Поэма «Мцыри» (1839) Жанр романтическая поэма-исповедь

Михаил Юрьевич Лермонтов



(1814–1841)



Поэма «Мцыри» (1839)



Жанр

— романтическая поэма-исповедь

Мцыри

(с грузинского) — «неслужащий монах», «послушник»

В. Г. Белинский: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова»)


Предыстория поэмы



Лермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы «Исповедь», «Боярин Орша»). В «Мцыри» включены отдельные строки из ранних произведений

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. — Страстная душа томится. — Идеалы...» (М. Ю. Лермонтов, 1831 г.)

В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни которого легла в основу сюжета

Влияние на Лермонтова поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»


Композиция и сюжет



Экспозиция



Глава 1

Описание природы и развалин монастыря

Глава 2.Предыстория

героя


Мальчиком Мцыри был увезен из родных мест. Тяжело больного, его оставили в монастыре «Без жалоб он / Томился, даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, /

Он знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал».

Рос одиноким, всех дичился, бродил «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Уже готовясь стать монахом, юноша «осенней ночью» исчезает из монастыря. Через три дня его находят без чувств у обители



Исповедь героя



Главы 3–8.

Воспоминания

и мечты героя

Мцыри рассказывает старцу («Все лучше перед кем-нибудь / Словами облегчить мне грудь; / А душу можно ль рассказать?») о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает о детстве в отчем доме.

Юноша жаждет «хотя на миг когда-нибудь / Мою пылающую грудь / Прижать с тоской к груди другой, / Хоть незнакомой, но родной». В одну из грозовых ночей он сбегает из монастыря

(завязка действия)



Главы 9–26.

Рассказ Мцыри

о трех днях

жизни вне монастыря



На воле герой очарован красотой природы:

«кругом меня цвел божий сад».

Юноша понимает голоса птиц, деревьев, земли: «Они шептались по кустам, / Как будто речь свою вели / О тайнах неба и земли; / И все природы голоса / Сливались тут…»



Встреча с молодой грузинкой

Мцыри встречает девушку, идущую к реке.

Он впервые переживает чувство влюбленности:

«И мрак очей был так глубок, / Так полон тайнами любви, / Что думы пылкие мои / Смутились». Герой не тревожит покой девушки, его цель — скорей очутиться на родине.

Встреча с барсом (кульминация)

Ночью Мцыри сбивается с пути, в лесусталкивается с барсом:



«Бой закипел, смертельный бой!».

«И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик…»

Герой побеждает зверя, оставившего на груди измученного юноши «следы глубокие когтей».



Возвращение к монастырю (развязка)

Выйдя из лесу, герой видит места, где провел юность: «Вернулся я к тюрьме моей».

Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким

сном. Героя находят монахи и переносят в обитель. Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине:



«Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...»




За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь. Это отражает композиция поэмы: рассказ о днях вне обители занимает практически весь объем произведения

Герой не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью

Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри. Его родина — абсолютный идеал, символ свободы, к которому надо стремиться. Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю. Финал поэмы проникнут

жизнеутверждающим пафосом




Конфликт



Мцыри, стремящийся на свободу, жаждущий вернуться на родину

Монастырь — тюрьма для героя,

стесняющая его свободу, разрушающая мечты



Природа в поэме



Романтический герой чувствует родство с природой, живет по ее законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим

голову навстречу дню, он сам — часть природы



В. Г. Белинский: «Поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, вся природа сама несла и подавала ему материалы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова»)

Двойственность образа природы в поэме



1) помощник героя:



«И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, / Я убежал. О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил... / Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой?»

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле? — Пышныеполя, / Холмы, покрытые венцом / Дерев, разросшихся кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске круговой».

«Акаций белых два куста... / Трава меж ними так густа, / И свежий воздух так душист, / И так прозрачно-золотист / Играющий на солнце лист!»

2) враг героя:



«Мне стало страшно: на краю / Грозящей бездны я лежал…» / «Едва взошла заря, / Палящий луч ее обжег / В тюрьме воспитанный цветок... / И как его, палил меня / Огонь безжалостного дня. / Напрасно прятал я в траву / Мою усталую главу: / Иссохший лист ее венцом / Терновым над моим челом / Свивался, и в лицо огнем / Сама земля дышала мне».

«Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!»

«Дитя мое, / Останься здесь со мной: / В воде привольное житье / И холод, и покой»

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

В1.

Как называется литературное направление, возникшее в России в начале XIX века, в соответствии с художественными принципами которого написана поэма Лермонтова?

В2.

К кому обращён монолог Мцыри?

В3.

Как называется приём противопоставления, при помощи которого автор характеризует поведение обитателей монастыря («вы ниц лежали на земле») и главного героя («…я как брат обняться с бурей был бы рад! … Рукою молнию ловил»)?

В4.

Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчках: «…дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой»)?

В5.

Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением (например, «час ночной»)?

В6.

Каким стихотворным размером написано произведение?

С1.

При помощи каких художественных приёмов развёрнуто в поэме противопоставление «воли» и «тюрьмы»?

С2.

В каких произведениях русской литературы XIX века основу сюжета составляет путешествие героя и в чём сходство и различие этих произведений с «Мцыри» М.Ю.Лермонтова?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.

А) Что стало причиной побега Мцыри из монастыря?

Б) Почему «ужасная» для монахов гроза вызывает у Мцыри восторг?

В) Какой смысл вкладывает Мцыри в ответ на им же поставленный вопрос: «…Что делал я на воле? Жил…»?



ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

А) В каких произведениях русской литературы душевное состояние персонажа выражается при помощи развёрнутой пейзажной картины и в чём их сходство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Б) В каких произведениях русской литературы взаимосвязь человека и мира природы становится основной темой и в чём сходство и различие этих произведений с «Мцыри» М.Ю.Лермонтова?

В1. Романтизм

В2. Монаху

В3. Антитеза

В4. Метафора

В5. Инверсия



В6. Ямб

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.



С1.

В поэме Лермонтов даёт лаконичные, но полные выразительных деталей характеристики каждому из противопоставленных друг другу миров. Тюрьма – это монастырь за мрачными каменными стенами, холодный, лишённый живых красок. Сцена во время грозы, когда монахи сбились перед алтарём и смиренно молили высшие силы о пощаде, не вызывает у Мцыри никаких иных чувств, кроме сочувственного презрения и жалости. Подлинная жизнь – «воля» - открывается герою Лермонтова после бегства из монастыря в надежде найти дорогу на родину. Мир природы назван им «Божьим садам»: прозрачное синее небо, вьющиеся виноградные лозы, сливающиеся в волшебном хоре голоса птиц, живой говор растений – вот воплощённая мечта героя. И даже когда природа демонстрирует свой суровый нрав (страшная ночь, проведённая Мцыри на краю ущелья, заставляет его по-иному переживать грозную красоту горной природы), она не утрачивает для героя черты мира идеального: в ней есть живой дух, подлинная страсть и сила. Родина же как цель путешествия Мцыри представлена в идеальных красках: это «мирный дом» и «вечерний очаг», у которого собираются «лунными вечерами» отец (его Мцыри помнит в боевых доспехах), «смуглые старики» и молодые сёстры. Даже цветовая гамма, в которой написан образ родины, резко отличается от монохромной «графики» монастырской жизни: герой вспоминает «золотой песок» на дне горного ручья и блеск кинжалов.

С2.

Путешествие составляет основу сюжета в таких произведениях, как «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова и «Мёртвые души» Н.В.Гоголя. Цель пути в каждом случае своя: если поиски Мцыри и некрасовских странников находятся скорее в метафизических сферах (свобода в «Мцыри» и счастье в «Кому на Руси жить хорошо»), то путь Чичикова подчинён решению вполне конкретных коммерческих задач (скупка мёртвых душ). Однако сюжет путешествия и Гоголю, и Некрасову предоставляет возможность «объехать всю Русь», исследовать российскую жизнь во всей её полноте, показать «в лицах» и индивидуальных судьбах. Гоголевская Русь – это одновременно гротескный и уродливый мир, в котором обитают плюшкины, коробочки, собакевичи, но и мир, исполненный поэзии и устремлённый в прекрасную даль (Русь как птица-тройка). Некрасовским мужикам, отправившимся на поиск «счастливого», открывается Русь страдальцев, холопов, полусумасшедших помещиков, несчастных попов, «везучих» калек, сильных духом женщин и честных сельских старост – словом, вся Русь в её реальных социально-исторических противоречиях и поэтических красках.

С5.

Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

chto-takoe-parodontit.html
chto-takoe-parusnij-sport-izdanie-2-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
chto-takoe-pashalnij-kanon-propovedi-mitropolita-filareta-voznesenskogo.html
chto-takoe-pavlenkovskaya-sibirskij-filial-gluhova-n-p-minuvshego-perebiraya-stroki-komi-permyackij-filial.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат