Міністерство освіти та науки України - страница 14


Первые две модели взаимоотношений врача и пациента - наиболее старые. Как и другие модели, они предполагают использование врачом всех своих умений для того, чтобы поставить диагноз и определить стадию заболевания, а затем - идентифицировать дальнейшую тактику для того, чтобы облегчить страдания или восстановить здоровье. Однако вслед за этим, сог­ласно первой из них (активно-пассивная) следует лишь объявление больному, как в дальнейшем предполагается с ним поступить (когда прооперировать или какой медикамент назначить), а сог­ласно второй (покровительственной) - врач доносит до пациента избранную информацию, которая позволит больному лишь согласиться с той тактикой лечения, которую выбрал доктор. Обе эти модели до сих пор преобладают в общении медицинского персонала и больных.
Информативная модель предполагает, что от врача ожидается лишь грамотное выполнение своих обязанностей по постановке диагноза и сообщению больному возможностей лечения. Другими словами, врач является продавцом услуг, а пациент - покупателем. При этом право выбора полностью за покупателем. Интерпретивная модель мало отличается от преды­дущей. Она лишь подчеркивает, что общение врача с больным - это не простой обмен информацией, а помощь со стороны врача в принятии решения. Однако, как и при информативной модели, решение о выборе тактики лечения остается только за самим пациентом. При этом совершенно предполагается, что больной сам очень хорошо знает, что ему надо.
Совещательная модель предполагает равенство всех участников лечебного процесса, в том числе и одинаковую ответственность. Она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а обычный врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом. Предполагается также, что врач в состоянии видеть разницу между предпочтениями самого пациента и теми рекомендациями, который должен дать профессионал. Именно эта модель способствует пониманию больным таких важных для него факторов, как профилактика, здоровый образ жизни, правильное лечение. Совещательная модель изменяет роль больного в самом процессе диагностики и лечения. Из пассивного объекта вмешательств он становится активным соавтором, но также и лицом, несущим определенную ответственность за свое здоровье. В этой связи модель получила свое развитие и в отношении информированного согласия больного на проведение ему диагностической или лечебной манипуляции, а также на его участие в проведении научного исследования.

Итак

, процесс лечения всегда представляет собой взаимодействие врача и пациента. Анализ исторического изменения моделей взаимоотношений показывает постепенный отход от понимания больного просто как объекта приложения лечебных воздействий. Больной предстает в качестве равноправного участника взаимодействия, который может выбирать как врача, но и способ лечения.

Контрольные вопросы и задания



  1. Сравните модель Гиппократа и модель Парацельса.

  2. Каким образом проявляется идея долга в деонтологической модели болезни?

  3. Сравните деонтологию и биоэтику. Почему принципы этих подходов могут входить в противоречие друг с другом?

  4. Какие причины социального и медицинского плана привели к возникновению биоэтики?

  5. Почему для описания взаимоотношений врача и пациента используется ролевой подход?

  6. Какая модель взаимоотношений врача и пациента называется партнерской?

  7. Почему Фуко называет врача «судьей нормальности»?

  8. Какие социальные тенденции, на ваш взгляд, отражает госпитализирующая модель взаимоотношений врача и больного?

  9. Сравните модели взаимоотношений между врачом и пациентом (инженерная, пасторская, коллегиальная и контрактная). Покажите достоинства и недостатки каждой из них.

  10. Проанализируйте эффективность взаимоотношений врача и пациента в следующих моделях – активно-пассивная, покровительственная, информативная, интерпретивная и совещательная.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андреева Г.М.Социальная психология.-М.,1999.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
4. ВолковЮ.Г. Социология. - М., 2003.
5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 1998.
6. Волкова Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. -
Ростов-на-Дону., 2000.
7. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного
поведения. - СПб., 1993.
8. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. - М., 2003.
9. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000.
10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х тт. - М.,
2000.
11. Зборовский Г.П., Орлов Г.Е. Социология. - М., 1995.
12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1998.
13. КолесниковЮ.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону.,
2001.
17. Кравченко С.А. Социология. - М., 2003.
18. Маршак А.Л. Социология. - М., 2002.
20. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. - М., 1995.
21. Основы социологии под редакцией Прокопова М.В.- М.,
2000.
24. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1995.
27. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
29. Тексты по истории социологии 19-20 веков: Хрестоматия. - М.,
1994.
30. Тощенко Ж.Т. Социология.Общий курс. - М., 2000.
31. Фролов С.С. Социология организаций. - М., 2001.
32. Фролов С.С. Социология. - М., 1997.
33. Харчаева В.Г. Основы социологии. - М., 1997.
35. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология
программа, методы. - Самарский университет, 1995.

Зміст


regulirovanie-agrarnoj-deyatelnosti-institucionalno-investicionnaya-sreda.html
regulirovanie-avtorskih-dogovorov-v-rossii-niderlandah-i-velikobritanii-pravovoj-analiz-specialost.html
regulirovanie-bankom-rossii-deyatelnosti-kommercheskih-bankov.html
regulirovanie-cen-na-platnie-uslugi-administrativnoe-regulirovanie-cen-v-ekonomike-ukraini-v-1998-1999-gg.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат