К условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ



В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ



УЧРЕЖДЕНИЙ


Здания общеобразовательных учреждений (далее учреждений) следует размещать на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии не менее 170м. Расположение учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до 25м.

Размещение учреждений на внутри- и межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

Строительство вблизи учреждений индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо. Размещение учреждений вблизи общественных гаражей определяется санитарно-защитной зоной. Размер санитарно-защитной зоны зависит от мощности гаража: при числе легковых автомобилей до 10 машин – не менее 15м, до 20 машин – 25м, до 50 машин - 50м. Площадки для установки контейнеров для мусора микрорайона должны быть удалены от учреждения на расстояние не менее 20м.

Радиус обслуживания населения учреждениями, размещаемыми в жилой застройке городов, составляет для учащихся начальных классов 500м.

Размещение учреждений в сельской местности должно предусматривать для учащихся начальных классов радиус доступности не более 2км пешком. Транспортное обслуживание организуют для учащихся, проживающих от учреждения на расстоянии 1км и более.

Предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке транспорта для учащихся младшего школьного возраста должен быть не более 500м. Остановку для транспорта оборудуют навесом, огражденным с 3-х сторон, от проезжей части дороги защищают барьером. Остановка должна иметь твердое покрытие и обзор со стороны дороги не менее 250м.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ УЧРЕЖДЕНИЙ

Площадь земельного участка определяют из расчета 35 м2 на 1-го учащегося. Участок учреждения должен иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5м и предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входов здания.

Расстояние от здания до красной линии должно быть не менее 25м, от границы земельного участка до стен жилых домов – не менее 10м.

На участке выделяют следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно - спортивная, отдыха и хозяйственная.



Учебно-опытная зона (участок овощных и полевых культур, участок плодово-ягодных культур, цветочно-декоративных растений, теплицу с зооуголком, площадку для занятий на воздухе) должна составлять не более 25% общей площади участка. В условиях дефицита территории допускается сокращение учебно - опытной зоны.

Зона отдыха для максимального ее использования во время перемен должна быть приближена к выходу из здания и оборудована площадками для подвижных игр: учащихся 1-х классов площадью не менее 180 м2, а для учащихся 2-4-х классов - из расчета 100 м2 на каждый класс. На спортивно-игровой площадке следует устанавливать стационарное и выносное оборудование (гимнастическая стенка с набором стенок и лесенок, бревна гимнастические, мишени, баскетбольные щиты и кольца, стол для настольного тенниса, яма для прыжков, деревянные скамейки и др.).

Физкультурно-спортивная зона располагают на расстоянии не менее 25м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Ее не следует оборудовать со стороны окон учебных помещений. Для учащихся начальных классов оборудуют гимнастическую площадку, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие и не иметь неровностей и выбоин. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение образовательных программ по физическому воспитанию и проведение оздоровительных мероприятий.

Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка, на расстоянии от здания не менее 35 м, ограждают зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должна быть оборудована котельная для подачи тепла в здание и насосная с водонапорным баком для подачи воды от местных питьевых источников.

Мусоросборники с плотными крышками следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25м от окон и входа в столовую (буфет). В хозяйственной зоне сельских учреждений допускается размещать сарай, овощехранилище, навесы для инвентаря и оборудования.

Проезды, дорожки и площадки должны иметь твердое покрытие. Уровень искусственной освещенности участка на земле должен быть не менее 10 лк.

Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% территории. В нее входят зеленые насаждения учебно-опытной зоны и зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка в виде живой изгороди, разделяющей отдельные зоны, а также газоны и декоративные зеленые насаждения. Ширина зеленой полосы по границам участка не должна быть менее 1,5м, а со стороны улицы – не менее 6м. Расстояние от здания учреждения до деревьев должно быть не менее 10м. Для озеленения не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Уборку участка следует проводить ежедневно.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ

Вместимость вновь строящихся учреждений не должна превышать 1000 чел. (для всех ступеней обучения).

Количество учащихся не должно превышать расчетной вместимости учреждения. Этажность здания учреждения не должна превышать 3-х этажей. В условиях плотной застройки городов допускается строительство учреждений высотой в 4 этажа. Учебные помещения для учащихся начальных классов должны быть выделены в отдельный блок и располагаться на 1-х, как исключение – на 2-х этажах. Их недопустимо размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

Структура здания должна обеспечить:



В зависимости от климатической зоны входы в здание должны быть оборудованы одним, двумя или тремя тамбурами.

Гардеробы размещают на 1-м этаже с обязательным оборудованием секций для каждого класса. Их оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Лестницы должны иметь ограждения. Высота ограждений составляет 1,5м; высота поручней для учащихся начальных классов – не менее 0,6м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85м.

Учебные помещения группируют в учебные секции:



Площадь рекреации определяют из расчета 2м2 на 1 учащегося.

Оптимальным вариантом для организации двигательной активности младших школьников являются зальные рекреации. Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов – не менее 6,0 м. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

Светопроемы учебных помещений оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы кабинеты рисования, информатики.

Учебные и общешкольные помещения не допустимо размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

Площадь классного помещения определяют из расчета не менее 2,5м2 на 1 учащегося. Учебные помещения включают рабочую зону для учащихся (размещение парт или учебных столов), для учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зону для индивидуальных занятий учащихся и возможной активной деятельности.

Кабинеты рисования должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Площадь на 1 рабочее место для масляной живописи – 3,5м2, для акварельной живописи и рисунка – 2,0м2.

Для занятий с использованием компьютеров необходимо выделять специальное помещение. Площадь на 1 рабочее место в компьютерном классе должна составлять не менее 6,0м2 при использовании компьютера на базе электронно - лучевой трубки и не менее 4,5м2 при использовании жидко-кристаллических экранов.

Библиотека общая для всей школы. Площадь библиотеки принимают из расчета 0,6м2 на 1 учащегося. В помещении библиотеки выделяют зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы, места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения).

Класс пения и музыки должен иметь площадь, исходя из 2,6м2 на 1 учащегося.

Спортивный зал для начальных классов должен быть отдельный. Его следует размещать на 1-м этаже, как исключение - допускается на 2-м этаже при условии, чтобы под ним не располагались учебные помещения. Размеры спортивного зала должны составлять не менее 9,0х18,0 м при высоте не менее 6,0м. При спортивном зале должны быть предусмотрены отдельно для мальчиков и девочек раздевальные, душевые, санузлы, а также комната для преподавателя.

Бассейн, предназначенный для начальных классов, оборудуют укороченной ванной площадью не более 330м2. Рекомендуемая длина ванны – 16,6м, ширина – 11,5м, глубина в мелкой части – 1,2м, в глубокой – 1,8м. Площадь ванны для обучающихся плаванию должна быть не более 180м2, рекомендуемая длина – 10,0м, ширина – 6,0м, глубина в мелкой части – 0,6м, в глубокой – 0,85м. В целях безопасности одновременно обучаться плаванию должно не более 10 человек.

В состав помещений бассейна помимо зала с ванными входят 2 раздевалки для мальчиков и девочек с душевыми и санузлом. В местах выхода из душевой в зал бассейна устанавливают ножные ванны длиной и шириной не менее 0,8м и глубиной 0,1м.

Актовый зал общий для всей школы. Размеры зала определяют числом посадочных мест (60% от общего количества обучающихся в учреждении) из расчета 0,65м2 на 1 место. Для учащихся начальных классов целесообразно иметь отдельный актовый зал.

Питание учащихся организуют в зависимости от вместимости учреждения или в школьной столовой, работающей на сырье, или в столовой, работающей на полуфабрикатах, или в буфете-раздаточной, оборудованных согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам. При буфетах и столовых обязательно предусматривают обеденный зал площадью из расчета 0,7м2 на 1 посадочное место, исходя из посадки 100% школьников в 3 очереди. Питание учащихся начальных классов организуют отдельно (в одну из очередей).

При столовых или буфетах-раздаточных обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест.

Спальни для 1-х классов должны иметь площадь из расчета 2,0м2 на 1 спальное место. Спальни оборудуют кроватями длиной 140см, шириной 60см и высотой 30см. Минимальные разрывы между длинными сторонами кроватей -0,65м, от наружных стен - 0,6м, от отопительных приборов – 0,2м, между изголовьями 2-х кроватей – 0,3м. Детей следует обеспечивать постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Использование встроенной мебели допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Санитарные узлы. На каждом этаже необходимо размещать санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8м от пола, не доходящими до пола 0,2м. Количество санитарных приборов определяют из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов определяют из расчета не менее 0,1м2 на 1 учащегося. Для персонала учреждения оборудуют отдельный санузел.

Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,65м. Высота верхней поверхности раковин над полом для учащихся 1-х классов должна составлять 0,5м, для учащихся 2-4-х классов - 0,6м.

Необходимо помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. В нем следует оборудовать кран на высоте 0,5м от пола для забора воды.

Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача - длиной не менее 7,0м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и площадью не менее 14,0м2; кабинет стоматолога площадью не менее 12,0м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью не менее 14,0м2. При медпункте оборудуют санузел. Обязательный и рекомендуемый комплекты медицинского оборудования представлен в Приложениях 1,2,3.

Кабинет психолога (общий для всей школы) площадью не менее 12,0м2, а также кабинет логопеда площадью не менее 12,0м2.

Для учащихся начальных классов учреждений полного дня необходимо предусмотреть отдельный спортивный зал, зал для лечебной физкультуры, спальное помещение для организации дневного сна учащихся 1-х классов площадью, исходя из 2,5м2 на 1 учащегося, и игровые помещения для всех начальных классов.

Внутренняя отделка помещений.

Стены помещений начальной школы должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.

В учебных помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов (бледно голубой, бледно-зеленый), на северные румбы горизонта - теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы, но не более 25% всей площади, допускается окрашивать в более яркие цвета. Поверхности стен помещений для музыкальных и гимнастических занятий следует окрашивать в светлые тона. Для отделки потолков используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.

Полы помещений должны быть гладкими, не скользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материала для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, отвечающими гигиеническим требованиям и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию. Полы туалетных и умывальных комнат выстилают керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Для отделки полов не допускается использовать цемент и мрамор.



4. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ

Температура воздуха в учебных помещениях должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.1.

Температура воздуха в учебных помещениях с ленточным остеклением зависит от их ориентации:


Таблица 4.1.

Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях (с обычным

остеклением) в зависимости от климатического района и сезона года


Климатический район

Сезон года

Зона теплового комфорта, °С

Зона умеренного напряжения терморегуляции, °С

Холодный

Умеренный

Жаркий

Зима


21-22

18-20


17-19

18-23

17-22


16-21

Умеренный

Жаркий


Умеренный

Жаркий


Весна

Осень


18-22

23-24


16-22

24-26


17-23

20-26


15-23

20-28

Температура воздуха в актовом зале, классе пения и музыки, рисования должна составлять 18-20°С, в спортивном зале – 15-17°С, в рекреациях – 16-18°С, в вестибюле и гардеробе – 16-19°С.

Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.

Здания учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.

В одноэтажных малокомплектных сельских школах допускается печное отопление, устанавливать железные печи не допустимо. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрывают не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за 2 часа до прихода учащихся.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы.

Отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками. Не допускают ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°С.

При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением для учебных помещений необходимо предусмотреть в них оборудование естественной вытяжной вентиляции.

При воздушном отоплении, совмещенном с вентиляцией, должно быть предусмотрено автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры в зависимости от строительно-климатической зоны и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%, а также обеспечение в ночное время температуры воздуха не ниже 15°С. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.

Минимально необходимой воздухоподачей в учебные помещения для начальных классов следует считать 40м3/час воздуха на 1 учащегося.

Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично.

Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

Наружная температура, 0С



Длительность проветривания, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

от 10 до 6

4-10

25-35

от 5 до 0

3-7

20-30

от 0 до -5

2-5

15-25

от -5 до -10

1-3

5-10

Ниже -10

1-1,5

5-10

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Тамбуры входа в здание должны иметь воздушно-тепловые завесы. Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера догрева и автоматической воздушной заслонки.

Для оптимизации воздушной среды учебных помещений рекомендуется использовать аэрофитомодули.


5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ

Здания учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно - эпидемиологический надзор.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раз в 2 недели.

При организации питьевого режима на бутилированной воде должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянных, фаянсовых – в обеденном зале и одноразовых – в учебных и спальных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения.

В течение всего времени пребывания учащихся в образовательном учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде.

В каждой классной комнате для детей 1-4 классов и помещениях для групп продленного дня, кабинете рисования, медицинском кабинете к умывальным раковинам должна быть подведена холодная и горячая вода. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 600С.

Общеобразовательные учреждения должны быть обеспечены централизованной канализацией. В неканализованных районах их оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений (вместимостью до 50 мест) люфтклозетами или выгребами (с организацией стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.


6. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ, ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ И ИНСОЛЯЦИИ



6.1 Требования к естественному и искусственному освещению

Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях общеобразовательных учреждений приведены в таблице 6.1.1.

Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение – 1,35%.

В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.

Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.

Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.


Таблица 6.1.1

Показатели естественного, искусственного и совмещенного



освещения основных помещений учреждений образования




Помещения

Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Искусственное освещение, не менее

КЕО ен, %

КЕО ен, %

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

Освещенность, лк

Показатель дискомфорта М, не более

Коэффициент пульсации освещенности,

Кп, %, не более

при комби-нированном освещении

при общем освещении

всего

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики химии, биологии и прочие

Рабочие столы и парты:

Г-0,8


4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

500

40

10

Середина доски:

В-1,5


––

––

––

––

––

––

500

––

10

Кабинеты информатики и вычислительной

Техники


Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

500

15

10

Экран дисплея: В-1;

––

––

––

––

––

––

200

––

––

Учебные кабинеты технического

черчения


и рисования

Г-0,8

4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

500

40

10

Рабочие, чер-тежные доски, рабочие столы

––

––

––

––

––

––

500

40

10

Лаборантские при учебных кабинетах

Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

400

15

10

Мастерские по обработке металлов и древесины

Верстаки, рабочие столы,

Г-0,8


––

––

3,0

1,2

1000

200

300

40

15

Инструментальная, комната мастера-инструктора

Г-0,8

––

––

1,8

0,6

––

––

300

40

15

Кабинеты обслуживающих видов труда

Г-0,8

4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

400

40

10

Таблица 6.1.1 (продолжение)



Показатели естественного, искусственного и совмещенного



освещения основных помещений учреждений образования




Помещения

Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Искусственное освещение, не менее

КЕО ен, %

КЕО ен, %

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

Освещенность, лк

Показатель дискомфорта М, не более

Коэффициент пульсации освещенности,

Кп, %, не более

при комби-нированном освещении

при общем освещении

всего

от общего

Спортивные залы

Г-0,0

2,5

0,7

1,5

0,4

––

––

200

60

20

В-2,0

с обеих сторон на продольной оси помещения



––

––

––

––

––

––

75

––

––































Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые































Г-0,8

––

––

––

––

––

––

50

––

––

Крытые бассейны

Г-поверхность воды

2,0

0,5

1,2

0,3

––

––

150

60

20

Актовые залы, киноаудитории

Г-0,0

––

––

––

––

––

––

200

75

––

Кабинеты и комнаты

Преподавателей



Г-0,8

3,0

1,0

1,8

0,6

––

––

300

40

15

Рекреации

Г-0,0

2,.0

0,5

1,2

0,3

––

––

150

90

––

Спальные комнаты

Г-0,0

2,0

0,5

––

––

––

––

150

25

15

Обеденные залы столовых *

Г-0,8

3,0

1,0

1,8

0,6

––

––

400

60

20

__________________________


* Допускается отсутствие естественного освещения при условии 1,5 м2 на одно посадочное место, уровня освещенности от системы общего освещения 500 лк и использования в системе общего освещения газоразрядных ламп с индексом цветопередачи не менее 95 единиц.

При совмещенном освещении учебных помещений следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.

Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения следует принимать равным 0,5. В условиях плотной городской застройки необходимо предусматривать светлую отделку помещений — средневзвешенный коэффициент отражения должен быть не менее 0,6.

Светильники, используемые для искусственного освещения классов и кабинетов школы, должны иметь светораспределение, преимущественно направленное в нижнюю полусферу, но при этом обеспечивать и подсветку потолка для благоприятного распределения яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

Показатель дискомфорта не должен превышать нормированных значений, приведенных в таблице 6.1.1, в расчетной точке, расположенной на центральной оси торцевой стены помещения на высоте 1,5 м от пола.

Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.

Не допускается искусственное освещение классов с помощью подвесных потолков типа «Armstrong».

Коэффициент пульсации осветительной установки не должен превышать 10%.



6.2 Требования к инсоляции учебных помещений и участка

Учебные помещения должны быть обеспечены непрерывной инсоляцией продолжительностью не менее:

– 2,5 часа в северной зоне (севернее 58 с.ш.);

– 2 часа в центральной зоне (58 с.ш. – 48 с.ш.);

– 1,5 часа в южной зоне (южнее 48 с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в кабинетах рисования, а также в кабинетах, предназначенных для изучения дисциплин с компьютерной поддержкой (более 50% продолжительности академического часа).

Продолжительность инсоляции на 50% площади участка общеобразовательного учреждения независимо от географической широты должна составлять не менее 3часов.

7. ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ МЕБЕЛИ,



ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА И УЧЕБНЫМ ДОСКАМ



7.1 Требования к ученической мебели и ее расстановке в классе

Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7-15º и отрицательной дистанцией сиденья*. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1 номера, на 5-6 см – 2 и 3 номера и на 7-8 см – у парт 4 номера.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

Функциональные размеры парт для учащихся начальных классов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 7.1.1.

Таблица 7.1.1

Функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп



Ростовая группа

Высота переднего края

крышки парты



Высота переднего края сиденья парты

1000-1150 мм

510

320

1151-1300 мм

550

350

1301-1450 мм

600

380

1451-1600 мм

650

410

При выборе ученической мебели следует руководствоваться следующими положениями:

1. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения, в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.

2. Парты должны иметь цветовую маркировку, которая наносится на видимую наружную боковую поверхность в виде круга диаметром не менее 10 мм.

3. Функциональные размеры ученической мебели должны соответствовать ее номеру и маркировке. Контроль соответствия осуществляется путем измерения у парт высоты над полом верхней плоскости крышки, обращенной к ученику и высоты над полом верхнего края сиденья. В мебели с регулируемыми параметрами контролируется соответствие номеру каждого положения регулировки. Измерения проводят универсальным измерительным инструментом, имеющим миллиметровые деления с погрешностью ± 1 мм.

4. Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отдельных элементов мебели приведены в Приложении 4.



Требования к расстановке мебели в классном помещении

  1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

  2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

  3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

  4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

  5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

  6. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

  7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

  8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

  9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.

  10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон*. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в год менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

  11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

  12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 мм до 1300 мм, желтая – от 1301 мм до 1450 мм, красная – от 1451 мм до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

7.2 Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;

корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1.

Таблица 7.2.1

Примерное распределение парт разного номера в начальных классах (%)



Класс

Номер парты

2

3

4

1 класс

75

25

0

2 класс

45

55

0

3 класс

15

75

10

4 класс

0

65

35

В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.

Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм – 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.

7.3. Требования к учебным доскам

Учебные доски должны быть: изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма; хорошо очищаться влажной губкой; износостойкими; иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см.

Учебные доски оборудуются софитами, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.


8. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 7 лет к 1 сентября текущего года. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1-х классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней).* Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.
Таблица.8.1.

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

1

-

20

2-4

25

22

Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30 часов. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

Продолжительность урока во 2-4 классах составляет не более 45 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первых-вторых уроках. Контрольные работы проводят, но не более одной в день, во вторник – четверг на вторых-третьих уроках. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т.п.).

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее – 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока - динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия следует строить следующим образом: первые 20-25 минут – самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Структура урока должна быть дробной - включать несколько видов деятельности, но не более 6-ти. Оптимальная плотность урока (процент чистого времени на уроке, затраченного на учебную работу) составляет не менее 60% и не более 80%.

Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7-8 лет – 10 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в первом классе составляет не более 4-5 минут; во втором-третьем классах – не более 5-7 минут; в четвертом – не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4-5 минут.

Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.

Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см3.

Безопасность предметов для детского творчества для здоровья детей должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 20 минут.

Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок. Использование ноутбуков не допускается.

При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с табл. 8.2.

Таблица 8.2.

Длительность непрерывного применения на уроках различных ТСО

Длительность просмотра (мин)

Классы

Кинофильмов

Телепередач

1-2

15-20

15

3-4

15-20

20

Наполняемость начальных классов не должна превышать 20 человек. В отдельных случаях по согласованию с территориальными органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, допускается увеличение численности детей в классе, но не более чем до 25 человек. На занятиях по иностранному языку и информатике класс делят на две подгруппы.

Возможны следующие принципы комплектации классов: по возрасту, по степени функциональной готовности к систематическому обучению, по половой принадлежности.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 8.3.

Таблица 8.3.

Наполняемость классов-комплектов



Комплекты классов

Число учащихся

1+3

10-15

1+2

8-10

1+4

8-10

2+3

10-12

2+4

10-15

3+4

10-15

1+2+3

8-10

1+2+3+4

8-10

Для формирования классов-комплектов предпочтительно объединять учащихся 1-го и 3-го классов, а также 2-го и 4-ого классов. Для первоклассников предпочтителен режим «неполного совмещения»: организация первых 2-3-х уроков для первоклассников вне совмещения с уроками для 3-го класса при последующем соединении учащихся 1-го и 3-го классов для однопредметных уроков музыкально-эстетического и физического воспитания, которые проводят использованием соответствующих возрасту детей методик преподавания каждого предмета.

При совмещении в классе-комплекте учащихся 3-х возрастных групп, т.е. учащихся 1,2 и 3 классов (рис. 8.1.) наиболее благоприятные условия обучения следует создавать для первоклассников: обучение в первую смену (или более раннее начало обучение), первые 2-3 урока проводят у них вне совмещения, а в условиях полного совмещения организуют уроки физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства. Второй перерыв (20 мин) используют для питания детей. Третий (20 мин) – для игр на воздухе.

1 полугодие



Вариант 1

Вариант 2







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 




 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 полугодие

Вариант 1 Вариант 2



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 - 1 класс

 

 - 2 класс

 

 - 3 класс

Рис. 8.1. Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении


При 2-ом варианте трехсовмещенного режима обучения учащихся в первом классе после 3-го урока организуют 2,5-часовой перерыв для проведения обеда, игр, сна и др. мероприятий.

Организация учебного процесса в классах компенсирующего обучения должна учитывать следующее: количество учащихся не должно превышать 20 человек; обучение проводят только в первую смену; учебный день должен составлять не более 5 уроков; организация облегченного дня в середине недели (среда); медико-психологическое сопровождение учащихся.

Продолжительность учебного года для учащихся 1-х первых классов составляет 33 недели, для учащихся в 2-4-х классов – не более 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней (для первоклассников – 37 дней), летом - не менее 7 недель. График организации каникул должен предусматривать равномерное чередование периодов учебы и каникул.

Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Объем домашних заданий должен учитывать индивидуальные возможности учащихся. Затраты времени на самоподготовку для учащихся 2-4 классов не должна превышать 1,5 часов. Для организации полноценного отдыха детей не следует задавать уроки на выходные дни и каникулы.

Организация занятий по разделу «Внеучебная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Они реализуются в виде экскурсий, кружков, секций и т.п.

В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на воздухе продолжительностью не менее 2 часов с организацией подвижных игр. Для учащихся 1-х классов необходима организация дневного сна (1,5 часа).

Организация дополнительного образования должна обеспечивать возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий, Для первоклассников дополнительные занятия (особенно в первом полугодии) проводят в форме экскурсий, прогулок. Оптимальным является посещение не более 2-х кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность одного занятия не должна превышать 1,5 часов с перерывом не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений через 30-45 минут занятий.

Уроки физической культуры, продолжительностью 35-45 минут, проводят не менее 2 раз в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду, пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.

Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе. В средней полосе занятия на открытом воздухе проводят при температуре воздуха до 15°С в безветренную погоду. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не допускаются.

К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.

Моторная плотность урока – соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах и должна составлять на занятиях в зале не менее 70%, и не менее 80% - на воздухе. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.

В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части -3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное игровое оборудование и спортивный инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено, иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

Все учащиеся, посещающие школу, должны посещать занятия по физическому воспитанию. В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относят учащихся без отклонений и с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии постепенного усвоения двигательных навыков и умений. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.

К специальной медицинской группе относят учащихся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных заболеваний и травм. Специальная медицинская группа подразделяется на подгруппы «А» и «Б». Учащиеся группы «А» занимаются по специальной программе физического воспитания. К группе «Б» относят учащихся, которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой (ЛФК).

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются

Гигиеническую гимнастику с целью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 5-7 минут с музыкальным сопровождением в хорошо проветренном классе.

Физкультурные минутки на уроках не должны превышать 2-3 минут. Во время перемен целесообразна организация централизованных радиофицированных физкультпауз.

Подвижные игры на переменах должны быть несложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно - оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т.д.

Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.

Домашние задания по физической культуре следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха.

На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья

:

давление на голову по вертикальной оси позвоночника; значительные наклоны головы и шеи вперед, назад в стороны; падение на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясение туловища, передающееся через руки; удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.


9. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ И КНИЖНЫМ ИЗДАНИЯМ,



КОМПЬЮТЕРНЫМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ


9.1. Требования к учебным изданиям

Безопасность учебных изданий (далее изданий) должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным органами Роспотребнадзора в установленном порядке.


Общие гигиенические требования


1. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

2. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.


Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

3. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:


– шитье проволокой втачку;

– клеевое бесшвейное скрепление.

Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п.), допускается бесшвейное клеевое скрепление.

4. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.


На полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.


5. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.

6. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

7. В изданиях для 1–4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа — не менее 2 пунктов, шрифты — из группы рубленых нормального или широкого полужирного начертания.

8. Не допускается применение шрифтов узкого начертания, кроме заголовков.

9. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа «Таймс»).

10. Не допускается применять:

11. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок.

12. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

13. Для картографических надписей в изданиях для 1–4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов.

14. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.

15. В текстовой части комбинированных изданий для 1 класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2–4 классов — не менее 14 пунктов.


16. Для изготовления учебных изданий не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, не предназначенных для повторного использования, например тестовые задания, дидактические материалы, в которые учащийся вносит результаты решения.

17. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки.



Требования к учебным изданиям



в зависимости от учебной дисциплины



Требования к букварям

1. Шрифтовое оформление текста букваря должно соответствовать требованиям табл. 9.1.1.

2. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать требованиям табл. 9.1.1. При этом длина строки не регламентируется.

Таблица 9.1.1



Требования к шрифтовому оформлению букварей




Части



букваря



Кегль,



пункты,



не



менее



Увели-чен­ие



Длина строки



Характеристика шрифта



интерлиньяжа,



мини-мальная



макси-мальная



группа



емкость,



начерта­ние



пункты,



не менее



ква-драты



мм



ква-драты



мм






зн./кв.,



не более






Буквар-ная



36*

не регламент.

не регла­мент.

не регла­мент.

рубле-н­ых

не регла­мент.

полужир­ное или жир­ное; прямое

18

2

6 1/2


117

7 3/4

140

рубле-н­ых

5,4


нормальное или широкое; полужирное; прямое


После­буквар­ная


18

2

6 1/2


117

8

144


рублен­ых, новых мало-кон­траст­ных

6,0


нормальное или широкое; свет­лое или полужирное; прямое

3. В шрифтовом оформлении букваря следует соблюдать:

– междусловное расстояние должно быть равно кеглю шрифта;

– количество переносов на странице не должно превышать 4;

– количество слов в столбике должно быть не более 4 при расстоянии между столбиками не менее 14 мм;

– не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов; для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.

4. Применение курсивного начертания шрифта не допускается.

5. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части — не менее 30%.


Требования к прописям


1. В прописях для освоения начальных навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм.


Для закрепления навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм.

Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм.

2. В прописях рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15°.

3. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую.

4.  Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Для изображения образцов букв допускается использовать одну цветную краску.

Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается.



Требования к изданиям по гуманитарным дисциплинам для 1–4 классов

1. В изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графической основ, шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.2.

2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов и сравнительных текстов в изданиях по языковедению.

Для стихов и сравнительных текстов допускается двухколонный набор только при соблюдении требований табл. 9.1.2, кроме длины строки, и расстоянии между колонками не менее 9 мм.

3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал — только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм.

4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм.



Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.

Таблица 9.1.2


Требования к шрифтовому оформлению текста изданий



по гуманитарным дисциплинам для 1–4 классов




Классы



Кегль,



пункты,



не



менее



Увели-чен­ие



Длина строки



Характеристика шрифта



интерлиньяжа,



мини-мальная



макси-мальная



группа



емкость,



начерта­ние



пункты,



не менее



ква-драты



мм



ква-драты



мм






зн./кв.,



не более






Первый



18

2

6 1/2

117

9 1/4

167

рубленых или новых малоконтрастных

6,0

нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое


Второй



16

2

6 1/2

117

9 1/4

167

6,0 (6,6)**

Третий



и



четвертый



14

2

6

108

8 1/2

153

6,7 (7,3)

нормальное или широкое; свет­лое;

прямое


12*

2

4 1/2

81

7 3/4

140

7,7 (8,5)

нормальное или широкое; светлое

*



Допускается для дополнительного текста объемом не более 200 знаков

**



В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы

5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

Допускается применение рукописных шрифтов при кегле на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

6. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 63 мм при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.

7. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 12 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.

Требования к изданиям по математическим дисциплинам для 1–4 классов

1. Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в табл.9.1.3.


2.  Для основного текста двухколонный набор не допускается.

3.  Многоколонный набор для столбцов примеров, задач разрешается только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий — не менее 9 мм.


Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.

4. Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта текста в соответствии с табл. 9.1.3.


5. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

6. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.3. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста



Таблица 9.1.3



Требования к шрифтовому оформлению текста изданий



по математическим дисциплинам для 1–4 классов




Кегль,



пункты,



не



менее



Увеличен­ие



интер-линьяжа,



пункты,



не менее



Минимальная



длина строки



Характеристика шрифта



группа



начерта­ние



квадраты



мм



14*

2

5

90

рубленых

нормальное или широкое; светлое; прямое

14

2

5

90

рубленых

или новых

малоконтрастных

нормальное или широкое; светлое; прямое

12

2

5

90

рубленых

нормальное или широкое; светлое; прямое

*



Для изданий первого года обучения.








Требования к изданиям по естественным дисциплинам для 1–4 классов

1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.4.

2. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.4.

При этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3. В изданиях не допускается применять двухколонный набор.

4. В текстовых таблицах изданий длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата при расстоянии между колонками не менее 12 мм.

5. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях (график, схема, таблица, диаграмма и др.) может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

Таблица 9.1.4



Требования к шрифтовому оформлению текста изданий



по естественным дисциплинам для 1–4 классов




Функциональное

назначение



Классы

Кегль,

пункты, не менее



Увеличение

интерлиньяжа

пункты, не менее

Длина строки

Характеристика шрифта

мини-

мальная


макси-

мальная


Группа

емкость,

зн./кв., не более



начертание

квадраты

мм

квад-

раты


мм

Хрестоматия

1

18

2

6 1/2

117

9 1/4

167

рубленых или новых малоконтрастных

6,0

нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое

2

16

2

6 1/2

117

9 1/4

167

6,0

3–4

14

2

6

108

8 1/2

153

рубленых или новых малоконтрастных

6,7

нормальное или широкое; светлое;

прямое


12*

2

4 1/2

81

7 3/4

140

7,7

Учебники

и учебные пособия



1–2

14

2

6

108

8 1/2

153

–– // ––

6,7

нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое

3–4

12

2

4 1/2

81

7 3/4

140

–– // ––

7,7

10*

2

4 1/2

81

7 1/4

131

8,6

нормальное или широкое; светлое или

полужирное



Практикумы

(рабочие тетради)



1

14

2

4 1/4

77

не регл.

–– // ––

6,7

нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое

2–4

12

2

4 1/4

77

не регл.

–– // ––

7,7

10*

2

4 1/4

77

не регл.

–– // ––

8,6

нормальное или широкое; светлое или

полужирное


*

Для дополнительного текста объемом не более 200 знаков.



Требования к наглядные пособиям

Требования к шрифтовому оформлению наглядных пособий представлены в табл. 9.1.5.

Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 30 см, обычно располагают на парте (как учебное издание).

Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 50 см, располагают на стенах кабинетов (классов).

Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 300 см, располагают на доске, и их шрифтовое оформление должно обеспечивать возможность прочтения учащимися, сидящими на последних партах.

Таблица 9.1.5


Требования к шрифтовому оформлению наглядных пособий




Класс

Расстояние наблюдения,

см, не более



Размер шрифта,

пункты, не более



1 класс

30

14

50

29

300

175

2 класс

30

12

50

25

300

150

3–4 классы

30

10

50

21

300

125


Требования к весу учебных изданий

Вес учебного издания для учащихся начальных классов не должен превышать 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.


9.2 Требования к компьютерным средствам обучения (КСО)



Требования к оформлению электронных страниц КСО

1. Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам

– яркость — не менее 35 кд/м2 и не более 120 кд/м2;

– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости — не более ±20%.

2. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

3. В оформлении электронных страниц КСО следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.

При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.

Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.

4. Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 1–4 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 9.2.1.

Таблица 9.2.1



Объем текста

единовременного прочтения,

количество знаков,

не более


Кегль шрифта,

пункты,


не менее

Высота


прописной буквы, мм,

не менее



Группа шрифтов

(примеры

гарнитур)*

50

14

3,50

рубленые (Arial, Verdana, Helvetica и т.п.)

100

16

4,00



















*

Следует применять гарнитуры, разработанные или адаптированные

к использованию для предъявления информации на экране дисплея



5. Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

6. Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 2,3 мм.

7. Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 3 мм.

Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

8. Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в табл. 9.2.1.

9. Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:


10. В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного.

Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

11. Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.

9.3. Требования к изданиям книжным для развивающего обучения,



дополнительного образования, литературно-художественным,



научно-популярным, энциклопедиям, справочникам

По гигиенической значимости издания подразделяются на две категории.

К первой категории относятся издания:

– развивающего обучения;

– для дополнительного образования;

– литературно-художественные;

– научно-популярные.

Ко второй категории относятся издания:

– справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т. п.);

– для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т. п.).



Общие требования к изданиям книжным и журнальным


1. Если издание рассчитано на две возрастные кате­го­рии его следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в чи­тательском адресе групп,

2. Для изданий второй возрастной группы требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта.

3. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 10 мм.


Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного запол­не­ния полей, должны быть не менее 10 мм, кроме страниц с поло­сны­ми иллюстрациями.


4. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.

5. При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.

6. В издании не следует применять:


– шрифты узкого начертания;

– цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков.


7. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

8. В издании не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:


– непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмары­ва­ние краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

– затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

– деформация блока или переплетной крышки.

Требования к шрифтовому оформлению



изданий для младшего школьного возраста



  1. В изданиях первой категории шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям табл. 9.3.1.

Для дополнительного текста объемом более 600 знаков на странице следует применять шрифтовое оформление, установленное для основного текста.

Таблица 9.3.1


Требования к шрифтовому оформлению текста



в изданиях первой категории для младшего школьного возраста



Кегль шрифта,



пункты,



не менее



Увели-чен­ие



интерлиньяжа,



пункты,



не менее



Длина строки



Характеристика шрифта



по ГОСТу 3489.1-71



мини-мальная



макси-мальная



группа



емкость,



начерта­ние



ква-драты



мм



ква-драты



мм






зн./кв.,



не более






20 и более

2

5

90

9 1/2

171

рубленых, новых малоконтрастных

5,2 (5,7)**

Нормальное или широкое светлое

Прямое


16, 18

2

4 1/2

81

9 1/4

167

рубленых, новых малоконтрастных

6,4 (7,0)

14

2

4 1/2

81

8 1/2

153

рубленых, новых малоконтрастных

7,2 (7,9)

12

2

4 1/2

81

7 3/4

140

рубленых

7,7 (8,5)

Нормальное или широкое светлое или полужирное

Прямое


10*

2

2 1/4

41





рубленых



Прямое

Примечание:



Гарнитура типа «Таймс» допускается только для набора стихов шрифтом кегля не более 14 пунктов

*



Допускается только для дополнительного текста объемом не более 600 знаков на странице

**



В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов

латинской графической основы.





  1. В изданиях второй категории шрифтовое оформление в зависимости от объема текста единовременного прочтения должно соответствовать требованиям табл. 9.3.2.

  2. В изданиях первой категории для печати основного и до­пол­ни­тельного текста на цветном, сером фоне, много­кра­сочных иллюстрациях следует применять следующее шрифтовое  оформление:

– рубленые шрифты полужирного нормального или ши­ро­ко­го прямого начертания;

– кегль шрифта основного текста не менее 14 пунктов;

– кегль шрифта дополнительного текста объемом не более 200 знаков на странице — не менее 12 пунктов;

– увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;



Таблица 9.3.2




Требования к шрифтовому оформлению текста



в изданиях второй категории для младшего школьного возраста



Объем текста



единовременного



прочтения,



количество



знаков, не более



Кегль шрифта, пункты, не менее



Увеличение



интерлиньяжа, пункты,



не менее



Минимальная



длина строки



Характеристика шрифта



группа



начерта­ние



квадраты



мм



200

10

не регла-

ментируется



не регла-

ментируется



не регламентируется

прямое

600

10

2

2 ¼

41

рубленых

прямое

– длина строки и емкость шрифта в соответствии с требованиями п. 1.

4. В изданиях второй категории для печати текста на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях следует применять следующее шрифтовое оформление:


– рубленые шрифты полужирного, нормального или ши­ро­кого прямого начертания;

– кегль шрифта не менее 12 пунктов при объеме текста единовременного прочтения не более 200 знаков;

– кегль шрифта не менее 14 пунктов при объеме текста единовременного прочтения не более 600 знаков;

– увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;

– длина строки не менее 2¼ квадрата.

5. В изданиях первой категории для основного текста не следует применять:


– цветные краски;

– выворотку шрифта;

– многоколонный набор;

– рисованные шрифты.


Двухколонный набор допускается применять только:


– для стихов в изданиях первой категории при расстоянии между колонками не менее 12 мм, считая от конца самой длинной строки в первой колонке;

– в научно-популярных изданиях первой категории при расстоянии между колонками не менее 9 мм и площади иллюстраций на полосе не менее 35%;

– в изданиях второй категории при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм.

7. В изданиях первой категории для дополнительного текста объемом не более 600 знаков на странице и в изданиях второй категории при объеме текста единовременного прочтения не более 200 знаков допускается применять цветные краски и выворотку шрифта в следующем оформлении:


– рубленые шрифты полужирного нормального прямого начертания;

– кегль шрифта не менее 12 пунктов;

– увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;

– длина строки не менее 2¼ квадрата;

– оптическая плотность фона для выворотки шрифта не менее 0,5.

8. Шрифтовое оформление выделений в изданиях первой категории должно соответствовать требованиям табл. 9.3.1 и п. 3; в изданиях второй категории – требованиям табл. 9.3.2 и п. 4. Длина строки не регламентируется.


Разрешается применение шрифтов полужирного и курсивного начер­та­ний, цветных красок и выворотки шрифта при использовании кегля шрифта не менее кегля шрифта основного текста.

Оптическая плотность фона для выворотки шрифта должна быть не менее 0,5.


10. ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ РАНЦАМ И СМЕННОЙ ОБУВИ



10.1. Требования к школьным ранцам



  1. Вес ранца не должен превышать 700 г.

  2. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.

  3. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  4. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили.

  5. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

  6. Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  7. Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.

  8. Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.

  9. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.

  10. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно - эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.

Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.

Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти с помощью старшеклассников.

Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.


    1. . Требования к сменной обуви



  1. В учреждении учащимся следует использовать сменную обувь.

  2. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. При отсутствии припуска пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации.

  3. Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли.

  4. Подошва в обуви должна быть гибкой.

  5. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см.

  6. Высота каблука не должна превышать 2 см.

  7. Сменная обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу.

  8. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы.

  9. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы.

  10. конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.

  11. В сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве.

  12. Использование ортопедических стелек рекомендуется врачом только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка.

  13. Безопасность материалов, из которых изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником.

В качестве сменной обуви рекомендуется использовать сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.

Контроль за сменной обувью осуществляют классные руководители путем оценки соответствия функциональных параметров обуви каждого ребенка гигиеническим требованиям и заполнения карт мониторинга в начале учебного года.

Вопросы использования гигиенически рациональной сменной обуви должны быть предметом обсуждения на родительском собрании.





golograficheskaya-vselennaya-stranica-40.html
golograficheskaya-vselennaya-stranica-41.html
golograficheskaya-vselennaya-stranica-42.html
golograficheskaya-vselennaya-stranica-43.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат