Качество подготовки обучающихся - Российской федерации

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

2.2. Качество подготовки обучающихся



Контроль качества подготовки обучающихся в академии представляет собой многоуровневую систему, основанную на скоординированной и целенаправленной деятельности всех структурных подразделений. В данной системе оценивается: качество подготовки абитуриентов и обучения студентов и качество подготовки выпускников.

Оценка качества знаний обеспечивает эффективный контроль над образовательным процессом и системой качества подготовки обучающихся. В академии разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, локальные акты и положения, регламентирующие работу по организации и проведению контроля качества обучения.

Качество освоения образовательных программ оценивается путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Качество подготовки выпускников оценивается при проведении государственной итоговой аттестации и отзывами работодателей.

2.2.1. Промежуточная аттестация студентов



Промежуточная аттестация студентов проводится как в традиционной форме (экзамены, зачеты, собеседования, защита курсовых проектов (работ), так и в инновационных формах – тестирование с применением контрольно-измерительных материалов, контролирующих программ, подведение итогов работы студентов по системе рейтингового контроля и оценки знаний студентов.

Анализ результатов успеваемости студентов очной формы в 2012-2013 учебном году показывает, что в целом успеваемость студентов по академии составила в зимнюю сессию – 65,1% и в летнюю – 57,9%.

В рамках самообследования вуза проведена проверка остаточных знаний студентов очной формы обучения (с первого по третий курсы включительно) по технологии Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), реализуемой Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования.

В тестировании участвовали все дисциплины, для которых в Научно-исследовательском институте мониторинга качества образования разработаны педагогические измерительные материалы (ПИМ). При оценке качества знаний было обеспечено присутствие не менее 80% всех студентов очного обучения, обучающихся по каждому направлению подготовки/специальности и дисциплине.

Для независимой оценки усвоения студентами программного материала и соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, академия участвовала в двух этапах Федерального Интернет-экзамена (ФЭПО-17, ФЭПО-18).

Результаты тестирования обучающихся академии и вузов-участников в целом по показателю «Доля студентов по проценту набранных баллов за выполнение ПИМ» представлены на рис. 1.


Рис. 1 – Распределение результатов тестирования студентов академии
с наложением на общий результат вузов-участников
Распределение результатов тестирования обучающихся академии и вузов-участников в целом по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго» в соответствии с моделью оценки результатов обучения представлена рис. 2.

Академия



Вузы-участники





Рис. 2 –Диаграмма распределения результатов тестирования студентов
по уровням обученности

На диаграмме (рис. 3) отмечено положение академии на фоне вузов-участников ФЭПО-18 по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго».

Рис. 3 – Диаграмма ранжирования вузов-участников
по показателю «Доля студентов на уровне обученности не ниже второго»
Красной линией показан критерий оценки результатов обучения «60% студентов на уровне обученности не ниже второго». Темным столбиком отмечен результат по этому показателю студентов вуза.

На диаграмме (рис. 4) показано распределение обучающихся по уровням обученности, в соответствии с процентом набранных баллов по результатам выполнения ПИМ.



Рис. 4 – Распределение результатов тестирования студентов академии
по уровням обученности в соответствии с процентом набранных баллов
за выполнение ПИМ


Рис. 5 – Распределение результатов тестирования студентов вузов-участников
по уровням обученности в соответствии с процентом набранных баллов
за выполнение ПИМ

Диаграммы (рис. 4, 5) позволяют провести экспресс-оценку результатов тестирования студентов академии: сопоставить набранные баллы за выполнение ПИМ с уровнем обученности, а также провести сравнение результатов тестирования студентов вуза с результатами по аналогичным показателям вузов-участников.

На оси абсцисс показан процент набранных баллов за выполнение ПИМ и выделена интервальная шкала по данному показателю: [0%;50%), [50%; 70%), [70%; 90%), [90%; 100%]. Столбцы различного цвета указывают на долю студентов, находящихся соответственно на первом, втором, третьем и четвертом уровнях обученности.

2.2.2. Государственная итоговая аттестация выпускников



В 2012-2013 учебном году в академии по очному обучению подготовлен 761 человек (бакалавров – 137, специалистов – 598, магистров – 26), из них 469, за счет средств федерального бюджета, 292 (38%) – с оплатой стоимости обучения. Дипломы с отличием получили 95 выпускников очной формы обучения или 12%.

По заочной форме обучения в 2012-2013 учебном году подготовлено 1244 человек, в т.ч. 102 - за счет средств федерального бюджета и 1142 (92%) – с оплатой стоимости обучения. Дипломы с отличием получили шесть выпускников или 0,5%.

Государственная итоговая аттестация выпускников (далее – ГИА) проводилась в виде государственного экзамена и (или) защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

Результаты ГИА по очной и заочной формам обучения в 2013 г. приведены в табл. 1,2.

Таблица 1. Обобщенные результаты сдачи государственных экзаменов, чел./%, 2013 г.


Оценка

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Отлично, хорошо

613/83,6

900/65,9

Удовлетворительно

117/16,0

459/33,7

Неудовлетворительно

3/0,4

5/0,4


Таблица 2. Обобщенные результаты защиты ВКР, чел./%, 2013 г.


Оценка

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Отлично, хорошо

669/90,2

997/81,1

Удовлетворительно

73/9,8

232/18,9

Неудовлетворительно

-

-


Средний балл сдачи государственного экзамена по очной форме составил 4,1, по заочной – 3,9. Средний балл защиты ВКР по очной форме составил 4,3, по заочной – 4,1.

По заказу предприятий выпускниками академии выполнено 24,1% выпускных квалификационных работ (по очной форме). К внедрению в производство для практического использования рекомендовано 26,1% ВКР студентов и 7,7% по заочной форм обучения.

2.3. Ориентация на рынок труда и востребованность выпускников



Важным показателем качества подготовки специалистов является востребованность выпускников на рынке труда. Востребованность выпускников Пермской ГСХА весьма стабильна. Трудоустройство выпускников находится в органичной связи с организациями, принимающими студентов на производственную и преддипломную практики.

В академии с целью содействия трудоустройству выпускников и временной занятости студентов академии функционирует Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Для содействия трудоустройству в академии проводятся Ярмарки вакансий для выпускников совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Агентством по занятости населения Пермского края и Межвузовским кадровым центром.

Ежегодно формируется база данных имеющихся вакансий, поступающих от предприятий и организаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и обеспечивается информированность выпускников о предоставленных вакансиях путем размещения объявлений на стендах и сайте. Все выпускники академии устраиваются на работу в Пермском крае.

Ежегодно в сферу сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности трудоустраивается более 50% выпускников Пермской государственной сельскохозяйственной академии. Так, в 2013 г. в агропромышленном комплексе трудоустроились 55% выпускников, из них в сельскохозяйственные, водохозяйственные, мелиоративные, землеустроительные, лесохозяйственные организации различных форм собственности – 44%, в научно-исследовательские и проектные организации в сфере сельского хозяйства – 1%, в другие организации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – 10%,. В организации, не относящиеся к сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – 6% от выпуска 2013 года. Вместе с тем, продолжают обучение на следующем уровне, в аспирантуре и магистратуре – 12%. В ряды Вооруженных Сил Российской Федерации призвано 16% выпускников очной формы обучения.

Академия взаимодействует с Агентством по занятости населения Пермского края по вопросам учета выпускников состоящих на учете в Центрах занятости населения в муниципальных районах Пермского края. По информации Агентства занятости населения на учете стоят три выпускника 2013 года выпуска, обучавшихся по очной форме обучения, что составляет 0,64% от всего выпуска.

Трудоустройство является показателем мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. В мониторинге 2013 года этот показатель деятельности Пермской ГСХА был выше порогового значения. (100 из 98,243).

Таблица 3. Перечень мероприятий академии, направленных на трудоустройство выпускников

Мероприятие

Описание

Реализация целевой контрактной подготовки

Заключение 4-х сторонних договоров на целевую контрактную подготовку

Формирование банка вакансий

Обновление баз данных по вакансиям предприятий и информирование выпускников путем размещения информации на стендах и сайте

Организация, проведение и участие в ярмарках вакансий и деловых игр

Проведение ярмарок вакансий с приглашением работодателей и глав муниципальных образований, участие в ежегодной краевой ярмарке «Образование и карьера», ярмарка сезонных и временных рабочих мест, деловая игра «Карьера. Шаг вперед»

Развитие практических профессиональных навыков

Прохождение производственной практики на передовых предприятиях – учебно-производственных площадках.


Продолжение табл. 3

Закрепление выпускников в сельскохозяйственных организациях и предприятиях

Участие в совещании по вопросам трудоустройства выпускников, обучавшихся по целевой контрактной подготовке, совместно с представителями управлений АПК муниципальных районов и отдела развития кадрового потенциала Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Предоставление списков лучших выпускников в Министерство сельского хозяйства и организация собеседования выпускников для включения в план реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе.


На основании Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. № 81-ПК «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края» молодые специалисты, трудоустроившиеся в сельскохозяйственные организации Пермского края, получают единовременную выплату в размере 150 000 рублей и стимулирующую, правом на получение которой обладают молодые специалисты, получившие единовременную выплату в 2013 г. и отработавшие в сельскохозяйственной организации три года. В результате общая сумма материальной поддержки специалиста с высшим образованием увеличивается со 100 до 300 тыс. руб. А обязательства проработать в сельскохозяйственной организации увеличиваются с пяти до шести лет. Так, в 2013 г. единовременные выплаты получил 21 выпускник академии.

Об уровне подготовки специалистов свидетельствуют отзывы, получаемые академией от руководителей предприятий и организаций. На данный момент выпускники сельскохозяйственной академии работают практически на всех сельскохозяйственных, многих перерабатывающих и других предприятиях Пермского края.

Многие выпускники занимают руководящие посты, являются главными специалистами сельскохозяйственных организаций и предприятий перерабатывающей промышленности. До 70% сотрудников Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края являются выпускники академии. Они работают начальниками отделов, заместителями руководителей и главными специалистами. Ряд выпускников работают в Законодательном Собрании Пермского края, в Администрации Губернатора Пермского края, главами администраций муниципальных районов Пермского края, руководителями управлений сельского хозяйства муниципальных районов и главами сельских поселений. Подавляющее большинство выпускников вуза трудоустроены в Пермском крае. Академия получает положительные отзывы о своих выпускниках, в том числе и о специалистах из многих хозяйств и предприятий края.

Выпускники вуза зарекомендовали себя грамотными управленцами и технологами, менеджерами и экспертами в АПК Пермского края с высоким чувством ответственности. Уровень подготовки выпускников соответствует современным требованиям, и позволяет им решать стоящие перед производством задачи многоцелевого и организационно-экономического и технического характера.

2.4. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ



Особую роль в обеспечении учебного процесса, освоении образовательных программ играет научная библиотека, в структуре которой четыре абонемента, три читальных зала, 39 библиотечных пунктов на кафедрах, семь представительств академии в городах края. Общая площадь - 1 462 кв м., количество посадочных мест – 219 при штате 49 человек. С 2004 г. в библиотеке внедрена САБ «Ирбис».

Информационно-методическое обеспечение по реализуемым в вузе образовательным программам включает библиотечный фонд, электронный каталог (170 тыс. записей), электронную библиотеку, Интернет-зал и фонды методических пособий и собственных учебно-методических разработок кафедр.

Академия обеспечивает любого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, научными изданиями, электронными ресурсами в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО. Библиотека вуза удовлетворяет всем требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказами Минобразования России от 27. 04.2000 №1246 и от 11.04.2001 №1623.

Общий фонд библиотеки на 01.01.2014 г. составляет 678 158 экземпляров, в том числе учебной – 409 860 экземпляров (60 %), научной – 248 179 экземпляров (37 %), нормативно-технической – 20 508 экземпляров (3 %).

Обеспеченность обучающихся дополнительной литературой составляет: официальные издания – 922 названия, (1-4 экземпляра каждого названия), общественно- политические и научно-популярные периодические издания - 92 названия (по 3 комплекта каждого названия), научно- периодические издания по профилю реализуемых программ - 765 названий, справочно-библиографические издания: энциклопедии, словари - 183 названия (от 1-2 экземпляров одного названия), отраслевые словари и справочники по профилю образовательных программ – 4 448 названий (по 1-8 экземпляров одного названия), текущие и ретроспективные отраслевые библиографические пособия (по профилю (направленности) образовательных программ) – 139 названий (по 1-7 экземпляров каждого названия), научная литература – 41 119 названий (по 1-2 экземпляра).

Периодическая подписка включает более 300 названий отечественных и иностранных изданий, фактически, по всем реализуемым образовательным программам («Почвоведение», «Агрохимический вестник», «Садоводство и виноградарство», «Земледелие», «Аграрная наука», «Ветеринария», «Механизация и электрификация сельского хозяйства», «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», «Архитектура и строительство России», «Информационное общество», «Экономика сельского хозяйства России», «Topos» и др.)

Комплектование библиотечного фонда в 2013 г. осуществлялось в соответствии с ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» и ФЗ № 218 от 27.07.2007 г.

На пополнение библиотечного фонда было израсходовано 4 709 170 руб.

Таблица 4. Формирование библиотечного фонда, в 2013 г.

Показатели библиотечного фонда


Поступило, экз.

Выбыло, экз.

Состоит на учете

экземпляров

на конец отчетного

года, экз.

Выдано в отчетном году, экз.

1

3

4

5

6

Объем библиотечного фонда – всего (сумма строк 02, 04, 06, 07, сумма строк 08-10)

13109

8567

678158

591783

Из него литература:

учебная

7438

6598

359670

268152

в том числе обязательная

7438

6598

359670

268152

учебно-методическая

173




50190

112301

в том числе обязательная

173




50190

112301

Художественная

16

16

20119

1229

Научная

5482

1953

248179

210101

Из строки 01:

печатные документы

13095

8567

677557

590293

электронные издания

14




433

1097

аудиовизуальные материалы







168

393


На комплектование библиотечного фонда за последние пять лет внесено более 19 млн. рублей, а в фонд библиотеки поступило 67 666 экземпляров литературы.

Информатизация образования влечет за собой интенсивный рост потребностей в электронных информационных ресурсах. Формирование библиотечного фонда электронными ресурсами осуществляется в соответствии с приказом №1953 от 05.09.2011 по обеспеченности обучающихся доступом к электронным научным и образовательным ресурсам. На сегодняшний день библиотека имеет доступ к следующим электронным библиотечным системам и БД:

Разделы:

«Ветеринария и сельское хозяйство»,

«Лесное хозяйство и лесоинженерное дело»

«Инженерно-технические науки»;


Таблица 5. Обеспеченность электронными учебными изданиями, 2013 г.


Укрупненная группа направлений

подготовки/специальностей



строки

Код

укрупненной

группы

направлений

подготовки/

специальностей

Количество

изданий по

основным

областям

знаний, экз.

1

2

3

4

Электронных изданий – всего

01

0

639

В том числе

по укрупненным группам направлений

подготовки/специальностей:










Естественные науки

02

020000

47

Экономика и управление

03

080000

45

Сфера обслуживания

04

100000

46

Сельское и рыбное хозяйство

05

110000

148

Геодезия и землеустройство

06

120000

39

Транспортные средства

07

190000

86

Информатика и вычислительная техника

08

230000

48

Продолжение табл.5


Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

09

250000

48

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

10

260000

35

Архитектура и строительство

11

270000

62

Безопасности жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

12

280000

35


Преподаватели и студенты имеют возможность использовать в учебной и научной деятельности собственную электронную библиотеку, которая включает в себя актуальные для вуза издания, например:

Самофалова И.А. Современные проблемы классификации почв, Скрябина О.А. Минералогический состав почв и почвообразующих пород,

Михайлова Л.А., Кротких Т.А. Особенности питания и удобрение основных сельскохозяйственных культур на почвах Предуралья и др.

Удельная масса укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, обеспеченных электронными учебными изданиями составляет 100%. Обращений на веб-сайт библиотеки – 32 850.

Таким образом, книгообеспеченность обучающихся по всем реализуемым образовательным программам является приоритетным направлением при формировании фонда. На сегодняшний день обеспеченность составляет 93 % изучаемых дисциплин. Не полностью обеспеченными остаются дисциплины по новым направлениям, например, с открытием направления 260100 «Продукты питания из растительного сырья» появились новые дисциплины: тепло-хладотехника, технология плодоовощных консервов, медико-биологические требования и санитарные нормы качества пищевых продуктов и др. по обеспеченности которых проводится совместная работа с кафедрами.

Академия