IV. Заключительное слово учителя - Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс


IV. Заключительное слово учителя


Горький выдел правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!» Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный «человек вообще» возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем — в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».

Домашнее задание


Подготовиться к обзорному обсуждению романа Горького «Мать».

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать»


Цели урока: показать на примере романа изменение взглядов Горького; дать понятие о «социалистическом реализме» как новом методе, открытом Горьким.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока


I. Слово учителя


В романе «Мать» (1906) художественно отражается эстетика нового творческого метода Горького, писатель обосновывает новое качество реализма. В романе показано распространение социалистических и революционных идей среди рабочих, выясняется их актуальность и перспективность, способность дать импульс личности к внутреннему росту.
Горький работал над романом во время расставания с ницшеанством и увлечения социалистическими идеями, в том числе «пролетарской философией» Богданова — Луначарского, которая утверждала необходимость слияния социализма с религией. Но это была «новая» религия, получившая название богостроительства. Новый бог — «народушко». В него, в его неисчерпаемую духовную силу надо уверовать, заменив этой новой, пролетарской верой церковную религиозность, традиционную веру.
Важной для Горького оказалась оценка романа Лениным, назвавшим его «очень своевременной книгой»: «Книга нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя Высшую похвалу Горький увидел в том, что роман виделся проводником революционных идей, соединяя «интеллигентскую» и «народную» мысль.

II. Беседа по роману «Мать»


— О чем роман?
(Роман «Мать» — о двух путях в революцию, в «завтрашний день»: пути разума, социальной и кровавой переделки мира, и пути сердца, обретения нового бога и тем самым переделки себя. В финале эти пути (сына и матери) сливаются воедино: «Душу воскресшую не убьют!»)
— Кто, с вашей точки зрения, является главным героем романа?
(Обсуждение вариантов. Вывод:
И все же Горький назвал свой роман «Мать», тем самым, видимо, обозначив главного героя и высказав тем самым свою позицию. Предметом изображения в романе становится частная жизнь Пелагеи Ниловны Власовой, история ее духовного пути и нравственного воскресения.)
— Какое значение имеет образ Ниловны?
(В образе Ниловны раскрывается идея социального переустройства мира на основе добра и справедливости. Путь нравственного восхождения Ниловны начинается из-за ее желания приобщиться к делу сына, к революционной борьбе, которая мыслится ей по-своему, в религиозно-эмоциональном плане.)

Комментарий учителя:


Вспомним «идеологический» роман Достоевского «Преступление и наказание». Писатель показал губительность попыток подчинения живой жизни любой теоретической схеме, любой идее, трагически неразрешимый внутренний конфликт человека, одержимого «идеей».
Горький обращается к сходной проблематике. Его интересует, какие перспективы откроются перед человеком, приобщившимся к социалистической идее. Именно в этой идее Горький видит способ преодоления социальной несправедливости, перспективы внутреннего роста личности. Таким образом, Горький вступает с Достоевским в творческую полемику.
— Как развивается сюжет романа?
(Экспозиция — жизнь семьи Власовых, отличается статикой. Дни и годы идут однообразно и неизменно примитивно. Движение начинается, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни» Процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром повествования. Его образ воплощает цель конечного развития человека, как она мыслится писателем.)
— Как ведется повествование в романе?
(Горький ориентируется на точку зрения героини. Мы видим происходящее как будто ее глазами. Писатель многократно подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «иногда она думала». Главным объектом художественного исследования, таким образом, становится сознание матери. Возникают два композиционных плана: объективная действительность и сознание, стремящееся постигну эту действительность.)
— Каким образом воспринимает мир Пелагея Ниловна?
(Ниловна воспринимает мир романтически, что характерно для растущего, становящегося сознания. Действительность делится для нее на два мира: соратники Павла — красивые внешне и внутренне люди, и его враги — бесцветные, лишенные индивидуальности маски.)
— Какая авторская мысль воплощается в образе матери?
(Мать — в центре повествования. Это дает писателю возможность сопоставить конкретные социальные идеи с вечными идеалами материнства. Идеи Павла воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном. Мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется от слободки до глобальных масштабов, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли». Ниловна чувствует возможность изменить и улучшить мир, встав рядом с сыном и его товарищами.)
— Каков путь Ниловны?
(Мир изменяется для героини и в социальном плане Она проходит путь неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера. Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. Они изображаются для того, чтобы обосновать закономерность становления сознания героев.)
— В чем же заключается новое качество реализма у Горького?
(В том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность.)

III. Заключительное слово учителя


В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства, формировать и изменять их в своих целях.

IV. Тест по творчеству А. М. Горького (см. Приложение в конце книги).


Домашнее задание


Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.

Вариант изучения романа «Мать»


Урок 1. Образ Павла Власова


I. Слово учителя


Роман «Мать» был написан Горьким в 1907 году и был посвящен тем, кто из «коняги» решил стать человеком. Горький показал, как в пролетарской среде пробуждалось «классовое сознание». И Павел Власов — один из тех, кто пошел по пути разума, по пути переделки самого себя и переделки мира. В романе показаны три вехи этого пути: «история» с болотной копейкой и стихийный бунт против фабриканта; первомайская демонстрация и политические требования рабочих; и сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами, где «судьи» и «подсудимые» поменялись местами.
М. Горький в своем романе поклоняется рабочему человеку в революции и верит в его победу над эксплуататорами.

II. Обсуждение глав романа, обмен впечатлениями


Остановимся на следующих вопросах:
1. Сюжет романа.
2. Рассказ о серых буднях рабочей слободки, о труде на фабрике, о человеческих отношениях (брань, жестокость отцов к детям, мужей к женам, ненависть и недоверие друг к другу, пьянство).
3. Ветер перемен — начало новых отношений между людьми;
4. Демонстрация.
5. Суд.
6. Вера в будущее.

III. Образ Павла Власова


Учащиеся обсуждают путь становления Павла, рассказывают об этапах его жизни.
Основной вопрос:
— Что помогло обыкновенному рабочему парню пойти другой дорогой, отличной от дороги окружающих его людей?
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Какие стороны души Павла открываются читателю в сценах сопротивления отцу и покорности матери? (Главы 2—3-я)
2. Каким Павел пытается стать? (Глава 3-я)
3. Какие книги читает главный герой?
4. Как вы думаете, почему Горький выбирает картину именно с этим библейским сюжетом? («Воскресший Христос идет в Эммаус».)
5. В 4-й главе Павел говорит: «Хочу знать правду!» Что для него означает это желание?
6. Какова позиция Власова в споре с Рыбиным в 11-й главе? («Только разум освободит человека».)
7. «История» с болотной копейкой. Почему Павел Власов потерпел поражение? (Глава 12-я)
8. Можно ли оправдать жестокость Павла в 23-й главе?
9. Первомайская демонстрация. О каких чертах характера Павла мы узнаем из этого эпизода? (Глава 18-я)
10. Какие выводы можно сделать из сцены суда?
Обсуждаем эти вопросы. Учащиеся делятся своим отношением к главному герою романа Горького «Мать». Свои выводы и суждения подкрепляют цитатами из текста.
Учитель предлагает для обсуждения эпизод из романа.

Домашнее задание


1. Подготовка к обсуждению образа Ниловны. Ее эволюция на протяжении романа (цитаты из текста).
2. Подготовить сообщение по теме: «Рыбин — антипод Власова». Их спор о сердце и разуме. (Глава 11-я)

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать»


I. Проверка домашнего задания


Выступление учащихся по поводу спора Павла Власова с Рыбиным. Анализ спора о сердце и разуме как о правде и вере.

II. Слово учителя


Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Безусловно, этим писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печатью страха и молчания: для самого писателя образ матери священен, ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела.
Для чего Горький ввел в свой роман образ матери? Наверное, для того, чтобы показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего, обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить революцию и Бога. Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она сделала, подменив правду Бога правдой сына.

III. Обсуждение образа Ниловны


Учащиеся делятся своими впечатлениями, пользуясь подготовленным дома материалом. Зачитывают отрывки текста, приводят цитаты, подтверждающие их суждения. Делают выводы.

Вопросы учителя (работа с текстом)


1. Что собой представляет жизнь Ниловны в начале романа?
2. На что жалуется главная героиня? («Все у меня выбито, заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит».)
3. Изменение мира Ниловны, «преображение» ее души.
4. В каких обстоятельствах русская женщина опирается на религиозные чувства? («Иисус Христос, помилуй нас...» — глава 6-я; «Насчет Господа — вы бы поосторожнее» — глава 11-я; «Молилась без слов...» — глава 14-я и т. д.)
5. Как меняется отношение Ниловны к Богу? С чем связана такая перемена? («Не молясь Богу, начала прибирать комнату» — глава 1-я; «Незаметно для нее она стала меньше молиться, но все больше думала о Христе» — глава 8-я; «Давно не возникавшее желание молиться волновало ее» — глава 28-я.)
6. Речь Ниловны после демонстрации.
7. В чем смысл новой веры, к которой пришла героиня романа? («Ей вспомнились следы забытых молитв, зажигая новой верой, она бросала их из своего сердца точно искры... Ведь это — как новый бог родится людям! Все — для всех, все — для всего... все дети одной матери — правды» — глава 28-я.)

IV. Итог урока


К концу романа Ниловна считает, что правда сына воскресила ее душу, а дружба «детей» — и рабочих, и городской интеллигенции, — согрела ее пламенем искренней любви. Не случайно в финальной сцене Ниловна говорит жандарму и народу: «душу воскресшую не убьют... морями крови не угасят правды».

Домашнее задание


Подготовить письменные ответы на следующие вопросы:
1. В чем Ленин видел пользу романа Горького?
2. Назовите «сильные» и «слабые» страницы романа. Почему их можно так назвать?
3. В чем связь Рахметова с Павлом Власовым?

Уроки 32—33. Сочинение по творчеству А. М. Горького


Темы сочинений:


1. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве Горького.
2. «Каждый сам себе судьба» (по ранним романтическим произведениям Горького).
3. Спор о человеке в драме Горького «На дне».
4. Что лучше истина или сострадание?
5. Правда и ложь в драме «На дне».
6. Человек в творчестве Горького.

Примерный развернутый план сочинения по теме:


«Человек в творчестве А. М. Горького»


I. Введение


Истоки горьковской концепции Человека. «Ницшеанство» раннего Горького. Человек как одна из главных тем в творчестве писателя.

II. Основная часть


1. Романтические герои ранних рассказов.
— Сильная, гордая, свободолюбивая личность.
— Противоречия человеческой души.
— Противостояние идеального мира героя реальному, далекому от романтического идеала.
— Самоотверженное служение людям Данко как выражение идеала самого писателя.
— Подвиг как сопротивление общему течению жизни.
2. Космический масштаб Человека в поэме «Человек».
— Вера в силу, мощь человеческого разума, в его творческие, преобразующие мир возможности.
— Человек в центре Вселенной Горького.
3. Спор о назначении человека в драме «На дне».
— Атмосфера духовного разобщения людей.
— Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.
— Различные позиции в отношении человека Бубнова (правда «факта», пессимизм, скептицизм, цинизм), Луки (утешительная философия), Сатина (вера в человека и его силы — выражение авторских идеалов: «Человек — это звучит гордо!» «Все — в человеке!»).
4. Тревога за человека в «Несвоевременных мыслях».
— Предупреждение об опасности разрушения личности в ходе революционных преобразований.

III. Заключение


Трансформация концепции Человека на протяжении творческого пути Горького. Общий гуманистический пафос — вера в Человека.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 54
glava-12zhizn-semi-v-usloviyah-psihicheskoj-bolezni-osnovi-psihiatricheskoj-gramotnosti.html
glava-12zhizn-v-drugih-mirah-2012-predislovie.html
glava-12zhurnalist-s-videokameroj-zhurnalistika.html
glava-12znat-o-svoem-znanii-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-sereznih-chitatelej-v-tom-chisle-starshim-shkolnikam.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат