 547

37 001
Крым по основным количественным показателям был выше других регионов СССР.
Так, например, в 1927 - 1928 гг. общий охват детей школой І ступени был равен 81,1%, тогда как в РСФСР он был равен 50%, а, в Украине 45%; при этом охват школой детей по национальному признаку (по основным национальностям Крыма) был следующий:
татары

89,5%
русские

65%
немцы

91%
В 1914 году общий охват был равен 50%.
Процент учащихся к общему количеству населения по отдельным национальностям в 1927 - 1928 годах был следующим (в %)4:

Русские
6,2
Болгары
8,2
Татары
10,5
Греки
6,7
Немцы
10,1
Чехи
6,8
Армяне
6
Крымчаки
5
Поляки
Евреи
Караимы
1


Заслуживает внимания еще одна цифра. В 1914 году в начальной школе мальчики составляли 58,2%, а девочки 41,8%; а для татарской – мальчики 82,4%, а девочки всего 17,6%.
В 1927 - 1928 годах в школах 1 ступени мальчики составляли 52%, а девочки 48%. Для татарской школы 1 ступени – мальчики 55,1% , а девочки 44,9%.
Интересна статистика о социальном составе учащихся школ:5


Раб.
Батраки
Крест.
Служ.
Нетруд.
Прочие.
По школе 1 ступ.
11,8%
8,55%
63,7%
6,4%
1,65%
7,86%
По школе 11 ступ.
6,4%
15,09%
41,4%
0,7%
36,;%
Серьезной проблемой системы образования являлось обучение переростков:6

Годы
1927 - 1928
1928 - 1929
1929 - 1930
1930 - 1931
Всего по Крыму обучалось переростков
337
311
318
6382
^

Из них в городе


198
231
219
1394
В сельской местности
139
80
99
4988
Начиная со второй половины 20-х годов, налаживается работа с отстающими детьми по подготовке их к поступлению в школу. С этой целью выделяются средства на горячие завтраки, на снабжение обувью, одеждой, учебными пособиями. В 1928 году было ассигновано 51тыс.руб., а в смету на это было внесено по городам 87,2 тыс. руб., в сельской местности – 576,8 тыс.руб.
С 1920 - 21 годов начинает проводиться работа по составлению школьных программ, в 1922 появляются первые крымские программы.
В 1923 году выходит программа ГУСа. Главное внимание в программе уделялось краеведческому изучению окружающей среды, проблеме общественно-полезной работы, соотношению навыков и комплексной работы, постановке работы по исследовательскому методу и др.
В первые годы советской власти начинается работа над созданием новых учебников. Главная задача состояла в том, чтобы создать учебник для татарских школ. Появляется Букварь, книги для чтения на 2, 3, 4, и 5 лет обучения, учебник по математике, естествознанию и др.
На 1930 - 31 годы планом Крым ГИЗа было предусмотрено издание на татарском языке следующей литературы:


Кол-во названий
Общее кол-во листов
Общий тираж
Кол-во листов оттисков
Учебники
26
181
116 000
714 000
Методические пособия
8
25
8 000
25 000
Словари
6
58
14 000
161 000
Научно-популярная литература
---
515
706 000
---
2 июля 1927 года было принято постановление Крымнаркомпроса о переходе на новый латинизированный тюркский алфавит.
Уже летом этого года было подготовлено 154 человека для преподавания в школах 1 ступени. Были изданы на новом алфавите разрезная азбука, букварь для школ 1 ступени, книги для чтения.
На этом алфавите стал выходить журнал “Коз-Айдир”, на этом же алфавите стали печатать некоторые специальные отделы в журнале “Оку - Ишлери” и в газетах “Яш - Куввет” и “Ени - Дунья”.
В 1927 – 1928 годах в Крыму обучалось:
По национальности
В проф. школах
В техникумах
Русских
59,4 %
40,3 %
Татар
19,8 %
26,5 %
Евреев
8,7 %
20,7 %
Нац. меньшинств
0,3 %
0,8 %
По соц. происхождению


Рабочих
33,6 %
18,18 %
Крестьян
26,4 %
34,85 %
Служащих
22,4 %
37,1 %
К 1931 году в Крыму действовал 21 техникум.
Для подготовки рабочих, батраков, крестьян-бедняков в вузы в Крыму были организованы рабфаки: в Симферополе дневной и вечерний - с контингентом в 600 человек, в Севастополе – вечерний при Севморзаводе с контингентом 180 человек.
Активизировал свою работу существовавший в Симферополе с 1918 года педагогический институт. При нем функционировали отделения: естественное, физико-техническое, русского языка и литературы, крымскотатарского языка и литературы. В1930 году открылись новые отделения – дошкольное и политико-просветительское. Общее количество студентов составило 800 человек.
В 1930 году в Симферополе был открыт медицинский институт с 4-х летним курсом обучения на 400 человек. В нем было два отделения: терапевтическое и хирургическое.
В 1931 году в Симферополе был открыт сельскохозяйственный институт с 3-х годичным курсом обучения. В нем было четыре отделения: садово-огородное, виноградарства-виноводства, табаководства, лекарственных и технических культур. Общее количество студентов – 700 человек.
Таким образом, мы видим, что основная тенденция большевистского руководства в области народного образования в 20-е годы в основном делала упор на подготовку кадров и рабочее образование, а также на обучение переростков и дошкольное воспитание.
Начиная с конца 20-х годов, постепенно возрастает количество техникумов и вузов, которые главное внимание уделяют подготовке батраков и рабочих для получения различных специальностей.

1. Десять лет Советского Крыма (1920 – 1930 гг.). - Крымгосиздат, 1930. – С. 416.

2. Там же. - С. 421.

3. Там же. - С. 424 – 426.

4. Там же. - С. 428.

5. Советскому Крыму 20 лет (1920 – 1940 гг.). - Крымгосиздат, 1940. - С. 180 – 182.

6. Там же. – С. 315.


Добавить документ в свой блог или на сайт
6-rezultat-uchastiya-uchashihsya-v-rajonnih-i-oblastnih-konkursah-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
6-rezultati-deyatelnosti-uchrezhdeniya-kachestvo-obrazovaniya-otchyot-o-samoobsledovanii-municipalnogo-byudzhetnogo.html
6-rezultati-ege-v-11-klasse-doklad-rabota-po-organizacii-uchebno-vospitatelnogo-processa-mou-oktyabrskaya-sosh.html
6-rezultati-vipolneniya-zadanij-vtoroj-chasti-raboti-tipichnie-oshibki.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат