Игрушка - Игра и игрушка пособие для воспитателя детского сада Под редакцией д

Игрушка


Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.
По материалам археологических исследований и литературным источникам известны игрушки древнего Египта — куклы из дерева и ткани, стилизованные фигурки животных, мячи из кожи и др. (3-е тысячелетие до и. э.). От древнего Китая (раскопки кирпичных могил) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III в. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, марионетки, предметы кукольного. хозяйства, фигурки животных и пр.). По свидетельству Плиния и Плутарха, в то время были известны игрушки с заводными механизмами. По заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали игрушки из серебра и мрамора. В Афинах и Риме существовала развитая торговля игрушками. Среди народа были распространены простые самодельные игрушки — мячи из кожи, деревянные подвижные и примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство и др.
На территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до п. э.) -- глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) — погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки —• всадники и повозки из глины (II в, до н. э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI—VIII вв. п. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда—из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X—XVIII вв.).
В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. Игрушки детей феодалов, а позднее детей богатого дворянства и крупной буржуазии отличались небывалой роскошью (куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная' мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора). Эти игрушки часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. Некоторые игрушки предназначались для увеселения праздного общества взрослых (французские и немецкие заводные игрушки).
Для мальчиков создавались игрушки, прививавшие им интерес к военному делу, торговле, мореходству и технике (рыцари на конях в Германии XVI в., галеры из олова и серебра, лавки и др.),
Наиболее известными центрами производства игрушек, снабжавшими мировой рынок, явились города Нюрнберг, Страсбург, Лимож. Для народа вырабатывалась дешевая игрушка из гипса и дерева, отличавшаяся яркой расцветкой и простотой форм.
В России в XVII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Хорошо известны центры гончарной игрушки — село Гжель Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, село Опошня на Украине и др. Крупнейшим центром кустарной игрушки из дерева, папье-маше, мастики в России был Сергиев посад (г. Загорск) с окрестными слободами.
Содержание народной игрушки составляют темы труда и быта народа, статичные образы окружающей природы, сказочные и былинные сюжеты. Народная игрушка отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветки (см. цветные таблицы 1 ,2, 3).
Поело Великой Октябрьской социалистической революции народная кустарная игрушка получила широкое развитие. Мастера создают новые но тематике советские игрушки, творчески развивая народные художественные традиции. В нашей стране созданы промышленные предприятия, вырабатывающие разнообразные игрушки (резиновые, целлулоидные, стеклянные, металлические, пластмассовые и др.; см. цветные таблицы).
К созданию игрушек привлекаются художники, педагоги, конструкторы. При Министерстве просвещения РСФСР создан Художественно-методический совет по игрушке. В Загорске существуют техникум, подготавливающий специалистов игрушечных производств, Музей игрушки и Научно-исследовательский институт игрушки (создай в 1932 г. в системе Всекомнромсовета), задачей которого является разработка тематики и образцов новой советской высокохудожественной реалистической игрушки, отвечающей задачам коммунистического воспитания детей. Таковы, например, игрушки, знакомящие детей с техникой («водоцентраль», «электроконструктор», «теплоход», «вездоход» и др.); отражающие труд и отдых советских людей («парк культуры и отдыха», «колхоз», «высотные дома» и т. д.); куклы, представляющие различные национальности и др. (см. цветные таблицы б, 7). Советской игрушке присущи реалистичность образов, художественность форм, декоративность, яркая, жизнерадостная расцветка.
Каково же педагогическое значение игрушки? Являясь спутником детства, игрушка в классовом обществе используется в качестве средства классового воспитания. Уже в рабовладельческом древнем Египте известна игрушка, изображающая хозяина, бьющего палкой своего раба (2-е тысячелетие до п. э.).
Особенно ярко выраженную направленность имеет игрушка в современных капиталистических странах. При помощи игрушки в этих странах внушаются детям с малых лет человеконенавистничество, шовинизм, милитаризм, мистицизм. В США, например, производится в огромных количествах главным образом военная игрушка, пропагандирующая атомные бомбы, реактивные самолеты-снаряды и другие орудия массового уничтожения людей.
Советская педагогика предъявляет к игрушке основные требования: содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, быть средством всестороннего развития детей (умственного, нравственного, эстетического, физического, политехнического).
Познавательную силу игрушки высоко ценил А. М. Горький. Говоря о необходимости дать детям как можно больше знаний о мире, о своей стране, он подчеркивал, что это вполне возможно при наличии забавной, умной и просто написанной книги, а еще лучше может быть достигнуто интересной игрушкой.
Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества. Игрушки, богато отражающие социалистическую действительность, родную природу, способствуют формированию характера и интересов советского ребенка, помогают воспитывать его смелым, активным, творческим человеком, патриотом социалистической Родины.
Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.
В грудном возрасте (до года) игрушка должна стимулировать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Первыми игрушками являются костяные кольца, подвесные шарики, погремушки, которые привлекают детей звучанием, формой, цветом (см. цветную таблицу 10).
Для детей от 1 года до 3 — 4 лет игрушка усложняется, Развитию ходьбы и бега служат мячи крупного размера, катающиеся шары, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями), грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Указанные игрушки развивают координацию движений, ориентировку, радуют ребенка возможностью активного действия, стимулируют детские творческие игры (см. цветную таблицу 5).
У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете.
Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются
задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.).
В играх детей школьного возраста значительное место занимает разнообразная техническая игрушка.
Игрушки многообразны.
Образные игрушки изображают людей (всевозможные куклы), различных животных, птиц, бытовые предметы и пр. Такие игрушки выполняются в виде отдельных предметов и тематических наборов. Особенно ценными в воспитательном отношении являются наборы: «Город», «Колхоз», «Парк культуры и отдыха», «Железная дорога», «Аэродром», «Порт», «Колхозное стадо», «Птицеферма».
Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике. Технические игрушки знакомят со строительной техникой, с видами транспорта, различными машинами (самоходные комбайны, электротракторы, подъемные краны, транспортеры, экскаваторы, грейдеры и др.), электротехникой (электромагнитные и соленоидные игрушки, динамо-машины, телефон, телеграф и др.), оптикой (детские киноаппараты, фотоаппараты, микроскопы, подзорные трубы, фильмоскопы, эпидиаскопы и др.). Среди технических игрушек наиболее распространены строительные материалы, конструкторы (наборы деталей из металла, дерева и других материалов) и полуфабрикаты для конструирования (дощечки, планки, гвозди, шурупы и т. п.), позволяющие детям самим строить и мастерить игрушки.
Игрушки-забавы—это «клюющие куры» (на балансе), «ходячий бычок», «танцующий поросенок» (заводной), «поющий петушок», хлопушка и многие другие. К данному типу игрушек относятся и праздничные, карнавальные игрушки-маски, элементы костюма, забавные сюрпризные значки, вертушки, пищалки и пр.
Дидактические игрушки —- это разнообразные пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др. Эти игрушки учат детей распознавать величины предметов, их цвета и формы, вырабатывают глазомер и координацию движений и т. п. (см. цветную таблицу 5).
Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательное значение. Поэтому игрушка должна обладать динамическими свойствами: реальной подвижностью частей (например, шарнирные ноги и руки у куклы), механизмом движения (заводная игрушка), механизмом звучания и т. д. Игрушка нуждается также в привлекательном красочном оформлении, особенно игрушка для детей младшего возраста. Яркость повышает эмоциональное отношение к игрушке.
Важное значение в физическом развитии детей имеют такие игрушки, как мяч, обруч, прыгалки, вожжи, серсо, бабки, крокет и др. Эти игрушки объединяют и организуют детей для игр на воздухе.
Е. А. Флерина. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР,
1961, стр. 240—243.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
bezobraznie-proyuvenalnie-publikacii-na-h-sajta-miloserdieru-vozmutili-zashitnikov-semi.html
bezopanost-ili-kachestvo.html
bezopas-h-ost-v-icq.html
bezopasna-li-privivka.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат