Коркина М. В. К66 Психиатрия: Учебник для студ мед вузов / М. В. Корки­на, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. 3-е изд - страница 53

Глава 29. Психические расстройства при стихийных бедствиях 455
В патогенезе психических нарушений, возникающих в экстре­мальных ситуациях, наряду с другими факторами большая роль принадлежит ретикулярной формации либо в виде патологичес­кой активизации определенных ее систем (в частности, адренер-гической), либо, напротив, патологического блокирования ее не-специфически-блокирующей импульсацией.
Наряду с изменениями в нервной системе происходят и гу­моральные сдвиги, являющиеся следствием стресса, вызывае­мого не только тяжелой психотравмирующей ситуацией, но и дополнительными факторами (сильная боль, тяжелые интокси­кации и т.д.).
Г.Селье, создавший учение о стрессе — «состоянии, проявляю­щемся специфическим синдромом в виде неспецифически обус­ловленных изменений в биологических системах», показал, что при общем синдроме адаптации организма к вредности любой природы, в том числе и к сильным эмоциональным нагрузкам, происходит определенная перестройка внутренней среды орга­низма, связанная с функциями гипофизарно-адренало-корти-кальной системы. Эта перестройка внутренней среды организма является, как ее образно называют, «призывом к оружию», моби­лизацией защитных сил организма.
Адаптационный синдром, по Селье, развивается по стадиям. В частности, после «фазы шока», характеризующейся явления­ми острой надпочечниковой недостаточности, наступает вторая фаза — «фаза противотока», когда отмечается усиление функции надпочечников, выделение в кровь кортикостероидов, увеличе­ние объема крови, повышение содержания сахара и хлоридов в крови и тд. Неспецифическая адаптивная реакция, по Селье, не всегда проходит гармонично, отмечаются и так называемые бо­лезни адаптации, зависящие от диспропорции антагонистичес­ких гормонов, избытка или недостатка адаптационных гормонов в период стресса и т.д.
Данные Селье, основанные на большом фактическом матери­але, представляют значительный интерес, но имеют определен­ный недостаток, заключающийся в недооценке роли нервной си­стемы. В частности, Селье признает, что при эмоциональном стрессе первые сдвиги происходят в мозге, в подбугровой облас­ти, но тем не менее недооценивает роль нервной системы, отво­дит ей второстепенное значение Между тем только единством нервных и гуморальных факторов можно объяснить патогенез ря­да психогенных реакций, где имеет место торможение коры и ак­тивация подкорковых образований с разнообразными функция­ми, в том числе и нейросекреторной.
456 Часть III. Частная психиатрия
Поданным И.П.Анохиной, возникновение реактивных пси­хозов связано с нарушениями функций катехоламиновых сис­тем мозга, что обусловлено определенными биологическими свойствами функции адреналовых механизмов центральной нервной системы, не только в первую очередь реагирующих на стрессовые ситуации, но и имеющих тенденцию к затяжным формам реакции.
Специальные исследования, проведенные с целью изучения патогенеза реактивного ступора (Морозов Г.В.), показали, что важную роль в возникновении двигательной заторможенности играет связанное с застойным очагом возбуждения в коре застой­ное возбуждение структур сетевидного образования среднего моз­га и гипоталамуса с патологическим активированием адренерги-ческого субстрата. Кроме того, при реактивном ступоре имеет ме­сто также и патология центральных холинергических элементов.
При наличии целого ряда существенных особенностей (множественность и внезапность воздействующих психотрав-мирующих факторов, необходимость бороться за выживание, за жизнь окружающих и т.д.) психические расстройства в экстре­мальных ситуациях имеют много общего с клинической карти­ной нарушений, развивающихся при иных психотравмирующих ситуациях. Следовательно, в ряде случаев и патогенез психиче­ских расстройств при катастрофах и стихийных бедствиях име­ет сходство с таковым при психогениях в целом, особенно если болезненная симптоматика выражается в нарушениях невроти­ческого уровня.
В этом плане представляют большой интерес данные, связан­ные с изучением ультраструктурных и биохимических изменений в коре больших полушарий при экспериментальном неврозе (Ха-нанашвили М. М.), свидетельствующие о таких изменениях в ней­ронах и синапсах, которые отражают нарушение протеинового и гликопротеинового синтеза и в то же время реализацию процес­сов защиты (в частности, развитие лизосом), предотвращающих гибель нервных клеток1.
В основе патогенетических механизмов, по которым болез­ненная психическая симптоматика может обостряться спустя иногда даже длительное время после катастрофы, лежит принцип «следовых реакций», смоделированный и описанный А. Д. Спе­ранским: значительное время спустя после сильного наводнения маленькая струйка воды, пущенная под дверь, вызвала у живот­ного те же самые невротические расстройства, которые были не­сколько лет назад при наводнении.
Подобные данные — еще одно доказательство несостоятельности терминов «структурные» или «функциональные изменения», когда по сути более адекватны­ми являются такие определения, как «обратимые или необратимые изменения»
Мероприятия по оказанию первой медицинской, первой врачебной и специализированной (психиатрической) помощи пострадавшим с психическими расстройствами
Таблица 2
Первая медицинская помощь
Первая врачебная помощь
Специализированная медицинская помощь (психоневрологическая больница)
Успокаивающее горячее питье. При длительном возбуждении, не­адекватных поступках в качестве крайней меры — фиксация к но­силкам с использованием лямок и подручных средств, простыней, полотенец (следить, чтобы не были пережаты сосуды и нервы рук и ног). Можно давать успокаивающие микстуры (валерианы, боярышника, пустырника с бромом и др.) При наличии условий с целью купи­рования двигательного возбуждения показаны внутримышечно 2,5% раствор тизерцина (2 мл), 2,5% раствор аминазина (2—3 мл), 0,1% раствор феназепама(2мл)!.
Успокоение. Успокаивающие микстуры. При двигательном воз­буждении - 2,5% раствор тизер­цина или аминазина (2-3 мл), галоперидол (10—20 мг); 0,1% раствор феназепама (2 мл); литическая смесь; 2,5% раствор аминазина (2—3 мл) или 2,5% тизерцина (2 мл); 1% раствор димедрола (3 мл); при отсутствии гипотонии 25% раствор магния сульфата (5 мл)2. Медикаменты вводят внутримышечно.
Специализированная психиатрическая помощь в полном объеме в зависимости от особенностей заболевания и ведущего синдрома
Разовые дозы препаратов 2 Суточные дозы препаратов
458 Часть III. Частная психиатрия
Прогноз психических нарушений при катастрофах и стихий­ных бедствиях различен в зависимости от характера ситуации, своевременности оказанной помощи, величины утрат и потерь, наличия или отсутствия тяжелых соматических поражении, лич­ностных особенностей потерпевшего
29.3. Лечение и реабилитация
Психиатрическая помощь при экстремальных ситуациях должна быть частью общего комплекса медицинских мероприя­тий, в свою очередь составляющих важное звено первоочередных аварийно-спасательных работ
Основные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи, первой врачебной помощи и специализированной ме­дицинской помощи пострадавшим во время жизнеопасных экстремальных ситуаций, приведены в таблице 2 (Александров­ский Ю А , 2000)
При этом психиатрическая помощь, как и медицинская в це­лом, должна быть максимально приближена к пострадавшему на­селению с целью активного выявления лиц с психической па­тологией Острая и неотложная психиатрическая помощь должна оказываться соответствующе подготовленными психиатрически­ми бригадами, для нее должны быть выделены специальные по­мещения при развертывании в зоне бедствия общемедицинских поликлиник и стационаров
Очень важным является организация психотерапевтической работы среди населения не только в районе стихийного бедствия и катастрофы, но и в местах эвакуации
Во избежание возникновения соматогенных психических рас­стройств (или во всяком случае для их уменьшения) чрезвычайно важно принятие своевременных мер по лечению всех поражений, причем также начиная с самых ранних этапов
Реабилитационные мероприятия должны проводиться с уче­том характера перенесенного психического заболевания, степени выраженности остаточных явлений его, наличия тех или иных со­матических заболеваний и быть обязательно комплексными, включающими, помимо лекарственной терапии, психотерапию в самых различных ее вариантах, физиотерапию, психокор-рекционные методики с учетом личностной характеристики пострадавших По возможности следует проводить профессио­нальную реабилитацию
29.4.Профилактика
Профилактика психических нарушений при стихийных бед­ствиях и катастрофах затруднена, так как эти экстремальные си­туации возникают обычно внезапно и неожиданно
Глава 29 Психические расстройства при стихийных бедствиях 459
Большое значение имеет возможное прогнозирование земле­трясений в сейсмически неблагополучных регионах с принятием мер, в первую очередь эвакуацией населения
Для организации скорейшей медицинской, в том числе и пси­хиатрической, помощи, способной приостановить, а в ряде слу­чаев и предотвратить развитие психических расстройств у населе­ния в зоне бедствия, существуют специализированные отряды по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, включающие различные службы, в том числе и медицинскую Расширяется создание таких отрядов и в нашей стране Подобное прогнозирование необходимо и в районах с возможными навод­нениями, оползнями, обвалами, снежными лавинами и тд В рай­онах, подверженных землетрясениям, оползням, наводнениям и тд , необходимо проведение просветительной работы среди насе­ления с соответствующей тактической и психологической подго­товкой Необходимо, чтобы все медицинские работники незави­симо от места проживания были знакомы с основными положе­ниями медицины катастроф и в том числе психиатрического ее раздела
Соответственно подготовленные медицинские работники, проживающие в районе, где возникла экстремальная ситуация, смогут сразу же, еще до прибытия специальных отрядов, присту­пить к необходимым лечебно-профилактическим мероприятиям
29.5. Экспертиза
При полной обратимости психических нарушений лица, пе­режившие экстремальную ситуацию, могут быть трудоспособны и возвращаются к своей прежней трудовой деятельности При не­благоприятном течении заболеваний вопрос о трудоспособности должен решаться в зависимости от уровня поражения при невро­тических расстройствах больные либо возвращаются к своей прежней работе, либо направляются на более легкую
При выраженных психических нарушениях, особенно орга­ническом поражении мозга, часто сопровождающемся тяжелыми соматическими расстройствами, больные переводятся на инва­лидность
Вопрос о вменяемости или невменяемости должен решаться строго индивидуально, в зависимости от характера психических расстройств, их стойкости, обратимости или необратимости, сте­пени интеллектуально-мнестических нарушений
Глава 30. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стресс, разного рода конфликты, кризисные состояния и тд.).
Термин «психосоматическое заболевание», или «психосома­тическое расстройство», является наиболее распространенным. Значительно реже употребляются такие его синонимы, как «пси­хофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», «патология современной цивилизации», «болезнь коммуникации», «болезнь адаптации или дезадаптации», «патология психостаза».
Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродер­мит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного арт­рита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время «регистр психосоматического реагирования» значительно расши­рился за счет включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертоничес­кой болезни, большого числа кожных и урогенитальных заболе­ваний и мигрени. К числу типичных психосоматических заболе­ваний, особенно в странах Северной Америки и Западной Евро­пы, стали относить нервную анорексию, нервную булимию, кар­диоспазм и некоторые формы психогенного ожирения.
30.1. Клиническая картина и течение
Большинство современных исследователей выделяют психо­соматические реакции и психосоматические заболевания. Пер­вые по существу еще не являются точно очерченной патологией и встречаются у здоровых людей как единичные, изолированные реакции организма на те или иные стрессовые моменты. Приме­ром этих реакций являются учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами. В то же время при опре­деленных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания.
В последнее время стали выделять «классические психосома-тозы», в клинической картине которых имеется органическое по­ражение той или иной системы (язвенная и гипертоническая бо­лезнь, неспецифический язвенный колит и т.д.).
Психосоматозы1, являясь по существу психогенными расст­ройствами, составляют наряду с неврозами и психопатиями са-
Для краткости здесь и далее вместо термина «психосоматическое заболе­вание» мы будем использовать все более часто употребляемый в последнее вре­мя термин «психосоматоз»
Глава 30. Психосоматические расстройства 461
мый большой удельный вес среди заболеваний, традиционно от­носимых к малой или пограничной (внебольничной) психиатрии.
Страдающие психосоматозами никогда не обращаются к пси­хиатрам и длительное время (иногда годами) безуспешно лечатся у врачей других специальностей, нередко переходя от одного врача к другому. Неэффективность многолетнего лечения этих пациентов, покидающих поликлинику или стационар только для того, чтобы, «выйдя из них через одну дверь, тут же войти в другую», наносит большой моральный ущерб не только отдельным врачам и меди­цинским учреждениям, но и всей системе здравоохранения, дис­кредитируя в глазах больного и его семьи, его друзей и сотрудников по работе всю медицинскую науку и практику (Тополянский В.Д., Струковская М.В ). Именно поэтому врачам общего профиля, те­рапевтам, гастроэнтерологам, кардиологам, хирургам необходимо иметь хотя бы общее представление о психосоматозах.
Общим для всех психосоматозов является острое или посте­пенное начало, нередко с невротической депрессии. Клиничес­кая картина заболевания представлена разнообразными сомати­ческими жалобами и симптомами, за которыми стоят отчетливые аффективные расстройства. Психические нарушения при психо­соматозах в остром периоде чаще ограничиваются тревогой, реак­циями паники, депрессией. Хроническое течение заболевания приводит к появлению отчетливых неврозоподобных и, чаще, психопатоподобных расстройств.
В последние годы большое внимание уделяется деятельности пищеварительного аппарата. Ученые уже давно обратили внима­ние на тесную взаимосвязь эмоций и функции желудочно-кишеч­ного тракта Последний был даже назван «звучащим органом эмо­ций», ибо первые эмоции человека и животного, несомненно, были связаны с удовольствием от приема пищи.
Распространенным психосоматическим заболеванием желу­дочно-кишечного тракта является язвенная болезнь. Частота заболе­вания пептической язвой в настоящее время варьирует от 2,6 до 18,2 случая на 1000 населения. При патологоанатомическом вскры­тии у 6% умерших выявлены язвы, послужившие причиной смер­ти. У мужчин язвенная болезнь желудка встречается в 2 раза чаще, а язва двенадцатиперстной кишки — в 7 раз чаще, чем у женщин.
В качестве фактора предрасположенности при язвенной болез­ни описано врожденное повышение содержания пепсиногена в плазме, которое закреплено генетически и передается по наслед­ству. Гиперсекреция пепсиногена через связь мать — ребенок при­водит к развитию особой личности с весьма определенными реак­циями на социальные конфликты, что может быть патогенным во взрослой жизни. Поскольку содержание пепсиногена в плазме
462 Часть III. Частная психиатрия
коррелирует с секреторной деятельностью желудка, повышение его в плазме может служить предвестником язвенной болезни.
Другим предвестником язвенной болезни является селектив­ное повышение содержания у будущих пациентов иммуноглобу­лина М в психотравмирующей ситуации. Фактором же предрас­положенности считается характерная для язвенной болезни по­вышенная анксиозность. В качестве стрессора при язве обычно выступают длительные отрицательные эмоции (депрессия, трево­га, неудовлетворенность собой). Обследование людей с фистулой желудка показало, что депрессия, испуг, подавленность настрое­ния могут приводить к гипофункции желудка, а агрессивность (особенно неотреагированная), гнев, негодование, обида — к ги­перфункции его. Интимная связь эмоций и секреторной деятель­ности желудка подчеркивается усилением выделения желудочно­го сока при гипоманиакальном состоянии и снижение его уровня при депрессии.
Данные исследования личности больных язвенной болезнью весьма неоднозначны. Одни авторы полностью отрицают нали­чие специфической личности у этих больных, другие описывают страдающих этим заболеванием как враждебных, гиперсенситив­ных, с незрелыми реакциями, неспособных к полному самовыра­жению, поэтому живущих в постоянном напряжении. В собст­венных глазах и глазах окружающих они «жалкие неудачники, полностью зависимые от окружающих». Генетические исследова­ния язвенной болезни показали, что монозиготные близнецы в 50% случаев были конкордантны по язве двенадцатиперстной кишки, что в 3 раза выше соответствующих показателей среди ди-зиготных близнецов. По сравнению с контрольной группой мо­нозиготные близнецы оказались более амбициозными, сенситив­ными, склонными к колебаниям аффекта. Особо подчеркивается, что для этих больных характерен высокий уровень сенситивности к стрессу в микро- и макроколлективах за счет наличия у них «врожденного невротического характера».
В целом, учитывая различные факторы этиологии язвенной болезни, это психосоматическое расстройство, по мнению боль­шинства исследователей, развивается по следующей схеме: пси­хическое возбуждение — функциональное нарушение — двига­тельное и секреторное нарушение — воспаление — изъязвление — склерозирование. Приведем клиническое наблюдение.
Больная Д., 40 лет. Родилась в состоянии синей асфиксии. Первые го­ды очень плохо ела, постоянно выплевывала пищу. Когда ребенка пыта­лись накормить насильно, появлялась рвота. Пищу с детства ассоцииро­вала с насилием. Всегда не любила время завтрака, обеда, ужина. В 3 года перенесла дизентерию, с тех пор отмечается склонность к запорам. Аппе­тита не было до 15 лет. В школе училась хорошо, хотя всегда было трудно
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 65
metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-stranica-3.html
metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-stranica-32.html
metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-stranica-4.html
metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-stranica-5.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат