На живые организмы Учебно

Муниципальное образовательное учреждение



«Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа»



Влияние курения



на живые организмы



Учебно-исследовательская работа


Выполнили:

ученицы 7 класса МОУ

«Кельмаксолинская СОШ»

Соловьева Наталья,

Мусирякова Кристина.
Руководитель:

учитель биологии и химии

Рассолова А.Н.

Кельмаксола



2009


Содержание


стр.

Введение 3-4

1. Обзор литературы. 5-8

2. Объект и методика исследования. 9

2.1. Анкетирование «Мое отношение к проблеме курения» 10

2.2. Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли» 10

2.3. Влияние курения на здоровье подростков 10

3. Результаты исследования. 11-17

4. Выводы 18

5. Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 21-

Введение

Образ жизни – одна из важнейших проблем современности, а здоровый образ жизни – одна из главных задач сегодняшнего дня. Что мы подразумеваем под выражением «здоровый образ жизни»? Люди, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, не пьют, не курят. Курение… Что мы о нем знаем? Люди знают, что курение вредно, но это не останавливает их, и они продолжают курить. Люди знают, что курение вредит не только им самим, но и будущему поколению. Но разве это препятствие для них?

Проблема курения в наше время становится всё более актуальной. Количество курящих людей с каждым годом увеличивается. Среди курильщиков мы можем увидеть не только взрослых мужчин, но и женщин, девушек, детей. Эта привычка становится всё более притягательной для людей.

В своей работе мы хотим доказать, что курение – враг каждого человека и человечества в целом. Этот враг искусно притворяется другом, он якобы помогает лучше настроиться на работу, снять нервное напряжение, поддержать беседу, отвлечь, скрасить одиночество. Но что может быть хуже коварного друга?

Наша исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, мы считаем, что наше поколение очень мало знает об этом.

Именно поэтому мы выбрали эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив нашу работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать свою цель достигнутой. Считаем, что проблема курения должна интересовать не только людей курящих.

Люди должны выбрать: курить или жить. И не просто жить самим – нормально, полноценно, но и давать жить другим – некурящим. Всю свою окружающую среду мы отравляем дымом сигарет: собственную квартиру, рабочее место…
Доказано, что никотин – наркотик. Большинство курильщиков испытывают ужас от наркотиков, являясь, на самом деле, наркоманами. Никотин – бесцветное маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ.

Вот несколько цифр: табачный дым превосходит токсичностью автомобильный в 4,5 раза. Не менее 80 процентов болезней человека связано с загрязнением окружающей среды. И с каждым годом всё больше удельный вес в этом занимает табачный дым (Зяблова, 2002).

Сегодня никто не отрицает необходимости решительной борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. А вот борьба с курением как бы отодвинута на второй план. Это неправильно. И мы хотели бы своей исследовательской работой внести свой вклад в дело борьбы с курением.

Цель:

доказать обучающимся вред курения, попытаться изменить их отношение к курению.

Задачи:

- изучить теоретический материал по проблеме курения;

-установить причины курения в раннем возрасте с помощью анкетирования;

- провести ряд мероприятий по пропаганде ЗОЖ, показать пагубное влияние курения на здоровье;

- провести анализ данных по состоянию здоровья, с целью выявления ухудшения здоровья у курящих;

- провести опыт, доказывающий отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма (растения);

- представить результаты эксперимента в таблицах и графиках.

Гипотеза:

можно предположить, что информация, представленная в работе о вреде курения, позволит по-другому посмотреть на проблему курения.

Обзор литературы






«Всякий курящий должен знать и помнить, что

он отравляет не только себя, но и других».

Н.А.Семашко


О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Обратимся к научным данным.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. В листьях табака находится от 0,7 до 69% никотина. При курении, помимо горения, происходит сухая возгонка содержащихся в табаке веществ с образованием никотина, окиси углерода (угарного газа), аммиака, сероводорода, различных кислот, канцерогенных веществ, сажи. Из других веществ в табаке обнаружены эфирные масла (яды, действующие на нервную систему), жиры растительного происхождения, древесные волокна, свинец, радиоактивные элементы.

Все составные части табака (более 500) являются вредными для организма и вызывают различные заболевания. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 4 капель. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3- 4 мг попадают в кровь).

Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению (Биология в школе, 2003).

С курением связано до 90% смертей от рака легких, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца среди мужчин в возрасте до 65 лет. Болезни органов дыхания у жителей северных регионов России занимают одно из лидирующих мест, а курение еще больше усугубляет их протекание. Во многих странах число курящих продолжает расти. Рассмотрев схему «Влияние табачного дыма на здоровье человека» (Приложение 1), понимаешь, что химические вещества, входящие в его состав, оказывают разрушительное действие на все системы органов человека (Костюченков, 2001).

При массовом распространении курение становится также и социально опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу. Некурящие люди в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих людей. При курении в организм человека проникает 20-25 процентов ядовитых веществ, а 50 процентов вместе с выдыхаемым газом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное» курение (Беляев, 2001).

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмоний и повышается риск серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способности к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Обследовав свыше 2 тысяч детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам: они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тыс. таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте ( журнал «Здоровье», 2004).

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Русскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Мозг, отравленный никотином, резко снижает свою деятельность, т. к. кровеносные сосуды головного мозга становятся менее эластичными и суживаются. Это ухудшает питание клеток мозга, снижается работоспособность, внимание, ухудшается память, появляются головные боли, головокружение, утомляемость, бессонница (журнал «Химия и жизнь», 2003).

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются (Ягодинский, 2006).

Болезни рано или поздно появляются у всех курящих. Это и понятно, за последние годы накопилось много научных данных, говорящих о том, что табачный дым подавляет активность иммунитета, в связи с чем организм не в состоянии вырабатывать нужное количество антител в ответ на внедрение болезнетворных агентов.

Серьезно страдает от табачного дыма зрение, прежде всего у курильщиков “со стажем ”. Доказано, что ухудшение зрения связано, скорее всего, с действием не никотина, а других табачных соединений – цианидов.

При курении падает активность многих ферментов, и в этом отношении табак является сильным депрессантом. Американские исследователи обнаружили у долго курящих людей прогрессирующее снижение плотности костей. Этот процесс в конечном итоге приводит к развитию остеохондрозов (воспалительные и не воспалительные заболевания костей скелета) и остеопорозов (разрушение костного вещества), тех или иных форм радикулитов. Они появляются у курящих уже к 30-40 годам, тогда как у тех, кто не курит, подобное старение костей наблюдается обычно в пожилом возрасте.

Разрушающему действию табака подвергается и костная основа зубов (Шпаков, 2000).



2.Объект и методы исследования:


Объектом исследования при проведении опыта явились проростки фасоли.
Программа исследования:

1.Изучение литературы по теме «Влияние курения на растущий организм»;

2.Выявление количества курящих обучающихся, причин курения, отношения учеников к курению;

3.Определение влияния курения на живой организм- на проростки фасоли;

4.Анализ данных о влиянии курения на здоровье подростков.
При работе над темой использованы следующие методы исследования:
1. Работа с научной литературой, периодической печатью;
2. Анкетирование «Мое отношение к проблеме курения» обучающихся 7-11 классов МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа»
3. Проведение опыта «Влияние табачного дыма на живой организм»;
4. Беседы и профилактические мероприятия с обучающимися.

2.1.

Анкетирование обучающихся «Мое отношение к проблеме курения»

Для проведения исследований были опрошены обучающиеся 7-11 классов по следующим вопросам:

1.Курят ли дома родители?

2.Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось.

3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?

4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить?

5.Что ты знаешь о вреде курения?

6.Я курю только тогда, когда …

7.Сигарета в руке – это показатель …

8.Не курить – это значит …

9.В моей семье курит лишь …

10.Курение в нашей семье – это …



2.2.

Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли»

Для этого в чашках Петри на увлажненную фильтровальную бумагу разложили по 6 семян фасоли. После прорастания семян чашки поместили под стеклянные банки. Проростки в первой чашке – контрольные. Во второй окуривали 1 раз в день. В третьей чашке окуривали 2 раза в день. Для окуривания поджигали табак в чашках, которые располагали рядом с проросшими семенами под банкой. Данные заносили в таблицу.


2.3.

Влияние курения на здоровье подростков.
Для получения информации о здоровье курящих детей мы обратились к фельдшеру Кельмаксолинского ФАП.

3.Результаты исследования



3.1.

Результаты анкетирования «Мое отношение к проблеме курения»

вопроса



Ответ



Количество человек



7 класс (9 человек)



1.

Нет-

Да-


7 (77,8%)

2 (22,2%)



2.

Нет-

Да -


Не понравилось-

8 (88,9%)

1 (11,1%)

1 (100%)

3.

Нет-

Да-


9 (100%)

-


4.

Из-за компании, снять стресс, хочется быть крутым-

Не знаю-


7 (77,8%)
2 (22,2%)

5.

Курение вредить легким, ухудшается память, приводит к раку легких-

Не знаю-


2 (22,2%)
7 (77,8%)

6.

Не курю-

9 (100%)

7.

Невоспитанности -

Не знаю-


1 (11,1%)

8 (88,9%)



8.

Быть здоровым-

Не знаю-


5 (55,6%)

4 (44,4%)



9.

Никто-

Дедушка-


Отец-

Брат -


5 (55,6%)

1 (11,1%)

2 (22,2%)

2 (22,2%)



10.

Вред-

Не курят-



4 (44,4%)

5 (55,6%)



8 класс (9 человек)



1.

Да-

Нет-


2 (22,2%)

7 (77,8%)



2.

Да-

Нет-


Понравилось-

Не понравилось-



2 (22,2%)

7 (77,8%)

1 (11,1%)

1 (11,1%)



3.

Нет-

Не знаю-


8 (88,9%)

1 (11,1%)



4.

Не знаю-

Хотят казаться взрослыми-

Охота попробовать-

Получают кайф-



5 (55,6%)

1 (11,1%)

1 (11,1%)

2 (22,2%)



5.

Не знаю-

«Букет» болезней-



2 (22,2%)

8 (77,8%)



6.

Не курю-

Когда плохо-



8 (88,9%)

1 (11,1%)



7.

Не знаю-

Не здорового образа жизни-

Распущенности-

6 (66,7%)

2 (22,2%)

1 (11,1%)

8.

Хорошо-

Быть здоровым-

Не знаю-

3 (33,3%)

4 (44,4%)

2 (22,2%)

9.

Никто-

Папа-


Дедушка-

5 (55,6%)

2 (22,2%)

2 (22,2%)

10.

Вред-

Не знаю-


Не курят-

3 (33,3%)

1 (11,1%)

5 (55,6%)

9 класс (7 человек)



1.

Да-

Нет-


4 (57,1%)

3 (42,9%)



2.

Не пробовали-

7 (100%)

3.

Не знаю-

Нет-


1 (14,3%)

6 (85,7%)



4.

Компания-

Казаться взрослее-

Не знаю-

4 (57,1%)

1 (14,3%)

2 (28,6%)

5.

Рак легких-

Не знаю-


4 (57,1%)

3 (42,9%)



6.

Не курят-

7 (100%)

7.

Тупости-

Болезни-


Не знаю-

2 (28,6%)

3 (42,9%)

2 (28,6%)

8.

Быть здоровым-

7 (100%)

9.

Отец-

Не курят-



4 (57,1%)

3 (42,9%)



10.

Вред-

Не знаю-


Не курят-

3 (42,9%)

1 (14,2%)

3 (42,9%)

10 класс (16 человек)



1.

Да-

Нет-


5 (31,3%)

11 (68,7%)



2.

Да-

Нет-


Не понравилось-

2 (12,6%)

14 (87,6%)

2 (100%)

3.


Нет-

Не знаю-


15 (93,8%)

1 (6,3%)


4.

Не знаю-

Плохое настроение, интересно, нервы успокаивает, проблемы, стресс, любопытство-



7 (43,8%)

9 (56,3%)



5.

Не знаю-

Рак легких, умственная отсталость, плохое развитие-



2 (12,5%)
14 (87,2%)

6.

Когда мне плохо-

Не курю-


1 (6,3%)

15 (93,8%)



7.

Не знаю-

Слабости-

Тупости-

Смерти-


Плохого человека-

4 (25%)

12 (75%)


2 (12,5%)

1 (6,3%)


1 (6,3%)

8.

Быть здоровым-

Хорошо жить-

Не знаю-

11 (68,8%)

2 (12,5%)

3 (18,8%)

9.

Отец-

Брат-


Не курят-

5 (31,3%)

2 (12,5%)

9 (56,3%)

10.

Вред-

Плохо-


Не курят-

10 (61,5%)

1 (6,3%)


5 (31,3%)

11 класс (10 человек)



1.

Да-

Нет-


4 (40%)

6 (60%)


2.

Да-

Нет-


Понравилось-

Не понравилось-

Не понял-

5 (50%)

5 (50%)


3 (60%)

1 (20%)


1 (20%)

3.

Нет-

Не знаю-


После18 лет-

6 (60%)

3 (30%)


1 (10%)

4.

Не знаю-

Подражать взрослых-

Казаться крутым-

Из-за интереса-



5 (50%)

5 (50%)


5.

Губить здоровье-

Медленная смерть-

Не знаю-

5 (50%)

4 (40%)


1 (10%)

6.

Всегда-

Не курю-


2 (20%)

8 (80%)


7.

Невоспитанности-

Испорченности у девушек-

Вредной привычки-

6 (60%)

2 (20%)


3 (30%)

8.

Быть здоровым-

Хорошая жизнь-

Не знаю-

6 (60%)

3 (30%)


1 (10%)

9.

Не курят-

Брат-


Отец-

5 (50%)

1 (10%)


4 (40%)

10.

Вред-

Привычка-

Не знаю-

4 (40%)

5 (50%)


1 (10%)



Общий анализ результатов исследования



вопроса



Ответ



Количество человек



1.

Родители курят-

22 (43,1%)

2.

Пробовали курить-

Понравилось-



10 (19,6%)

4 (40%)


3.

Буду курить после 18 лет-

Не знаю-


1 (1,9%)

6 (11,8%)



4.

Причины курения:

Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение-

Не знаю-

45 (88,2%)


6 (11,8%)

5.

О вреде курения знают-

Не знают-



36 (70,6%)

15 (29,4%)



6.

Курю, когда мне плохо-

Всегда-


2 (4%)

2 (4%)


7.

Сигарета в руке –это показатель:

вредной привычки, слабости, болезни, невоспитанности, тупости-

Не знаю-

32 (62,7%)


19 (37,3%)

8.

Не курить- это значит:

Быть здоровым-

Хорошо-

Не знаю-



33 (64,8%)

6 (11,8%)

12 (23,5%)

9.

В моей семье курит:

Отец-


Брат-

Дедушка-


Никто-

17 (33,3%)

5 (9,9%)

3 (5,9%)


26 (50%)

10.

Курение –это:

Вред-


Привычка-

Не знаю-

25 (49%)

19 (37,3%)

7 (13,7%)

Из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%.





Анализ курящих учеников и их распределение по классам школы



Класс


Количество



учеников, участвующих в анкетировании


Не курят


Курят



7

9

9




8

9

8

1

9

7

7




10

16

15

1

11

10

8

2

всего

51

47

4 (7,8%)




Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем, проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение.

О вреде курения знают 70,6% обучающихся.


3.2.

Результаты опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков

фасоли»



Дата

Что наблюдаем

1 чашка Петри

2 чашка Петри

3 чашка Петри

12 января

Замачивание семян

6 семян

фасоли


6 семян

фасоли


6 семян

фасоли


14 января

Набухание семян

Все семена набухли

Все семена набухли

Все семена набухли

16 января

Появление корешка

У 4 семян появились

корни, у 2-х корешки



У 4 семян появились

корни, у 2-х корешки



У 3 семян появились

корни, у 3-х корешки



18 января

Появление первых листьев

У всех

проростков



У всех

проростков



У всех

проростков



20 января

Рост стебля

(среднее значение)



h =5,5см


h =4,3см

h =5,2см

Окуривание проростков

20 января

Рост и развитие проростков

Контрольная-

Не окуриваем



Окуриваем 1

раз в день



Окуриваем

2 раза в день



23 января




h =7,4см

h =6,3см

h =7,5см

27 января




h =10,5см

h =8,8см

h =8,7см

29 января




h =12,5см

увеличивается корневая

система

h =9,5см

появление

желтых

листьев (3 раст.)



h =9,1см

появление желтых листьев у всех растений



31 января




h =15,3см

утолщение стебля, разветвленная корневая система



h =10,7см

у 3-х проростков количество желтых листьев увеличивается



h =9,3см

проростки становятся тонкими, хилыми



2 февраля




h =20см

разветвленная корневая система



h =11,5см

у 5-и проростков желтые листья



h =9,6см

погибли 2 проростка, остальные слабые



4 февраля




h =25,5см

мощные стебли и разветвление корневой системы



h =12,1см

1 проросток погиб, у остальных желтые листья



h =9,6см

погибли еще 2 проростка



6 февраля




h =28см

мощные стебли и разветвление корневой системы



h =12,2см

погиб еще 1 проросток, у 4-х оставшихся желтые листья и сами они слабые



h =9,6см

погиб еще 1 проросток, один оставшийся очень слабый

















В первой чашке Петри все 6 проростков хорошо росли и развивались.

Во второй чашке Петри из 6 проростков остались живы 4, они были слабые и желтые.

В третьей чашке Петри все проростки пожелтели и погибли.

Из этого следует, что табачный дым губительно влияет на проростки бобовых растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли.

3.3. Анализ данных о влиянии курения на здоровье подростков.

Среди курильщиков встречаются такие заболевания, как хронический гастрит, гипертония, кариес.
Доказав, что курение пагубно действует на здоровье детей, мы решили составить программу по отказу от курения и предложить её ученикам и их родителям (приложение 3)

Выводы




  1. Изучив литературу о влиянии курения на живой организм, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;




  1. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы обучающихся;




  1. Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме курения» показал, что из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%.

Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем,

проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение;




  1. Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки бобовых растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли;




  1. Курение отрицательно влияет на здоровье подростков: у всех курильщиков выявлены болезни;




  1. Разработали программу по отказу от курения (приложение 3) и предложили ее ученикам и их родителям;




  1. Разработали план внутришкольных мероприятий по профилактике курения (приложение 2);




  1. Курение –это серьезный враг человека.

Заключение


Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить влияние курения на живой организм, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.

Своей работой мы доказали обучающимся нашей школы и их родителям, что курение отрицательно влияет на растущий организм. Это проявляется и в ухудшении здоровья.

Наглядным экспериментом мы показали, что табачный дым губителен для всего живого.

Среди обучающихся младшего подросткового возраста необходимо проводить просветительную работу, среди обучающихся среднего и старшего подросткового возраста -пропагандировать здоровый образ жизни, показывать неактуальность курения в современное время, в своей дальнейшей личной жизни и профессиональной карьере (приложение 4).

Составили план внутришкольных мероприятий по профилактике курения.

Планируем проводить больше опытов, доказывающих вредное воздействие наркотических веществ на организм.

Как много вреда здоровью людей приносит курение. Как много человеческих жизней забирает курение… Свою работу нам хотелось бы окончить словами Ф. Г. Углова, академика, АМН СССР: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты».

Литература


1.Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. Москва «Добрая книга», 2006

2.Беляев И.И. Табак - враг здоровья. Издательство. Медицина. Москва. 2001

3.«Вредным привычкам–нет!» Школьный вечер.//Биология в школе,2003.№2- с. 59-62.

4.Воропай А. В. «Бросьте сигарету». – М., Просвещение, 2005.

5.Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся.// Биология в школе,2006. №6-с.63-68

6.Заикин Н.А. Спасибо не курю!/Н.А.Заикин. – М.:Мол. Гвардия,2000. – 174с.

7.Зуева Т. Профилактика табакокурения. Воспитание школьников. 2001.№ 7.

8.Зяблова Е.В. Курить или не курить?//Химия в школе,2002. №7– с. 83-85.

9.Касаткин В.Н. и др.Программа профилактики курения в школе / М., 2005.

10.Курение.// Здоровье, 2004. №8-с.70-71.

11.Курение табака. Что нового?» Журнал «Химия и жизнь» № 8, 2003.

12.Кузнецова С.А. Я сегодня бросил курить. Биология в школе. 2001. № 6. 13.Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.

14.Малышева Г.И.Такие вредные привычки. г Москва,2005.

15.Шпаков А.О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды/А.О.Шпаков.– С.-П.: Зенит, 2000. –363с.

16.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006.

Интернет – ресурсы




  1. www.sigarets.ru

  2. www.nosmoking.ru

  3. www.adic.org.ua

  4. www.mv.ru

Приложение 1



ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА



















НЕРВНО – СЕРДЕЧНЫЕ ЯДЫ





























ПОРАЖЕНИЕ



ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ


НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ



ОРГАНОВ ЧУВСТВ

КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ


Приложение 2


План внутришкольных мероприятий по профилактике курения.



  1. Спортивные соревнования «В здоровом теле – здоровый дух».

  2. Внеклассное мероприятие «Курить – здоровью вредить»

  3. Выступления с результатами исследования перед обучающимися и родителями.

  4. Конкурс творческих работ (сочинений, стихотворений, рисунков, эссе…) на тему «Жизнь без сигарет».

  5. Демонстрация химических опытов с сигаретами.

  6. Презентация исследовательской работы «Влияние курения на развитие мыслительных способностей и здоровье учащихся».

  7. Соревнования «Класс свободный от курения».

Приложение 3



Программа по отказу от курения

Никотин – психоактивное вещество, поэтому бросить курить очень сложно, поэтому программа состоит из пяти этапов и рассчитана на 5 недель. Каждую неделю нужно постепенно уменьшать число выкуриваемых сигарет в день.


1 этап. Думайте о том, что бросить курить необходимо и почему вы хотите бросить курить.

2 этап. Примите решение бросить курить.

3 этап. Подготовьтесь к тому, что вы бросаете курить.

4 этап. Бросьте курить.

5 этап. Воздерживайтесь от курения.

Пути реализации 1 этапа.

Думайте о том, что бросить курить необходимо. Вы не одиноки – шестеро из десяти курильщиков хотят бросить курить.

Постарайтесь припомнить, что вам не нравится в курильщиках:

- желтые пальцы?

- запах табака от одежды и волос?

- утренний кашель?

- одышка при ходьбе, беге?

- желтые зубы?

- не могут сосредоточиться на деле, если не выкурят сигарету?

- плохо запоминают материал на уроках, начинают нервничать, мешают учителю и товарищам?

- не могут справиться с домашним заданием и сильно раздражаются по этому поводу?

Подсчитайте, сколько денег у вас уходит на сигареты:

руб./день……………….

руб./мес.………………..

руб./год…………………

Пути реализации 2 этапа.

Составьте список положительных моментов в результате отказа от курения:



  1. Уменьшение вероятности рака легких, язвы желудка, бронхита, инфаркта, эндартериита и др.

  2. Экономия денег.

  3. Улучшение памяти, внимания, следовательно, и успеваемости.

  4. Возможность больше уважать себя.

  5. Хороший пример своим друзьям.

  6. Перспектива в будущем рождения здорового ребенка.

  7. Возможность с гордостью сказать: «Нет, спасибо, я не курю”.

  8. Возможность вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

  9. Отсутствие желтых пятен на руках и зубах, неприятного запаха от одежды и волос.

  10. …………………………………………………………………………………….

Пути реализации 3 этапа.

1.Проанализируйте: почему, когда и сколько вы курите. На отдельном листочке отмечайте каждую выкуренную сигарету, время, когда вам захотелось ее выкурить, почему и насколько сильно.

В первый же день вы убедитесь, что в действительности вам захотелось выкурить всего лишь 5 - 6 сигарет. Вот от них избавиться будет трудно. Эти “трудные” сигареты можно пересчитать:

1-я сигарета – после пробуждения, по дороге в школу;

2-я сигарета – когда вы начали волноваться или напряжены после неудачного ответа;

3-я сигарета – во время большой перемены после обеда;

4-я сигарета – по дороге домой после школы;

5-я сигарета – вечером с друзьями;

6-я сигарета – …………………….?

График курения, который вы составите, поможет узнать о себе много нового, о причинах своего курения. Уже через несколько дней вы будете знать, какие из сигарет являются для вас “необходимыми” и какие ситуации провоцируют вас обращаться к сигарете.

2.Подумайте о людях, которых вы знали и которые погибли от болезней, связанных с курением.

3.Не уставайте повторять себе, что через несколько недель вы уже будете принадлежать к разряду людей некурящих!


Пути реализации 4 этапа.

1.Уменьшайте число выкуренных сигарет в день.

2. Не докуривайте сигареты до конца.

Пути реализации 5 этапа.

Как воздержаться от курения?

1. Для вывода никотина пейте 1,5л воды в сутки, употребляйте больше овощей, фруктов, хлеб с отрубями.

2. Займите свои руки: игра в шахматы, пасьянс, вяжите, вышивайте, собирайте пазлы и т.д.

3. 2 недели не пейте алкогольные напитки, кофе: с ними ваш шанс сорваться резко увеличивается.

4. Займитесь спортом, т.к. после занятий вырабатываются гормоны удовольствия, и потребность в курении отпадает.

5. Научитесь играть на гитаре, ведь это модно.

6. Если вы сделаете все правильно, то через 5 недель увидите, как прекрасен мир без сигареты.

Приложение 4

Внеклассное мероприятие

Тема: «Профилактика табакокурения».


Игра состоит из трех этапов (геймов).


Участники делятся на две команды.


1 гейм.

Номера вопросов выбираются капитанами по очереди. Среди вопросов есть так называемый «счастливый вопрос», который оценивается в 3 очка (остальные в 1 очко). На обсуждение дается 15 - 30 секунд, звучит гонг (сигнал). После этого один из участников дает ответ.

Каждой команде задается по 6 вопросов. Если команда не отвечает, или ответ неверный, то ответ могут дать болельщики своей команды, затем болельщики команды-соперницы. Болельщики за верный ответ получают жетон, который в конце игры будет отмечен специальным призом.




2 гейм.

Вопросы задаются каждому участнику по отдельности. Начинает команда, у которой меньше баллов.


3 гейм.

Вопросы капитанам.
В перерывах между геймами или в конце игры подведение итогов, возможны музыкальные номера, скетчи (сценки), созвучные теме мероприятия. В конце игры награждается команда-победитель и наиболее активные болельщики.


Вопросы и ответы к игре.




Вопрос.

При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ.

Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

Вопрос.

Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Ответ.

Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вопрос.

Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?

Ответ.

Неверно. Спорт не нейтрализует вреда, причиненного организму курением.

Вопрос.

Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей –

электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?


Ответ.

Сигареты.

Вопрос

: Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких?

Ответ.

Около одного литра.

Вопрос.

Верно ли утверждение, что табакокурение вызывает сильное привыкание?

Ответ.

Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

Вопрос.

Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?

Ответ.

Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных

выкидышей, гибели плода и смерти младенца.


Вопрос

. Что означает понятие «пассивное курение»?

Ответ.

«Пассивное» или вынужденное курение" состоит в том, что некурящие вдыхают дым от сигарет окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.

Вопрос

. Назовите три занятия, которые несовместимы с курением.

Ответ.

Плавание, подвижные игры, занятие спортом.

Вопрос.

Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.

Ответ.

Неприятный запах изо рта, некурящие друзья, некурящие родители.

Вопрос.

Сколько сигарет надо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?

Ответ.

Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление, нарушить газообмен в легких.

Вопрос.

Как курение влияет на внешность человека?

Ответ.

Словесный портрет курильщика следующий:
-возможны повреждения слизистой оболочки рта, языка;
-появляется сухой, «ломающий» кашель;
-неприятный запах изо рта;
-преждевременное образование морщин на лице;
-пожелтение зубов.

Приложение 5


Наши исследования










Наши исследования








Обработка данных анкетирования





Конкурс рисунков «Губительная сигарета»






sistema-gigienicheskih-trebovanij-k-usloviyam-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-v-nachalnoj-shkole.html
sistema-glagola-samostoyatelnaya-rabota-po-kursu-rekomenduemaya-literatura.html
sistema-gosudarstvennih-elektronnih-deneg.html
sistema-gosudarstvennih-ispitanij-produkcii-ispitaniya-i-kontrol-kachestva-produkcii.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат