Нравственное воспитание студентов - будущих - Новоуральске образование и наука Материалы II -ой региональной научно-практической...

Нравственное воспитание студентов - будущих

специалистов социальной сферы

Теплых Е.С.

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург


Студенческий возраст – период высокой социальной активности, своеобразный этап завершения процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений. В процессе обучения в ВУЗе могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в профессиональном университетском образовании. Приоритетными направлениями воспитательной работы в ВУЗе являются: развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения; укрепление студенческой дисциплины; обучение самовоспитанию; историко-патриотическое воспитание [6 с. 147].
Нравственные качества – необходимая часть профессиональной деятельности специалиста социальной сферы. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышают качество оказываемой помощи и поддержки семье [7, с. 202].
Требования к нравственным качествам специалистов социальной сферы определяются: 1) уровнем культуры современного российского общества и его отношением к социальной сфере и ее главным субъектам – работникам социальных служб, его философско-этическими представлениями, национальным менталитетом и социальными традициями; 2) международными требованиями к квалификации специалистов социальной сферы, которые уже реализованы в Швеции, Великобритании, США, Италии, Германии, Голландии, Финляндии и других странах; 3) объективными потребностями становления и развития социальных служб, комплексных, многопрофильных и специализированных центров социальной помощи [11, с. 114].
Нравственное воспитание личности студента – будущего специалиста социальной сферы является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Оно направлено на формирование нравственных ценностей студента. Нравственное воспитание как систематическое и целенаправленное воздействие на студентов предполагает, что ценности определяют поведение, действия, поступки. Однако в этой последовательности присутствуют факторы, которые искажают ее. Влияние таких факторов, как межличностные отношения в группе, нравственная слабость, уровень нравственного развития искажает формирование нравственного поведения на основе нравственных ценностей [11 с. 314].
В пору студенчества основным элементом нравственного воспитания является учеба. Она очень важна, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. В процессе обучения у будущих специалистов не только закладываются теоретические и практические основы избранной профессии, но и формируется отношение к ней, конкретная жизненная позиция, которая, прежде всего, и определяет профессиональный облик [1 с. 214].
Преподаватели должны уделять большое внимание процессу духовно-нравственного воспитания будущих специалистов социальной сферы. Немаловажное значение имеет и самовоспитание студентов. Но инициативу, цель и средства саморазвития и самовоспитания студент должен определить сам.
Под самовоспитанием мы понимаем сознательный процесс, направленный на формирование социальных и личностно значимых качеств. Самовоспитание студентов может детерминироваться разными мотивами. Истинными являются те мотивы самовоспитания, которые определяются идеалами самореализации: добра, красоты, свободы и др. Целями самовоспитания являются те качества, та культура, которую студент стремиться сформировать у себя. Поэтому самовоспитание требует от личности настойчивости, твердости и мужества. [3 с. 91-92].
Качество нравственного воспитания студентов во многом зависит от того, насколько последовательно осуществляет свою деятельность педагог-воспитатель, насколько целостно в воспитательном процессе преломляется система категорий, принципов, норм и правил поведения, выраженных в конкретных требованиях морали, что в значительной мере обуславливает процесс формирования у личности студента целостной системы моральных представлений.
О нравственном воспитании студентов можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания [2 с. 7-8].
Основной аспект воспитания связан с работой будущего специалиста социальной сферы. Эта проблема актуальна, прежде всего, для молодых специалистов (отношения с коллегами и клиентами), у которых мало опыта. А здесь необходимы гибкость мышления, дипломатичность, устойчивые моральные принципы и убеждения в отношениях. Следовательно, в ВУЗе как можно больше внимания необходимо уделять формированию навыков общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание [4 с. 74].
Важнейшим компонентом нравственного воспитания студентов является смысл жизни. Как показала западная феноменология, смысл не равен вещи. Смысл также не является образом вещи и может вообще не выражаться в образной форме. Смысл – это значимость некоей вещи для нас, для нашего сознания. Он всегда является ответом на вопросы «зачем?», «ради чего?». Исходя из такого понимания смысла можно увидеть, что вопрос о смысле жизни выражает потребность людей в некотором интегральном понимании своего места и предназначения в мире. Смысл жизни имеет огромное нравственное значение. Обладание смыслом жизни позволяет студенту быть поистине нравственным: мужественно переносить трудности, милосердно относиться к ближним, оптимистически отзываться на противоречия жизни. В то же время отсутствие смысла жизни порождает глубокую неудовлетворенность, которая выражается в агрессии, в «пустом прожигании дней», в готовности пойти на любое преступление ради минутной прихоти [5, с. 76].
Еще один компонент нравственного воспитания личности будущего специалиста социальной сферы, который необходимо назвать, - нравственные принципы. Принципы – это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. Можно сказать, что в принципах отчетливо выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, идеалы – это явления, прежде всего, эмоционально-образные; если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы – феномен рационального сознания. Они четко осознаются и отливаются в точные словесные характеристики. В реальной жизни нравственные принципы зачастую тесно соединены с определенной идеологией, и их формулировки выражают позицию и интересы конкретных социальных групп [10, с. 84].
Говоря о нравственном воспитании, нельзя не затронуть роль семьи. Нравственные отношения в семье – источник воспитания подлинно человеческих отношений между людьми. Значение семьи в нравственном воспитании и развитии человека определяется, прежде всего, тем, что она является первой социальной группой, которая активно воздействует на формирование личности. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи. Эти связи очень важны, так как именно они определяют особенности развития психики и первичную социализацию человека на самом раннем этапе их развития.
Духовно-нравственное воспитание студентов, будущих специалистов социальной сферы, продуктивно тогда, когда образование выстраивается «в горизонте личности» как для студентов, так и для преподавателей. При этом он сам определяет для себя перспективы жизненного продвижения, исходя их своих возможностей. Формирование специалиста социальной сферы невозможно без осознания студентом общественной значимости его профессии, личной ответственности за результаты учебы и труда, без его стремления к профессиональному и нравственному самосовершенствованию [7, с. 44].
Таким образом, нравственное воспитание студентов, его эффективность непременно должно быть постоянным объектом социологических исследований в ВУЗе. В социальном планировании и его реализации встречается еще немало трудностей, связанных с нахождением необходимых средств и мер, направленных на формирование активной жизненной позиции личности, с определением конкретных целей нравственного воспитания личности студента. Поэтому процесс нравственного совершенствования личности будущего специалиста социальной сферы необходимо планировать. [8, c. 68].

Библиографический список


1. Байлук, В.В. Человекознание: в 5 кн. – Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов: монография / В.В. Байлук; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – ч.2. – 253 с.
2. Высшее образование в России. №11, 2005. - 164 с.
3. Высшее образование в России. №12, 2004. - 173 с.
4. Высшее образование в России. №3, 2004. - 160 с.
5. Высшее образование в России. №8, 2006. - 157 с.
6. Высшее образование в России. №9, 2004. - 168 с.
7. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика - Март, Москва - Ростов-на Дону, 2005.
8. Нравственность в современном мире. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 2003.
9. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть 1. Основы нравственного выбора / Отв. ред. А.С. Белкин. – Екб.: Центр «Учебная книга», 2001.
10. Удегов, А.К. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / акад. обществ. наук при ЦК КПСС, Каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики – М.: Мысль, 1979.
11. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 95
tipovogo-agentskogo-dogovora-stranica-4.html
tipovogo-agentskogo-dogovora-stranica-5.html
tipovogo-agentskogo-dogovora.html
tipovogo-pasporta-antiterroristicheskoj-zashishennosti-raspolozhennogo-na-territorii-administracii-stabenskogo-selskogo-poseleniya-obekta-s-massovim-prebivaniem-grazhdan.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат