Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г - страница 22

^ Психологическое сопровождение профессионального самопределения
Л.А. Головей, Л.В. Рыкман
Адекватный выбор профессиональной деятельности является важнейшим условием самореализации личности. Чем качественнее будет осуществлен профессиональный выбор (выбор направления, профессии, специализации, карьеры и т.д.), тем более успешной, удовлетворенной, реализованной сможет стать личность. Деятельность Центра профессионально-личностного консультирования факультета психологии СПбГУ направлена на оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также в преодолении кризисов и трудностей профессиональной жизни.
Начиная с 2003 года, в центре получили консультацию более 1500 человек, в возрасте от 13 до 53 лет. Психологическая профконсультация проводится с учетом индивидуально-личностных особенностей клиента, его интересов, профессиональных направленностей и склонностей, способностей, полученного образования, сформированных умений и навыков. Значимое место в помощи при выборе профессии занимают гуманистические принципы создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта, принятие клиента как уникального индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора и самоопределения. Профконсультация включает в себя тестирование и беседу с психологом. Обработка результатов бланкового тестирования производится с помощью компьютерной программы «Программа профессионально-личностного консультирования (Перспектива)», (зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ-2005г.).
В соответствии с принципом индивидуального подхода, разработана многоуровневая система профконсультирования. Задача первичной профконсультации заключается в изучении сформированности профплана, выявлении интересов и профессиональной направленности. На основании первичной профконсультации выявляются клиенты, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации, которая позволяет уточнить результаты первичной профконсультации, выявить профессионально значимые индивидуально-личностные качества, которые могут содействовать освоению или приобретению в будущем профессиональных знаний и умений. В центре действует также программа поддержки профессионального выбора, самоопределения, задачами которого являются: активизация профессионального и личностного самоопределения субъекта выбора, стимулирование интереса участников к проблеме профессионального самоопределения, ориентация в мире профессий, знакомство с содержательной стороной профессии, повышение уровня самопознания, развитие навыков уверенности в принятии решений, планирование профессионального будущего.
Разработаны специальные программы профконсультации, ориентированные на разные возрастные группы. Программа профконсультации для школьников 8-9 классов отражает особенности подросткового периода, индивидуально-личностные характеристики, выраженность интересов, профессиональную направленность и сформированность профплана учащихся. Потребность в профориентации в подростковом возрасте обусловливается необходимостью выбора специализации класса, школы, выбора среднего профессионального учебного заведения, выбора подготовительных курсов для дальнейшего поступления в ВУЗ. Особые трудности при выборе профессии данной группы могут быть связаны с ещё несформированными интересами и склонностями, неразвитым личностным и профессиональным самосознанием, повышенной социабельностью, характерной для рассматриваемого возраста. Такие особенности отражаются в определенных ошибках выбора профессии, например, в желании пойти учиться или работать за компанию с друзьями, в ориентации только на внешние факторы профессии: престижность, близость к месту жительства учебного учреждения или работы.
Программа профконсультации для старшеклассников (10-11 классы) разработана с учетом основной особенности данного возраста – потребности в личностном самоопределении, самопознании. Но даже более зрелые, осознанные старшеклассники, самостоятельно выбирающие профессию, испытывают определенного рода сложности, связанные со слабой информированностью о мире профессий, с ориентацией на внешние или частные стороны профессии, а не на содержание труда, с необоснованными советами близких людей, с несформированностью профессионального плана, с неуверенностью в принятии решений.
Взрослые обращаются за помощью к профконсультанту в случаях неудовлетворенности выбранной профессией, а также невозможностью реализации себя в выбранных сферах. Это характерно для неадекватного выбора профессии и требует повторного, более обоснованного выбора. Наряду с основными психодиагностическими методами, особое внимание при работе со взрослыми уделяется важнейшим аспектам профессионального развития – сознательному планированию карьеры, удовлетворенности жизненной ситуацией и социальной успешности, предпочтениям в выборе профессионального пути, преодолению кризисов профессионального развития и личностных кризисов.
Важнейшим показателем эффективности работы профконсультантов является изучение обратной связи от клиентов. Нами было проведено исследование ситуации профессионального выбора, а также исследовалось влияние консультации на реальный профессиональный выбор. В исследовании приняло участие около 200 клиентов центра, средний возраст 15,5 лет, проходивших профконсультацию ранее в 2003-2004 годах, то есть 2-3 года тому назад. Было проведено стандартизированное интервью по телефону. Анализ влияния профконсультации на выбор профессии показал, что большая часть (80%) старшеклассников, обращавшихся за консультацией, помнят о содержании консультации и признают её полезность, отмечают, что консультация помогла им в формировании профплана, в самопознании, в повышении ответственности, относительно выбора профессии. Наибольшее влияние профконсультация оказала на тех старшеклассников, у которых при обращении на консультацию отсутствовал профессиональный план.
Почти 50% старшеклассников, обратившихся за помощью к консультанту, выбрали специальность, полностью совпадающую с рекомендацией профконсультанта. Интересным является факт, что чаще профессию, совпадающую с рекомендованной во время консультации, выбирают школьники, характеризующиеся склонностью к доминированию и независимости. Видимо, получив рекомендацию консультанта, являющегося для них авторитетным лицом, они меньше поддаются влиянию окружающих людей и внешних факторов, больше уделяют внимание содержательным аспектам выбираемой профессии, что служит важнейшим условием адекватности профессионального самоопределения. Ориентация на внешние факторы (престижность, условия труда, влияние окружающих и др.) часто является следствием несформированности самосознания и неготовности к принятию ответственности за самостоятельное решение.
Немаловажную роль в выборе профессии играют родители. Анализ межфункциональных связей личностных особенностей, данных анкеты оптанта и результатов телефонного опроса показал, что школьники, выбирающие профессию по совету родителей, чаще несамостоятельны и не привыкли брать на себя ответственность, что проявилось и в ситуации профессионального выбора. Большинство родителей старшеклассников, обращающихся за помощью к профконсультанту, занимают активную позицию, т.е. советуют ребёнку конкретный выбор профессии, что, по их мнению, будет являться наиболее подходящей и перспективной деятельностью. Наиболее популярными профессиями среди родителей являются профессии экономиста и юриста, что зачастую расходится с предпочтениями самих старшеклассников. Это может быть одной из причин, по которой часть ребят выбирают профессии, не соответствующие их личностным особенностям и профессиональным склонностям.
Проведенное исследование показало необходимость в разработке активных методов профессионального самоопределения, которые могут быть использованы в групповой тренинговой работе и которые направлены на активизацию субъекта выбора и принятие ответственности.

listi-dnevnika-stranica-49.html
listi-dnevnika-stranica-5.html
listi-dnevnika-stranica-50.html
listi-dnevnika-stranica-51.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат