ИМАМ ШАМИЛЬ - Синодальный период


ИМАМ ШАМИЛЬ.


Он родился в 1797г. Он не чеченец, он сын аварского кузнеца. Знал мусульманское богословие и имел славу самого образованного богослова на Кавказе. Первой женой его была дочь учителя. После пленения Шамиль с семейством отправляется в Тифлис, в Харьков, в Чугуев. Здесь состоялась его встреча с Александром Вторым. Государь обнял его, поцеловал и назначил в Калугу в ссылку, при этом дал звание потомственного дворянина и поместье. В Калуге он посетил Преосвященного, Семинарию, где ему подарили Евангелие на арабском языке. Хотел войти в церковь, но необходимость снять в ней папаху остановила его. Выходя из церкви, раздавал нищим деньги, поэтому нищие стали толпами стоять возле его дома. В Киеве, куда его перевели в 1868г., он осмотрел Софийский собор и Лавру. В Царском Селе был представлен императрице Марии Александровне. Остановившись возле мраморной статуи Христа, долго смотрел на его страдальческий вид, а затем сказал русскому: "Он учил вас многому прекрасному". После письма Шамиля принять его в русское подданство, в 1866г. он получил приглашение на свадьбу наследника Александра Третьего, выступал с речью. Состоялась ещё встреча с Александром Вторым, во время которой он спросил Шамиля о подарке за подданство. Шамиль ещё раз пожелал разрешения на хадж. Умер он там, в Мекке.
Посетив Петербург, Москву, оружейные заводы в Туле. В Калуге проживал под присмотром пристава. Жил спокойно, даже сняли пристава. Он имел четырех сыновей. Один служил России, был генералом Русской Армии, другой уехал в Турции и был маршалом турецкой Армии.
На Кавказе торговля людьми – самое распространенное занятие.

МИССИОНЕРСТВО В XIX СТОЛЕТИИ.


Речь пойдет об идеалистах, романтиках, которые проведывали Христа. В первой половине века наблюдаем активный исламский прозелитизм. Центром его стал Кавказ. Волны его прокатились до Казани. Муллы-дервиши пошли по чувашским, мордовским, удмуртским и башкирским селениям, обращая в мусульман. Началось массовое отпадение от Православия. Это взволновало Синод и правительство. В Казанской Академии открыли миссионерское отделение. Создали переводческий отдел для перевода на инородческие языки текстов Священного Писания. В Казанском Университете открыли кафедры восточных языков, где обучали арабскому, персидскому, татарскому языкам. В 1865г. было учреждено Всероссийское Православное Миссионерское Общество. В 1867г. было создано братство во имя Св. Гурия в Казани для обращения татар.

Н.И. ИЛЬМИНСКИЙ.


Выдающийся вклад в дело предотвращения массового отхода крещеных татар от Православия внес именно он, профессор Академии и Университета в Казани. Он известный тюрколог и ориенталист, подвижник-миссионер. Является сыном пензенского протоиерея. Родился в 1791г. По окончании пензенской Семинарии поступил в Казанскую Академию на физико-математическое отделение. На старшем курсе увлекся арабским и татарским языками. Их преподавал Казем-бек, знаменитый тюрколог. Ильминский имел выдающиеся успехи в учебе. По окончании преподавал здесь ботанику, историю, философию, еврейский, пока ему не дали кафедру восточных языков. Во время студенчества посещал медресе для усовершенствования знаний в татарском и арабском языке. Он даже поселился среди татар в Казани, в Татарской слободе. Среди них и других инородцев, которых он жалостливо называл "пасынками истории" и сосредоточились все интересы этого человека.
В связи с отпадением крещенных татар возникает мысль ввести богослужение у них на татарском языке. Чтобы познакомиться с ними поближе он объезжал татарские селения, чтобы знать о религиозном положении у них. Потом его посылают на мусульманский Восток для подготовки из него миссионера среди мусульман. Сначала он поехал в Каирский Университет, чтобы познакомиться с исламским богословием. Посещал там лекции, чтобы найти там слабые места. Совершил путешествие по Нилу, побывал в Нубии, в Синайской пустыне, в Сирии, Палестине. Изучал арабский, турецкий и арабские языки. В 1854г. вернулся в Россию с пониманием того, как трудно работать с мусульманами. Поэтому он решил оставить их в покое. Он доказывал как опасно вести с ними полемику. На татар надо действовать окольно, распространяя русскую культуру и христианскую цивилизацию. Он ограничился только попечением о крещенных татарах. Хотел переводить Священное Писание на татарский язык с применением русского алфавита. Это разговорный татарский язык. У них была латиница после Революции. Предложение не было понято властями как светскими, так и церковными. Он не встретил понимания ни у правящего архиерея ни у ректора Академии. Он не хотел "возиться с татарами". Ильминскому приписали увлечение идеями ислама и даже агитацию в пользу ислама. На экзамене от него потребовали без применения цитат сразу показать нелепость мусульманства. Его сразу перевели в преподаватели математики. Ильминский отказался и уехал в оренбургские степи и служил драгоманом (переводчиком) в пограничной комиссии. Здесь занимался научными трудами. В 1862г. в Казани открыли кафедру Восточных языков. Нужны были специалисты. На кафедру арабско-тюркских языков пригласили Ильминского. Он с удовольствием согласился. Он составил букварь на татарском русскими буквами. Преподавал в Академии. В 1872г. он оставил Университет, потому что по его инициативе была открыта учительская семинария для инородцев. Здесь он стал директором. Работа с инородцами его сильно интересовала. Он опекал крещено-татарскую школу. Ученый много занимался переводами богослужебных книг на татарский язык. Так перевел книгу Бытия, Премудрости Соломона, Евангелие от Матфея, переводил также на чувашский, мордовский, вотякский. Занимался всеми языками народов Поволжья. Он приглашал к себе домой мужиков из глухих инородческих деревень.
Детей у него не было. Зато он приютил детей покойного друга по Академии. За свои труды он был избран членом-корреспондентом Академии Наук. Когда ему предлагали звание академика он отказался, а вместо себя рекомендовал Радлова - тюркиста. В 1869г. в Казани впервые было совершено Богослужение на народном татарском языке.
Ильминский умер в 1891г. от рака желудка. Очевидец рассказывает: "Память у него до конца жизни была изумительная. Он ничего не мог ни есть ни пить в течение сорока дней, кроме небольшого количества льда, сохранил такую духовную бодрость и ясность ума, что за несколько минут перед смертью диктовал прощальные письма Победоносцеву, министру просвещения Деляняну, подписывая их слабой рукой".

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ. МАКАРИЙ ГЛУХАРЕВ (1792 – 1847гг.).


Это первый миссионер, который работал среди алтайских татар. Филарет назвал его "романтическим миссионером, истинным слугой Христа Бога". А его современник Преосвященный Смарагд сказал: "Это воплощенное Евангелие". Михаил Яковлевич родился в Вязьме на Смоленщине в семье священника. Образование получил в Смоленской Семинарии, а затем в Петербургской Академии. Здесь он отдал свою волю ректору – архимандриту Филарету Дроздову и ничего не делал без его благословения. Он ежедневно исповедывал свои помыслы. Он много читал, мистическую литературу, например Армдта. Макарий был однажды в салоне Татариновой, где встречались всякие мистики и вольтерьянцы, но испугавшись бежал оттуда. академию закончил магистром богословия. Был назначен инспектором и профессором Екатеринославской Семинарии. Местный архиерей, такого же нрава, как и брат Потемкин, обходился с ним строго и обучал пылкого юношу смирению. Макарий, однажды, как инспектор, отказался подписать какой-то хозяйственный документ. Потемкин показал себя Потемкиным. Он постарался от Макария избавиться. После пострига его назначили в 1821г. ректором Костромской семинарии в сане архимандрита. Перед ним открывалась обычная перспектива – ректор, епископ. Но Макарий был из другого теста. Он не любил педагогики, не желал карьеры, тяготился административной деятельности. Он был идеалистом. Архимандрит всё оставил и убежал в скит Печерской Лавры (Китайский скит). Он жаждал молитв и подвига. Затем ушел в Глинскую пустынь, чтобы пользоваться наставлениями старца Филарета. Здесь много читал, переводил "Исповедь" блаж. Августина, "Лествицу", Беседы Григория Великого, Феодора Студита. Но переводил и с французского творения Терезы Испанской, собирался переводить Паскаля. Ещё в Екатеринославе он встречался с молоканами, квакерами, которых послал сюда Филарет Дроздов.
В 1830г. указом Синода на Алтае создавалась Духовная миссия. Этот год стал переломным для Макария. Кто пойдет на Алтай, когда Москва под боком. Макарий туда подался с восторгом. Филарет же его отговаривал и не благословлял. Архимандрит преступил запрет своего духовника. По пути в Тобольске взял с собою двух семинаристов и прибыл в селение Улала (нынешний Горноалтайск). Составил здесь интересного содержания Наказ для первого миссионерского стана. Здесь говорилось: "Желаем, да будет у нас всё общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи". Миссия существовала в условиях крайней скудости. Поэтому он отказался от жалованья миссионера и получал лишь магистерский оклад – 350 рублей, остальное пожертвовал на миссию. Частично даже отказался и от магистерского жалования. Он открыл ещё два миссионерских стана. Здесь он нашел упорное сопротивление старообрядцев, которые уверяли местных, что Макарий – сущий диавол. Другим препятствием было незнание местных наречий. Он начал записывать слова, фразы. таким образом составил словарь. Нашел толмача и приступил к переводам. За 14 лет пребывания здесь он сделал очень много. Перевел почти всё Евангелие, Деяния, часть псалмов, избранные места Ветхого и Нового Завета. Огласительные поучения. Заповеди, Символ Веры. Отче наш, Краткий катехизис Филарета, Чин исповеди, Вопросы при Крещении. За четырег. окрестил 220 человек. Это скромно, но по закону ему положено было два ордена, ведь за каждых сто человек давали орден. Он отказался от орденов, считая, что это вредит миссионерству. К Крещению относился не формально, считая, что крещаемые должны сознательно принимать это Таинство. Макарий прививал этим дикарям привычки оседлой жизни. За 14 лет работы им крещено 675 человек. Он основал три школы для новокрещенных, богадельню для старых больных, построил церковь с домами для миссии. Миссия у него была монастырем. Он предлагал в Казани открыть Миссионерский Центр, Институт-монастырь со строгим общежительным уставом, но и с большой учебной программой.
Имел мечту перевести священное писание на русский язык. А при Николае это дело воспрещалось. Пользоваться церковно-славянским языком среди инородцев было делом безнадежным. В 1834г. через Филарета, уже митрополита, он представил Синоду Записку о необходимости перевода Священного Писания. Филарет спрятал эту записку под сукно на столе, чтобы уберечь непрактичного Макария от гнева власти. Но Макарий не был бы Макарием, если бы отказался от того, что задумал. Уже в 1837г. он представил перевод книги Иова и письмо императору. Но ответа не последовало. В 1839г. он представил ещё книгу Исаии. И опять ответа не последовало. Тогда он решил, что может, его переводы неудачные. Тогда он обратился к своему учителю, гебраисту, протоиерею Герасиму Павскому. Он сличал свои переводы с переводами учителя. В 1840г. он направил сличенные книги на Высочайшее имя. И снова ответа не последовало. Тогда он пишет письмо угрожающего характера. Он напоминает, что зря что ли было наводнение в Петербурге в 1824г., о восстании декабристов, о холере в 30-м, о пожаре в Зимнем. Тогда-то его и услышали. Состоялось заседание Синода, на котором митрополит Серафим Глаголевский предлагает этого беспокойного монаха отправить на Соловки, чтобы он не докучал. Синодалы не поддержали такого приговора и направили Макария в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Дали в наказание служить при архиерее шесть недель. Макарий принял это как благо. и был очень доволен этой епитимьей. После неё он изготовил ещё "Алфавит Библии". Это извлечения из Ветхого Завета для чтения новообращенных. Он направил его не в Синод, а московскому генерал-губернатору князю Голицыну. чтобы тот посодействовал изданию "Алфавиту". Голицын отослал Протасову. Этот вошел с запиской в Синод, на новое его заседание. Синод отверг и сделал Макарию очень строгое внушение: "Если он и впредь будет преступать долг смирения перед церковной властью, то за сие подвергнется неминуемому взысканию". А Агапиту томскому было указано, чтобы "он для такого внушения вызвал Макария в архиерейский дом и вообще принял надежные меры для наблюдения за его жизнью и к отклонению его впредь от неправильных действий". После такого внушения у Макария опустились руки. Его определяют в Болховский монастырь. Здесь он пробыл недолго, но сумел стяжать любовь местных жителей. Продолжал переводческую деятельность. Теперь его мечтой было уехать в Палестину, найти пещеру блаж. Иеронима, поселиться в ней и завершить перевод Ветхого Завета. Говорили, что он хотел посетить Германию, чтобы там напечатать Священное Писание. Но в канун отъезда заболел и скоропостижно скончался с посохом паломника в руках в 1847г. Так и не дожил он до эпохи Александра Второго, до опубликования своего труда в 60-хг.х. Народ чтил его память как святого. На его могиле богомольцы служили панихиды.
Миссионерское дело не представляло интерес ни духовным властям, духовенству, ни семинаристам. Макарова-Мирская, автор книги "Апостолы Алтая" писала так: "Редко миссионерский стан посещали гости. Ещё реже являлись сотрудники. Туго шли в миссию священники. Пугала необеспеченность, труд, езда по трущобам, тайге и перевалам". Макария покинули тобольские семинаристы.
Многих пугала борьба со стихией. Макарова-Невская пишет, что вся жизнь Стефана Ландышева была в трудностях, лишениях и тоске. Его не защитил Синод от наветов барнаульского богача. После судебных разбирательств организм Стефана не выдержал. Его разбил паралич. Он скончался парализованный в тоске, забытый и оклеветанный всеми.

ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ЛАНДЫШЕВ.


Родился в Нижегородской губернии в селе Тепелево. Отец его был диаконом, овдовел. На руках осталось много детей. Тогда он решил взять новую мать для ребятишек. Это нарушение канонов. За это его строго наказали – сослали сначала в Тобольск, затем в Томск. Стефан учился в философском классе Нижегородской Семинарии когда получил письмо от отца о недугах старости. Он поспешил в Томск на помощь умирающему отцу. Это был не единственный мотив, по которому он поехал туда. Семнадцатилетний отрок откликнулся на призыв Синода отправиться в Сибирь для служения Церкви. Путешествие было долгим, трудным, длилось полг. Он сопровождал нижегородского архимандрита, который был назначен настоятелем монастыря в Томске. Стефан хотел докончить образование в Томской Семинарии. Но местный архиерей Агапит распространил свое недовольство архимандритом и на спутника. На просьбу отрока зачислить его в Семинарию Агапит ответил: "Иди вон туда, в горы, поучись у Макария". Макарий тогда жил один одинешенек. Так Стефан стал его помощником. Он попал в Улалу – главный миссионерский стан на Алтае. Макарий произвел на него неотразимое впечатление своим смиренным подвигом, служением детям природы. Макарий был всем и учителем и нянькой. Здесь жили кочевники. Их быт был невыносимым, гибельным. У Стефана остались воспоминания о том, как ему пришлось ночевать в чуме кочевника в дымном и смрадном при 30 градусах мороза на улице. Он пишет: "Представьте себе, что посреди чума над камином висит котел, обмазанный конским навозом, в котором варится самогон. Язычники были не только голодны, но и пьяны". Макарий со Стефаном приучали кочевников к оседлой жизни, делали оспопрививание, а главное проповедовали Слово Божие. Дети природы не всегда были послушны, порой, были злобны и капризны. Сколько надо было иметь терпения, чтобы служить им только ради Христа. Не каждому под силу было нести этот крест. Были миссионеры, которые шли в горы вместе с полицией. При их появлении все дети природы разбегались и прятались как тараканы. Макарий потому и попал в истории, потому что был не от мира сего. Стефан стал изучать местные языки и рассчитывал, что пробудет здесь один дваг. и уедет. Но это дело его увлекло. В епархиальном управлении потребовали характеристику Стефана. Макарий пишет в ней, называя самым близким верным помощником и достойным преемником, указав. при этом, что он изучает местный язык и готов перевести на него некоторые места Св. Писания и богослужение. Стефан настолько привязался к Макарию, что отказался от места преподавателя в Томском духовном Училище. Стефан желал по примеру учителя иноческий постриг, но зоркий и мудрый наставник увидел, что отрок не может вместить всех трудностей монашеской жизни. Он рекомендовал ему найти невесту. Матушку Стефан поехал искать в Москву. Здесь жил покровитель миссии протоиерей Лавров. Матушкой стала Агриппина Ионовна – бедная сирота, прислуживавшая богатому родственнику. Дядя был таким скрягой, что не давал ей свечей для чтения книг. И вот она научилась читать у лампадки. В этом деликатном деле участвовал Филарет Дроздов. Он благословил молодых на служение миссии в горах. Вообще, он был очень внимателен к Стефану. Он и Лавров вместе читали письма, которые Стефан адресовал Лаврову и в которых миссионер писал о буднях и трудностях миссионерства. На обратном пути из Москвы молодые заехали в Нижний, где Преосвященный Иоанн Доброзраков разрешил Стефану сдать экстерном экзамены за богословский класс. В звании действительного студента вернулся в Томск где был рукоположен в сан священника. После отставки Макария по его рекомендации Стефан в 1844г. поставлен начальником миссии и служил им до 1866г. При нем миссия расширилась, окрепла и утвердилась. К существующим станам прибавилось ещё два, открылись новые школы, богадельни. Из Нижнего он вызвал своего двоюродного брата Василия Вербицкого, который тоже оставил здесь добрую память как тюрколог и миссионер. Материальных средств как всегда не хватало. У нас мало миссионеров.
Начальник Стефан Ландышев прибегал к разным средствам добычи денег для семьи и для миссии. Он выехал в Петербург со всей своей семьей, но дальше Москвы уехать им не удалось – митрополит Филарет и протоиерей Лавров помогли Стефану. За 20 лет служения он окрестил 2000 человек, и это при скудности средств, огромной семье и недоброжелательности богача. Он грозился уничтожить миссию. Здесь на Алтае был золотой край, ведь с татарского алтын – золото, а тау – гора. Однако, как не угрожал барнаульский богач, он ничего не смог сделать для уничтожения миссии.

car-boris-ispitivaet-nash-kondor-annotaciya-izdatelstva.html
car-boris-ispitivaet-nash-kondor-gans-baur-lichnij-pilot-gitlera-vospominaniya-obergruppenfyurera-ss-1939-1945.html
car-edip-ili-nevidimoe-otvrashenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotchiki-leonidova-v-v-identifikacionnij-nomer.html
car-franc-grilparcer-perevod-sv-svyackogo.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат