Пояснительная записка Цель работы Совершенствование форм и методов преподавания предмета Задачи



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



средняя общеобразовательная школа №3 г.Десногорска



Смоленской области




Интегрированный урок



(МХК-история)



по теме «Русская культура XIV-XV веков»



10 класс







Подготовили


учитель русского языка и литературы



Винокурова Виктория Валерьевна,


учитель истории



Северина Татьяна Александровна



г.Десногорск

Пояснительная записка


Цель работы





Совершенствование форм и методов преподавания предмета

Задачи




  1. Интеграция процесса обучения.




  1. Активизация применения современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.




  1. Реализация интеллектуального и творческого потенциала учащихся.




  1. Формирование у учащихся целостного представления об изучаемых предметах.


Сегодня многие учителя проявляют интерес к новым информационным технологиям. Без сомнения, этот интерес может оказаться плодотворным. Однако у некоторых он граничит с верой в и особую исключительность ИКТ, многократное использование которых позволит добиться блестящих результатов. Следует заметить, что при этом существует риск «перекормить» учащихся и наглядностью, и мультимедийными эффектами, и интерактивными упражнениями. Чувство меры, умение

органично

сочетать традиционные методы и компьютерные технологии, способность учителя отобрать нужное именно для данного занятия и класса - в этом залог успешного урока.

Урок изучения нового материала, построенный с использованием мультимедиа технологии, имеет важное преимущество - интерактивность. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации, видеоинформации, анимации. Сочетание комментария учителя, самих учащихся с видеоинформацией значительно активизирует внимание обучающихся к содержанию излагаемого

учебного



материала и повышает качество информации, интерес к новой теме.

Дата создания. Отзывы



Урок разработан и апробирован в 2010 году в рамках работы областной коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке, проходившей в г. Десногорске на базе школы №3, где получил высокую оценку педагогов. Севериной Т.А. и Винокуровой В.В. приказом Комитета по образованию г. Десногорска (№87 от 15.02.10г.) объявлена благодарность за высокий уровень проведения открытого урока по теме «Русская культура XIV – XV веков».

Аннотация



Урок по теме «Русская культура XIV – XV веков» является интегрированным (бинарным) и включает в себя три компонента: МХК, историю, литературу. Данная тема изучается в курсе Мировой художественной культуры и истории России в 10 классе.

Цель урока

– сформировать у учащихся целостное представление о русской культуре XIV – XV вв. как о сложном историческом процессе.

В рамках данной темы выдающиеся произведения древнерусского искусства, литературы рассматриваются в связи с важными историческими событиями эпохи. Зодчество XIV – XV вв. представлено храмовой архитектурой Московского Кремля. Иконопись рассматривается на примере творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва. Историческая эпоха представлена также памятниками древнерусской литературы: повестью Сафония Рязанца «Задонщина», «Повестью о нашествии Тохтамыша на Москву», отрывком из Московского летописного свода.

Методы



В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, метод проектов, проблемно-поисковый метод, информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием метода презентации.

Технические средства

: компьютер, средства мультимедиа, интерактивная доска

К конспекту урока прилагается компьютерная презентация с включёнными в неё методическими рекомендациями по её использованию, списком программно-технического обеспечения, список использованных источников, методов, диагностика, а также видеозапись урока.

Список используемого программно-технического обеспечения



Программы, использованные для подготовки урока



Программа Office Word

Программа Microsoft POWER POINT

Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель.

Для создания презентации использован шрифт Book Antiqua полужирный , жирный, размер 60, 44, 40 38, 34, анимационные эффекты «Выцветание» и «Появление с увеличением», а также эффект звука. Презентация содержит 41 слайд. Слайды 1 – 33 демонстрируются с помощью ручного показа, на слайды 34 – 41 наложен эффект звука и установлено время показа.



Технические устройства, использованные для подготовки урока



1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

Дидактические материалы



Карточки с отрывками из произведений древнерусской литературы



1.

Сафоний Рязанец «Задонщина».



Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: «Пришла нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришёл он на Русь и хочет идти на нас в Залескую землю».

И вот князь Дмитрий Иванович и его брат, Владимир Андреевич, помолившись богу, урядили свои храбрые полки в Русской земле и помянули прадеда своего, великого князя Владимира Киевского.

Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» К Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, хотят реку перейти и с жизнью расстаться нам во славу»

2. «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву»



А в Москве было замешательство великое и сильное волнение. Были люди в смятении. Одни хотели остаться, затворившись в городе, другие бежать помышляли. Город охвачен был смятением и мятежом. И вот, когда всё так происходило, приехал в город некий князь литовский, по имени Остей, и тот ободрил людей и мятеж в городе усмирил, затворился с ними в осаждённом граде со множеством народа.

Князь же Олег обвёл царя вокруг своей земли и указал ему все броды на реке Оке. Царь же перешёл Оку, взял Серпухов и сжёг его. И оттуда поспешно устремился к Москве, волости и сёла сжигая и разоряя, а народ христианский посекая и убивая, а иных детей в плен беря. И пришёл с войском к городу Москве.

_____________________________________________________________________

3. «Московский летописный свод»



Царь Большой Орды пошёл на православное христианство на Русь, на святые земли и на великого князя, похваляясь пленить всё православие и самого князя взять. С царём шла вся Орда. Князь же великий Иван Васильевич начал посылать к Оке на берег своих Воевод.

Услышал окаянный царь Ахмат, что на всех тех местах, куда ему идти, стоят против него с великим князем многие другие люди, и пошёл в Литовскую землю, желая обойти через Угру. А князь великий Иван Васильевич повелел сыну своему Ивану Ивановичу идти к Калуге, к Угре на берег.

_____________________________________________________________________

Опережающие задания, связанные с подготовкой учащимися проектов по русской иконописи, храмовой архитектуре Москвы

XIV

XV

веков



  1. Формулировка темы проекта. Составление плана проекта.

  2. Работа с искусствоведческими, историческими, литературными источниками. Сбор информации.

  3. Обработка информации. Составление текста презентации.

  4. Создание презентации в компьютерной программе Microsoft POWER POINT с использованием программ Office Word и программ работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрывателя по теме проекта.

  5. Создание общей презентации урока.

________________________________________________________

Карточки с критериями оценки проекта



  1. Соответствие содержания проекта теме. Актуальность выбранной темы в рамках данного раздела.

  2. Объём и полнота разработки.

  3. Уровень творчества. Оригинальность раскрытия темы.

  4. Использование литературных источников, цитат, иллюстраций.

  5. Качество оформления презентации. Использование эффектов анимации, звука.

  6. Грамотность речи. Умение отвечать на вопросы аудитории


Технологическая карта урока



Цели:



  1. Ознакомить учащихся с русской культурой XIV – XV вв.;

Показать, как важные события русской истории XIV – XV вв. повлияли на развитие культуры данной исторической эпохи;

  1. Развивать умения учащихся работать с историческими, искусствоведческими, литературными источниками;

Развивать творческие способности учащихся;

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;

  1. Воспитывать чувство гордости за национальное достояние России; высокие нравственные качества личности; эстетическое чувство.


Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

интегрированный (бинарный) с применением ИКТ.

МХК – история – литература

План урока



1. Русская литература 14-15 вв.

2. Русская архитектура 14-15 вв.

3. Русская иконопись 14-15 вв.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации учащихся, выполненные в программе POWER POINT, карточки с текстами произведений древнерусской литературы.

Ход урока



Организационный момент.



Учитель 2

. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета – МХК и историю. И это не случайно.

Актуализация знаний.



Учитель 1.

На протяжении нескольких уроков мы изучали социально- экономическое и политическое развитие России XIV – XV веков.

Могущество любого государства определяется не только политическим и экономическими завоеваниями, но и достижениями в материальной и духовной сфере. Из курса обществознания вспомните, как называется процесс создания человеком материальных и духовных ценностей.

Ученик.

Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей называется КУЛЬТУРОЙ.

Учитель

1.

В связи с этим определите тему нашего урока применительно к тому историческому периоду, который мы изучаем.

Определение темы урока.



Ученик

. Тема нашего урока – « Русская культура XIV – XV веков».

(Тема проецируется на экран и в тетрадь)

Мотивация.



Учитель 2.

Как вы думаете, почему, рассматривая историю любого государства, мы обращаемся к разделу «Культура»?

Ученик.

Для того чтобы посмотреть, как важные исторические события государства повлияли на развитие его культуры.

Учитель 1

. Действительно. История и культура тесно связаны. Историческая эпоха накладывает отпечаток на развитие культуры. Поэтому мы и объединили уроки МХК и истории.

Учитель 2.

Определите цель нашего урока.

Ученик.

Мы должны показать связь русской культуры XIV – XV веков с важнейшими историческими событиями данной эпохи.

(Цель урока проецируется на экран)

Учитель 2.

Поэтому мы и объединили уроки МХК и истории.

Работая по нашей теме, обратите внимание и на то, какие изменения произошли в русской культуре в этот период? С чем они связаны?

Учитель 1

. В этом нам помогут литературные памятники данной исторической эпохи, исследовательские проекты по русскому искусству XIV – XV веков, подготовленные вами к сегодняшнему уроку.

Учитель.

Работа на нашем уроке будет построена по следующему плану:

(На экран проецируется план урока)

План урока



1. Русская литература 14-15 вв.

2. Русская архитектура 14-15 вв.

3. Русская иконопись 14-15 вв.

Учитель 1.

Мы обращаемся к первому вопросу нашего урока. Запишите его в тетрадь. Назовите исторические события эпохи, которые могли найти отражение в литературе страны?

Ученик.

Куликовская битва, свержение татаро-монгольского ига, объединение русских земель вокруг Москвы.

(По окончании ответов учащихся основные события данной исторической эпохи проецируются на экран)

Учитель 1.

Правильность ваших ответов мы проверим в процессе работы над отрывками из литературных памятников 13-15 веков. Эти отрывки перед вами.

(Первоначальное ознакомление с текстом в чтении учителя)

Прочитайте первый отрывок. О каком историческом событии идёт речь?

1.

Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: «Пришла нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришёл он на Русь и хочет идти на нас в Залескую землю».


И вот князь Дмитрий Иванович и его брат, Владимир Андреевич, помолившись богу, урядили свои храбрые полки в Русской земле и помянули прадеда своего, великого князя Владимира Киевского.

Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» К Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, хотят реку перейти и с жизнью расстаться нам во славу»

Ученик.

В этом произведении говорится о Куликовской битве.

Учитель 1.

Подтвердите это цитатой.

Учитель

1.

Вы познакомились с отрывком из повести Сафония Рязанца «Задонщина».

Запишите название произведения в тетрадь.

Обратите внимание на правильность написания имён собственных, названий произведений.

(Учитель записывает название произведения на интерактивной доске, подчёркивая ошибкоопасные места).



Прочитайте второй отрывок. О каком историческом событии здесь говорится?

2.

А в Москве было замешательство великое и сильное волнение. Были люди в смятении. Одни хотели остаться, затворившись в городе, другие бежать помышляли. Город охвачен был смятением и мятежом. И вот, когда всё так происходило, приехал в город некий князь литовский, по имени Остей, и тот ободрил людей и мятеж в городе усмирил, затворился с ними в осаждённом граде со множеством народа.

Князь же Олег обвёл царя вокруг своей земли и указал ему все броды на реке Оке. Царь же перешёл Оку, взял Серпухов и сжёг его. И оттуда поспешно устремился к Москве, волости и сёла сжигая и разоряя, а народ христианский посекая и убивая, а иных детей в плен беря. И пришёл с войском к городу Москве.

Ученик.

В этом отрывке говорится о походе Тохтамыша на Москву.

Учитель 1.

Какие строки произведения это подтверждают?

eta-interesnaya-nauka-etimologiya-chelovek-obshestvo-nauka.html
eta-istoriya-govorit-kak-vazhno-serezno-issledovat-samo-ponyatie-postanovki-celej-i-ubeditsya-v-tom-chto-nashi-celi-ne-tolko-realni-praktichni-i-dostizhimi-no.html
eta-istoriya-proizoshla-v-meste-pod-nazvaniem-kannibal-sajt-kannibal-site-ne-udivlyajtes-slovo-kannibal-ne-imeet-nichego-obshego-s-eyo-zhitelyami-prosto-stranica-2.html
eta-istoriya-proizoshla-v-meste-pod-nazvaniem-kannibal-sajt-kannibal-site-ne-udivlyajtes-slovo-kannibal-ne-imeet-nichego-obshego-s-eyo-zhitelyami-prosto-stranica-3.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат