Мкоу сош №8, Острогожск Совершенствование лингвистического образования младших школьников

И. А. Шумейко

МКОУ СОШ № 8, Острогожск


Совершенствование лингвистического образования младших школьников

Русский язык последние десятилетия изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные настроения. В настоящее время, по мнению некоторых лингвистов, происходит гибель русского языка. Особенно проблемными оказались такие темы, как язык Интернета, распространение бранных выражений, злоупотребление жаргонизмами, просторечными, заимствованными словами. Лингвисты эти проблемы зачастую предпочитают рассматривать как особые нарушения нормы, не отвечая тем самым на запросы общества в сфере языка и коммуникации. Очевидно, что в настоящее время назрела необходимость открытого диалога лингвиста и общества, время обсуждения и нахождения рационального способа решения данных проблем.


В школьных словарях и справочниках учащиеся знакомятся со следующим определением лингвистики – это наука о языке, его общественной природе, функциях языка, его внутренней структуре, наука о закономерностях его исторического развития и классификации языков [2 , с. 486]. Современная же лингвистика отличается тем, что ее внимание обращено не только к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой языка и реализующему ее в своей деятельности. В связи с этим назрела необходимость пересмотра подходов к преподаванию языка в школе т. к. содержание современных программ и учебников по русскому языку ориентировано на развитие личности ребенка. Учащиеся обучаются и воспитываются средствами языка и посредством языка. Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования младших школьников, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку учащихся и формирование у них универсальных учебных действий в объеме, необходимом для дальнейшего образования: заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции; формировать познавательный интерес, уважительное отношение к русскому языку на основе изучения местных говоров, культурных традиций, речевого этикета, распространенных в Воронежской области. Методологической основой достижения вышеизложенных целей и задач должен стать деятельностный подход и реализация лингвистического образования младших школьников. Под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий. Обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности. В том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к родному языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. Обучение русскому языку в современной школе основывается на следующие ценностные ориентиры:

- язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения;

- русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры, а бережное обращение с языком следует рассматривать как компонент личностного развития младших школьников, компонент становления его гражданственности;

- язык является явлением культуры, поэтому качество владения, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека;

- русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения;

- без знания родного языка невозможно постичь национальную культуру, стать полноценным представителем своего народа [ 3, с.3].

Лингвистика, однако, не должна сводиться к изучению только родного русского языка. В то же время лингвистика не должна подразумевать только изучение только иностранных языков. В настоящее время функционирует огромное количество лингвистических гимназий, институтов и даже лингвистические университеты, где не всегда изучается лингвистика, но зато непременно учат иностранным языкам. Изучение иностранных языков не должно препятствовать лингвистическому образованию младших школьников, но и не являться самоцелью. В обычной школе нет такого образовательного предмета, как лингвистика, но есть лингвистические кружки и факультативы, проводятся олимпиады и другие конкурсы, организуются летние лингвистические школы. Участвуя в данных мероприятиях, дети могут получить ответы на самые наивные вопросы, которые на практике оказываются самыми сложными: Сколько в мире языков? Как формируется акцент? Как мы овладеваем родным языком? Сколько слов в русском языке? Сколько слов в английском языке?

Существует огромное количество интересных и полезных способов овладения лингвистическими знаниями, как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности:

- лингвистический анализ художественного текста на основе изученных языковых средств художественного произведения, после определения темы данного произведения [4, с.211];

- обучение учащихся звукобуквенному анализу слов, учить слышать именно звуки речи и сопоставлять их с записью;

- придумать «свою» письменность, в которой соотношение между звуками и буквами будет иным;

- придумать другие правила чтения, отличающиеся от общепринятых, и поиграть – почитать по ним привычные слова;

- познакомить и сделать совместно с учащимися сравнительный анализ различных систем письменности;

- познакомить с историей возникновения кириллицы с последующим написанием мини-сочинения на тему «Возможно ли изменение русского алфавита в будущем?»;

- познакомить с историей появления имен людей как древнерусских, так и заимствованных;

- организовать экскурсию в музей с целью познакомить учащихся с берестяными грамотами, рукописными книгами, с началом книгопечатания в России (или в частности в Воронежской области);

- познакомить детей с топонимикой, с историей возникновения географических названий, связав эту работу со словообразованием;

- познакомить с историей возникновения названий месяцев и дней недели;

- познакомить с изменениями в жизни языка, со словами, ушедшими из употребления;

- познакомить с новыми словами, появление которых обусловлено развитием общества, необходимостью языку лучше и всесторонне обслуживать общество;

- познакомить учащихся с записью русской речи транскрипцией, обращая внимание на возникающие при этом проблемы;

- изучить правила чтения в разных языках, сравнивая звучание похожих по написанию слов;

- использовать лингвистические сказки для успешного усвоения материала, его повторения и закрепления;

- предложить учащимся написание сочинения на тему «Жизнь морфем в языке» и мн. др.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями не становятся полезными [1, с.7]. Вышеизложенные примеры организации работы по совершенствованию лингвистического образования младших школьников помогут учителю организовать работу с учащимися так, чтобы дети всегда могли увидеть, найти в языке что-то для себя увлекательное и интересное и русский язык не будет для детей тяжелейшим испытанием из множества упражнений, правил, диктантов и контрольных работ. Уроки родного языка должны стать у учащихся самыми увлекательными, самыми любимыми.

Список литературы

1. Волина В. В. Русский язык. – Екатеринбург: АРГО, 1996.

2. Русский язык. Справочник школьника./ Под ред. В. Славкина. – М.: Слово, 1995.

3. Скуратова О. Б. История русского алфавита. – М.: Чистые пруды, 2010.


4. Шанский Н. М. В мире слов. - М.: Просвещение, 1971.
referat-po-discipline-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-na-temu-prognoz-posledstvij-vzaimodejstviya-cheloveka-s-prirodoj.html
referat-po-discipline-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-po-teme-vozmeshenie-vreda-prichinennogo-okruzhayushej-srede-i-zdorovyu-cheloveka.html
referat-po-discipline-ekologicheskie-riski-na-temu-issledovanie-vozmozhnih-opasnih-i-vrednih-faktorov-pri-ekspluatacii-evm-i-ih-vliyaniya-na-polzovatelej.html
referat-po-discipline-ekologicheskoe-pravo-tema-pravovoe-polozhenie-ohoti.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат