О. П. Плотникова - Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Балашов, апрель,...

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

О. П. Плотникова

Формирование контрольно-оценочных действий у детей
школьного возраста на уроках физической культуры


В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель школы: формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, основой которой является сформированность контрольно-оценочных действий учащихся. Современное образование направленно на решение важнейшей задачи социально-личност-ного развития ребенка.

Ориентация физкультурного образования на развитие личности
учащихся, создание условий для полноценного физического, духовного здоровья, перенос акцента с узкопредметных знаний, умений и навыков на формировании контрольно-оценочных действий и самостоятельности в двигательной деятельности, требует для своей реализации адекватных педагогических методик.

Значимость формирования действий самоконтроля и самооценки школьников в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления психической и физической составляющих здоровья учащихся, привития мотивации к регулярным занятиям физической культурой, творческой активности на уроках физической культуры.

Актуальность исследования сформированности контрольно-оценоч-ных действий учащихся обусловлена модернизацией физкультурного образования, введением новых учебных стандартов, программ по физической культуре в практику работы образовательных учреждений; неразработанностью проблемы формирования контрольно-оценочных действий школьников на уроках физической культуры, педагогических условий, раскрывающих средства и методы их формирования; отсутствием специальной методики, а так же противоречиями между:

Разрешить данные противоречия возможно путем внедрения в учебный процесс методики, направленной на формирование контрольно-оценоч-ных действий у школьников на уроках физической культуры.

Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается противоречивостью мнений ученых, практиков о возможностях формирования действий самоконтроля, самооценки у школьников, отсутствием в содержании образования по физической культуре в школе требований к формированию у учащихся контрольно-оценочных действий.

Анализ научной литературы показал, что проблема формирования контрольно-оценочных действий изучена только у младших школьников и лишь по отношению к дисциплинам гуманитарного цикла, но, к сожалению, исследований по проблеме формирования контрольно-оценочных действий у школьников на уроках физической культуры недостаточно.

Все это свидетельствует о значимости проведения исследований по данной проблеме.

Анализ научно-методической литературы позволил установить, что психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Эльконин, В. В. Репкин,
Г. В. Репкина доказали успешность формирования контрольно-оценочных действий на предметах гуманитарного цикла в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций. В исследованиях А. И. Липкиной, Е. П. Ильина, Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова показано, что ребенок младшего школьного возраста не умеет объективно оценивать результаты своей деятельности, слабо владеет контролем и самоконтролем, неадекватно принимает оценки учителя. Самооценка ребенка младшего школьного возраста зависит от оценки учителя.

Однако ни в одной из доступных нам работ не раскрыта и не подтверждена конкретными данными возможность обучения школьников контрольно-оценочным действиям на уроках физической культуры.

Под контрольно-оценочными действиями учащихся понимается сформированность умений и навыков у школьников проконтролировать
и оценить себя в двигательной деятельности.

На основе теоретического анализа литературы выделены педагогические условия, необходимые для формирования контрольно-оценочных действий учащихся на уроках физической культуры:

Нами разработана методика формирования контрольно-оценочных действий у школьников на уроках физической культуры. Она заключается в выделении условий подбора средств и методов обучения, а также условий организации учебной деятельности учащихся, направленных на формирование контрольно-оценочных действий.

Экспериментальная методика предусматривает поэлементное формирование структуры контрольно-оценочных действий на уроках физической культуры и предполагает, не меняя структуры урока, изменить организацию и содержание. Особое внимание учителям физической культуры необходимо уделять формированию контрольно-оценочных действий
в двигательной деятельности как одной из задач урока.

Особенностью предложенной методики является ярко выраженная самостоятельная направленность процесса обучения.

Нами выделены этапы формирования контрольно-оценочных действий на уроках физической культуры: предварительный; мотивационный; коммуникативный, внутренней самооценки, рефлексивный.

В зависимости от развития личных двигательных качеств, мотивации к занятиям физической культуры, эмоционально-волевой сферы, определенных качеств: трудолюбия, настойчивости, критичности, характеристик мышления, обучаемости и других, некоторые этапы формирования могут пропускаться или по времени проходить значительно дольше (быстрее), чем у других учащихся.

Методика предусматривает применение специфических педагогических приемов, способствующих формированию контрольно-оценочных действий школьников на уроках физической культуры:

Полученные данные исследования будут свидетельствовать об эффективности либо неэффективности методики формирования контрольно-оценочных действий на уроках физической культуры.