Осуществление преемственности детского сада и начальной школы в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ



Коваленко Н. В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 395

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г.Гегеля, Э.А. Баллера и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К.Кабанский, Ш.И.Ганелин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:


  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

  3. Умственные и нравственные способности учащихся.

  4. Сформированность их творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития.

  5. Развитие коммуникативных умений, то есть умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Практика преемственности между семьей ДОУ и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и уязвим дл участников, прежде всего для ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психического здоровья первоклассников.

С целью создания преемственности образовательного процесса для выпускников нашего детского сада мной в течение 11 лет ведется работа по сотрудничеству с МОУ СОШ № 78.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольный и школьный периоды. На сегодняшний день педагоги и психологи определяют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием . А именно:


  1. Методическая работа.

  2. Работа с родителями.

  3. Работа с детьми.

Методическая работа включает проведение семинаров, круглых столов с участием учителя начальной школы, учителя музыки, воспитателей и педагогов детского сада, где выявляются проблемы, разрабатываются планы, проекты нашей совместной работы. С целью преемственности в работе приглашаем на праздники и концерта учителя музыки, где она видит нашу работу и способности детей. Родители также принимают участие в семинарах и круглых столах. Кроме того, работа с родителями включает в себя проведение индивидуальных бесед и консультаций по вопросам дальнейшего музыкального развития и образования детей. И, конечно, работа с детьми.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Первая проводится в «День Знаний», следующая – в октябре, с проведением первого совместного досуга – праздника «Посвящение в первоклассники». Выступление дошколят на школьной сцене оставляет особенно радостные впечатления у детей. В свою очередь, первоклассники, среди которых много наших выпускников, приятно удивлены, увидев детей и педагогов из детского сада. Общение с учащимися школы помогает развить коммуникативные навыки у наших выпускников, преодолеть страх и почувствовать уверенность. На празднике «Последний Звонок» наши дети выступают перед старшими школьниками. Такие встречи дают новые впечатления, позволяют узнать об условиях и традициях школьной жизни.

Ежегодная традиция – приглашение бывших воспитанников в наш детский сад для выступления на праздниках и развлечениях. Ведь в результате нашей систематической работы многие наши выпускники занимаются в музыкальных школах №1, №7, №8, №9, в хоровой студии «Молодость», ЦДТ «Радуга» и других вокальных и хореографических студиях города. Один раз в год в дни школьных каникул устраиваем концерт бывших выпускников «Нам вместе весело», на котором выступают выпускники разных лет. Дети играют на гитаре, домре, баяне, аккордеоне, фортепиано, показывают вокальные номера. Дети не только выступают в роли артистов, они могут вспомнить свое дошкольное детство, пообщаться с воспитателями, поиграть в своей группе, в Физкультурном зале. И, главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами, затруднениями и не только школьными. С другой стороны, дети подготовительной группы детского сада с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, общаются с ними. И даже спустя много лет выпускники с удовольствием посещают родной детский сад.

В период перехода из ДОУ в начальную школу особенно актуальным становится обеспечение преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей. Это связано с тем, что именно искусство как эмоциональная сфера позволяет минимизировать трудности переходного периода (психо-физические и социально-адаптационные). В этой связи народное искусство в силу всеобъемлющего воздействия становится средством развития художественных способностей и в целом эстетического воспитания. Особенно важно включение народного искусства в образовательный процесс ДОУ и начальной школы в условиях поликультурной среды, в которой ребенок приобретает эстетический опыт освоения разных культурных ценностей на основе своей родной. В школе № 78 много лет существует коллектив русской народной песни «Сударушка». Участники этого замечательного коллектива - частые гости в нашем детском саду. Разнообразие народных музыкальных инструментов производит на детей эстетическое впечатление не только издаваемыми звуками, но и внешним видом. Этому сопутствует соответствующий интерьер с атрибутами, своеобразная манера пения, праздничные народные костюмы. Поэтому для ребенка эта микросреда становится мотивом и естественным стимулом к настоящему творчеству. Музыкально-эстетические предпочтения при таком подходе окрашены в празднично-воодушевленные тона. У детей это вызывает глубокие положительные эмоции. После концерта происходит общение участников и зрителей: обмен впечатлениями, фотографирование, рассматривание костюмов, атрибутов, инструментов.

Методическим основанием процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников является приобщение к мировой музыкальной культуре, позволяющей каждому ребенку вживаться в образную сферу музыкального искусства народов, эпох. При школе № 78 работает филиал музыкальной школы № 8, в которой занимается много наших воспитанников. Традиционными и любимыми стали ежегодные концерты «В мире музыкальных инструментов», на которых дошколята знакомятся со звучанием музыкальных инструментов. А юные музыканты вырабатывают на сцене навыки исполнительской культуры.

Несколько лет подряд мы участвовали в работе Северо-Западного социально-педагогического округа № 2. Результатом этой работы стали совместные концерты на базе школы № 78, празднование Дня Победы на базе школы 123 и детского сада № 395.



Таким образом, в процессе нашей систематической работы мы добились положительных результатов по адаптации детей средствами музыки. Оценкой нашей работы служат благодарственные письма: 2007 г. от музыкальной школы № 8 за многолетнее сотрудничество и творческий подход в воспитании юных музыкантов; в 2009г. от администрации МОУ СОШ № 78 за активное сотрудничество и развитие партнерских отношений. В дальнейшем будем продолжать оптимизировать нашу работу по взаимодействию со школой.

15-04-2013-prejskurant-cen-po-predostavlyaemim-uslugam-v-ooo-lechebno-diagnosticheskom-centre-alyans.html
15-0433-am-haruki-murakami-poslemrak.html
15-05-vstrecha-na-vokzale-predstavitelem-firmi-vozle-vagona.html
15-06-2013-31-08-2013-31-08-2013-data-poslednego-viezda.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат