Лабораторные работы 8 класс - Пояснительная записка по биологиии для 6-9 кл

Лабораторные работы 8 класс


Лаб. работа 1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительно мышечных и нервных тканей.
Лаб. Раб. №2Исследование свойств нормальной , жжёной и декальцинированной кости
Лаб. раб.3.Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани.
Лаб. работа 4Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Лаб. Раб5Определение состава вдыхаемого воздуха.
Лаб. раб 6 Изготовление самодельной модели Дондерса.
Лаб.работа 7. ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

Практические работы


Практ. Раб. 1. Получение мигательного рефлекса и его торможение
Практ. раб. 2 Роль плечевого пояса в движении руки.
Практическая работа 4.Утомление при статической и динамической работе
Практическая работа 5. Определение нарушения осанки и плоскостопия
Практ. раб. 6 Функции основных мышечных групп.
Практическая работа7. Изменения в тканях при перетяжках затрудняющих кровообращение
Практическая работа 8.Опыт, выясняющий природу пульса
Пр. раб.9. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого
ложа.
Пр. работа 10Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба
Практ. Раб. 11 Повышение плотности мышц после работы вследствие притока крови и увеличение тканевой жидкости.
Пр.раб.12 Измерение обхвата грудной клетки
Практ. Раб13 Определение запылённости воздуха в зимних условиях .
Пр. раб.14,. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника.
15. Задержка глотательного рефлекса.
Практ. раб. 16Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Пр. 17.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
Практ. раб. 18 Выяснение действия прямых
Практ. Раб. 19Вегетативный сосудистый рефлекс при штриховом раздражении кожи.
Пр. 20Выявление функции зрачка и хрусталика.
Пр. раб. 21Обнаружение слепого пятна.
Пр раб 22 Восприятие цветовых ощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении
Пр. раб.23: определение выносливости вестибулярного аппарата.
Пр. раб. 24Проверка чувствительности тактильных рецепторов.
Пр. раб25Обнаружение холодовых точек.
Пр26 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рис. двойственных изображений.
Пр. 27 Иллюзии установки
Пр. раб. 28Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения.
Пр. раб. 29. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющей особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.

Содержание программы по биологии


9 класс



Введение (3 часа)


Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками». 

Раздел 1. Уровни организации живой природы (51 час)


Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

 
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (17 часов)


Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. 
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. 
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. 
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. 
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. 
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. 
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». 

^

 Тема 1.3. Организменный уровень (13часов)


Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. 
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. 
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. 
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. 
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. 
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. 
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. 
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. 
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. 
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. 
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. 
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. 
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. 

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. 
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. 

^

 Тема 1.4. Популяционно- видовой уровень (2 часа)


Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

^

 Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)


Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. 
Движущие силы и результаты эволюции. 

^

 Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)


Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. 
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России. 

^

 Раздел 2. Эволюция (5 часов)


Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. 

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. 
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. 
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. 
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. 
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. 

^

 Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. 
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. 
Лабораторные работы: 
изучение морфологического критерия вида
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Тематическое планирование уроков 9 класс




№ п/п


Раздел



Количес
Количес
Количес

Количес







тво
тво
тво

тво








часов по
лаборато
экскурси

практиче








програм
рных
й

ских








ме
работ


работ
1
Введение в основы общей биологии

4

1


2
Основы учения о клетке



10
1



3
Размножение и индивидуальное
Развитие организмов (онтогенез)

4
1













4
Основы
учения
о
наследственности
и
11
2




изменчивости










5
Основы селекции
растений, животных и
5





микроорганизмов










6
Происхождение
жизни
и
развитие
5





органического мира








7
Учение об эволюции



11
1

.

8
Происхождение человека (антропогенез)

6




9
Основы экологии





12
1
2


10
Заключение





2





Всего






70
6
3


4 5 6 7 8 9 ... 12
o-sobennosti-razmesheniya-proizvodstvennogo-predpriyatiya.html
o-sobennosti-semejnih-form-ustrojstva-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-opeka-priyomnaya-semya-usinovlenie.html
o-sobennosti-soversheniya-sdelok-po-otchuzhdeniyu-zhilih-pomeshenij-s-uchastiem-nesovershennoletnih.html
o-sobiratelyah-i-obiratelyah-kniga-dolzhna-bit-populyarnoj-i-v-to-zhe-vremya-nauchnoj.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат