Лекция 18. Общественность в социально-культурной сфере. Социальные общности и творческие объединения

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

Лекция 18. Общественность в социально-культурной сфере. Социальные общности и творческие объединения


В сфере организации социально-культурной деятельности в течение последних лет появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих авто­номно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив.

Факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, - сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений - детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно полезных делах.

Каждое общественное формирование, движение, фонд имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосредственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет «выход» в социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными,, общественными, коммер­ческими структурами.

"Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, просве­щения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реали­зация на том или ином региональном уровне совместных социально-куль­турных инициатив по рациональному использованию свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представи­тельство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь^ общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.

Как показывают исследования, характер взаимосвязей государ­ственных и общественных структур далеко не одинаков. В ряде случаев эти связи являются прочными и постоянными, содержательными и предметными, в других - партнеры работают обособленно, их контакты эпизодичны. Взаимоотношения государства и общественных объединений закреплены законом «Об общественных объединениях». В нем четко определены понятия «общественное объединение», «общест­венная организация», «общественный фонд», «общественное движение» и т.п., их организационно-правовые формы, принципы создания общест­венных объединений. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее массовых общественных организаций, объеди­няющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Существует определенная закономерность взаимодействия трудящихся и профсоюзов: чем выше общая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. В советский период профсоюзы имели мощную материальную базу учреждений культуры и спорта, в настоящее время вся социальная сфера профсоюзов и предприятий передана в муниципальную собственность. Тем не менее, профсоюзы проводят большую работу по созданию условий для развития культурного уровня трудящихся. Основная задача профсоюзов на современном этапе - осуществить принципиальный переход от роли участника организации к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе.

Другое массовое объединение - творческие союзы, в которых объединена творческая интеллигенция - профессиональные деятели литературы и искусства: артисты театров, цирков, филармоний и

концертных организаций, студенты вузов и училищ искусств. Творческие общества и союзы широко сотрудничают с клубами, парками, библио­теками, музеями для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, творческих выставок и других мероприятий.

Мир любительских увлечений человека динамичен, а предметы увлечений очень разнообразны: техника, политика, наука, искусство, спорт, здоровье, экология и многое другое. Поэтому, с точки зрения развития творческой инициативы, предоставление равных возможно­стей для всех в потреблении культуры и самодеятельном творчестве, любительские объединения, клубы по интересам незаменимы.

Любительское движение не знает границ: ни географических, ни социальных, потому что оно опирается исключительно на интере­сы людей. По числу профилей любительская деятельность приближа­ется к двумстам. А число людей, занимающихся любительством, ис­числяется десятками миллионов.

Терминология, обозначающая такое явление, как любительство, отличается многообразием:

Однако несмотря на различную трактовку определения «клуб» (как общество, объединение, форма или орган общественной само­деятельности) мы видим то главное, общее, что лежит в основе соз­дания и функционирования того или иного объединения людей:

В мае 2002г. вышло Примерное Положение о клубных форми­рованиях в культурно-досуговых учреждениях. Согласно данному Положению, под клубным формированием понимается «доброволь­ное объединение, основанное на общности интересов, запросов и по­требностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствую­щей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремлений людей к получении актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы, ис­кусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в облас­ти культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и от­дыха».

Это кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные универ­ситеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультур-но-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-спортивного и иного направления.

История развития и становления любительского движения в России. Примерно с конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения. В 1770г. в Петер­бурге, а через 2 года в Москве появляются первые Английские клубы, членами которых могли стать только дворяне. Уже в начале своего появления главной своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечения.

С конца XVIII - начала XIX вв. развиваются такие объединения клубного типа, как кружки, салоны; общества различной направлен­ности: музыкальные, литературные, спортивные, театральные. Эти салоны и кружки были как узкосословными (дворянские, купече­ские), так и более открытыми, особенно в провинции, где и подобные объединения входили представители местной интеллигенции и раз­ночинцы.

Со второй половины XIX в. активно развиваются клубы в офи­церской среде. В Москве был знаменитый клуб-гостиная офице­ров Измайловского полка «Измайловские досуги», который объеди­нял офицеров, занимающихся литературным творчеством. В конце XIX в. - начале XX в. получили распространение ари­стократические клубы и кружки по интересам: любителей балета, ли­тературы, музыки, спорта (большой теннис, конный спорт). В этот же период активизируется выпуск периодических изда­ний - газет, журналов, альманахов. Это способствовало появлению театральных самодеятельных трупп и кружков.

В крупных городах России создаются профессиональные со­словные и внесословные клубы, объединившие широкие слои горо­жан. Их деятельность в основном состояла из организации проведе­ния свободного времени «с удовольствием, приятностью и пользой».

В начале XX в. расширяется сеть образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные школы, образовательные курсы, народ­ные университеты), параллельно им создаются самодеятельные орга­низации: «общества самообразования рабочих». С нарастанием революционного движения общественные объе­динения стали использоваться для пропаганды политических взгля­дов и идей.

После Февральской революции 1917 г. с большей активностью создаются «общества самообразования», где большое внимание уде­лялось таким формам работы, как литературные вечера, концерты, спектакли, лекции, кружки. В 1906 г. создаются детские кружки и клубы по ин­тересам. Примерно в этот же период развиваются общественные объе­динения представителей интеллигентных профессий: врачей, худож­ников, литераторов и др.

Революционные преобразования в нашей стране в 1917 г. вне­сли существенные изменения в процесс развития любительских объе­динений. Они коренным образом изменили содержание их деятельно­сти. Большая роль отводилась пропаганде новой идеологии, антире­лигиозной деятельности, изучению партийных документов, полити­ческому воспитанию. Создаются политшколы, кружки политических информации, агиттеатры, агитбригады. Расширяются жанры художе­ственной самодеятельности, появляются изостудии, самодеятельные оркестры, любительские оперные коллективы.

С началом Великой Отечественной войны (1941г.) почти вдвое сократилось количество клубных учреждений по сравнению с предвоенным периодом. Главным содержанием всех учреждений культу­ры стала тема патриотизма советских людей, пропаганда героических подвигов в тылу и на фронте. Основными направлениями деятельно­сти учреждений культуры, в том числе и общественных, в годы вой­ны стала: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом.

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей. Это связано с постоянным повышением образо­вательного уровня населения, улучшением жизненных условий, рос­том доходов, развитием СМИ и телевидения, увеличением количества свободного времени.

Возрастает интерес к разного рода любительским занятиям, способствующим самообразованию: университеты культуры, школы и курсы по различным направлениям знаний. Большое количество людей включается в общественную деятельность.

К концу 50-х - началу 60-х годов относится возникновение первых общественных учреждений культуры: самодеятельные теат­ры, оркестры, хоры, народные филармонии. Началась как бы новая волна развития любительского движения. В 1957 г. в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это способствовало развитию широкого молодёжного движения, самых различных моло­дёжных объединений: клубов любознательных, интересных встреч, интернациональной дружбы, авторской песни, изобретателей и ра­ционализаторов, весёлых и находчивых, кино- и фотостудий. Люби­тельские объединения создаются при библиотеках, музеях, кинотеат­рах. Расширяется профиль деятельности народных университетов: здоровья, повышения квалификации, по различным отраслям знаний.

В 70-е годы активно развивается культурно-массовая работа по месту жительства. Домоуправления выделяют помещения (красные уголки, кружковые комнаты) и площадки для самодеятельных досуговых занятий. Организаторами такой работы на местах были активи­сты-общественники, домовые комитеты, женсоветы.

В 80-е годы наблюдается снижение посещаемости учреждений культуры, происходит процесс «одомашнивания» досуга. Набирают силу неформальные молодёжные объединения, интенсивно развива­ется туризм с использованием собственных транспортных средств -авто, мото, вело и т. д.

Изменения политического строя в России в 90-е годы XX века принесли кризис в обществе, процесс социальной дифференциации общества, деление его на богатых и бедных. Это усилило потребность людей в объединении на почве общих интересов, увлечений, необхо­димости совместного решения социальных проблем.

Политизация общества до начала 90-х годов сменилась всеоб­щей коммерциализацией. Многие, кто не может и не хочет «вписы­ваться» в существующий вариант рыночных отношений, ищут себе единомышленников, остро ощущают потребность в создании сооб­щества, где тебя понимают, где ты равен по социальному статусу, по духу, по образу жизни.

Таким образом, в отечественной истории (последнего периода) можно выделить следующие этапы становления и развития люби­тельского движения:

Являясь органом общественной самодеятельности, клубное объединение должно рассматриваться как явление многофункцио­нальное, где все стороны его деятельности теснейшим образом взаи­мосвязаны. Формирование культуры нравственной, эсте­тической, политической, правовой, экономической и т. д. является для клубного объединения наиглавнейшей задачей.

В практике общественно-организованного любительства сло­жились два вида деятельности:

Часто в деятельности клубов по интересам эти два вида трудно отделить один от другого, потому что в процессе коллективного творчества формируется особая клубная атмосфера, каждый участник любительского объединения становится субъектом технологического процесса, вовлекается в социально-значимые программы, происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками, создаётся соответст­вующий эмоционально-психологический фон.

В основе классификации клубных объединений лежат особен­ности содержания и профиля их деятельности, характеристика соста­ва участников. По содержанию работы клубы-общности могут быть политические, естественнонаучные, экологические, технические, спортивные, литературные, связанные с искусством. По функциям -это клубы, в основе деятельности которых лежит познание, творчест­во или общение. По демографическому признаку клубы могут быть молодёжные, детские, семейные, женские, ветеранов, пожилых лю­дей, старшеклассников и т. д. По направлениям работы:

Сложившиеся практика выработала разные пути создания клубных объединений:

Обязательным условием создания клубного объединения дол­жен быть процесс самовыстраивания «снизу» по инициативе самих участников и на основе их интересов и потребностей.

Современное любительское объединение - клуб-общность - это новый вид социальной экологии и духовности. Именно потребность в поддержке, защите, отстаивании своих интересов стала основой ак­тивного роста социальных клубов сегодня.

Объединяются ветераны, пожилые люди, чтобы совместно ис­кать пути решения многих социальных проблем, для разработки про­грамм социальной самозащиты и адаптации.

Для защиты своих прав, решения семейных проблем создаются клубы, объединяющие родителей, имеющих детей-инвалидов, объе­диняются многодетные семьи.

Множество молодёжных проблем способствует созданию са­мых различных молодёжных объединений: подростковые, молодежные клубы, видеоклубы, студии авторской песни.

Разрушение жёсткого идеологического каркаса, на котором строились нормы жизни и ценностные ориентации, способствовало возникновению новых формирований - национальных общностей. С целью сохранения культуры своего народа (языка, традиций, обря­дов) создаются фольклорно-этнографические.

Клубы по интере­сам, любительские объединения всегда реагировали на политическую обстановку в стране, на социальное положение людей, что естествен­но отражалось на их деятельности.

Социальная значимость любительских объединений состоит в том, что, удовлетворяя интересы людей, их деятельность направлена на культурное развитие личности, на решение социальных проблем человека. В любительском объединении, осуществляющем коллек­тивную досуговую деятельность, происходит развитие способностей человека, развитие его социальной активности и творческого потен­циала. Участие в работе любительских объединений помогает чело­веку добиться больших успехов, более высокого мастерства и более яркого проявления своих возможностей, чем в профессиональной деятельности.

Клуб-общность не только удовлетворяет эстетические и духов­ные потребности человека, но и формирует их, создаёт условия для наиболее полной самореализации личности.

В последнее десятилетие XX века в России появились нетради­ционные, организации, основной принцип которых - отказ от финансовой поддержки со стороны государства. Они осуществляют свою деятельность за счет добровольных пожерт­вований своих сторонников.

В современную и перспективную модель социально-культурной .сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобла­дало административно-командное начало, органично вписывается само­управляемый, саморазвивающиеся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, акционерных обществ и товариществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он, достаточно опера­тивно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентации на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и закрывать экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на разные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, клубов с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профи­лактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

Изначальными конструктивными условиями организации менедж­мента в частной социально-культурной сфере являются:

- реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

- диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное «давление» на социокультурную среду;

- решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не путем разрушения и переделки сложившегося культурного окружения.

Досуговые программы, осуществляемые в социально-куль­турной сфере по принципу самоокупаемости для представителей делового мира, финансируется за счет частных вкладов и членских взносов. Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить оплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных, - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько частные организации. Сюда относятся:

- оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ; мониторинг социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования; отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

- посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей для обеспечения финансовой и иной поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании само­организации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, учреждение дочерних фирм, малых предприятий и т.д.;

Многопрофильная индустрия массового досуга и развле­чений включает в себя множество направлений; шоу-бизнес, финан­сирование многих рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников; создание специали­зированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов,, дискотек; производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т.д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов.

К важной сфере СКД, где частный (коммерческий) сектор проявляет особенную активность, следует отнести курортный и туристический бизнес и тесно связанное с ним развитие гостиничного и ресторанного дела, (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристских баз и кемпингов и т.д.), производство спортивного и туристического снаряжения.