Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" это подробное - страница 9

ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект наблюдается также от
самостоятельного, но подсказанного взрослым, рисования различных, пока еще
трудноразличимых на бумаге, но тем не менее настоящих чудовищ в
представлении детей. Страхи преодолеваются быстрее при условии адекватной
поддержки со стороны родителей, отсутствия у них самих страхов и
тревожности, конфликтов в семье и отклонений в воспитании.
Следует сказать и о выделенной нами типичной для данного возраста
триаде страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В таком
случае ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в
комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была
полуоткрыта. Беспокойство может проявиться и в связи с ожиданием страшных
(кошмарных) снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из
этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно
поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их
переживаниям, выполнении своих требований.
Старший дошкольный возраст. Это возраст наибольшей выраженности
страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным
развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх
смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет /9/ (62%) и в 13 лет
(63%); у девочек - в 6 лет (90%). Увеличивается в старшем дошкольном
возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.
Максимально представлен страх животных (42 и38% - в 6 и 7 лет у
мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в
3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).
Из других типичных для возраста страхов следует отметить страх глубины
- у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%); страшных снов - у
мальчиков 6 лет (39%), у девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%); страх
огня - у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в
9 лет (54%).
Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в
дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и в 6 и 7 лет у
девочек (79%); страх нападения - в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и в 7 лет у
девочек (73%); страх войны - в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у
девочек (92%).
В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты
страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в
5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).
По данным факторного анализа страхов у старших дошкольников, в фактор,
обладающий наибольшим удельным весом (85% - у мальчиков и 96% - у девочек),
вошли все вышеперечисленные общие между ними страхи. Максимальными
факторными нагрузками обладают страхи войны (0,71 - у мальчиков и 0,78 - у
девочек), своей смерти (0,69 и 0,78 соответственно) и смерти родителей (0,68
и 0,73). У девочек в отличие от мальчиков в ведущий фактор включен страх
сказочных персонажей с факторной нагрузкой 0,52, что отражает выраженность
данного страха у девочек в старшем дошкольном возрасте.
Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. По
данным корреляционного анализа, он тесно связан со страхами нападения,
заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей,
животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей
мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью
родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны
кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться
непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану,
наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне - как непосредственным
угрозам для жизни.
В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: "сколько
лет жил твой папа, мама?", "зачем люди живут?", "откуда все взялось?" и
заклинания: "не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой" и т. д.
Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, способности к
обобщениям, предвосхищению событий, понимании категорий времени и
пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости
происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление
на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает
беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.
Предстоящему "концу" предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание
"начала" - понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал -
жизни.
Страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8
мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и
предусмотрительность при начале ходьбы. В дальнейшем от них не нужно прятать
спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара. Обращает на себя
внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с
горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому
окну, не стоять на краю обрыва и т. д. Все это - проявление инстинкта
самосохранения, который обостряется у физически, соматически и
нервноослабленных детей. О том же говорят страхи нападения, болезни, смерти
родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со
страхом смерти во всем возрастном интервале 3-16 лет, как у мальчиков, так и
у девочек.
Страх смерти в младшем дошкольном возрасте олицетворяет уже
упоминавшийся страх перед Бабой Ягой и Кощеем. Некрофильный, противостоящий
жизни характер этих персонажей, угрожающих разлучить ребенка с матерью или
расправиться с ним, носителей зла и жестокости представляет контраст
жизнеутверждающему, созидательному и доброму началу в человеке, воплощенному
в лице матери и отца. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни
ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч. Страх перед
ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением
ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с
испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара
получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из
проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи
Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте.
В младшем школьном возрасте образ Бабы Яги трансформируется в образ
Пиковой дамы, страх перед роковым, фаталистическим значением которой больше
всего представлен у девочек, сообщающих друг другу "ужасные" подробности ее
небывалых, леденящих кровь способностей. У мальчиков подобным значением
обладает скелет - все, что осталось от Кощея Бессмертного, ставшего, таким
образом, смертным. У них же выражен и страх Черной руки - вездесущей руки
мертвеца, ассоциированной с черным, высохшим от злости, скупости, зависти и
злорадства Кощеем. Начиная со старшего дошкольного возраста, у мальчиков и
девочек представлен и страх чертей (в 22%) как представителей потустороннего
мира, нарушителей социальных правил и сложившихся устоев. В младшем школьном
возрасте и в начале подросткового на фоне повышенной внушаемости,
достигающей максимума в 10 лет, появляются страхи покойников, Вурдалака,
Вия, Дракона, Всадника без головы, космических пришельцев, роботов и т. д.
Большей частью подобные персонажи аффективно воздействуют на воображение
детей перед сном и во время его после чтения книг, просмотра кинофильмов,
рассказов сверстников. Таким образом, время перед засыпанием, темнота и сон
образуют своего рода замкнутое психологическое пространство, населенное у
эмоционально чувствительных и впечатлительных детей пугающими образами из
противостоящего жизни мира.
Отмеченные особенности в происхождении страха смерти и его влияние на
другие страхи позволяют правильно оценить психологический вес этого
базисного страха, не допуская как его переоценки, так и игнорирования
обусловленных им возрастных проблем развития.
Младший школьный возраст. Дальнейший рост самосознания в данном
возрасте связан прежде всего с новой социальной позицией школьника.
Социальная активность личности проявляется формированием чувства
ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием
"совесть" как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности.
Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам,
правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при
мнимых или реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным и в
старшем дошкольном возрасте. Поэтому, несмотря на общее уменьшение
количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте
будет страх опоздания в школу (68% - у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% - у
девочек в 8 и 9 лет). В более широком плане страх опоздать означает не
успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует,
как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна,
поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в
большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально)
воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.
Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности
проявляется и в нарастании страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97%
девочек в 9 лет). Соответственно "эгоцентрический" страх смерти себя,
продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается
у девочек. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны
выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.
Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так
называемого магического настроя - веры (и вытекающей из нее боязни) в
несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это
- страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств,
т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой,
роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на
небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением
зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего
школьного возраста внушаемости.
Подростковый возраст. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи
смерти родителей практически у всех мальчиков (к 15-летнему возрасту и всех
девочек к 12-му году жизни) и страх войны (90% - в 13 лет у мальчиков и 91%
- в 12 лет у девочек). Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война
несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и
опять же взаимосвязанных страхов - это страхи собственной смерти (63% - в 13
лет у мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек), нападения (54% - в 13 лет у
мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек), пожара (52% - в 10 лет у мальчиков,
80 и 79% - в 10 и 11 лет у девочек). Таким образом, начиная со старшего
дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти
родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте
достигает максимальной выраженности страх заболеть (а также заразиться - у
39% в 13 лет); у девочек - страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты
(у 45% в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35% в 14 лет). Не достигают
максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи
животных (у 51% в 14 лет), глубины (у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10
и 11 лет).
У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков,
отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее среднее число
всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом
и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.
Заслуживают внимания данные факторного анализа страхов по всему
изученному возрасту от 3 до 16 лет. В факторе, обладающем наибольшим весом
(61% у мальчиков и девочек), максимальные факторные нагрузки у страха перед
засыпанием и страха темноты. Очевиден универсальный характер этих страхов,
являющихся своеобразным фоном или условием для проявления других страхов, в
том числе сказочных персонажей и чудовищ.
Ранее мы приводили определение страха как аффективно-заостренного
восприятия угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.
Восприятие угрозы для жизни основано преимущественно на инстинкте
самосохранения, а угрозы для благополучия - на социальном опыте
межличностных отношений. Угроза для самочувствия основана как на инстинкте
самосохранения, так и на социальном опыте. Условно можно отметить
преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта
самосохранения (так называемых "природных" страхов), в то время как в
подростковом возрасте нарастает удельный вес социальных, межличностных по
своему характеру страхов. Младший школьный возраст является, таким образом,
переходным в отношении указанных двух видов страхов.
С целью более полного выявления межличностно обусловленных страхов
проведено дополнительное интервью с 620 подростками 10-16 лет. Анкета из 176
утверждений охватывала широкий круг вопросов, связанных не только со
страхами, но и с опасениями, тревожностью, эмоциональной чувствительностью,
отношениями в семье, среди сверстников, интересами и т. д. В нескольких
классах осуществлялся опрос о предпочтении подростками друг друга как при
воображаемом совместном выполнении общественного поручения, так и при
праздновании дня рождения.
"Природные" страхи (30 пунктов) включали страхи заболеть, смерти себя и
родителей, сказочных персонажей, перед засыпанием, темноты, животных,
движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого
пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков
и т. д. Межличностные страхи (51 пункт) - это страхи одиночества, некоторых
людей, наказания, войны, сделать что-либо не так, не то, не успеть,
опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами,
потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников
и взрослых и т. д.
Как и следовало ожидать, "природные" страхи максимально выражены в 10
лет у мальчиков и девочек (у мальчиков также в 11 лет). Межличностные
страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек.
Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом

rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-28-stranica-3.html
rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-iyulya-2012-g-128.html
rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-maya-2009-g-stranica-2.html
rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-maya-2009-g-stranica-5.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат