Многофункциональное научно-аналитическое и гуманитарно-просветительское государственное учреждение «назарбаев центр» межрегиональный институт экономики и права при межпарламентской ассамблее евразэс - 11

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

Литература



  1. Алма−Атинская декларация // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. –http://www.cis.minsk.by /page.php?id=178 Дата доступа: 14.10.2013.

  2. Баишев Ж.Н. Обеспечение независимости судьи — необходимое условие деятельности Суда ЕврАзЭС // Официальный сайт суда ЕврАзЭС. [Электронный ресурс]. –http://sudevrazes.org/ main.aspx?guid=1131 Дата доступа: 29.05.2013

  3. Бангалорские принципы поведения судей. Гаага, 26 ноября 2002 года // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. −http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml Дата доступа: 29.05.2013.

  4. Голованов В. Нравственные основы правосудия / В. Голованов // Юстыцыя Беларусі. – 2009. – № 6. – с. 11-14.

  5. Договор об обращении в суд Евразийского Экономического Сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного Союза и особенностях судопроизводства по ним // Суд Евразийского Экономического Сообщества [Электрон. ресурс]. –https://www.google. by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&ved=0CCsQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsudevrazes.org%2Fsm.aspx%3Fguid%3D67003&ei=qaRdUrniBseFtAbT9YDIBQ&usg=AFQjCNEJyOlHgpKILwWT12MUUY4fg9l0KQ&bvm=bv.53899372,d.Yms Дата доступа: 29.05.2013.

  6. Европейская хартия о статусе судей, 10 июля 1998 г. // Council of Europe [Электронный ресурс]. — http://www.coe.int/t/e/legal affairs/legal cooperation/legal professionals/judges/instruments and documents/CHARTE%20 russe%20A4.pdf Дата доступа: 14.10.2013.

  7. Заключение консультативного совета европейских судей (КСЕС) для Комитета Министров Совета Европы о принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность// Council of Europe [Электронный ресурс]. — https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1050737&Site=COE Дата доступа: 14.10.2013.

  8. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее / М.И. Клеандров. — М.: Вольтерс Клувер, 2007. – 579 с.

  9. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества: принята решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества 31.05.2001 N 17 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013

  10. Обзор судебной практики по делам о разрешении споров, рассмотренных Экономическим судом Содружества Независимых Государств в период с 1994 по 2011 год // Экономический суд СНГ [Электрон. ресурс]. – http://sudsng.org/analytics/sudobzor/sudobzor2012−2/ Дата доступа: 29.05.2013.

  11. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов. Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года//Официальный сайт ООН [Электрон. ресурс]. — http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/indep.shtml Дата доступа: 29.05.2013.

  12. Положение об Экономическом суде Содружества Независимых Государств: утверждено соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 06.07.1992. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.

  13. Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств (в ред. постановлений Пленума Экономического Суда СНГ от 26.05.2011 N 2) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.

  14. Решение суда Евразийского экономического сообщества 22 мая 2012 г. № 12 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.

  15. Статут суда Евразийского экономического сообщества: в редакции Протокола от 10.10.2011 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.

  16. Устав Содружества Независимых Государств // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. — http://www.cis.minsk.by/page.php?id=180 Дата доступа: 14.10.2013.

  17. Честность и неподкупность в судебных органах, судебной администрации и органах прокуратуры: Записка Секретариата Межправительственной рабочей группы открытого состава по предупреждению коррупции CAC/COSP/WG.4/2013/2 // Сайт Управления ООН по наркотикам и преступности [Электрон. ресурс]. — http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/workinggroup4/2013−August−26−28/V1384370r.pdf Дата доступа: 22.10.2013.

  18. Шинкарецкая Г.Г. Суд Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза / Г.Г. Шинкарецкая // Международное правосудие. − 2012. −№ 1(2) – С. 16-20.


Т.А. Долгоаршинных, Е.В. Замятина

Вятский государственный университет,

г. Киров, Россия
Научный руководитель — О.Н. Соболева,

старший преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления,

кандидат экономических наук

Международная интеграция как механизм



решения проблем в сфере здравоохранения


Аннотация

. В данной статье рассмотрены подходы к определению интеграции и международной интеграции, в частности. Приведен сравнительный анализ здравоохранения различных стран мира, показан международный опыт решения здравоохранительных проблем. Определены специфические проблемы здравоохранения в Российской Федерации. Приведены возможные приоритеты развития сферы, способствующие их преодолению, в том числе с использованием механизмов международной интеграции.

Abstract

. This article describes approaches to the definition of integration and international integration in particular. It also includes a comparative analysis of health care around the world, shows the international experience with health problems. Specific health problems in the Russian Federation are identified, and article shows the possible development of the priorities that contribute to overcoming them, including through the mechanisms of international integration.

Ключевые слова

: здравоохранение, интеграция, международная интеграция, интеграция здравоохранения, проблемы здравоохранения, российское здравоохранение.

Keywords

: health care, integration, international integration, integration of health care, health care problems, health care in Russia.
Интеграция представляет собой объединение в единое целое каких-либо частей в рамках региона, страны, мира. Мировая интеграция является важным процессом и затрагивает глобальные вопросы.

В современном мире существует много задач, связанных со здравоохранением, которые требуют объединения сил медиков со всего мира. Основной идеей современного научного управления является достижение высоких показателей здоровья населения.

Российские врачи консервативны во взглядах на методы лечения пациентов. Для действенного продвижения нашей медицины необходимы инновационные взгляды и заимствование у других стран успешных технологий и методов лечения, чему и поможет мировая интеграция здравоохранения.

Результаты многочисленных опросов показывают, что большая часть населения России (80%) не удовлетворена качеством предоставляемого медицинского обслуживания [4]. При рассмотрении Кировской области наблюдается та же тенденция: из 100 опрошенных авторами респондентов 82% не удовлетворены качеством медобслуживания, 10% считают обслуживание приемлемым и лишь 8% полностью удовлетворены. Примечательно, что 52% опрошенных сталкивались с халатностью врачей на личном опыте.

В качестве примера низкого уровня развития России в плане здравоохранения можно привести сравнение «скорой помощи» США и РФ. Служба «911» укомплектована не врачами, а парамедиками. Так называют людей со специальным образованием, но оказывающих помощь по жестким схемам, не занимающихся постановкой диагноза, не решающих вопросов о необходимости госпитализации. Если больной «911», то он будет отправлен в больницу. Пока машина с включенной сиреной везет пациента в клинику, дежурная бригада уже бежит по коридору, собирая на бегу всё необходимое для оказания помощи. Персонал американских клиник ежегодно сдает зачеты, где демонстрирует свои возможности оказания помощи на бегу [2].

«Скорая» в США работает на высшем уровне, в России же дела обстоят хуже. Время прибытия скорой постоянно увеличивается, часто не хватает медикаментов, врачи затрудняются в определении диагноза, а если больной не находится на грани летального исхода, и вовсе могут не предложить госпитализацию. Необходимо обучение и переквалификация на международном уровне, получение информации из опыта врачей со всего мира.

Важнейшим достижением в реформе здравоохранения любой страны является равноправие граждан в получении медицинского обслуживания высокого качества, одинакового абсолютно для всех. Но на данный момент не существует системы, которая обеспечивала бы это, так как есть два основных ограничения: финансовое и географическое. Гарантируемый объём услуг напрямую зависит от уровня расходов на здравоохранение. Уровень финансирования здравоохранения зависит от уровня экономического развития страны, а также от того, каким образом мобилизуются средства на нужды здравоохранения: из общих налогов, за счет взносов хозяйствующих субъектов, из кармана потребителя. Страны, в которых финансирование здравоохранения полностью зависит от политических приоритетов, ущемляют интересы населения, так как в них здравоохранение финансируется в основном по остаточному принципу [3].

В любой стране существуют специфические проблемы в системе здравоохранения, которые они решают различными способами. Международная интеграция здравоохранения поможет разнообразить спектр предпринимаемых путей решения каких-либо проблем, основываясь на мировом опыте.

Опыт проведения государственных и международных программ, в разработку которых положена концепция факторов риска, в частности, ориентированных на формирование здорового образа жизни и оздоровления окружающей среды, дал значительные результаты. Например, 20-летняя кампания в Японии, США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, ряде регионов России на основе кооперативной программы ВОЗ по профилактике заболеваний при поддержке правительств, направленная на преодоление таких факторов, как курение, избыточная масса тела, гиподинамия, артериальная гипертензия, злоупотребление алкоголем, избыточное потребление жиров, соли, сахара, привела к сокращению в этих странах смертности: общей на 20-30%, от сердечно-сосудистых заболеваний — на 30-40% [2].

За последние годы российское государство делает многое для улучшения здравоохранения: развивает высокотехнологичную медицинскую помощь, модернизирует поликлиники и больницы, сдерживает рост цен на самые нужные лекарства, совершенствует законодательную базу [4]. И, тем не менее, неуклонно возрастает количество россиян, которые предпочитают лечиться за рубежом. В 2011 г. с этой целью выехали за пределы страны около 70 тыс. человек, увезя для оплаты медицинских услуг около миллиарда долларов, заявил на конференции «Медицина−2012» руководитель группы медицинских компаний Андрей Ломакин [4]. Приведенные цифры — это самые скромные подсчеты, так как в них не вошла статистика поездок на лечение в Южную Корею, Таиланд, Китай, которые все популярнее у жителей Дальнего Востока и Сибири. По данным, также приведенным на московском конгрессе, число тех, кто предпочел зарубежную медицину нашей, выросло в 2011 г. на 47% по сравнению с 2010−м. Представленные данные показывают, что зарубежная медицина пользуется немалым спросом, из чего можно сделать вывод, что российское здравоохранение не способно дать всего, что требуется населению. Поток пациентов за границу связан также и с большим количеством диагностических и лечебных ошибок, сделанных в российских медучреждениях, часто именно в области кардиохирургии и онкологии [4].

По данным Министерства здравоохранения, с 2000 по 2011 гг., количество медицинских организаций (больниц, диспансеров и др. больничных учреждений) серьезно сократилось: с 17627 в 2000 г. до 8607 в 2011 г., т.е. почти в 2 раза. Изменилась и статистика летальности: с 1,3% в 2000 г. до 1,5% в 2011 г. По данным Министерства здравоохранения России, число станций скорой медицинской помощи сократилось: с 3172 в 2000 г. до 2841 в 2012 г. Как следствие, уменьшилась и численность лиц, которым была оказана медицинская помощь: с 52,3 до 50,2 млн. чел. Указанные данные свидетельствуют о негативной тенденции в развитии российского здравоохранения.

По данным ВОЗ (по состоянию на февраль 2013 года): доля расходов на охрану здоровья из личных средств граждан от общих расходов на здравоохранение составляет в России 20-40%, в западных странах и США превышает 20%. Объясняется это тем, что в западных странах государство предоставляет больше медицинских услуг, и население удовлетворено их качеством, следовательно, частный сектор здравоохранения востребован менее, чем в России.

Приведем сравнительную статистику здравоохранения некоторых зарубежных стран на 2011 г.
Таблица 1

Сравнительная статистика здравоохранения


Показатель

Испания

Нигерия

Япония

США

Великобритания

Россия

Германия

Общая численность населения, млн.чел.

46,8

169

127

318

62,8

143

82,8

ВНП на душу населения (долл.)

31,4

2,29

35,33

48,82

36,01

20,56

40,23

Продолжительность жизни м/ж (лет)

79/85

52/54

79/86

76/81

79/82

63/75

78/83

Вероятность смерти

(на 1000 детей в возрасте до 5 лет)

5

124

3

7

5

10

4

Вероятность смерти в возрасте 15−60 лет м/ж (на 1000 чел.)

91/41

393/360

84/86

131/77

91/57

351/131

96/51

Общие расходы на здравоохранение на душу населения (долл.)

3,041

139

3,174

8,608

3,322

1,316

4,371

Общие расходы на здравоохранение (% от ВНП)

9,4

5,3

9,3

17,9

9,3

6,2

11,1


Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что Россия уступает другим странам (кроме Нигерии) практически по всем параметрам, отсюда видна острая необходимость в улучшении ситуации в стране, в том числе и здравоохранения. Сегодня в системе здравоохранения России накопились серьезные проблемы, которые будут препятствовать решению задач улучшения здоровья населения, увеличения доступности и повышения качества медицинской помощи. Среди них главными являются:

1. Недофинансирование государственной системы здравоохранения как минимум в 1,5 раза. Нет достаточного финансирования — нет достойной оплаты труда медицинского персонала, нет достаточного обеспечения населения бесплатными лекарствами, нет возможности соблюдать современные стандарты лечения и обеспечивать больницы современным оборудованием и расходными материалами. Так, в 2011 г. госрасходы на здравоохранение составили 4% в доле ВВП, что в 1,5 раза ниже, чем в среднем в «новых» странах Евросоюза (6% ВВП). Следует отметить, что эти страны так же экономически развиты, как и Россия [2].

2. Дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров. Не будет врачей — не будет доступной медицинской помощи. Сегодня обеспеченность врачами на 1 тыс. населения составила 4,5, что в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР. Однако в РФ заболеваемость и смертность населения на 40-50% выше (соответственно, выше и потребность в медицинской помощи), поэтому утверждения некоторых экспертов об избытке врачей в России необоснованны.

3. Неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи. Недостаточная квалификация проявляется в неудовлетворительных показателях качества медицинской помощи по сравнению с развитыми странами. Например, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарах, в РФ в 2 раза выше, чем в странах ОЭСР.

4. Отставание нормативов объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи реальным потребностям населения РФ. Именно эта проблема вызывает очереди в поликлиниках, проблемы с доступностью лекарственных средств и высокотехнологичной медицинской помощи. С 1999 по 2010 гг. нормативы объемов медицинской помощи не изменились, вместе с тем заболеваемость населения в данный период увеличилась в 1,5 раза [3].

5. Очень низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Например, операций по восстановлению проходимости сосудов сердца, которые составляют 25% в объемах квот по высокотехнологичной медицинской помощи, в РФ делается в 5 раз меньше, чем в «новых» странах ЕС и т.д. Соответственно, объемы этих видов помощи в течение 5 лет необходимо будет увеличить как минимум в 2-3 раза.

6. Неэффективное управление отраслью на всех уровнях. В стране отсутствует стратегическое планирование и ответственность руководителей за достижение результатов (в т.ч. ежегодные отчеты) по показателям, принятым в развитых странах, например, по показателям качества и безопасности медицинской помощи, эффективности деятельности. Неэффективное управление проявляется в нерациональном распределении государственных средств. Так, акцент в государственных программах делается на плохо контролируемые, имеющие высокий риск коррупционных платежей инвестиционные расходы (строительство и закупка дорогостоящего оборудования) вместо развития профилактики и кадрового потенциала.

Исходя из названных проблем, к приоритетным задачам в здравоохранении необходимо отнести:

  1. Увеличение в 1,5 раза тарифов на Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, соответственно, минимум в 1,5 раза увеличится оплата труда медицинских работников, и появится возможность соблюдать современные стандарты медицинской помощи.

  2. Увеличение в 3 раза бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях.

  3. Повышение квалификации медицинских работников (в том числе передача опыта от передовых в медицине стран мира).

  4. Увеличение в 2 раза объема высокотехнологичной медицинской помощи для уже действующих лечебных учреждений.

  5. Развитие школьной и производственной медицины, в том числе создание высокотехнологичного оборудования при совместной работе ученых со всего мира.

При формировании приоритетов развития сферы управления здравоохранением следует принять во внимание, что они должны быть отражены в программах всех уровней здравоохранения. Необходимо обеспечить строжайший контроль за эффективностью расходования государственных средств и использования ресурсов.

Резюмируя сказанное выше, делаем вывод о необходимости кардинального изменения механизма управления системой здравоохранения Российской Федерации, что требует внесения изменений в большое число законодательных актов, принятия многочисленных управленческих решений, направленных на улучшение здоровья населения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи, что может быть осуществлено на основе механизма международной интеграции в сфере здравоохранения.

Решения проблем в сфере здравоохранения