История выставочной деятельности - страница 4


Литература


Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. 174 с.
Голынко-Вольфсон Д. Большой проект – обращенность в настоящее // Художественный журнал. М., 2003. № 53. C. 10–15.
Гройс Б. «Большой проект» как индивидуальная ответственность//Художественный журнал. М., 2003. № 53. C. 41–43.
Российская музейная энциклопедия. М., 2001. С. 122–125.
Павлов К. А. Международные ярмарки и выставки. М., 1962.
Holt E. G. The Triumph of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. Washington, D.C., 1980. 261 p.

Программа курса (правильно оформленная с часами и т.д.)


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ


СОВРЕМЕННОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Понятие художественной выставки и «выставляющегося художника»


1.1. Предыстория современной выставочной практики. История промышленных выставок. Своеобразие модернистских выставок и выставок contemporary art в сравнении с традиционной выставочной практикой (начиная с французских Салонов). Обзор истории европейской выставочной практики XVIII–XIX вв.
1.2. Первые академические выставки. 6 выставок в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже во время правления Людовика XIV (1661–1715), в том числе в 1699 и 1704 гг. в Большой Галерее Лувра. С 1725 по 1848 г. выставки устраивались в салоне «Каре» в Лувре, после чего название «салон» стало обозначать официальную Парижскую выставку. Персональные выставки XVIII в. Демонстрация «Сабинянок» в 1799 г. Ж.-Л. Давидом.
1.3. Художественные выставки XIX – начала ХХ в. Отношения между художником, публикой и критиками. Демонстрация Эдуардом Мане «Завтрака на траве» в «Салоне отверженных» и в Салоне 1865 г. – «Олимпии». Противопоставление официальных Салонов и выставок новых течений импрессионизма и постимпрессионизма. Организация выставочного пространства. 1903 г. – основание Осеннего салона, в 1905 г. – первая выставка фовистов в Осеннем салоне.
1.4. Стремление к «тотальному произведению искусства» в эпоху интернационального модерна и появление соответствующих выставок и выставочных залов: Венский Сецессион. Значение художественной критики и художественных журналов («Ver Sacrum»). Всплеск интереса к модерну на Международной выставке в Турине в 1902 г.
1.5. Ретроспективные выставки на рубеже XIX–XX вв.: ретроспектива Пюви де Шаванна у Дюран-Рюэля в 1899 г., ретроспектива Ван Гога в галерее Бернхейма-младшего в 1901 г., ретроспективы Тулуз-Лотрека в «Салоне независимых», в галерее Дюран-Рюэля и в Брюсселе (1902 г.). В 1905 г. – ретроспектива Ван Гога в «Салоне независимых». 1907 г. – посмертная ретроспектива П.Сезанна в Осеннем салоне.
Выставка «Сто лет французского искусства» в рамках Всемирной выставки, включающая персональную экспозицию О. Родена (1900 г.).

2. Выставки эпохи модернизма: уникальность индивидуального художественного языка и появление оригинальных выставочных концепций


2.1. Соответствие теоретических принципов художников или художественных объединений и выставочных проектов. Анализ выставок объединений «Голубая роза» (Москва, 1907 г.), «Бубновый валет» (первая из серии московских выставок – в 1910 г.), организованных Н. Гончаровой и М. Ларионовым объединения «Ослиный хвост» (в 1911 г. его первая выставка с участием Малевича, Шагала, Татлина), супрематических выставок. Выставка группы «Мост» в Дрездене (1906 г.).
Показ А. Стиглицем произведений А. Матисса, П. Пикассо, К. Бранкузи в «Галерее 291» в Нью-Йорке (1907 г.). В 1908 г. – первая выставка Ж. Брака у Д. Канвейлера (каталог с текстом Г. Аполлинера), ознаменовавшая начало кубизма. В Петербурге, в «Пассаже» на Невском 25 апреля 1908 г. открывается выставка «Современные течения в искусстве» (участвует Кульбин, бр. Бурлюки, Экстер, Лентулов). 1908 г. – выставка «Золотое руно» в Москве (от импрессионистов до Матисса, Руо и Руссо). Салон Издебского (Одесса, Киев, Петербург, Рига): работы Ж. Брака, М. Вламинка, А. Марке, К. Ван Донгена, А.Матисса, В. Кандинского, М. Ларионова и др. В 1914 г. – ретроспектива М.Шагала в Берлине.
2.2. Принципы участия в выставках: В.Кандинского (начиная с участия в VI выставке Московского товарищества художников в 1900 г. В 1909 г. – первая выставка основанного в Мюнхене «Нового объединения художников» (Кандинский, Явленский и др., в 1911 г. – в Мюнхене Кандинский, П. Клее и Ф. Марк организуют группу «Синий всадник» и её первую выставку, в том же году выходит трактат Кандинского «О духовном в искусстве». 1912 г. – ретроспектива Кандинского в галерее «Штурм» в Берлине); К. Малевича (принципы организации «Последней футуристической выставки картин “0,10 (ноль-десять)”» 1915г., где экспонировался «Черный квадрат». В том же году Малевич пишет брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму»); П. Филонова, а также методы организаторов выставок, работавших с этими авторами (например, работа над проектом несостоявшейся выставки П. Филонова в ГРМ Н.Н. Пунина и В.Н. Аникиевой).
1924 г. – первая персональная выставка Шагала в Париже и первая ретроспектива Руо в галерее Друэ.
Выставка и политика: в 1924 г. в Италии выставка группы «Новеченто» открывает Бенито Муссолини, а Маринетти публикует «Футуризм и фашизм».
Связь концепций выставок и художественных манифестов в период модернизма. Искусство становится логоцентричным. П. Клее читает лекции о современном искусстве в Йене, где открыта его выставка.

3. Стратегии кураторской деятельности на примере выставочной практики Марселя Дюшана


3.1. Изменение статуса современного художника, приобретающего функции куратора. Марсель Дюшан как художник-куратор. Предложенная Дюшаном провокативная стратегия демонстрации модернистских произведений. 1917г. – «Фонтан» М. Дюшана не принят на выставку независимых художников в Нью-Йорке. В этом же году полиция снимает пять ню Модильяни на персональной выставке в галерее Берты Вейль. 1919 г. – первая Международная выставка дадаистов в Берлине, 1920 г. – большая «Ярмарка дада» в берлинской галерее «Бурхард». Суть движения дада и соответствующая ему организация выставок.
3.2. Участие М. Дюшана в проекте Международной выставки сюрреалистов 1938 г. в галерее изящных искусств Вильденстайна, где он продемонстрировал волю художника-куратора к радикальным экспозиционным метаморфозам, не имеющим прямого отношения к сути выставленных произведений, что стало характерным для позднейших тенденций в выставочной практике, сосредоточенной исключительно не на выставляемых художниках и объектах, а преследующей цели поиска дополнительных смыслов и средств выражения. К ряду подобных выставок можно отнести последовавшую за первым опытом Дюшана сюрреалистическую выставку 1942 г. в галерее Пегги Гуггенхайм в Нью-Йорке, организованную Фредериком Кислером, где посетители могли трогать объекты и заставлять их двигаться, и ещё одну выставку при кураторстве Дюшана – «Первые документы сюрреализма», где он оплел помещение экспозиции подобием паутины.

4. Масштабные выставки искусства модернизма до Второй мировой войны


4.1. Итоги модернизма: «Кубизм и абстракционизм в живописи» (1936), «Дада и сюрреализм» (1936), «Искусство в наше время» (1939) в Нью-Йорке в Музее современного искусства, «Абстрактное искусство» в «Стеделийк музеум» в Амстердаме в 1938 г.
4.2. Мюнхенская выставка «Дегенеративное искусство» 1937 г., устроенная нацистами. Противоречия искусства модернизма и эстетики Третьего рейха, воплотившиеся в выставочной практике.

5. Развитие послевоенных художественных течений и их освоение в выставочной практике.


5.1. 1943 г. – первая выставка Джексона Поллока в галерее Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» в Нью-Йорке. 1944 г. – первая выставка Жана Дюбюффе. 1953 г. – выставка Независимой группы «Параллель жизни и искусства» в Лондоне, обозначившей начало британского поп-арта, а в 1962 г. – первые персональные выставки Энди Уорхола. «Философия» Уорхола и связь его художественной концепции с контентом выставок. 1962 г. – первая акция движения «Флюксус» в Висбадене. Выставка «Хэппенинг и Флюксус» куратора Х.Зеемана. Крупнейшая выставка концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» Х. Зеемана в 1969 г.
5.2. Куратор выставки как автор художественно-эстетической концепции современного искусства. Появление фигуры искусствоведа-куратора, предлагающего обоснованную художественно-эстетическую концепцию выставки в период искусства постмодернизма и формирования новых течений концептуализма, арте повера, поп-арта и т. д.
5.3.Методика экспозиционной практики и проблемы искусствоведческого отбора произведений на выставку в практике крупнейших кураторов второй пол. ХХ в.: Эдуарда де Вильде, Харальда Зеемана, Каспера Кёнига, Вернера Хоффманна, Х.У. Обриста, Дж. Челанта, Р. Сторра, Катрин Давид. Работа Х.Зеемана в качестве директора Бернского «Кунстхалле» и независимого куратора. Джермано Челант и открытие движения арте повера.

6. Программные и тематические выставки второй половины ХХ века


6.1. Анализ принципов отбора произведений и составления каталога.
Две категории выставок: 1) формирующие концепции новейших течений: выставки арте повера Дж. Челанта, «Когда отношения становятся формой» и «Хэппенинг и Флюксус» Х. Зеемана, первые выставки «Скульптурные проекты в Мюнстере» Каспера Кёнига; 2) категория тематических выставок, раскрывающих некую идею или общественные реалии: выставки В. Хофманна, «духовные портреты стран» Х. Зеемана. Теоретические основы выставочной практики в трудах кураторов-искусствоведов Харальда Зеемана, Каспера Кёнига, Вернера Хофманна, Дж. Челанта.
6.2. «Куратор-художник» и «Выставка как произведение искусства». Критическая рецепция Документы5 (1972).

7. Концепции и методология крупнейших выставочных институций ХХ в.


Программы выставок и концепции кураторов. Принципы работы над каталогом выставки.
7.1. Венецианская биеннале.
7.2. Кассельская Документа.
7.3. Манифеста.
7.4. «Скульптурные проекты в Мюнстере».

8. История и теория современной выставочной практики в книге Оскара Бэчманна «Художник в современном мире»


9. Проблематика галерейных выставок


9.1. Работа кураторов с крупнейшими галереями «Гагозьен», «Саатчи», «Цвирнер» и «Вирт» и др.
9.2. Крупнейшая выставочная институция «Арт Базель», представляющая «искусство галерей».
9.3. Отечественные галереи (галерея Гельмана, галерея Айдан, выставочные проекты на Пушкинской,10).

10. Современность и традиция в выставочных проектах


10.1. Особенности показа классического искусства в проектах, демонстрирующих связь традиции и современности. Анализ соответствующих выставочных проектов.
10.2. Музейные выставки современного искусства. Проблема музейного контекста и специфика демонстрации современного искусства в традиционном музее.
10.3. Петербугский выставочный опыт. Программа «Современное искусство в традиционном музее» института «Про Арте». Выставочная деятельность в рамках проекта «Эрмитаж 20/21».

Перечень вопросов для промежуточной аттестации



  1. Характеристика модернистских выставок и выставок contemporary art.

  2. Эволюция выставочной практики (начиная с французских Салонов) до конца ХХ в.

  3. Выставки времен модернизма: уникальность индивидуального художественного языка и появление оригинальных выставочных концепций.

  4. Изменение статуса современного художника, приобретающего функции куратора. Марсель Дюшан как художник-куратор.

  5. Коллективные выставки художественных объединений первой половины ХХ в.

  6. История и теория современной выставочной практики в трудах Оскара Бэчманна.

  7. Появление фигуры искусствоведа-куратора, предлагающего обоснованную художественно-эстетическую концепцию выставки в период искусства постмодернизма.

  8. Методика экспозиционной практики и проблемы искусствоведческого отбора произведений на выставку в практике крупнейших кураторов второй половины ХХ в.

  9. Теоретические основы выставочной практики в трудах куратора-искусствоведа Харальда Зеемана.

  10. Методы кураторов Венецианской биеннале.

  11. История Кассельской Документы. Методы кураторов Документы.

  12. Выставочная методика Каспера Кёнига, куратора выставочной институции «Скульптурные проекты в Мюнстере».

  13. Проблематика галерейных выставок.

  14. Крупнейшая выставочная институция «Арт Базель». Методы работы кураторов с галереями.

  15. Характеристика методов работы кураторов отечественных художественных галерей.

  16. Программные и тематические выставки второй половины ХХ в. Анализ принципов отбора и составления каталога.

  17. Основные категории художественных выставок.

  18. Характеристика концепции выставки Х. Зеемана «Когда отношения становятся формой» 1969 г.

  19. Тематические выставки ХХ в.: методология и рецепция.

  20. Музейные выставки современного искусства. Проблема музейного контекста и специфика демонстрации современного искусства в традиционном музее.

  21. История промышленных выставок.

Перечень заданий для промежуточной аттестации



  1. Период и причины возникновения первых зарубежных промышленных выставок.

  2. Период и причины возникновения первых промышленных выставок в России.

  3. Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне.

  4. Российские промышленные выставки в XIX в.

  5. Структура и организация всемирных выставок в XIX – начале XX в.

  6. Перечислите и охарактеризуйте крупнейшие отечественные выставки.

  7. Перечислите и охарактеризуйте крупнейшие зарубежные выставки.

  8. Особенности архитектурного решения выставочных сооружений.

  9. Промышленные выставки в СССР.

  10. Конвенция о международных выставках (1928 г.).

  11. Современное состояние практики проведения промышленных выставок.

Перечень экзаменационных вопросов.



  1. Назовите основные типы художественных выставок.

  2. Определите специфику модернистских выставок и выставок contemporary art.

  3. Проведите краткий обзор истории европейской выставочной практики XVIII–XIX вв.

  4. Назовите первые академические выставки в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже во время правления Людовика XIV (1661–1715).

  5. Перечислите персональные выставки XVIII в.

  6. Расскажите о демонстрации «Сабинянок» в 1799 г. Ж.-Л. Давидом.

  7. Назовите самые значительные художественные выставки XIX – начала ХХ в.

  8. Проведите сравнение официальных Салонов и выставок новых течений импрессионизма и постимпрессионизма.

  9. Охарактеризуйте принципы организации выставочного пространства.

  10. Определите значение художественной критики и художественных журналов для выставочной практики.

  11. Перечислите основные ретроспективные выставки на рубеже XIX–XX вв.

  12. Определите специфику выставок эпохи модернизма: уникальность индивидуального художественного языка и появление оригинальных выставочных концепций.

  13. Определите соответствие теоретических принципов художников или художественных объединений и выставочных проектов.

  14. Проведите анализ выставок объединений «Голубая роза», «Бубновый валет».

  15. Назовите принципы участия в выставках В. Кандинского, К. Малевича, П.Филонова.

  16. Определите связь концепций выставок и художественных манифестов в период модернизма.

  17. Изменение статуса современного художника, приобретающего функции куратора. Марсель Дюшан как художник-куратор.

  18. Охарактеризуйте суть движения дада и соответствующую ему организацию выставок.

  19. Проанализируйте участие М. Дюшана в проекте международной выставки сюрреалистов 1938 г. в галерее изящных искусств Вильденстайна.

  20. Назовите масштабные выставки искусства модернизма до Первой мировой войны.

  21. Охарактеризуйте итоги модернизма в выставочных проектах: «Кубизм и абстракционизм в живописи» (1936), «Дада и сюрреализм» (1936) и «Искусство в наше время» (1939) в Нью-Йорке в Музее современного искусства, «Абстрактное искусство» в Стеделийк музеум в Амстердаме в 1938 г.

  22. Мюнхенская выставка «Дегенеративное искусство» 1937 г., устроенная нацистами. Определите противоречия искусства модернизма и эстетики Третьего рейха, воплотившиеся в выставочной практике.

  23. Охарактеризуйте развитие послевоенных художественных течений и их освоение в выставочной практике.

  24. Крупнейшая выставка концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» Х. Зеемана в 1969 г.

  25. Оцените роль куратора выставки как автора художественно-эстетической концепции современного искусства.

  26. Определите причины появления фигуры искусствоведа-куратора, предлагающего обоснованную художественно-эстетическую концепцию выставки в период искусства постмодернизма и формирования новых течений концептуализма, арте повера, поп-арта и др.

  27. Охарактеризуйте методику экспозиционной практики и проблемы искусствоведческого отбора произведений на выставку в практике крупнейших кураторов второй половины ХХ в.

  28. Проанализируйте выставочную практику куратора Эдуарда де Вильде.

  29. Проанализируйте выставочную практику куратора Харальда Зеемана.

  30. Проанализируйте выставочную практику куратора Каспера Кёнига.

  31. Проанализируйте выставочную практику куратора Вернера Хофманна.

  32. Проанализируйте выставочную практику куратора Х.У. Обриста.

  33. Проанализируйте выставочную практику куратора Дж. Челанта.

  34. Проанализируйте выставочную практику куратора Роберта Сторра.

  35. Проанализируйте выставочную практику куратора Катрин Давид.

  36. Оцените работу Х. Зеемана в качестве директора Бернского «Кунстхалле» и независимого куратора.

  37. Определите роль Джермано Челанта в открытии движения арте повера.

  38. Назовите программные и тематические выставки второй половины ХХ в.

  39. Проведите анализ принципов отбора произведений и составления каталога современных выставок.

  40. Определите теоретические основы выставочной практики в трудах Харальда Зеемана.

  41. Определите теоретические основы выставочной практики в трудах Каспера Кёнига.

  42. Определите теоретические основы выставочной практики в трудах Вернера Хоффманна.

  43. Определите теоретические основы выставочной практики в трудах Дж. Челанта.

  44. Определите суть метафор «куратор-художник» и «выставка как произведение искусства».

  45. Проведете анализ критической рецепции Документы5 (1972).

  46. Концепции и методология крупнейших выставочных институций ХХ в.

  47. Назовите принципы организации Венецианской биеннале.

  48. Назовите принципы организации «Кассельская Документа».

  49. Назовите принципы организации Манифесты.

  50. Назовите принципы организации «Скульптурные проекты в Мюнстере».

  51. Определите роль программы выставки и концепции куратора.

  52. Назовите принципы работы над каталогом выставки.

  53. Проанализируйте теорию современной выставочной практики в трудах Оскара Бэчманна.

  54. Определите проблематику галерейных выставок.

  55. Назовите основные принципы работы кураторов с крупнейшими галереями Гагозьен, Саатчи, Цвирнер и Вирт и др.

  56. Назовите основные принципы работы крупнейшей выставочной институции «Арт Базель».

  57. Определите специфику отечественных галерей (галерея Гельмана, галерея Айдан, выставочные проекты Пушкинской, 10).

  58. Охарактеризуйте особенности демонстрации классического искусства в проектах, демонстрирующих связь традиции и современности.

  59. Назовите самые значительные музейные выставки современного искусства.

  60. Определите проблематику музейного контекста и специфику демонстрации современного искусства в традиционном музее.

  61. Проанализируйте специфику промышленных выставок.

1 2 3 4 5
gazeta-ru-sprosite-borisa-grizlova-online-stranica-56.html
gazeta-ru-sprosite-borisa-grizlova-online-stranica-6.html
gazeta-russkie-slavyane-1-v-o-pervoj-stranice-istorii-russov.html
gazeta-russkie-slavyane-5-v-vizantijskaya-mozaika-stranica-5.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат