О деятельности научно-образовательной площадки мпгу интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов

О Т Ч Е Т


о деятельности научно-образовательной площадки МПГУ «Интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» (приказ ректора МПГУ №520 от 10.10.12)
в ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой в 2013-2014 гг.

Организация исследования


Деятельность инновационной научно-образовательной площадки МПГУ «Интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, программой инновационных исследований МПГУ и программой «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование».
Науч. руководитель площадки: Теремов Александр Валентинович, доктор пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
Учителя ГБОУ ЦО №1619 имени М.И.Цветаевой – участники площадки:
1. Хлыстова Наталья Львовна – учитель истории и обществознания
2. Семшова Галина Владимировна – учитель истории и обществознания
3. Гонтаренко Татьяна Николаевна – учитель русского языка и литературы
4. Крапивцева Ирина Васильевна – учитель математики
5. Солоненкова Людмила Валентиновна – учитель географии
6. Андриенко Татьяна Николаевна – учитель биологии
7. Седунова Виктория Георгиевна – учитель экологии

Цель исследования

:
разработка принципов построения структуры и отбора содержания интегративного знания общего образования и его апробация на результативность в различных организационных формах учебно-воспитательной работы для достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Объект исследования

: система естественнонаучного и гуманитарного основного общего и среднего (полного) общего образования.
Предмет исследования: процесс интеграции естественнонаучного и гуманитарного общего среднего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи исследования


1. Отбор содержания предметных областей и учебных предметов для разработки организационно-содержательных модулей, обеспечивающих интеграцию общего образования, в том числе и на метапредметном уровне.
2. Создание на базе консультативного центра механизма обновления содержания общего образования, проектирование адекватных этому содержанию форм организации учебно-воспитательного процесса.
3. Формирование в образовательных учреждениях информационно-развивающей среды, способствующей достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, содействующей преемственности их ключевых компетентностей, специальных умений и навыков.
4. Социализация учащихся, формирование у них познавательных, информационных, коммуникативных, творческих способностей, поликультурной грамотности, критического мышления и рефлексии.

Гипотеза исследования

: интеграция содержания общего образования способна обеспечить достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, если:
– деятельность образовательного учреждения будет осуществляться на осно-ве концепции метапредметной интеграции содержания естественнонаучного и гуманитарного общего образования;
– проектирование образовательного пространства личности обучаемых будет основано на междисциплинарной методологии, системном, вероятностном, функциональном, аксиологическом и культурологическом подходах к отбору содержания предметных и метапредметных знаний;
– построение предметных и метапредметных знаний будет осуществляться путем акцентуации в них историко-научных, историко-культурологических и
проблемно-ориентированных компонентов, обеспечивающих интеграцию содержания образования;
– педагогические условия в образовательных учреждениях будут соответствовать директивным и нормативным требованиям к целостному и поуровневому развитию личности обучаемых;
– разработать программно-методические и учебные материалы, содержательно и процессуально обеспечивающие интеграцию содержания общего образования для выхода на метапредметный уровень знаний;
– отобрать критерии и показатели, диагностирующие достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Этапы исследования


Первый этап

предполагает решение следующих задач:
* изучение состояния имеющегося в образовательных учреждениях – участниках площадки – опыта организации учебно-воспитательной работы на интегративной основе;
* обоснование принципов отбора содержания и построения структуры интегративных курсов, уроков, учебных дней и недель и других форм организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на интегративной основе.
На данном этапе предполагается написание вариантов программ, конспектов уроков и внеклассных мероприятий для учащихся 5–11 классов. На этом же этапе исследования будет определена тематика проектов и будут созданы проектные группы из учащихся и учителей.

Второй этап

предполагает решение следующих задач:
* проектирование технологии интеграции содержания общего образования, как способа достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы;
* разработка критериев и критериальных показателей метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, достигаемых с помощью технологии интеграции содержания общего образования.
На данном этапе предполагается создание описательной модели учебно-воспитательного процесса, построенного на интегративной основе. Планируется проведение в образовательных учреждениях интегративных уроков, интегративных учебных дней и внеклассных мероприятий на интегративной основе; выполнение обучающимися учебно-исследовательских и проектных работ; разработка необходимых документов, позволяющих экспертировать и контролировать качество инновационной деятельности.

Третий этап

предполагает решение следующих задач:
* оформление учебно-методических материалов, содержательно и процессуально обеспечивающих интеграцию общего образования;
* подготовка к публикации научных статей и учебно-методических материалов по внедрению в образовательный процесс интегративных форм обучения учащихся 5-11-х классов.
На данном этапе предполагается описание организационных форм интеграции содержания общего образования. По результатам деятельности площадки директора образовательных учреждений, их заместители по инновационной и экспериментальной работе, учителя-экспериментаторы подготовят статьи в сборники научных и учебно-методических материалов и выступят на конференции в МПГУ.

Планируемые результаты исследования


1. Описание педагогических условий, обеспечивающих интеграцию содержания общего образования.
2. Модель учебно-воспитательного процесса на интегративной основе.
3. Диагностические материалы, позволяющие контролировать достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
4. Конспекты интегративных уроков и внеклассных мероприятий на интегративной основе для учащихся 5-11-х классов.
5. Программы интегративных курсов для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений.
6. Программа для курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников «Интегративное образование в школе».
7. Статьи в сборники, научно-методические журналы, предметные приложения к газете «Первое сентября».
8. Участие учащихся 5-11-х классов образовательных учреждений – участников площадки – в конкурсах учебно-исследовательских, проектных работ, предметных олимпиад в МПГУ.
9. Выступления научного руководителя, учителей, зам. директоров по инновационной и экспериментальной работе, директоров образовательных учреждений – участников площадки – на конференциях и семинарах по инновационным исследованиям в МПГУ.

Имеющийся задел


Научный руководитель инновационной научно-образовательной площадки – автор программ интегративного общеобразовательного курса «Естествознание» для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения (М.: ВЛАДОС, 2007), элективных интегративных курсов (М.: Дрофа, 2005, 2006); в 2007 г. защитил докторскую диссертацию «Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образования школьников». В 2004-2007 гг. Теремов А.В. руководил работой ОЭП «Технология интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов как условие целостного развития личности школьника» в СЗАО г.Москвы, а в 2008-2011 гг. – являлся научным руководителем ГЭП первого уровня «Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитарного общего среднего образования как условие целостности образовательной среды в Школе будущего». По итогам деятельности ОЭП и ГЭП опублико-ваны сборники научных статей и учебно-методических материалов (М.: Прометей, 2007; М.: ТИИЦ СЗАО, 2007; М.: АПКиППРО, 2009; М.: МПГУ.

Результаты инновационной деятельности площадки, полученные в 2013-14 г.



  1. Открытые уроки, внеклассные мероприятия, проведенные учителями.

Тема урока, мероприятия, место проведения, награды и отзывы
Интегрируемые предметы
Учителя
Покажите мне Москву, москвичи! (День открытых дверей – семинар для директоров округа и города, проводимый в ГБОУ ЦО №1619)
История, обществование, москвоведение
Хлыстова Н.Л.
Олимпийские игры в Сочи как национальная идея (День открытых дверей – семинар для директоров округа и города, проводимый в ГБОУ ЦО №1619)
История, обществознание
Семшова Г.В.
Профсоюзы вчера, сегодня, завтра. (Городской конкурс «Профсоюзный урок, диплом)
География, обществознание
Солоненкова Л.В.
Экологическая ситуация в Москве. (Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России», отзыв методиста ОУО)
Экология, география, москвоведение
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Минеральные удобрения. (День открытых дверей – семинар для директоров округа и города, проводимый в ГБОУ ЦО №1619, отзыв методиста ОУО)
География, химия
Солоненкова Л.В.
Подвиг ленинградцев (Неделя истории и общественных наук в гимназии №1619, грамота директора)
География, история
Солоненкова Л.В.
Промыслы Центральной России. (День открытых дверей – семинар для директоров округа и города, проводимый в ГБОУ ЦО №1619для работников СЗОУО)
География, история
Солоненкова Л.В.
Марафон естественных наук. (Предметная неделя в гимназии №1619)
География, биология, экология
Солоненкова Л.В., Седунова В.Г., Андриенко Т.Н.
Экологическая тропа для младших школьников и дошкольников
География, биология, экология
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Здоровый образ жизни (организация цикла лекций в рамках деятельности Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья)
Биология, экология
Андриенко Т.Н.
Биоиндикаторы (математический практикум для учащихся 6 кл.)
Биология, математика, экология
Андриенко Т.Н.
Пищеварение человека (День открытых дверей – семинар для директоров округа и города, проводимый в ГБОУ ЦО №1619)
Биология, химия, экономика, технология
Седунова В.Г.
Доктора бывают разные (классный час)
Биология, обществознание
Седунова В.Г.

  1. Проекты учащихся, участие учащихся в конкурсах и программах


Тема проекта, место проведения конкурса, награды и отзывы
Интегрируемые предметы
Участники,
руководители
Московский парк Эрмитаж глазами историка и фотографа (Конкурс проектных и исследовательских работ школьников в МПГУ)
История, москвоведение, ИКТ, технология
Маркина Диана, Крюкова Вероника, Кондакова Милана, Сазонова Алиса (6 кл.) Хлыстова Н.Л.
Парк Эрмитаж. Жизнь москвичей в начале ХХ в. (Конкурс проектных и исследовательских работ школьников в МПГУ)
История, москвоведение
Маркина Диана, Крюкова Вер., Павлова Люба, Сазонова Алиса (6кл.) Хлыстова Н.Л.
Методы космического мониторинга (МИОО, дипломы участников и руководителя)
Физика, география, экология
Учащиеся 11 кл. Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Интерактивная игра «Город Х» (АНО «Территория интеллекта», диплом участников)
География, экология
Учащиеся 9 кл. Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Дневник путешественника (Всероссийский конкурс «Мое путешествие по России», диплом участника)
География, литература
Учащиеся 8,9 кл. Солоненкова Л.В.
Дороги победы (АНО «Территория интеллекта», в Можайском районе Московской области, сертификат участия в городском проекте)
История, география, обществознание
Учащиеся 8,9 кл. Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Экскурсия в IMAX-3D (межпредметная неделя в рамках городской программы «Экология планеты: ее флора и фауна»)
Экология, география, биология
Учащиеся 6,7,8,9 кл. Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Первоцветы – 2014 (межпредметная неделя в рамках городской программы «Экология планеты: ее флора и фауна», сертификаты участников и руководителя)
Экология, география, биология
Учащиеся 6,7,8,9 кл. Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Конкурсы «Интеллект-экспресс», «Познание и творчество» (дипломы призеров конкурсов)
Биология, экология
Бейникова А., Маркова Л., Журавлева П., Постников К.; Андриенко Т.Н.
Карты здоровья школьников (Конкурс проектных и исследовательских работ школьников в МПГУ)
Биология, экология, ОБЖ
Учащиеся 8 кл. Седунова В.Г.
Конкурс «Творческий потенциал России» (15 призовых мест)
Биология
Учащиеся 8 кл. Седунова В.Г.
Химическое оружие: вчера, сегодня, завтра (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Химия, биология, экология, история
Мячин Кирилл, Спирин Герман (10 кл.) Седунова В.Г.
Военная хирургия в ХХ в. (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Биология, ОБЖ, история
Василькова Виктория, Львова Дарья (10 кл.) Седунова В.Г.
Подводные лодки Первой мировой войны (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Физика, математика, история
Тюков Артем (8 кл.) Крапивцева И.В.
Дирижабли и их роль в военных действиях (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Физика, математика, история
Агафонов Никита, Альцема Михаил (8 кл.) Крапивцева И.В.
История танкостроения (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Физика, математика, история
Бевз Никита, Ревин Антон (8) Крапивцева И.В.
Поэты – участники Первой мировой войны (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Литература, история
Балсанова Анастасия, Максимова Катя (8 кл.) Гонтаренко Т.Н.
Животные в Первой мировой войне: почтовые голуби (Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
Биология, история
Андриенко Юлия, Базилевич Полин (: кл.) Андриенко Т.Н.
Забытая война. Памятные места Первой мировой войны на территории России ц(Межшкольная научно-практическая ученическая конференция, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, диплом участника)
География, история
Панасенко А., Клименко А., Лобачева (9 кл.) Солоненкова Л.В.
Минипроекты «Мои любимые животные» (фотоконкурс в ГБОУ ЦО №1619)
Биология, экология, технология
Учащиеся 5 кл. Седунова В.Г.

  1. Участие учителей в научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах по теме площадки.


Тема и форма выступления
Место
выступления
Учителя
«Средь бела дня» или по Москве с фразеологическим словарем (План экскурсии по Московскому Кремлю»
Отдел работы со школами Московского Кремля
Хлыстова Н.Л.
Организации лаборатории «ГлобалЛаб» (Семинар учителей экологии)
Биологический музей им.К.А.Тимирязева
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Проектная деятельность учащихся (Семинар учителей экологии и географии)
МГУ им.М.В.Ломоносова
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
«Урок в Москве» (Круглый стол для учителей географии, экологии, биологии)
Музей землеведения МГУ им.М.В.Ломоносова
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Наш космос (Форум для учителей физики, географии, биологии)
Музей космонавтики
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Синтез музейной педагогики и экскурсионной деятельности (городское методическое объединение, семинар учителей биологии)
Биологический музей им.К.А.Тимирязева
Андриенко Т.Н.
Участие в заседаниях Курчатовского центра непрерывного конвергентного образования
Курчатовский институт
Андриенко Т.Н., Седунова В.Г.

  1. Публикации учителей из опыта инновационной деятельности


Название и форма публикации
Место
публикации
Авторы
Формирование политико-правовых знаний и правовой культуры на уроках истории Древнего мира (Статья)
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Хлыстова Н.Л.
Классный час, посвященный 70-летию освобождения Ленинграда от блокады (Статья)
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Хлыстова Н.Л.
Использование материалов отечественных мультфильмов на уроках обществования (Статья)
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Хлыстова Н.Л.
Посвящается 400-летию со Дня рожденя Сергия радонежского (Учебно-методические материалы)
Конкурс знаний АКСИОС, профиль педагогика 2013/2014 http://www.pravolimp.ru/main/main
Хлыстова Н.Л.
К 100-летию начала Первой мировой войны (Учебно-методические материалы)
Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» http://www.pravolimp.ru/main/main
Хлыстова Н.Л., Семшова Г.В.
Фресковые росписи на тему величания Богородицы (Учебно-методические материалы)
Издательский ценр «Академия»
http://art.academia-moscow.ru/mhk konkurs materials
Хлыстова Н.Л.
Собор Святой Софии в Константинополе (Статья)
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Семшова Г.В.
К 100-летию начала Первой мировой войны (Учебно-методические материалы)
Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» http://www.pravolimp.ru/main/main
Семшова Г.В.
Практические методики в области основного и дополнительного образования (Статья)
Сборник «МГУ – школе»
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.
Уроки и внеклассные мероприятия экологической тематики (Конспекты)
Сайт: http://www. infourok
Солоненкова Л.В., Андриенко Т.Н.

  1. Публикации научного руководителя по теме площадки


Название и форма публикации
Место
публикации
Объем
(стр.)
Интеграция содержания общего образования: предпосылки и направления реализации (Статья)
Российский учитель в системе современного образования: Мат-лы II науч.-практ. конф. – М.: МПГУ, 2013.
6
Метапредметность в деятельности общеобразовательных учреждений (Статья)
Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: Сб. мат-лов Межд. науч.-практ. конф. Вып. 12. / Под ред. Н.Д.Андреевой. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2013.
6
О метапредметных и личностных результатах освоения обучающимися основной образовательной программы (Статья)
Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktucznej konferencji «Perspektywiczne opracowania sa nauka i technikami – 2013» Vol.19. Pedagogiczne nauki: Przemyśl, Nauka i studia, 2013.
5
На данном этапе площадка находится на первом этапе исследования.
travmatologiya-obshaya-hirurgiya.html
travmatologiya-ortopediya-i-voenno-polevaya-hirurgiya-oglavlenie-terapevticheskij-blok-fundamentalnaya-medicina-anatomiya-cheloveka.html
travmatologiya-ortopediya-programma-dlya-detej-davajte-vzroslet-zdorovimi-ot-5-do-14-let.html
travmatologu.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат