ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ - Учебно-методический комплекс рабочая программа для магистрантов направления 030900. 68 «Юриспруденция»

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Раздел I: Право, судебный процесс и современное научное мировоззрение



(Блок вопросов, расширяющих и углубляющих знание)



Тема1. Современное правовое мышление: основные традиции и тенденции развития



Знаниевый компонент:



1.О понятии «современное правовое мышление».

2.Российский правовой дискурс: основные идейные доминанты в изучении, понимании и объяснении права и судебного процесса.

3.Современная ситуация в научном исследовании права, гражданского и арбитражного процесса. Вопрос об определении права. Основополагающие методологические идеи современного научного знания о праве и судебном процессе.

4.Проблема принуждения в праве. Смысл судопроизводства по гражданским делам как института оспаривания, имеющего процессуального форму и направленного на принятие рушения.

5.Различные подходы к постижению специфической правовой действительности.

Практический компонент:



Организация дискуссии, проведение мини-конференции, подготовка научного эссе

Ценностный компонент:



Владение предметной областью права и судебного процесса на продвинутом уровне, т. е. владение новейшими методами и техниками исследования, знание новейших теорий и их интерпретации.

Тема 2.Новый системный подход к науке и перспективы системного исследования в изучении правовой действительности



Знаниевый компонент:



1.Системность и единство научного знания в его целом, и единство, взаимосвязь дисциплин в рамках правового научного знания. Место наук о судебном процессе, всяком процессе – гражданском, арбитражном, уголовном, административном в общей системе научного знания о праве. Теоретическое правовое знание как знание социально-гуманитарное.

2.Системный метод в изучении правовой действительности и современное научное мировоззрение. Междисциплинарный способ построения и развития научного знания о правовой действительности. Системность, единство и взаимосвязь научных дисциплин, исследующих правовую проблематику. Значение и логики и опыта, одновременно для эффективного судопроизводства и для облегчения применения действующего права ко всякому делу, подлежащему рассмотрению в судах.

3.Иные междисциплинарные связи и отношения, отображающие рост и развитие нашего знания в области гражданского и арбитражного процесса. Актуальность междисциплинарного диалога на пути к познанию истины.

Практический компонент:



Организация дискуссии, проведение мини-конференции, подготовка научного эссе

Ценностный компонент:



Умение критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики.

Тема 3.

Традиционные и новые представления о праве, правовом конфликте и природе судебного процесса



Знаниевый компонент:



1.Сравнение традиционных подходов, нормативного и процессуального (функционального) анализа. Две парадигмы: нормы и процесс. Понимание права, объяснение природы правонарушений (нарушений права) и природы конфликта в странах с цивилистической традицией и сторонниками системы прецедентного права.

2.Нормативный анализ. Смысл нормативизма. Отношение к суду, судебному процессу Ограниченность традиционного нормативного подхода.

3.Процессуальный анализ и case method. Понимание и объяснение судебного процесса. Преимущества и недостатки процессуального анализа.

4.Современный синтетический (интегральный) подход, учитывающий и нормативный и процессуальный анализ. Синтез. Его возможности и значение для изучения правовых явлений и правового поведения.

Практический компонент:



Организация дискуссии, подготовка научного эссе

Ценностный компонент:



Способность продемонстрировать оригинальный и творческий подход, например при написании магистерской диссертации.

Тема 4.

Роль и функции суда



Знаниевый компонент:



1.Взаимоотношение между институциональными системами (разделение властей). Проблема: существует ли судейское усмотрение? Отношение вопроса об определении судебного усмотрения к пониманию судебного процесса.

2.Судебная политика. Модель судебного разрешения споров.

3.Судопроизводство в общем, как институт оспаривания, имеющий процессуальную форму, и направленный на урегулирование правовых споров, методом принятия судебных решений. Теоретическое и практическое значение судопроизводства по гражданским делам.

Практический компонент:



Организация дискуссии, подготовка научного эссе.

Ценностный компонент:



Понимание социальной роли суда, осознание функций судопроизводства по гражданским делам.

Раздел II: Развитие профессиональных и специальных компетенций юриста в сфере гражданского и арбитражного процесса



(Блок вопросов, раскрывающих знание и обеспечивающих перенос знания)



Тема 5. Выбор способа разрешения спора



Знаниевый компонент:



1.Характеристика современных методов изучения правового конфликта и правового поведения.

2.Выбор способа урегулирования спора.

Практический компонент:



Навык анализа структуры правового спора (конфликта). Решение творческих задач: провести переговоры сторон, с использованием процедур, направленных на достижение соглашения об урегулировании спора; беседу заинтересованного лица с адвокатом, судьей и т.д. Составить: проект мирового соглашения; запрос с целью сбора судебных доказательств; оформить заявление в суд и т. п. (Работа в группах, исследование поведения при работе в группах).

Ценностный компонент:



Развитие способности к самостоятельному и непосредственному восприятию конкретных правовых явлений и правового поведения, критическое мышление и творчество.

Тема 6. Формирование / совершенствование способностей к совершению процессуальной деятельности по подготовке дела к судебному разбирательству



Знаниевый компонент:



1.Уяснение смысла и значения подготовки дела к судебному разбирательству. Критерии подготовленности гражданского дела к судебному разбирательству.

2.Способы осуществления процессуальных действий и процессуальной деятельности по подготовке конкретного дела к судебному разбирательству в гражданском и (или) арбитражном процессе.

Практический компонент:



Решение творческих задач: самостоятельная организация и проведение подготовки гражданского дела к судебному разбирательству с учётом конкретной правовой ситуации, любой – по указанию преподавателя или по выбору магистрантов. (Работа в группах: мягкие навыки и умения, критическое мышление и творчество).

Ценностный компонент



способность к самостоятельному осуществлению подготовительных процессуальных действий, способами их процессуального оформления.

Тема 7.Формирование / совершенствование способностей к осуществлению процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению гражданских дел



Знаниевый компонент



1. Значение и цели стадии судебного разбирательства.

2. Многогранность правовых конфликтов, поступающих в суд; их виды. Легкие дела, дела средней трудности и трудные дела (пробел в законодательстве (“лакуна”)), характеристика и различие между тремя типами дел. Значение этой классификации для процесса интерпретации (толкования) правовых норм и принятия определённого судебного решения.

3.Методика проведения судебного разбирательства в гражданском и арбитражном процессе. Судебный ритуал в гражданских юрисдикциях, его смысл.

Практический компонент:



Решение творческих задач – разработать проект сценария, организовать и провести судебное разбирательство (любая его часть, этап), с учётом конкретной правовой ситуации, по выбору магистрантов или по указанию преподавателя. (Работа в группах: мягкие навыки и умения, критическое мышление и творчество).

Ценностный компонент:



Развитие способностей к: выяснению и правильному определению предмета и основания и иска; определению предмета доказывания. Способность к осуществлению процессуальной деятельности по применению права, всестороннему и полному исследованию доказательств и обстоятельств конкретного гражданского дела, - в различных правовых ситуациях: лёгкого дела, дела средней трудности и трудного дела (там, где право неясно, двусмысленно или имеет пробелы). Овладение способностями, связанными с организацией и проведением судебного заседания, процессами взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группе и в команде, адаптироваться к новым правовым ситуациям. В том числе, развитие способностей публичного выступления, задавать вопросы и вести допрос, анализировать и синтезировать полученную информацию и т.д. и т.п.

Тема 8. Технологии овладения компетенциями в области правосудия по гражданским делам



Знаниевый компонент:



1.Духовная активность и творчество в праве.

2.Специфика «юридического опыта».

Практический компонент:



Решение творческих задач: изучение законодательства: национального, российского и иностранного; изучение и анализ судебной практики по выбору магистрантов или по указанию преподавателя, чтобы стало понятно, какие факторы вовлекаются в процесс применения и толкования юридических норм и принципов права при разрешении трудных дел в контексте современной правовой системы.

Ценностный компонент:



Развитие способности постижения истины путём непосредственного её усмотрения во всех юридических значимых актах со стороны законодателей, толкователей закона, юристов, судей и работников суда и прокуратуры, истцов и всех иных, заинтересованных в рассмотрении дела, лиц.

Тема Современное правовое мышление: основные традиции и тенденции развития