Методика оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у школьников сельских общеобразовательных школ - страница 6


Проведенные исследования свидетельствуют, что наследственные показатели, такие как длина тела и окружность грудной клетки, слабо поддаются изменениям при воздействии специальных средств оздоровительной гимнастики.
Исследования массы тела у детей с нарушениями зрения, свидетельствуют, что у девочек и мальчиков 8 – 9 лет КГ и ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента произошло незначительное увеличение изучаемых показателей (р>0,05; рис. 8).

Рис. 8. Динамика массы тела у детей 8 − 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах
Характерным является тот факт, что у девочек и мальчиков 10 – 14 лет КГ к концу эксперимента отмечается достоверное увеличение показателей массы тела на 7,3±1,3 и 6,7±1,0 кг соответственно (р<0,05; рис. 8). Это, на наш взгляд, обусловлено, прежде всего, низкой двигательной активностью детей специальных медицинских групп на занятиях по физическому воспитанию в сельских общеобразовательных школах.
Весьма примечательным является тот факт, что у девочек 10 – 14 лет ЭГ эти показатели в ходе формирующего эксперимента увеличиваются, но незначительно (р>0,05; рис. 8).
Аналогичная тенденция проявляется и при анализе показателей массы тела у девочек и мальчиков 15 – 16 лет с нарушениями зрения КГ и ЭГ, что отражено на рисунке 8.
В результате внедрения в занятия по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения, обучающихся в сельских общеобразовательных школах, специализированных корригирующих комплексов оздоровительной гимнастики у девочек 10 – 14 лет ЭГ удалось достоверно увеличить к концу педагогического эксперимента показатели динамометрии правой и левой кисти на 4,0±0,5 и 6,3±0,7 кг соответственно (р<0,05; табл. 9). В контрольной группе показатели увеличиваются, но незначительно.
У мальчиков 10 − 14 лет ЭГ с нарушениями зрения к концу формирующего эксперимента, так же как и у девочек, отмечается достоверное увеличение показателей динамометрии правой и левой кисти на 5,6±0,5 и 7,1±0,7 кг соответственно (р<0,05). Весьма примечательно, что к концу эксперимента показатели динамометрии правой и левой кисти у мальчиков 10 − 14 лет с нарушением зрения ЭГ значительно превышают показатели КГ (р<0,05; табл. 9).
Также у девочек и мальчиков ЭГ 15 − 16 лет отмечается увеличение показателей динамометрии правой и левой кисти к концу эксперимента, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной экспериментальной дифференцированной методики.
Таблица 9
Динамика силовых показателей детей 8 − 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах

Группы
Возраст
Динамометрия правой кисти
р
Динамометрия левой кисти
р
до эксп-та
после эксп-та
до эксп-та
после эксп-та
Девочки
КГ
8-9 лет
12,3±3,6
12,6±3,8
>0,05
10,5±3,1
10,8±2,8
>0,05
ЭГ
12,6±2,9
14,2±4,0
>0,05
10,7±3,3
11,6±2,7
>0,05
р
>0,05
>0,05
 
>0,05
>0,05
 
КГ
10-14 лет
20,3±4,7
21,1±4,6
>0,05
18,4±3,7
19,5±3,6
>0,05
ЭГ
20,6±4,6
24,6±4,9

<0,05


18,2±3,4
24,5±3,9

<0,05


р
>0,05
>0,05
 
>0,05

<0,05


 
КГ
15-16 лет
30,3±5,8
31,5±6,2
>0,05
28,4±4,6
30,3±4,2
>0,05
ЭГ
30,6±5,4
35,8±6,1

<0,05


28,7±4,4
31,5±4,1
>0,05
р
>0,05
>0,05
 
>0,05
>0,05
 
 
Мальчики
КГ
8-9 лет
13,4±3,7
14,5±3,8
>0,05
12,1±3,3
12,9±2,9
>0,05
ЭГ
13,1±3,4
15,2±3,9
>0,05
11,9±2,7
12,7±2,7
>0,05
р
>0,05
>0,05
 
>0,05
>0,05
 
КГ
10-14 лет
22,5±4,6
22,2±4,3
>0,05
20,0±3,8
20,6±3,7
>0,05
ЭГ
22,3±4,9
27,9±4,6

<0,05


19,6±3,4
26,7±4,0

<0,05


р
>0,05

<0,05


 
>0,05

<0,05


 
КГ
15-16 лет
40,3±6,1
37,3±5,0
>0,05
37,8±4,9
38,2±4,4
>0,05
ЭГ
40,0±6,3
44,2±5,2
>0,05
38,0±5,0
44,2±4,0

<0,05


р
>0,05

<0,05


 
>0,05

<0,05


 
Результаты проведенного исследования позволили установить, что у девочек и мальчиков контрольной и экспериментальной групп к концу формирующего педагогического эксперимента происходит увеличение показателей жизненной емкости легких (р>0,05; рис. 9).
Анализ результатов представленных на рисунке 9, свидетельствует, что у девочек и мальчиков ЭГ 10 – 14 лет с нарушениями зрения, обучающихся в сельских общеобразовательных школах, в результате использования комплексов упражнений оздоровительной гимнастики к концу эксперимента отмечается достоверное увеличение показателей жизненной емкости легких (р0,05).
Характерно, что у мальчиков и девочек КГ 15 − 16 лет к концу эксперимента отмечается снижение показателей жизненной емкости легких (рис. 9). Это может свидетельствовать о неэффективном подборе упражнений в процессе занятий с детьми, имеющими нарушения зрения специальных медицинских групп.

Рис. 9. Динамика жизненной емкости легких у детей 8 − 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах
Проведенное исследование позволило установить, что у девочек и мальчиков 8 – 9 лет как в КГ, так и в ЭГ к концу эксперимента показатели задержки дыхания, оцениваемые с помощью пробы Штанге, улучшаются, но незначительно (р>0,05; рис. 10).
В результате использования специализированных комплексов упражнений удалось существенно повысить к концу формирующего педагогического эксперимента у девочек и мальчиков 10 – 14 лет ЭГ показатели задержки дыхания, оцениваемые с помощью пробы Штанге (р<0,05; рис. 10).

Рис. 10. Динамика показателей пробы Штанге у детей 8 – 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах
Положительная динамика изучаемых результатов задержки дыхания отмечается и у девочек, и у мальчиков 15 – 16 лет ЭГ, имеющих нарушения зрения, что отражено на рисунке 10.
В результате активного использования на уроках по физическому воспитанию в сельских общеобразовательных школах средств оздоровительной гимнастики у девочек и мальчиков всех рассматриваемых возрастов к концу формирующего педагогического эксперимента показатели систолического артериального давления снижаются (р<0,05; рис. 11), достигая уровня здоровых детей, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной дифференцированной методики.

Рис. 11. Динамика систолического давления у детей 8 – 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах
Характерным является тот факт, что в результате использования традиционных средств физической культуры в занятиях с детьми специальных медицинских групп с нарушениями зрения показатели систолического артериального давления с возрастом увеличиваются, превышая нормы здоровых детей.
Анализ результатов, представленных на рисунке 12, свидетельствует о том, что показатели диастолического артериального давления у детей всех возрастных групп КГ к концу формирующего педагогического эксперимента имеют устойчивую тенденцию ухудшения результатов (р<0,05).

Рис. 12. Динамика диастолического давления у детей 8 – 16 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах
В свою очередь, в экспериментальной группе детей всех возрастных групп показатели стабилизируются и достигают нормального состояния, как у здоровых детей (рис. 12).
В процессе исследования установлено, что у девочек и мальчиков КГ 8 − 9 лет с нарушениями зрения, обучающихся в сельских общеобразовательных школах, к концу формирующего педагогического эксперимента отмечается недостоверное увеличение показателей силового индекса на 0,8 и 2,1%, снижение индекса Скибински на 0,5 и 1,5 усл. ед., а также достоверное ухудшение индекса Робинсона и недостоверное − индекса Руфье (табл. 9).
Таблица 9
Динамика индексов у детей 8 – 9 лет КГ и ЭГ, обучающихся в сельских школах

Показатели
Пол
КГ
р
ЭГ
р
до эксп-та
после эксп-та
до эксп-та
после эксп-та
Силовой индекс (%)
Д
32,8±5,1
33,6±5,4
>0,05
33,3±4,8
41,5±4,9

<0,05


М
38,4±5,5
40,5±6,1
>0,05
38±5,1
44,7±5,5

<0,05


Индекс Скибински (усл. ед.)
Д
16,1±2,8
15,6±2,3
>0,05
16,6±2,8
17,9±2,6
>0,05
М
16,6±3,0
15,1±2,2
>0,05
16,2±2,5
19,3±2,7
>0,05
Индекс Робинсона (усл. ед.)
Д
85,7±6,8
96,9±6,9

<0,05


85,1±7,3
71,4±7,7

<0,05


М
87,9±6,3
99,8±7,2

<0,05


88,3±7,1
73,5±7,2

<0,05


Индекс Руфье (усл. ед.)
Д
8,8±1,2
10,5±1,5
>0,05
8,2±1,1
8,4±1,4
>0,05
М
8±1,0
10,2±1,7
>0,05
8,7±1,4
8,5±1,2
>0,05
4 5 6 7 8 9 10 11
prostuda-orz-orvi-gripp-chem-oni-otlichayutsya.html
prostuda-u-detej.html
prostuda-u-rebenka-simptomi-i-lechenie-prostuda-vklyuchaet-v-sebya-ryad-infekcionnih-zabolevanij-verhnih-dihatelnih-putej-voznikaet-po-toj-prostoj-prichine-chto.html
prostuda1-ohlazhdenie-kotoromu-podvergsya-organizm-2-bolezn-vizvannaya-takim-ohlazhdeniemrazgglavnij-vivodi.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат