И. А. Бунин Цель урока: На примере стихотворения И. Бунина «Не видно птиц…» совершенствовать умения анализа лирического текста, развивать творческие способности учащихся

Стихотворение И.А. Бунина «Не видно птиц»


Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.А. Бунин
Цель урока: На примере стихотворения И.Бунина «Не видно птиц…» совершенствовать умения анализа лирического текста, развивать творческие способности учащихся.
Задачи:

  1. Объяснить непонятные слова.

  2. Найти в стихотворении художественные средства, с помощью которых выражена авторская позиция.

  3. Выявить художественные особенности, проанализировать композицию и художественное пространство стихотворения. художественное пространство.

  4. Определить авторскую позицию

  5. Высказать личностное отношение к ней.

Оборудование:
Презентация. Музыка П.И.Чайковский «Осенняя песня» (Из цикла «Времена года»)
Выставка рисунков «Мое любимое время года»
Учебник, тетрадь.
Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на моем уроке. А подготовиться к нему мне помогли ваши рисунки. Вы рисовали свое любимое время года, и в каждом нашли свою прелесть: вот снежная, морозная зима, зимние забавы, снеговики. А вот первые весенние листочки: нежная зелень, ручейки, кораблики… Вот и лето с его яркими красками, ярким солнышком, цветами и травами. А вот и осень. Разноцветные листья, яркий лес, увядшая трава. Осень… Какая она разная…

  2. Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского и на ее фоне читаю стихотворение И.Бунина «Не видно птиц».

  3. Это стихотворение написал Иван Алексеевич Бунин. Вы уже знакомы с ним как с автором рассказов: «В деревне», «Лапти». А сегодня мы познакомимся с ним как с поэтом.

  4. В одном из своих стихотворений И.А.Бунин писал: Нет, не пейзаж влечет меня, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит:… Вы видите, что четверостишие не дописано. Мы постараемся восстановить последнюю строку, а для этого внимательно прочитаем стихотворение «Не видно птиц», которое вы только что слышали. Откройте учебник на стр. 82.

  5. Может, кто-то из вас желает поделиться первыми впечатлениями о стихотворении?



  1. Обратите внимание на словарь стихотворения. Задание 1. Рабочей тетради. Кто найдет соответствующее лексическое значение к слову?



1.
Чахнуть

Странствовать без цели.
1
2.
Глушь

Одного музыкального или цветового тона, однообразный.
2
3.
Тлеть

Доставляющий отраду(удовольствие, радость), приятный.
3
4
Скитаться

Становиться чахлым (вянущим, слабым), сохнуть
4
5
Отрадный

Гнить, разлагаться.
5
6
Однотонный

Укачивать (ребёнка), напевая.
6
7
Внимать (внемлю)

Глухое, заросшее место.
7
8
Убаюкать, баюкать

То же, что услышать (устар. высок.).
8
Для того, чтобы продолжить обсуждение, необходимо провести небольшое исследование текста стихотворения. Некоторое время вы поработаете самостоятельно.
1 ряд: Какие образы создает автор в стихотворении? (задание 2 РТ)
2 ряд: Выпишите эпитеты стихотворения вместе со словами, к которым они относятся. (Задание 3 РТ) Что необычного в подбое эпитетов?
3 ряд: Найдите в стихотворении олицетворения. Какова их роль? (Задание 4 РТ)
Инд. задание: композиция (Задание 5)

Физминутка.


Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).


Обсуждение результатов работы:
1. Я предлагаю в первую очередь обратить внимание на композицию стихотворения.
Кто подметил, отличаются ли части по настроению? Как?
Попробуем разобраться, почему. Для этого нам понадобятся результаты ваших самостоятельных наблюдений. Кто желает высказаться?
2. Что художник изобразил бы на иллюстрации к этому стихотворению? Давайте посмотрим, какими красками автор раскрасил этот пейзаж. Какое настроение создается с помощью образов и красок?
3. Обратим внимание на эпитеты. Прочитайте. Что необычного в подборе эпитетов? Какую роль они выполняют?
4. В стихотворении есть олицетворения. Прочитайте. Почему автор использует именно олицетворения?
Итак, природа в стихотворении Бунина одухотворена, она живая. Давайте попробуем сопоставить состояние природы и настроение лирического героя стихотворения.
Для этого заполним в таблице (задание 6 РТ) недостающие графы.
Природа
Человек
Чахнет
Убаюкан
Лес больной
Грустный
^ Глушь стала ниже и светлее, день угрюм и свеж
отрадная грусть
В поле ветер
Скитаюсь
Сделаем выводы: человек и природа близки, едины.
Как вы думаете, когда автор создавал это стихотворение, что для него было важнее – пейзаж или настроение лирического героя? Почему вы так решили?
Помогите мне разобраться, почему мрачный, неуютный пейзаж поздней осени вызывает у лирического героя светлую, приятную, отрадную грусть?

^ Обращаю внимание на эпиграф. Помните недописанную строчку в эпиграфе?


Давайте понаблюдаем, куда направлен взор лирического героя:
Что он видит вначале? Потом?


(убаюкан, скитаюсь, грущу)
Вывод: в 16 строчках стихотворения уместилось мироздание. Отчего же человеку хорошо? Оттого, что он вписан в этот мир, он живет вместе с ним одной жизнью, и ему приятно, что есть возможность быть в гармонии с природой.

^ Кто попробует сделать вывод из наших наблюдений?


Что же может быть написано в последней строке?

Открываем последнюю строку эпиграфа.


Объясняем слово бытие.
А сейчас я прошу вас сравнить свое первое впечатление от стихотворения с тем восприятием, которое сформировалось к концу урока. Изменилось ли оно? Кто хочет высказаться?

Оценивание, подведение итогов.


Я желаю вам, ребята, чтобы вы всегда умели наслаждаться каждым мгновением жизни, чтобы вы не теряли связь с природой, и чувство единения с ней всегда доставляло вам удовольствие. Добавить документ в свой блог или на сайт
alyonushkini-skazki-v-1973-g-na-gorodskom-ture-moskovskoj-lit-olimpiadi-sredi-drugih-zadanij-uchenikam-viii-ix.html
alyoshina-iv-ken-docent-obshestvennij-nauchnij-fond-mezhdunarodnij-institut.html
alyoshinnikolaj-sergeevich.html
alyoshkina-darya-vladimirovna.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат