Литературный энциклопедический словарь - страница 72

В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 лит-ра заняла важное место на страницах газет: в “Правде”, “Известиях”, “Красной звезде” и многочисл. фронтовых, армейских, дивизионных газетах печатались не только очерки, стихи, публицистика, но и крупные
ЛИГЕ
==191

худож. произв. (напр., пьеса А. Е. Корнейчука “Фронт” в “Правде”, поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” во фронтовой газ. “Красноармейская правда” и др.). В труднейших условиях ленинградской блокады продолжали выходить журналы “Звезда” и “Ленинград” (1940—46), сменивший “Резец”. Вместе с тем прекратился выход ряда “толстых” журналов: “Красная новь”, “Интернациональная литература”, “Молодая гвардия”, “Литературный современник” и др. “Литературная газета” слилась (1942) с газ. “Советское искусство” и до 1944 выходила под назв. “Литература и искусство”. В послевоен. годы руководящие материалы по вопросам лит-ры и иск-ва публиковались не только в “Правде”, но и в газ. “Культура и жизнь” (1946—51). “Толстые” журналы, нередко выходившие в годы войны сдвоенными номерами уменып. объема, возвращаются к ежемес. выпуску Появляется журн. “Дальний Восток”.
Интенсивный рост журналистики начался в 50-х гг. Возобновляются, сохранив преемств. связь со своими предшественниками 30-х гг., журналы “Иностранная литература”· (вместо “Интернациональной литературы”), “Молодая гвардия”. Альманах “Дружба народов” преобразуется в ежемес. журн. “Дружба народов”. Появились журналы “Юность”, “Москва”, “Вопросы литературы”·, “Русская литература”·. Новые журналы возникли в разных городах страны: “Нева” (Ленинград), “Подъем”· (Воронеж), “Дон”· (Ростов-наДону), “Урал”· (Свердловск). С 1958 стала выходить газ. “Литература и жизнь” (орган СП РСФСР), реорганизованная в 1963 в еженедельник “Литературная Россия”. Альманах “Наш современник”·, сменивший ранее существовавший альманах “Год...”, в 1964 преобразован в ежемес. одноим. журнал. В 60—70-х гг. появляется неск. новых лит. журналов: “Север”· (Петрозаводск), “Волга”· (Саратов), “Аврора”· (Ленинград), альманах “Шаги” (с 1974), возрождаются лит критич. журналы “Литературное обозрение” и “Литературная учеба”. Статьи по истории рус. и сов. лит-ры публикуются также в журн. “Филологические науки” (с 1958), в “Известиях Академии наук” (серия лит-ры и языка) и др. Взаимоотношения лит-ры со смежными отраслями иск-ва, общие проблемы их развития обсуждаются на страницах журналов “Театр” (1937—41 и с 1945), где печатаются новые пьесы сов. драматургов, “Искусство кино” (с 1931), газ. “Советская культура” (с 1973). После 7-го Всесоюзного съезда сов. писателей (1981) начинает выходить новый альманах “Советская драматургия”.
Вопросы развития сов. лит. журналистики рассматривались в ряде постановлений ЦК КПСС: “О литературной критике и библиографии” (1940), “О журналах „Звезда" и „Ленинград"” (1946), “О недостатках журнала „Крокодил" и мерах его улучшения” (1951), “О литературно-художественной критике” (1972), “О творческих связях литературно художественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982).
О лит. журналах и газетах, издающихся в союзных республиках СССР, в т. ч. на рус. языке, а также о наиболее значит, заруб, журналах см. в соответствующих статьях о нац. лит-рах.
• История рус. журналистики XVIII—?ΪΧ βв., под ред. А. В. Западова, М., 1963; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Б е ? ко в ?.Η., Θстория рус. журналистики XVIII в., М.—Л., 1952; Очерки истории рус. сов. журналистики. 1917—1932, М., 1966; Кулешов В. И., История рус. критики. XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978; Машкова М. В., Сокурова М. В., Общие библиографии рус. периодич. изданий 1703—1954, Л., 1956; Л и с о вс к и ? Η. Μ., Πус. периодич. печать 1703—1900 (библиография и графич. таблицы), П., 1915; его же, Библиография рус. периодич. печати 1703—1900, П., 1915; Рус. периодич. печать. (1702—1894), Справочник, под ред. А. Г. Дементьева, М., 1959; Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М, М,, Библиография периодич. изданий России. 1901—1916, т. 1—4, Л., 1958—61; Муратова К. Д., Периодика по лит-ре и иск-ву. 1917—1932, Л., 1932; Периодич. печать СССР 1917—1949. Библиографич. указатель, М., 1958.
Η. Θ. Дикушина.
==192 ЛИ ТЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ, творч. объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направления творчества. К ним относятся также лит. салоны и “вечера” (напр., “Субботы” С. Т. Аксакова, “Среды” Вяч. И. Иванова, “Понедельники” Ш. О. Сент-Бёва).
Возникновение Л. к. в Европе относится к т. н. “золотому веку” рим. культуры (1-й в. до н.э.): кружок Гая Цильния Мецената, в к-ром участвовали Вергилий, Гораций, Проперций, и оппозиц. кружок оратора Мессалы Корвина, куда входили Тибулл и Овидий. В эпоху средневековья подобием Л. к. была “Академия Карла Великого” (кон. 8 в.). В 12—13 вв. при дворах крупных феодалов складывались светские кружки-салоны, с к-рыми связан расцвет рыцарской поэзии.
Во Франции эпохи Возрождения одним из крупных гуманистич. и лит. центров явился кружок Маргариты Наваррской (16 в.), а также кружок поэтов “Плеяды”: В 17 в. здесь расцветают лит. салоны с культом “прекрасной дамы” (напр., салон маркизы де Рамбуйе—центр прециозной литературы). Из многочисл. франц. салонов 19 в. выделяется салон мадам Ансело (В. Гюго, А. де Виньи, Ф. Р. Шатобриан и др.); в 50—60-х гг. приобретает широкую известность поэтич. группа “Парнас”·, объединившаяся под знаменем “искусство для искусствам. В 1-й пол. 19 в. значительна была роль лит. салонов в Германии.
Возникновение Л. к. в России относится к 30—40-м гг. 18 в. Одним из первых был петерб. кружок в Сухопутном шляхетном корпусе, воспитанники к-рого организовали затем Общество любителей российской словесности. Лит. быт сер. 18 в. ярко отражает салон гр. И. И. Шувалова, к-рый выступал в роли мецената. По инициативе М. М. Хераскова организуется кружок студентов Моск. ун-та, издававший журн. “Полезное увеселение” и “Свободные часы”; после 1771 кружок собирался в Петербурге, где издавал журн. “Вечера” (участники кружка: И. Ф. Богданович, Д. И. Фонвизин, А. А. Ржевский и др.). В 80-х гг. 18 в. Г. Р. Державин создает лит. кружок с участием Н. А. Львова, В. В. Капниста, И. И. Хемницера; затем к ним примкнули A.C. Шишков, Д. И. Хвостов, A.A. Шаховской, П. А. Ширинский-Шихматов — активные члены будущей “Беседы любителей русского слова”· (1811— 1816), в к-рую входили также И. А. Крылов и Н.И. Гнедич.
В 1801 молодые друзья и почитатели А. Н. Радищева И. М. Борн и В. В. Попугаев положили начало лит. объединению “Дружеское общество любителей изящного”, к-рое позже получило назв. Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В те же годы (1797—1801) существовало предромантич. Дружеское лит. об-во (Анд. И. Тургенев, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков). Лит. борьба нач. 19 в. обострилась в связи с деятельностью “Беседы любителей русского слова”. Борьбу против “Беседы” возглавил лит. кружок “Арзамас”· (1815— 1818), отстаивавший необходимость обновления языка и лит. жанров, связь лит-ры с действительностью. Среди его членов — В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, В. Л. Пушкин, Д. В. Давыдов, А. Ф. Воейков и др.
Как бы лит. отделениями политич. орг-ций будущих декабристов, в частности “Союза благоденствия”, явились “Зеленая лампа”· (1819—20; члены — Я. Н. Толстой, А. Д. Улыбышев, А. С. Пушкин и др.) и Вольное обш/ество любителей российской словесности (1816—25; в числе членов — Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер). Заметную роль в лит. жизни сер. 1820-х гг. играли кружок С. Е. Раича при Моск. университет, пансионе (Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Д. П. Ознобишин и др.) и Общество любомудрия, а во 2-й пол. 20-х гг. салон 3. А. Волконской, в 20—30-х гг — салон Карамзиных, в 30—40-х — Е. П. Ростопчиной и др.

Среди студенч. кружков 30-х гг., оказавших влияние на развитие рус. лит-ры, выделялись кружок Н. В. Станкевича в Моск. ун-те (1831—32), его же кружок 1833—37 с участием В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, И. П. Клюшникова, В. И. Красова и др. и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. В условиях 40-х гг. разгорается борьба между Белинским, Герценом и их единомышленниками, с одной стороны, и славянофилами — с другой. Сторонники славянофильства (А. С. Хомяков, бр. И. В. и П. В. Киреевские, бр. И. С. и К. С. Аксаковы, Н. М. Языков, Ю. Ф. Самарин, С. П. Шевырев и др.) объединяются сначала вокруг журн. ^Москвитянина, затем — журн.
•“Русская беседа”: К передовым кружкам относится кружок петрашевцев, куда входили мн. писатели (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков, А. Н. Плещеев, В. Н. Майков, С. Ф. Дуров и др.). В 50—60-х гг., в период обществ, подъема, многочисл. лит. и политич. кружки возникают в гимназиях, духовных семинариях, в ин-тах и др. уч. заведениях (напр., кружок H.A. Добролюбова в Гл. пед. ин-те в Петербурге, 1853—57). Деятельность этих кружков вскоре сомкнулась с работой революц. подполья (“Земля и воля”, народнич. орг-ции и Проч.). Лит. кружки и салоны были и в провинции (в Казани, Харькове, Калуге, Ярославле, Н. Новгороде, Риге).
Новый подъем в создании лит. кружков и салонов начинается в кон. 19— нач. 20 вв. (к концу 19 в. относится, напр., кружок К. К. Случевского и Я. П. Полонского). Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты составляют лит. группы, имевшие свои органы печати (см. статьи о соответств. лит. направлениях). Замкнутый групповой характер носили лит. собрания у 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского, а также “Среды” Вяч. Иванова, “Цех поэтов” Н. С. Гумилева и др.
Реалистич. традиции отстаивали в это время писатели, собиравшиеся на “Средах* П. Д. Телешова (кон. 90-х гг.— 1916); писатели, объединенные М. Горьким вокруг изд-ва и сб-ков ^Знание” (1904—13), посещавшие “Никитинские субботники” Е. Ф. Никитиной. Задолго до Октября начали создаваться кружки писателей и поэтов из рабочей и крест, среды, напр. Суриковский литературно-музыкальный кружок. После Революции 1905—07 Л. к. были часто связаны с болыпевист. подпольными группами.
Л. к. получили широкое распространение после Окт. революции. Они возникали при орг-циях Пролеткультов, на фабриках и заводах, при журналах и газетах, активно способствуя становлению сов. лит-ры. Л. к. продолжают оставаться распространенной формой массового лит. движения; в них формируются лит эстетич. взгляды, изучаются особенности лит. процесса, обсуждаются произв. кружковцев. Нек-рые Л. к. существуют неск. десятилетий (напр., при Моск. автозаводе им. Лихачева, заводе Ростсельмаш и др.); из них вышло немало профессиональных писателей. См. также Литературный быт.
Φ Α ρ ξ н с о н ?., Ρ ε и с е ? С., Лит. кружки и салоны, Л., 1929. Д. Л. Брудный.
“ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ”, серия книг, в к-рой публикуются выдающиеся произв. мировой лит-ры. Издается по инициативе акад. С. И. Вавилова и акад. В. П. Волгина с 1948 изд-вом АН СССР (с 1964 — изд-во “Наука”); пред. редколлегии — акад. Д. С. Лихачев (с 1970). Книги содержат выверенные по рукописным и печатным источникам тексты, снабженные комментариями, а иногда и сводом рукописных редакций, авторских конспектов и т. п. Иностр. произв., как правило, даются в новых переводах. Статьи, помещенные в приложениях, освещают творч. историю произв., его место и значение в творчестве писателя и лит-ры в целом.
• Лит. памятники. Справочник, сост. Д. В. Ознобишин, М 1978.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ, см. Премии литературные.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ, см. Литературные кружки.
13 ЛЭС
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ, одна из гл. особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии лит-р, в усвоении (и преодолении) одной лит-рой худож. опыта другой. Различают: лит-ру, оказывающую влияние, воспринимающую влияние и т. н. посредника — hammetteuer (термин введен франц. школой компаративизма). Роль посредника могут играть целые лит-ры (напр., посредником в связях рус. лит-ры с зарубежными длит. время были французская, позднее — нем. и англ. лит-ры), лит. кружки, отд. писатели, театр, коллективы и т. д. От лит. связей следует отличать историко-типологич. аналогии или схождения, возникающие при отсутствии или миним. количестве непосредств. контактов между лит-рами. Таковы аналогии в развитии древнего эпоса, ранних форм лирики и т. д.
Закономерность прохождения нац. лит-р через сходные стадии определяет характер и направление лит. связей. Для европ. лит-р такими более или менее отчетливо выявленными стадиями были Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. Обычно лит-ра, достигшая более высокой стадии развития, оказывает определяющее воздействие на др. лит-ры. Таково влияние итал. Возрождения 15—16 вв., франц. классицизма 17 в., англ. и франц. Просвещения 18 в., нем., а затем англ. и франц. романтизма нач. 19 в., англ. и франц. реализма сер. 19 в. на лит-ры разных стран. С кон. 19 в. началось мощное воздействие на мировую культуру рус. критич. реализма, дополненное позднее, в нач. 20 в., воздействием социалистич. лит-ры. Однако процесс лит. взаимосвязей очень сложен: возможны и встречные тенденции, когда худож. формы и стили, относящиеся к более ранним стадиям развития, оказывают воздействие на последующие. Таково обращение романтиков 18— нач. 19 вв. к фольклору; романтиков и реалистов — к У. Шекспиру; самый яркий пример — творч. переосмысление традиций античности на протяжении всей истории европ. культуры. (Воздействием антич. наследия, а также христ. мифологизма в значит, мере обусловлена общность идей, тем, мотивов и сюжетов европ. лит-р — исследования Р. Курциуса и Э. Ауэрбаха.). При этом роль “восприемника” далеко не пассивная: как правило, восприятие влияния диктуется внутр. потребностями данной лит-ры, ее “встречными течениями” (Александр Н. Веселовский) и особенностями эволюции. Взаимодействие влияния со “встречными течениями” приводит к творч. переработке опыта других лит-р и вместе с тем — к борьбе с внешним подражательством, к пробуждению самобытных творч. сил нации, обострению интереса к нар. основам иск-ва.
В целом Л. с. и в. играют в истории мировой культуры продуктивную роль. Они приводят к ускорению лит. процесса (напр., развитие рус. лит-ры 18— нач. 19 вв. до А. С. Пушкина, “ускоренно” воспроизводившей осн. этапы истории зап.-европ. лит-р), к сокращению нек-рых стадий (напр., отсутствие развитого романтизма в большинстве лит-р Востока), к одновременному возникновению и сосуществованию разл. стадий и форм (напр., в япон. лит-ре с 20-х гг. 20 в. реализм развивается в сложном переплетении с натурализмом, модернизмом и т. д.).
Интерес к проблемам лит. связей возрос в кон. 18— нач. 19 вв., вместе с небывалым усилением межлит. общений. Этот процесс был отмечен И. Г. Гердером, а затем И. В. Гёте (см. Всемирная литература}. В кон. 19— нач. 20 вв. от общего лит-ведения отпочковалась спец. науч. дисциплина, изучающая Л. с. и в.— сравнит. лит-ведение (см. Сравнительно-историческое литературоведение}, в развитие к-рого большой вклад внесли франц. ученые (Ф. Бальдансперже, Ф. ван Тигем и др.). Вместе с тем для ряда совр. зап. компаративистов характерен антиисторич., формальный подход к проблеме Л. с. и в. (см. работы О. Манделя, П. Варандиана и др. во влият. органе амер. компаративистов “Comparative literature”). В России изучение Л. с. и в. не получило столь широкого размаха, как на Западе; но оно имело то преимущество, что проблема влияний рассматривалась как составная часть “исторической поэтики”, единого историко-лит. процесса (работы Веселовского; см. в ст. Поэтика}. В 60—70-х гг. изучение Л. с. и в. в сов. науке усилилось [работы В. М. Жирмунского и его школы, М. П. Алексеева, А. И. Белецкого, Н. И. Конрада, группы литературоведов в ИМЛИ, ИРЛЙ (Пушкинском доме), Йн-те славяноведения, Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко и др.]. Сов. исследователи разрабатывают проблему лит. связей в соответствии с общей концепцией закономерностей мировой лит-ры (зап европ. лит-р, славянских, восточных и др.).
ЛИТЕ — ЛИТЕ
==193

• Жирмунский В. M., Сравнит, лят-ведение я проблема ляг. влияний, “Изв. АН СССР. Отд. обществ, наук”, 1936, № 3; его же. Лит. течения как явление международное. Л., 1967; Конрад H . И., Запад и Восток. Статьи, М., 1966; Из истории связей слав. лит-р. Сб. ст., М., 1959; Взаимосвязи и взаимодействие нац. лит-р. Материалы дискуссии, М,, 1961; Из истории лит. связей XIX в. Сб. ст., М., 1962; Междунар. связи рус. лит-ры. Сб. ст., М.—Л., 1963; Л о м и д з е Г., Методологич. вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения сов. лит-ры, М., 1963; Неупокоева И. Г., Проблемы взаимодействия совр. лит-р, М., 1963; Проблемы сравнит. филологии. Сб. ст., М.—Л., 1964; Кулешов В. И., Лит. связи России и Зап. Европы в XIX в. (первая пол.), 2 изд., М., 1977; Пути развития сов. многонац. лит-ры, М., 1967; Типология и взаимосвязи ср.-век. лит-р Востока и Запада, М., 1974; G u g a r d M.F., La litterature comparйe, S йd., P., 1969; Friederich W. P., Outline f comparative literature.... Chapel Hill, 1954; Forschungsprobleme der vergleichenden Literaturgeschichte, Tьbingen, 1951, Folge 2, 1958; K r aus W., Probleme der vergleichenden Literaturgeschichte, B., 1963; BaldenspergerF., Friederich W. P., Bibliography of comparative literature, Chapel Hill, 1950; см. также лит. при ст. Всемирная литература. Ю. В. Манн.

p-p-shmidt-i-v-m-sablin-revolyucioneri-ili-buntari-russko-yaponskaya-vojna-1904-1905-godov-stala-vojnoj-zarodivshegosya-imperializma-politicheskie-posledstviya.html
p-p-smirnova-nemeckij-yazik-kak-vtoroj-inostrannij-v-usloviyah-selskoj-shkoli.html
p-p-sobranie-sochinenij-49-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
p-p-voinskoe-zvanie-stranica-18.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат